Метод «мозгового штурма»: сущность, организация, проведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:55, реферат

Описание работы

При разработке корпоративных систем управления знаниями самое узкое место - не программный аспект, как думают многие, а задача извлечения, формулирования, структурирования и представления информации, т.е. данных и знаний. Групповые методы активно помогают в извлечении необходимой информации и знаний. Основное достоинство групповых методов - это возможность одновременного «поглощения» знаний от нескольких специалистов предприятия или экспертов, взаимодействие которых вносит в этот процесс элемент принципиальной новизны: индивидуальное или персональное знание, разные взгляды и позиции существенно обогащают общее поле знаний.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…3

1. Сущность метода мозгового штурма……………………………………….4
2. Условия и техника проведения мозгового штурма……………..…….…...6
3. Правила проведения мозгового штурма……………………………….......12
4. Этапы проведении мозгового штурма…….……………………………….14

Заключение………………………………………………………………….….19

Список используемой литературы….……………….………………….…….20

Файлы: 1 файл

ИСЭПП Крятов В.В..docx

— 42.20 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО                  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ                    ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ»


 

Кафедра УП-1

 

 

 

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ»

 

 

«Метод «мозгового штурма»: сущность, организация, проведение»

 

 

 

 

 

 

Выполнил  студент :

4 курса                                                                                                                            Специальности - 080504                                                                                                                             Группа – «УП-1»

Заочной формы  обучения                                                                                                                             Крятов В.В.

 

Проверил: Тавокин Е.П.

 

 

 

 

                                                           Москва – 2013

 

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………...…3

 

1. Сущность метода мозгового штурма……………………………………….4

2. Условия и техника проведения мозгового штурма……………..…….…...6

3. Правила проведения мозгового штурма……………………………….......12

4. Этапы проведении мозгового штурма…….……………………………….14

 

Заключение………………………………………………………………….….19

 

Список используемой литературы….……………….………………….…….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При разработке корпоративных систем управления знаниями самое узкое  место - не программный аспект, как  думают многие, а задача извлечения, формулирования, структурирования и  представления информации, т.е. данных и знаний. Групповые методы активно  помогают в извлечении необходимой  информации и знаний.

 Основное достоинство групповых  методов - это возможность одновременного  «поглощения» знаний от нескольких  специалистов предприятия или  экспертов, взаимодействие которых  вносит в этот процесс элемент  принципиальной новизны: индивидуальное  или персональное знание, разные  взгляды и позиции существенно  обогащают общее поле знаний. Однако следует отметить, что  эти методы гораздо более трудоемки  и дороги, чем индивидуальные, по  причине сложности их организации. 

 Активные групповые методы  обычно используются как своего  рода острая приправа на стадии  извлечения знаний, сами по себе  они не могут служить источником  более или менее полного знания. Их применяют как дополнение  к традиционным индивидуальным  методам (наблюдения, интервью и  т. д.), ради активизации мышления  и поведения специалистов предприятия. 

 Обмен мнениями по спорным  вопросам имеет давнюю традицию  в истории человечества (вспомним  античную Грецию, Индию). До наших  дней дошли литературные памятники,  связанные с обсуждением спорных  вопросов (например, «Искусство спорить»  Протагора, работы софистов) и  послужившие первоосновой диалектики - науки вести беседу, спорить,  развивать теорию. В самом слове  дискуссия (от лат. discussio - исследование) содержится указание на то, что это метод научного познания, а не просто споры (для сравнения: полемика, от греч. polemikos - воинственный, враждебный)

 

 Одним из наиболее известных  и широко применяемых методов  поиска идей путем творческого  сотрудничества группы специалистов является метод «мозгового штурма». Будучи единым мозгом, группа старается штурмом преодолеть трудность, которая мешает решить рассматриваемую проблему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Сущность метода мозгового штурма

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.

Сущность метода мозгового штурма заключается в том, что отбирается группа квалифицированных экспертов, но оценки и выводы делаются в ходе заседания. Все эксперты делятся  на две группы: первая генерирует идеи (выставляет оценки), а вторая — их анализирует. При этом запрещается  критиковать ту или иную идею. Идея, с которой согласится большинство  экспертов, и считается правильной.

Метод "мозгового штурма":

-достаточно оперативен и надежен;

-это максимум идей за короткий отрезок времени;

-это отсутствие какой-либо критики;

-это развитие, комбинация и модификация как своих, так и чужих идей.

 

Этот метод специально разработан для получения максимального  количества предложений. Его эффективность  поразительна: 6 человек за полчаса  могут выдвинуть 150 идей. Бригада  проектировщиков, работающая обычными методами, никогда не пришла бы к  мысли о том, что рассматриваемая  ими проблема имеет такое разнообразие аспектов.

«Мозговой штурм», или «мозговая атака» - один из наиболее распространенных методов  раскрепощения и активизации  мышления. Другие методы (метод фокальных  объектов, синектика, метод контрольных вопросов) применяются гораздо реже из-за меньшей их эффективности.

Чтобы обеспечить максимальный эффект, мозговой штурм  должен подчиняться определенным правилам, в противном случае мозговой штурм  превращается в обычное совещание. Метод мозгового штурма очень  эффективен при решении организационных  и управленческих проблем, например найти новое применение для выпускаемой продукции, придумать соответствующую реакцию на действие конкурента, усовершенствовать рекламу и т.д.

Мозговая  атака является методом увеличения числа предложений. Цель этого метода — создать как можно больше любых, даже “безумных”, идей, часть  которых может оказаться на удивление  полезной.

Создавать новое, полагаясь на собственные  силы, трудно. Гораздо проще (как  в маркетинге, так и вообще в  любой работе) искать решение всем коллективом или командой единомышленников.

 

    1. Условия и техника проведения мозгового штурма

 Техника проведения  мозгового штурма

Техника мозгового штурма такова. Собирается группа лиц, отобранных для  генерации альтернатив. Главный  принцип отбора — разнообразие профессий, квалификаций, опыта (такой принцип  позволяет расширить фонд априорный  информации, которой располагает  группа). Сообщается, что приветствуются все идеи, возникшие как индивидуально, так и по ассоциации при выслушивании предложений других участников, в  том числе и лишь частично улучшающие чужие идеи (каждую идею рекомендуется  записывать на отдельной карточке). Категорически запрещается любая  критика — это важнейшее условие  мозгового штурма: сама возможность критики тормозит воображение. Каждый по очереди зачитывает свою идею, остальные слушают и записывают на карточки новые мысли, возникшие под влиянием услышанного. Затем все карточки собираются, сортируются и анализируются, обычно другой группой экспертов.

Число альтернатив можно впоследствии значительно увеличить, комбинирую сгенерированные идеи. Среди полученных в результате мозгового штурма идей может оказаться много глупых и неосуществимых, но глупые идеи потом  легко исключить последующей  критикой.

Категории участников

    • Жестких ограничений нет, но лучше включать в группу работников с относительно небольшим опытом работы — они еще не имеют выработанных стереотипов.
    • При решении специфических задач необходимо приглашать специалистов (но они будут приглашенными, а не участниками).
    • Рекомендуется формировать смешанные группы (из мужчин и женщин). Как правило, наличие представителей разного пола оживляет атмосферу работы.
    • При проведении мозгового штурма желательно, чтобы количество активных и умеренных членов группы было примерно поровну.
    • Необходимо, чтобы разница в возрасте, служебном положении между членами группы была минимальной. Присутствие начальства также сдерживает и ограничивает ход протекания мозгового штурма.
    • Не рекомендуется приглашать на проведение мозгового штурма скептически настроенного руководителя, даже при условии его участия в роли наблюдателя.
    • Целесообразно время от времени вводить в группу новых людей, новые люди вносят новые взгляды, идеи, стимулирующие мышление.

 

Количество участников:

  • Оптимальный состав группы от 6 до 12 человек. Оптимальное участников число — 7.
  • Не рекомендуется разбивать участников группы на более мелкие (2 и более).
  • Количество людей в группе также зависит от количества в ней активных и умеренных членов. Если больше активных, то количество людей в группе должно быть меньше, больше умеренных — наоборот.

Обстановка, место  проведения

  • Для проведения мозгового штурма целесообразно место проведения использовать аудиторию или отдельную комнату, вдали от постороннего шума. На стене рекомендуется повесить плакат с основными правилами проведения мозгового штурма.
  • Желательно иметь доску, которую участники могут использовать для отображения своих идей. Столы и стулья рекомендуем расположить в виде буквы П, О, круга или полуэллипса. Это облегчает контакт участников и повышает коммуникабельность. Если группа небольшая (5 — 6 человек) — наиболее удобен круглый стол.
  • Желательно иметь магнитофон: человек может не успеть вникнуть в идею и упустить ее.
  • Не забывайте, что юмор во время собрания необходим. Это способствует созданию непринужденной обстановки и творческой атмосферы.

 

 

 

Продолжительность и  время

  • Как правило, продолжительность проведения мозгового штурма и время колеблется в пределах 40 — 60 минут. Это наиболее эффективный промежуток времени.
  • При решении простых проблем или при ограничении по времени наиболее подходящая продолжительность обсуждения — 10-15 минут.
  • Наиболее подходящее время для проведения мозгового штурма — утро (с 10 до 12 ч), но также можно проводить его и после обеда (с 14 до 18 ч).

 

Типы проблем, решаемые методом мозгового штурма

  • Метод мозгового штурма позволяет решать любую проблему, решаемые методом имеющую несколько возможных вариантов решений. Проблемы, мозгового штурма имеющие только один ответ или ограниченное число возможных решений, не подходят для решения этим методом.
  • Необходимо также избегать решения слишком общих, абстрактных проблем.
  • Рекомендуется избегать полного решения проблемы за одну сессию. Если начальная формулировка слишком широка и обобщена, следует подразделить ее на ряд подпроблем.
  • Метод мозговой атаки можно с успехом использовать для сбора информации, а не идей, т. е. для выяснения источников или формирования вопросов анкеты.
  • Проблемы для обсуждения рекомендуется формулировать просто и ясно.

 

Озвучивание проблемы

  • Тема мозгового штурма раскрывается участникам заранее, за несколько дней до обсуждения. В этом случае ведущий (председатель) представляет краткое изложение темы или проблемы (до 5 мин, объемом на пол-листа), раздает ее участникам заранее.
  • Ознакомление участников мозговой атаки с темой или проблемой непосредственно при проведении мозгового штурма.
  • Существует также и смешанный способ подачи темы или проблемы для мозговой атаки. То есть заранее сообщается частичная, а не полная информация по проблеме.

Рекомендуется использовать три правила представления идеи или проблемы:

  • Показать или проиллюстрировать путь развития проблемы или ситуации. Если это возможно, то лучше графически.
  • Дать рекомендации по выбору основных точек соприкосновения. Использовать диаграммы, модели и все, что наилучшим образом подходит для этой цели. Желательно все это показать и объяснить просто и четко.
  • Суммировать имеющиеся точки зрения, показать их преимущества и недостатки. Еще раз подчеркнуть необходимость решения.

Информация о работе Метод «мозгового штурма»: сущность, организация, проведение