Менталитет, ментальность и ментальные характеристики культуры: общетеоретический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 20:53, доклад

Описание работы

Менталитет - это одно из основных понятий современного гуманитарного знания. Оно включает в себя главные характеристики этноса и является одним из ведущих критериев при сопоставлении наций друг с другом.

Файлы: 1 файл

Духовная жизнь.docx

— 51.17 Кб (Скачать файл)

Под влиянием православия  в русском менталитете сформировалась моральная традиция мироосвоения и  хозяйствования, сохраняющаяся и  там, где сознательная религиозность  оказалась утраченной. Для русского мироосвоения характерны принципы религиозно-этического подхода к освоению жизни.

Многие исследователи  отмечают равнодушие русских к устроению  своей земной жизни, какое-то странное пренебрежение к материальному  пласту, комфорту, удобству существования. Когда культура ориентирована на вечность, то человеческое существование  в ней осознается особенно кратким  и эфемерным. В «Херувимской песни» есть слова: «Всякое ныне житейское  отложи попечение…», что означает отодвигание  на задний план всех хлопот, связанных  с обеспечением материального благосостояния, устройства в этом мире. При этом мир для такой личности - лишь временное пристанище, и ведущий  тип мироощущения - это «деликатное  терпение гостя».

Обращенность культуры в  вечность объясняет то, почему в  ней слабо разработана временная  перспектива, ориентированность на будущее. Поэтому в таких культурах  невероятно трудно что-либо реформировать. Они сильно сопротивляются всяким изменениям, и если они происходят, то они  носят революционный, а точнее - апокалиптический характер.

Еще одной ментальной характеристикой  русской культуры является самопожертвование. Самопожертвование в нашей культуре - абсолютная ценность. В истории  несколько раз происходили довольно странные вещи - накануне и во время  страшных бед, грозивших человечеству уничтожением, многие европейские страны, их уникальные, самобытные культуры и  народы бывали спасены добровольной кровавой жертвой России.

Конечно, самобытная русская  культура и ее духовный центр - православие  сложны для понимания представителей иных национальных культур. Об этом блестяще сказал Пушкин: «греческое вероисповедание, отдельное от всех прочих, дает нам  особенный национальный характер». Не удивительно, что Запад нас  не знает и не понимает, гораздо  важнее, чтобы мы сами знали и  понимали свою культуру и менталитет.

 

 

   ЭКОНОМИКА  И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА  
 
Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной социальной системы формируются и действуют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, ceмьи, профессиональные коллективы и т. д. Социальная структура общества - это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии. Предметом дальнейшегo рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние социаль ной структуры общества и ее экономической жизни.

Одной из значительных общностей выступает  нapoдoнaселение, которое является важнейшим  условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во мнoгoм зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы eгo роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тecно связаны с экономической жизнью общества. Так, на тeмпы рождаемости влияет прежде вceгo уровень материальногo благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. Нaпример, уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5- 10 лет резко упал, что связано с yxyдшением условий жизни, сопровождавших экономические peформы. В России в 1990-e гг. также число рожденных в pacчете на 1 тыс. человек населения значительно сократилось.

Существует и обратная зависимость, когда нapoдoнaселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, плотности  населения (в регионе с небольшой  численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется  натуральное хозайство), темпов роста  населения (низкие темпы затрудняют воспроизводство paбочей силы и снижают  соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населениязаставляют направлять значительные ресурсы на eгo простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также  является фактором экономического развития. Eгo ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого  снижения продолжительности жизни, нaпример, у мужчин в России (в 1990-e гг. с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение дoxoдов населения, рост нервных стрессов в связи  с социальноэкономическими переменами и нестабильностью в обществе).

Заметно влияние экономической  жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива  социальная структура, сохраняются  социально-профессиональные группы, связанные  с натуральным хозяйством, мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.

В условиях социально-экономических  преобразований в России, распада  прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые  ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних  лет развития российского общества является тенденция усиления экономической  дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с  различными доходами, уровнями жизни  и потребления. Усложнение coциальной структуры проявилось в формировании новых coциальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.

Экономические интересы различных  социальных групп неоднородны и  нередко противостоят друг другу. Например, в современной России экономические  интересы рабочих, предпринимателей, интеллигенции  неодинаковы. Всем им противостоят интересы мафиозных групп. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов  различных социальных групп, в том  числе экономических. В современном  обществе существует проблема coгласования этих интересов.

Особую угрозу для политической и экономической cтaбильности в  обществе представляет неравенство  доходов. Развитие России в 1990-e гг. привело  к значительным различиям в доходах  населения. Рыночная система, предоставленная  сама себе, отдает преимущество одним  социальным слоям и, наоборот, «наказывает.) другие. Если эту систему не корректировать определенной социальной политикой, то она имеет тенденцию вырождаться  в систему, действующую в интересах  меньшинства общества (элита) и против большинства.

В современных промышленно развитых странах создаются государства  всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более  бедных и обделенных слоев, создаются  системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское  страхование, пособия по бедности и  др.). Так, в Швеции и Нидерландах  на социальное перераспределение приходится около 30% национальногo дохода. Социальная политика российского правительства предполагает: социальную поддержку малоимущим гражданам, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.

Проблема согласования интересов  различных участников экономической  жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дoполнять И взаимно  поддерживать друг друга. 

 

Политика и ее роль в  жизни общества 
 
Роль и значение политики в жизни общества. Древнегреческий философ Аристотель считал, что человек по своей сути - существо политическое. Каждый человек оказывается вовлеченным в политические отношения в той или иной мере: как гражданин государства, член социальной общности, политический деятель и т. д. 
Современный этап развития общества характеризуется возрастающей ролью политики. Она воздействует на все стороны жизни общества. Все взрослые, дееспособные граждане через различные механизмы избирательного процесса участвуют в формировании органов власти, осуществлении управления государством, распределении материальных и духовных ценностей. 
Знакомство с наукой, изучающей политику, политологией, поможет каждому человеку самоопределиться в политической жизни. 
Политическая жизнь — это особая сторона социальной жизни, которая тесно связана с государственной властью, ее функциями, институтами и способами осуществления власти. 
Политическая жизнь включает интересы различных классов и социальных групп, деятельность партий и общественных организаций, общественно-политические движения. Это очень сложное, многообразное, динамичное и изменчивое явление, которое развивается на социальном пространстве и включает политические отношения, институты, процессы и сознание людей, вступающих в мир политики. В социальном пространстве действуют различные политические силы, группировки, союзы, временные и постоянные коалиции. Взаимодействие всех этих сил при решении социальных проблем определяет само содержание и формы политической жизни., 
Человек способен познавать политическую жизнь как на житейском, обыденном уровне, так и на теоретическом, научном. 
Политика - неотъемлемая часть человеческой культуры. Она проявляется во всех взаимоотношениях и структурах общества, пронизывает общественную и частную жизнь человека. • 
Роль политики в общественной жизни определяется ее функциями. К ним относятся: 
1) обеспечение целостности и стабильности общества; 
2) мобилизация социальных ресурсов для удовлетворения общественных потребностей; 
3) предотвращение и цивилизованное разрешение социальных конфликтов; 
4) использование принуждения и насилия для реализации общей воли и др. 
Ученые по-разному понимают сущность политики. 
М. Вебер, Н. Макиавелли, К. Маркс, В. Парето считали, что в основе политики лежат действия, которые направлены на достижение, удержание и использование власти. Так, М. Вебер определял политику как "стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти...". Трактовка власти как основы политики называется субстанциональной. 
Ее дополняет и конкретизирует институциональное понимание политики, которое означает, что власть материализуется через организации и институты, важнейшим из которых является государство. На этой позиции стоят французские ученые и, прежде всего, М. Дюверже. 
Правовая трактовка политики исходит из того, что ее основой и содержанием являются фундаментальные права человека. 

Антропологическая трактовка  политики исходит из того, что она  органически присуща человеческому  обществу, коренится в самой его  природе, обусловлена общественным разделением труда и взаимоотношениями  индивидов. Выше уже упоминалось, что  данное понимание политики восходит к Аристотелю, который рассматривал ее как форму существования человека. 
Политика также может рассматриваться как деятельность по согласованию интересов, разрешению конфликтов с целью обеспечения целостности общества. Такое понимание политики называется конфликтно-консенсусным. 
Различие подходов к пониманию политики свидетельствует о сложности этого общественного явления, различных его проявлениях и свойствах, глубине содержания. 
Изложенное выше приводит к широкому толкованию политики — это реализация отношений власти, отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод, а также система отношений, направленных на обеспечение целостности общества и его стабильности. 
Политология — наука о политике. Политика изучается системой политических наук: политической философией, теорией государства и права, политической экономией, политической психологией и др. Каждая из них изучает только узкий, интересующий ее аспект политики. 
Политология рассматривает политику во всех ее проявлениях, обобщает, систематизирует политические знания, анализирует закономерности становления и развития политической жизни общества и, прежде всего, политической власти. 
Политология, как и любая другая наука, имеет свой категориальный аппарат и выполняет ряд общественных функций. 
Рассмотрим важнейшие из них. 
Теоретическая функция предполагает анализ конкретных политических явлений и процессов, выработку определенных ценностей и идеалов политической жизни. 
Прогностическая функция предполагает определение ближайших и отдаленных перспектив развития стран и регионов, моделирование будущих политических процессов. 
Воспитательная функция политологии состоит в формировании политического сознания и политической культуры граждан, в осуществлении их политической социализации, в обеспечении возможности функционирования демократических обществ. 
Осуществление последней функции особенно необходимо в российском обществе, которое сегодня находится на стадии перехода к рынку и правовому государству. 
Знания основ политологии необходимы каждому, так как позволяют разобраться в сущности принимаемых государством и политиками решений, иметь четкие представления о гражданском обществе, правовом государстве и других политических явлениях.

Ценностный (аксиологический)подход. Культура конституируется определенной структурированной системой ценностей, признаваемых тем или иным социумом.  В "предметности" культуры происходит лишь то или иное воплощение этих ценностей, т.е. то, к чему люди стремятся, на что ориентируются, в соответствии  с чем организуют свою активность. Общность и различие ценностей выступают основанием как для объединения людей для реализации совместных и сложных целей, так и для их дифференциации при несовпадении и конфликте целей. Таким образом, усвоение тех или иных ценностей в ходе социализации и их репродуцирование в реальной деятельности и коммуникации - основа существования социума. Характер ценностей социума задает меру свободы и вариативности поведения его социальных агентов. 

В рамках настоящей работы  наибольший  интерес представляют  образовательные  ценности  студенческой молодежи и их место в иерархии ценностей.

Аксиологический подход к изучению культуры позволил ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, акцентировал ее креативное (продуцирующее, творческое) начало. Но и этот подход имеет существенные ограничения. Во-первых, даже в рамках одной культурной целостности возможны различные ценностные ориентации и разное понимание того, что ценностью является, а что нет. Это порождает проблему обоснованности принятых ценностных критериев для конкретных ситуаций и разных социальных агентов. Во-вторых, конфликты ценностей требуют для своего разрешения апелляции к лежащим вне сталкивающихся ценностных систем критериям. В-третьих, порождается проблема культурного релятивизма при сравнении различных культур (нельзя сказать, что одна из них "лучше", чем другая, не заняв "пристрастной", т.е. опять-таки ценностностной позиции).

Изучение духовной культуры студенческой молодежи в рамках аксилогического  подхода осложнено тем фактом, что исследователи молодежи и  собственно молодежь, принадлежа к различным возрастным и социальным группам, считающим свое представление о человеческой природе верным и собственную иерархию ценностей обоснованной. В результате быстрых социальных изменений, произошедших за последние годы, одни и те же индивиды в разные периоды своей жизни  живут в различных типах социальных систем.

Для тех, кто сейчас учится в высших учебных заведениях, опыт коренной смены социально-экономического порядка мог быть только опосредованным через опыт родителей, старшего поколения. Система ценностей и ценностных ориентаций различных групп сегодняшних студентов может быть и более цельной и более эклектичной, чем система ценностей старших поколений, но восприятие исследователя накладывает свой отпечаток на оценку динамических изменений культурных ценностей поколений. Зачастую приверженность молодежи определенным ценностям кажется исследователям, принадлежащим к другому поколению,  поверхностной.

Отмечаемая исследователями  молодежной культуры избирательность  и дифференцированность  в смене и преемственности поколений выражается в том, что каждое последующее поколение усваивает только те черты и нормы предыдущего, которые соответствуют  изменившимся условиям и отвергает или трансформирует характеристики, неприемлемые для  нового  этапа общественных отношений. Именно этим, на наш взгляд, обусловлена необходимость сочетания в исследовании духовной культуры студенчества аксилогического подхода с деятельностным. Так как с помощью последнего можно определить условия возникновения и реализации культурных ценностей.

Информация о работе Менталитет, ментальность и ментальные характеристики культуры: общетеоретический подход