Менталитет, ментальность и ментальные характеристики культуры: общетеоретический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:53, доклад

Описание работы

Менталитет - это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом.

Файлы: 1 файл

Духовная жизнь.docx

— 51.17 Кб (Скачать файл)

Ментальность отражает тот  пласт общественного и индивидуального  сознания, в котором фактически отсутствуют  систематизация, рефлексия и саморефлексия, а отдельные идеи являются не результатом  деятельности индивидуального сознания, а представляют собой неосознанно  и автоматически воспринятые  установки, общие в целом для  той или иной эпохи и социальной группы, обусловленные коллективными  детерминантами представления и  верования, традиции, имплицитно содержащиеся в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения, лежащие в  основе рационально построенных  и логически осмысленных концепций, теорий, идеологических систем.

Глава 2. Ментальные характеристики русской культуры

2.1. Доминантные ментальные особенности культуры русского человека

Ментальные характеристики русской культуры характеризуются  целым рядом специфических особенностей, которые обусловлены тем, что  любая попытка представить русскую  культуру в виде целостного, исторически  непрерывно развивающегося явления, обладающего  своей логикой и выраженным национальным своеобразием, наталкивается на большие  внутренние сложности и противоречия. Каждый раз оказывается, что на любом  этапе своего становления и исторического  развития русская культура как бы двоится, являя одновременно два  отличных друг от друга лица. Европейское  и азиатское, оседлое и кочевое, христианское и языческое, светское и духовное, официальное и оппозиционное, коллективное и индивидуальное - эти  и подобные пары противоположностей свойственны русской культуре с  древнейших времен и сохраняются  фактически до настоящего времени. Двоеверие, двоемыслие, двоевластие, раскол - это  лишь немногие из значимых для понимания  историк русской культуры понятий, выявляемых уже на стадии древнерусской  культуры. Подобная стабильная противоречивость русской культуры, порождающая, с  одной стороны, повышенный динамизм ее саморазвития, с другой, - периодически обостряющуюся конфликтность. внутренне  присущую самой культуре; составляет ее органическое своеобразие, типологическую особенность и называется исследователями  бинарностыо (с лат. двойственность).

Бинарность в строении русской культуры - несомненный результат  пограничного геополитического положения  Руси-России между Востоком и Западом. Россия, по всей своей истории и  географии, столетиями являлась евразийским  обществом, то стремившимся сблизиться со своими европейскими соседями, то тяготевшим по всему строю жизни к азиатскому миру.[ Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.]

Это была (со времен Золотой  Орды) страна пограничной цивилизации. Деятелями культуры Запада Россия воспринималась как страна иного, неевропейского порядка. Так, Г. Гегель даже не включал русских  в свой перечень христианских народов  Европы. Многие наблюдатели приходили  к выводу, что Россия - некий евразийский  гибрид, в котором нет четких признаков  ни той, ни другой части света. Освальд  Шпенглер утверждал, что Россия - кентавр  с европейской головой и азиатским  туловищем. С победой большевизма  Азия отвоевывает Россию, после того как Европа аннексировала ее в  лице Петра Великого[ Цитата приводится по книге Россия и Запад: Диалог культур. М., 1994.].

Кроме того, культурно-исторические парадигмы в русской истории  наслаивались друг на друга: один этап еще не завершился, в то время  как другой уже начался. Будущее  стремилось осуществиться тогда, когда  для этого еще не сложились  условия, и, напротив, прошлое не торопилось уходить с исторической сцены, цепляясь за традиции, нормы и ценности. Подобное историческое наслоение этапов, конечно, встречается и в других мировых  культурах - восточных и западных, но в русской культуре оно становится постоянной, типологической чертой: язычество  сосуществует с христианством, традиции Киевской Руси переплетаются с монгольскими новациями в московском царстве, в петровской России резкая модернизация сочетается с глубоким традиционализмом допетровской Руси и т. д. Русская  Культура на протяжении столетий находилась та историческом перекрестке, с одной  стороны, модернизационных путей цивилизационного развития, свойственных западноевропейской культуре, с другой, - путей органической традиционности, характерных для  стран Востока. Русская культура всегда стремилась к модернизации, но модернизация в России шла медленно, тяжело, постоянно тяготилась однозначностью и заданностью традиций, то и дело восставая против них и нарушая. Отсюда и многочисленные еретические  массовые движения, и удалая жажда  воли (разбойники, казачество), и поиск  альтернативных форм власти (самозванчество) и т. п.

Ментальные характеристики русской культуры исторически закономерно  складывались как сложный, дисгармоничный, неустойчивый баланс сил интеграции и дифференциации противоречивых тенденций  национально-исторического бытия  русского народа, как то социокультурное  равновесие (нередко на грани национальной катастрофы или в связи с приближающейся ее опасностью), которое заявляло о  себе в наиболее решающие, кризисные  моменты истории России и способствовало выживанию русской культуры в  предельно трудных для нее, а  подчас, казалось бы, просто невозможных  общественно-исторических условиях и  обыденных обстоятельствах как  высокая адаптивность русской культуры к любым, в том числе прямо  антикультурным факторам ее более чем  тысячелетней истории.

Русскому менталитету  присущ абсолютизм - что находит  отражение даже в русском языке: частотность таких слов, как «абсолютно», «совершенно» - так же, как синонимичных им «ужасно», «страшно» - более чем  в десять раз выше в русском  языке, чем, скажем, в английском. И  сама синонимичность тех и других понятий рисует образ глобальных, потрясающих и экстремальных  перемен. Порой они выходят за рамки рационального и разумного, поскольку коллективный разум, как  и идеология, есть сохранение существующего - и ради радикального изменения  требуется опрокинуть и его тоже.

Постоянная потребность  в принципиально новом дает стремление активно перенимать чужое (столь  же быстро предавая забвению свое: пренебрегая  им как отжившим). Русской мысли  нередко ставили в вину обращение  к иностранному наследию, за отсутствием  своего собственного. Однако при этом не указывали обратную сторону медали: способность усвоения и воплощения чужих идей как общечеловеческих. Именно постоянное стремление к принципиально  иному, новому, как и восприятие универсализма (объективности) идей дает возможность  взращивать их на своей почве.

Второй русской чертой является выход за рамки своего: не только на уровне общества, но прежде всего на уровне личности, что проявляется  в преодолении межличностных  барьеров. Эта черта ярко видна  всем, кто был за границей: русские  стремятся объединять своих и  чужих, в любых условиях организуя  коллективное взаимодействие. Им легко  удается это сделать, в отличие  от представителей других наций, и это  связано с отсутствием страха и наличием привычки вторгаться в  самую суть чужой жизни, переступая личностный барьер и преодолевая  изолированность индивидуальности. Обычно это качество обозначают как  «русскую душевность». Иностранцы же нередко  воспринимают его как агрессию: нападение  на личность. Для подавляющего большинства  наций границы личности святы, и  психологический барьер между душами непреодолим.

Понятие нравственности неразрывно связано с очень значимым для  русского менталитета понятием правды - что подтверждает русский язык. Русское слово «правда» не только имеет высокую частотность в  русском языке по сравнению с  другими, но и эпитет «мать» (правда-матка, правда-матушка), живописующий кровную  близость правды человеку, его изначальное  лоно и прибежище. А также и  синоним «истина», означающий высшую правду: правду в духовном смысле, что  смыкает его с понятием истока нравственности и идеала.

Можно смело сказать, что  стремление к объединению людей/народов  идеалом или некоей универсальной  идеей является типичным для нашего характера. Исполняя такую роль, Россия (русский человек) имеет лицо перед  другими народами (людьми).

Также важны для русского менталитета понятия души: как  особого внутреннего, значимого  мира - и судьбы, соотносящейся со смирением и выражением «ничего  не поделаешь». Такие понятия души и судьбы как уникальные: присущие только русскому языку.

Эта черта характера в  физическом отношении подтверждается более чем полугодовой спячкой  природы и внешней пассивностью в этот период - на фоне которой происходит внутреннее, бессознательное брожение психики, предрасполагающее к глубинно-религиозному восприятию (в последнее время  появились исследования, доказывающие, что краткость светового дня  способствует медитации, хотя также  и депрессии). Следствием этого становится философская глубина душевной жизни, проявленная в первую очередь  даже не у философов, а у писателей, чьи произведения завоевали мировую  известность (Толстой или Достоевский). Когда умолкает ясный разум, говорят  образы. На то, что русская философия  выражает себя в художественной литературе ярче, чем в рационально-логических концепциях, неоднократно указывали  историки русской философии, среди  них Э.Л.Радлов и А.Ф.Лосев.

Нации, лишенные столь продолжительного вынужденного снижения физической активности (неизбежного в нашем климате, как бы ни влиял на нее ныне напряженный, насильственный социальный ритм жизни), не развивают такой эмоционально-душевной философской глубины.

2.2. Влияние православия на ментальные характеристики русской культуры

В формировании ментальных особенностей русской культуры огромную роль сыграло  русское православие. Оно придало  внутреннюю определенность менталитету  русского народа и в течение последнего тысячелетия определяет духовный потенциал  нации. Православная вера выполняет  для русского национального менталитета  роль духовного стержня или духовной субстанции. Православие не проповедовало  идеи предопределения. И потому ответственность  за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно  и приемлемо. Православие в этом контексте тождественно эмоционально-художественному  строю русского менталитета: оно  отражает русскую приверженность абсолютным духовным ценностям, максимализм, образно-символическое  построение отечественной национальной культуры.

Исторические условия  существования, пространственная среда, православная религия и русская  православная церковь как социокультурный  институт наложили неизгладимый отпечаток  на русский национальный менталитет.

Православная вера есть особое, самостоятельное и великое слово  в истории и системе христианства. На православии основан русский  национальный дух и национальная нравственность, уважение и любовь ко всем племенам и народам.

Нравственно-религиозная  доминанта порождает ряд особенностей русского культурного менталитета. Во-первых, ни у одного народа не было христианской идеи на национально-государственном  уровне, только у русских. Во-вторых, русский народ способен к религиозно-философскому мышлению. В-третьих, только русским  свойственно познание мира религиозной  интуицией, в отличие от Запада. В-четвертых, из всех европейских народов славяне  и особенно русские являются наиболее склонными к религии, ибо они  веровали в древности в единого  Бога, а в нашем монотеистическом язычестве было предчувствие Христа и Богородицы, а христианские понятия, такие как Бог, рай, пекло, бес  были исконно славянскими.

Ментальной характеристикой  русской культуры, которая была обусловлена  православием являются особенности  отношения к частной собственности, богатству и справедливости в  российском менталитете. В экономическом  опыте русских доминировал не экономический интерес, а сложившаяся  моральная экономика, которая главной  целью имеет выживание. Поэтому  люди отказывались от экономических  успехов и связанного с ним  риска, от тех ценностей, которые  кажутся естественными в современной  либеральной цивилизации. Имущественные  отношения для основной массы  населения носили трудовой характер, а достижения материального благополучия не являлись самоцелью. Отсюда в характере  русских относительное безразличие  к материальному богатству, индивидуальной собственности. Отсутствие традиций частной  собственности в России есть православный взгляд на богатство, которое не есть результат труда, оно посылается Богом и дается не для скопления  и хранения, но для благоугодного  к ближним полезного употребления. Внимание сосредоточено на праведном  употреблении богатства, а не стяжании его. Богатство должно служить человеку, а не наоборот. Доход не был самоцелью.

В России была создана православная этика предпринимательства и  товарно-денежных отношений, тогда  как западное христианство культивировало в человеке прагматизм, накопительство, страсть к деньгам и богатству. В русском менталитете наибольшую ценность приобретает категория  достатка, как мера духовности в  приобщении к богатству. Предприниматели  смотрели на свою деятельность иначе, чем на Западе, не столько как  на источник наживы, а как на выполнение задачи, возложенное на него Богом  или судьбой. Предпринимательство  рассматривалось как определенный вид творчества, самоутверждения.

Богатство в православной этике воспринималось как нарушение  справедливых механизмов. И если в  основе рыночной экономики лежат  принципы рациональности и целесообразности, то в России отдают приоритет идеям  справедливости. В исторической ментальности у русских выработалось уравнительное  понимание справедливости, связанное  с суровыми климатическими условиями  России, необходимостью физического  выживания людей. Здесь не существовало объективной возможности обеспечить распределение производимых материальных благ пропорционально заслугам каждого  человека перед обществом. Представления  о равенстве несут в русском  менталитете преимущественно моральный, а не правовой характер.

Информация о работе Менталитет, ментальность и ментальные характеристики культуры: общетеоретический подход