Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:53, доклад
Менталитет - это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом.
Ментальность отражает тот
пласт общественного и
Глава 2. Ментальные характеристики русской культуры
2.1. Доминантные ментальные
Ментальные характеристики
русской культуры характеризуются
целым рядом специфических
Бинарность в строении русской культуры - несомненный результат пограничного геополитического положения Руси-России между Востоком и Западом. Россия, по всей своей истории и географии, столетиями являлась евразийским обществом, то стремившимся сблизиться со своими европейскими соседями, то тяготевшим по всему строю жизни к азиатскому миру.[ Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. - М., 1994.]
Это была (со времен Золотой
Орды) страна пограничной цивилизации.
Деятелями культуры Запада Россия воспринималась
как страна иного, неевропейского порядка.
Так, Г. Гегель даже не включал русских
в свой перечень христианских народов
Европы. Многие наблюдатели приходили
к выводу, что Россия - некий евразийский
гибрид, в котором нет четких признаков
ни той, ни другой части света. Освальд
Шпенглер утверждал, что Россия - кентавр
с европейской головой и
Кроме того, культурно-исторические парадигмы в русской истории наслаивались друг на друга: один этап еще не завершился, в то время как другой уже начался. Будущее стремилось осуществиться тогда, когда для этого еще не сложились условия, и, напротив, прошлое не торопилось уходить с исторической сцены, цепляясь за традиции, нормы и ценности. Подобное историческое наслоение этапов, конечно, встречается и в других мировых культурах - восточных и западных, но в русской культуре оно становится постоянной, типологической чертой: язычество сосуществует с христианством, традиции Киевской Руси переплетаются с монгольскими новациями в московском царстве, в петровской России резкая модернизация сочетается с глубоким традиционализмом допетровской Руси и т. д. Русская Культура на протяжении столетий находилась та историческом перекрестке, с одной стороны, модернизационных путей цивилизационного развития, свойственных западноевропейской культуре, с другой, - путей органической традиционности, характерных для стран Востока. Русская культура всегда стремилась к модернизации, но модернизация в России шла медленно, тяжело, постоянно тяготилась однозначностью и заданностью традиций, то и дело восставая против них и нарушая. Отсюда и многочисленные еретические массовые движения, и удалая жажда воли (разбойники, казачество), и поиск альтернативных форм власти (самозванчество) и т. п.
Ментальные характеристики
русской культуры исторически закономерно
складывались как сложный, дисгармоничный,
неустойчивый баланс сил интеграции
и дифференциации противоречивых тенденций
национально-исторического
Русскому менталитету
присущ абсолютизм - что находит
отражение даже в русском языке:
частотность таких слов, как «абсолютно»,
«совершенно» - так же, как синонимичных
им «ужасно», «страшно» - более чем
в десять раз выше в русском
языке, чем, скажем, в английском. И
сама синонимичность тех и других
понятий рисует образ глобальных,
потрясающих и экстремальных
перемен. Порой они выходят за
рамки рационального и
Постоянная потребность в принципиально новом дает стремление активно перенимать чужое (столь же быстро предавая забвению свое: пренебрегая им как отжившим). Русской мысли нередко ставили в вину обращение к иностранному наследию, за отсутствием своего собственного. Однако при этом не указывали обратную сторону медали: способность усвоения и воплощения чужих идей как общечеловеческих. Именно постоянное стремление к принципиально иному, новому, как и восприятие универсализма (объективности) идей дает возможность взращивать их на своей почве.
Второй русской чертой
является выход за рамки своего:
не только на уровне общества, но прежде
всего на уровне личности, что проявляется
в преодолении межличностных
барьеров. Эта черта ярко видна
всем, кто был за границей: русские
стремятся объединять своих и
чужих, в любых условиях организуя
коллективное взаимодействие. Им легко
удается это сделать, в отличие
от представителей других наций, и это
связано с отсутствием страха
и наличием привычки вторгаться в
самую суть чужой жизни, переступая
личностный барьер и преодолевая
изолированность
Понятие нравственности неразрывно связано с очень значимым для русского менталитета понятием правды - что подтверждает русский язык. Русское слово «правда» не только имеет высокую частотность в русском языке по сравнению с другими, но и эпитет «мать» (правда-матка, правда-матушка), живописующий кровную близость правды человеку, его изначальное лоно и прибежище. А также и синоним «истина», означающий высшую правду: правду в духовном смысле, что смыкает его с понятием истока нравственности и идеала.
Можно смело сказать, что стремление к объединению людей/народов идеалом или некоей универсальной идеей является типичным для нашего характера. Исполняя такую роль, Россия (русский человек) имеет лицо перед другими народами (людьми).
Также важны для русского менталитета понятия души: как особого внутреннего, значимого мира - и судьбы, соотносящейся со смирением и выражением «ничего не поделаешь». Такие понятия души и судьбы как уникальные: присущие только русскому языку.
Эта черта характера в
физическом отношении подтверждается
более чем полугодовой спячкой
природы и внешней пассивностью
в этот период - на фоне которой происходит
внутреннее, бессознательное брожение
психики, предрасполагающее к глубинно-
Нации, лишенные столь продолжительного
вынужденного снижения физической активности
(неизбежного в нашем климате,
как бы ни влиял на нее ныне напряженный,
насильственный социальный ритм жизни),
не развивают такой эмоционально-
2.2. Влияние православия на ментальные характеристики русской культуры
В формировании ментальных особенностей русской культуры огромную роль сыграло русское православие. Оно придало внутреннюю определенность менталитету русского народа и в течение последнего тысячелетия определяет духовный потенциал нации. Православная вера выполняет для русского национального менталитета роль духовного стержня или духовной субстанции. Православие не проповедовало идеи предопределения. И потому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо. Православие в этом контексте тождественно эмоционально-художественному строю русского менталитета: оно отражает русскую приверженность абсолютным духовным ценностям, максимализм, образно-символическое построение отечественной национальной культуры.
Исторические условия существования, пространственная среда, православная религия и русская православная церковь как социокультурный институт наложили неизгладимый отпечаток на русский национальный менталитет.
Православная вера есть особое,
самостоятельное и великое
Нравственно-религиозная
доминанта порождает ряд
Ментальной характеристикой
русской культуры, которая была обусловлена
православием являются особенности
отношения к частной
В России была создана православная
этика предпринимательства и
товарно-денежных отношений, тогда
как западное христианство культивировало
в человеке прагматизм, накопительство,
страсть к деньгам и богатству.
В русском менталитете
Богатство в православной
этике воспринималось как нарушение
справедливых механизмов. И если в
основе рыночной экономики лежат
принципы рациональности и целесообразности,
то в России отдают приоритет идеям
справедливости. В исторической ментальности
у русских выработалось уравнительное
понимание справедливости, связанное
с суровыми климатическими условиями
России, необходимостью физического
выживания людей. Здесь не существовало
объективной возможности