Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:53, доклад
Менталитет - это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом.
Под влиянием православия
в русском менталитете
Многие исследователи отмечают равнодушие русских к устроению своей земной жизни, какое-то странное пренебрежение к материальному пласту, комфорту, удобству существования. Когда культура ориентирована на вечность, то человеческое существование в ней осознается особенно кратким и эфемерным. В «Херувимской песни» есть слова: «Всякое ныне житейское отложи попечение…», что означает отодвигание на задний план всех хлопот, связанных с обеспечением материального благосостояния, устройства в этом мире. При этом мир для такой личности - лишь временное пристанище, и ведущий тип мироощущения - это «деликатное терпение гостя».
Обращенность культуры в
вечность объясняет то, почему в
ней слабо разработана
Еще одной ментальной характеристикой
русской культуры является самопожертвование.
Самопожертвование в нашей
Конечно, самобытная русская культура и ее духовный центр - православие сложны для понимания представителей иных национальных культур. Об этом блестяще сказал Пушкин: «греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам особенный национальный характер». Не удивительно, что Запад нас не знает и не понимает, гораздо важнее, чтобы мы сами знали и понимали свою культуру и менталитет.
ЭКОНОМИКА
И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
Вы уже знаете, что в рамках общества как
сложной социальной системы формируются
и действуют различные общности и группы
- роды, племена, классы, нации, ceмьи, профессиональные
коллективы и т. д. Социальная структура
общества - это целостная совокупность
всех общностей, взятых в их взаимодействии.
Предметом дальнейшегo рассмотрения будет
взаимосвязь и взаимовлияние социаль
ной структуры общества и ее экономической
жизни.
Одной из значительных общностей выступает
нapoдoнaселение, которое является важнейшим
условием жизни и развития общества.
Темпы общественного развития,
Существует и обратная зависимость,
когда нapoдoнaселение влияет на экономику.
Ускорение или замедление темпов
экономического развития зависит от
общей численности населения, плотности
населения (в регионе с небольшой
численностью населения затруднено
разделение труда, дольше сохраняется
натуральное хозайство), темпов роста
населения (низкие темпы затрудняют
воспроизводство paбочей силы и снижают
соответственно объемы производства,
слишком высокие темпы роста на
Состояние здоровья населения также
является фактором экономического развития.
Eгo ухудшение ведет к снижению
производительности труда в хозяйстве,
сокращению продолжительности жизни.
Помимо этого, одной из причин резкого
снижения продолжительности жизни,
нaпример, у мужчин в России (в 1990-e
гг. с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные
условия (сокращение дoxoдов населения,
рост нервных стрессов в связи
с социальноэкономическими
Заметно влияние экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.
В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних лет развития российского общества является тенденция усиления экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение coциальной структуры проявилось в формировании новых coциальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.
Экономические интересы различных социальных групп неоднородны и нередко противостоят друг другу. Например, в современной России экономические интересы рабочих, предпринимателей, интеллигенции неодинаковы. Всем им противостоят интересы мафиозных групп. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема coгласования этих интересов.
Особую угрозу для политической
и экономической cтaбильности в
обществе представляет неравенство
доходов. Развитие России в 1990-e гг. привело
к значительным различиям в доходах
населения. Рыночная система, предоставленная
сама себе, отдает преимущество одним
социальным слоям и, наоборот, «наказывает.)
другие. Если эту систему не корректировать
определенной социальной политикой, то
она имеет тенденцию
В современных промышленно
Проблема согласования интересов
различных участников экономической
жизни общества остается актуальной,
поэтому экономическая и
Политика и ее роль в
жизни общества
Роль и значение политики в жизни общества.
Древнегреческий философ Аристотель считал,
что человек по своей сути - существо политическое.
Каждый человек оказывается вовлеченным
в политические отношения в той или иной
мере: как гражданин государства, член
социальной общности, политический деятель
и т. д.
Современный этап развития общества характеризуется
возрастающей ролью политики. Она воздействует
на все стороны жизни общества. Все взрослые,
дееспособные граждане через различные
механизмы избирательного процесса участвуют
в формировании органов власти, осуществлении
управления государством, распределении
материальных и духовных ценностей.
Знакомство с наукой, изучающей политику,
политологией, поможет каждому человеку
самоопределиться в политической жизни.
Политическая жизнь — это особая сторона
социальной жизни, которая тесно связана
с государственной властью, ее функциями,
институтами и способами осуществления
власти.
Политическая жизнь включает интересы
различных классов и социальных групп,
деятельность партий и общественных организаций,
общественно-политические движения. Это
очень сложное, многообразное, динамичное
и изменчивое явление, которое развивается
на социальном пространстве и включает
политические отношения, институты, процессы
и сознание людей, вступающих в мир политики.
В социальном пространстве действуют
различные политические силы, группировки,
союзы, временные и постоянные коалиции.
Взаимодействие всех этих сил при решении
социальных проблем определяет само содержание
и формы политической жизни.,
Человек способен познавать политическую
жизнь как на житейском, обыденном уровне,
так и на теоретическом, научном.
Политика - неотъемлемая часть человеческой
культуры. Она проявляется во всех взаимоотношениях
и структурах общества, пронизывает общественную
и частную жизнь человека. •
Роль политики в общественной жизни определяется
ее функциями. К ним относятся:
1) обеспечение целостности и стабильности
общества;
2) мобилизация социальных ресурсов для
удовлетворения общественных потребностей;
3) предотвращение и цивилизованное разрешение
социальных конфликтов;
4) использование принуждения и насилия
для реализации общей воли и др.
Ученые по-разному понимают сущность политики.
М. Вебер, Н. Макиавелли, К. Маркс, В. Парето
считали, что в основе политики лежат действия,
которые направлены на достижение, удержание
и использование власти. Так, М. Вебер определял
политику как "стремление к участию
во власти или к оказанию влияния на распределение
власти...". Трактовка власти как основы
политики называется субстанциональной.
Ее дополняет и конкретизирует институциональное
понимание политики, которое означает,
что власть материализуется через организации
и институты, важнейшим из которых является
государство. На этой позиции стоят французские
ученые и, прежде всего, М. Дюверже.
Правовая трактовка
политики исходит из того, что ее основой
и содержанием являются фундаментальные
права человека.
Антропологическая трактовка
политики исходит из того, что она
органически присуща
Политика также может рассматриваться
как деятельность по согласованию интересов,
разрешению конфликтов с целью обеспечения
целостности общества. Такое понимание
политики называется конфликтно-консенсусным.
Различие подходов к пониманию политики
свидетельствует о сложности этого общественного
явления, различных его проявлениях и
свойствах, глубине содержания.
Изложенное выше приводит к широкому толкованию
политики — это реализация отношений
власти, отношений, связанных с осуществлением
гражданских прав и свобод, а также система
отношений, направленных на обеспечение
целостности общества и его стабильности.
Политология — наука о политике. Политика
изучается системой политических наук:
политической философией, теорией государства
и права, политической
экономией, политической психологией
и др. Каждая из них изучает только узкий,
интересующий ее аспект политики.
Политология рассматривает политику во
всех ее проявлениях, обобщает, систематизирует
политические знания, анализирует закономерности
становления и развития политической
жизни общества и, прежде всего, политической
власти.
Политология, как и любая другая наука,
имеет свой категориальный аппарат и выполняет
ряд общественных функций.
Рассмотрим важнейшие из них.
Теоретическая функция предполагает анализ
конкретных политических явлений и процессов,
выработку определенных ценностей и идеалов
политической жизни.
Прогностическая функция предполагает
определение ближайших и отдаленных перспектив
развития стран и регионов, моделирование
будущих политических процессов.
Воспитательная функция политологии состоит
в формировании политического сознания
и политической культуры граждан, в осуществлении
их политической социализации, в обеспечении
возможности функционирования демократических
обществ.
Осуществление последней функции особенно
необходимо в российском обществе, которое
сегодня находится на стадии перехода
к рынку и правовому государству.
Знания основ политологии необходимы
каждому, так как позволяют разобраться
в сущности принимаемых государством
и политиками решений, иметь четкие
представления о гражданском обществе,
правовом государстве и других политических
явлениях.
Ценностный (аксиологический)
В рамках настоящей работы наибольший интерес представляют образовательные ценности студенческой молодежи и их место в иерархии ценностей.
Аксиологический подход к изучению культуры позволил ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентировал ее креативное (продуцирующее, творческое) начало. Но и этот подход имеет существенные ограничения. Во-первых, даже в рамках одной культурной целостности возможны различные ценностные ориентации и разное понимание того, что ценностью является, а что нет. Это порождает проблему обоснованности принятых ценностных критериев для конкретных ситуаций и разных социальных агентов. Во-вторых, конфликты ценностей требуют для своего разрешения апелляции к лежащим вне сталкивающихся ценностных систем критериям. В-третьих, порождается проблема культурного релятивизма при сравнении различных культур (нельзя сказать, что одна из них "лучше", чем другая, не заняв "пристрастной", т.е. опять-таки ценностностной позиции).
Изучение духовной культуры студенческой молодежи в рамках аксилогического подхода осложнено тем фактом, что исследователи молодежи и собственно молодежь, принадлежа к различным возрастным и социальным группам, считающим свое представление о человеческой природе верным и собственную иерархию ценностей обоснованной. В результате быстрых социальных изменений, произошедших за последние годы, одни и те же индивиды в разные периоды своей жизни живут в различных типах социальных систем.
Для тех, кто сейчас учится в высших учебных заведениях, опыт коренной смены социально-экономического порядка мог быть только опосредованным через опыт родителей, старшего поколения. Система ценностей и ценностных ориентаций различных групп сегодняшних студентов может быть и более цельной и более эклектичной, чем система ценностей старших поколений, но восприятие исследователя накладывает свой отпечаток на оценку динамических изменений культурных ценностей поколений. Зачастую приверженность молодежи определенным ценностям кажется исследователям, принадлежащим к другому поколению, поверхностной.
Отмечаемая исследователями молодежной культуры избирательность и дифференцированность в смене и преемственности поколений выражается в том, что каждое последующее поколение усваивает только те черты и нормы предыдущего, которые соответствуют изменившимся условиям и отвергает или трансформирует характеристики, неприемлемые для нового этапа общественных отношений. Именно этим, на наш взгляд, обусловлена необходимость сочетания в исследовании духовной культуры студенчества аксилогического подхода с деятельностным. Так как с помощью последнего можно определить условия возникновения и реализации культурных ценностей.