Метод «мозгового штурма»: сущность, организация, проведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 09:55, реферат

Описание работы

При разработке корпоративных систем управления знаниями самое узкое место - не программный аспект, как думают многие, а задача извлечения, формулирования, структурирования и представления информации, т.е. данных и знаний. Групповые методы активно помогают в извлечении необходимой информации и знаний. Основное достоинство групповых методов - это возможность одновременного «поглощения» знаний от нескольких специалистов предприятия или экспертов, взаимодействие которых вносит в этот процесс элемент принципиальной новизны: индивидуальное или персональное знание, разные взгляды и позиции существенно обогащают общее поле знаний.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...…3

1. Сущность метода мозгового штурма……………………………………….4
2. Условия и техника проведения мозгового штурма……………..…….…...6
3. Правила проведения мозгового штурма……………………………….......12
4. Этапы проведении мозгового штурма…….……………………………….14

Заключение………………………………………………………………….….19

Список используемой литературы….……………….………………….…….20

Файлы: 1 файл

ИСЭПП Крятов В.В..docx

— 42.20 Кб (Скачать файл)

 

Роль руководителя (лидера)

    • Основные функции руководителя заключаются в информировании всех участников о правилах мозговой атаки , в (лвдера) контроле за их соблюдением, а также в общем контроле за дискуссией, чтобы она оставалась в рамках или границах обсуждаемой темы или проблемы.
    • Важно, чтобы руководитель сам участвовал в генерировании идей. Он одновременно должен выполнять роль стимулятора или катализатора в случае замедления темпа генерирования идей. Хороший руководитель, как правило, должен заранее иметь список возможных решений проблемы.
    • Роль руководителя заключается также в подборе участников мозгового штурма как минимум за 2 дня до ее проведения.
    • Эффективный руководитель постоянно подбрасывает «дикие» и безрассудные идеи и предложения, чтобы продемонстрировать, что они поощряются.
    • Иногда бывает, что группе участников трудно избавиться от традиционных подходов, стереотипов в решении проблемы. В этом случае рекомендуем использовать маленькую хитрость: руководитель останавливает ход мозгового штурма и вводит ограничения: в течение 2-3 минут предлагать только непрактичные, самые необычные идеи.
    • Часто бывает, что участники продолжают генерировать интересные идеи и после проведения собрания. В этом случае задача руководителя — собрать группу через несколько дней и зафиксировать эти идеи.

 

Оценка идей

    • Для оценки идей необходимо выбрать критерии. Критериями оценки могут быть актуальность, практическая реализация, решаемость собственными силами, новизна и т. д.
    • Оценка идей может осуществляться той же или другой группой по составу. Если оценка осуществляется той же группой участников, то, как правило, она производится через несколько дней.

 

 

 

 

    1. Правила проведения мозгового штурма

Правило 1: Запрещается  всякая критика идей, высказываемых  во время проведения мозгового штурма

Принцип проведения мозгового штурма заключается в приоритете количества высказанных идей над их качеством. Высказываемые участниками идеи, пусть даже самые сумасшедшие, могут  служить отправной точкой для  развития мыслительного процесса других участников. В этом и заключается  преимущество коллективного мышления над индивидуальным. Любая, даже самая малая, оценка высказанной идеи может повлиять на весь процесс проведения мозгового штурма. Он будет успешным, если каждый участник направит свои усилия в конструктивное русло.

 

Правило 2: Свободный  полет мыслей и поощрение самых  «безумных» идей

Целью мозгового штурма, как коллективного  творческого процесса, является поиск  нестандартных, нетрадиционных идей. В  противном случае этот процесс может  превратиться в обычное совещание, на которых чаще всего предлагаются и обсуждаются именно стандартные идеи и решения, которые не всегда являются результативными и эффективными.

Для появления творческих идей необходим  определенный настрой, когда мысли  свободно проносятся в нашей голове. Это состояние характеризуется  включением в работу нашего подсознания. Для появления такого настроя  участников мозгового штурма следует проводить специальную разминку с задачами на анализ и синтез, ассоциативные связи и т.д.

Высказывая свои идеи, участникам необходимо помнить, что совершенно не имеет значения, применимы они  на практике или нет, так или иначе, многие из них, возможно, помогут найти  эффективное решение.

Правило 3: Выдвижение как можно большего количества идей

Как уже упоминалось, для проведения мозгового штурма наиболее важно  количество высказанных идей, чем  их качество. Та как генерировать идеи участники должны (и могут) в течение  небольшого ограниченного времени, то они должны научиться использовать уже высказанные другими участниками  идеи для быстрого обдумывания и  предложения новых.

В практике работы таких групп можно  отметить, что целью проведения мозгового  штурма является выдвижение более 100 идей за 20 минут. Самым продуктивным (успешным) мозговым штурмом является тот, при  проведении которого за 20 минут предлагается 200 — 250 идей.

 

Правило 4: Обязательная фиксация всех идей

При проведении мозгового штурма должна быть зафиксирована каждая идея, даже если она повторяется. Все участники  группы должны видеть все зафиксированные  идеи, поэтому следует заранее  к этому подготовиться.

Обычно идеи записывают маркерами  на больших листах бумаги. Развесить  их лучше заранее, перед началом  мозгового штурма и разместить на стенах таким образом, чтобы они  были хорошо видны каждому участнику.

 

Правило 5: Инкубация  идей

После того, как все идеи высказаны  и зафиксированы, необходимо время  для того, чтобы их обдумать и  оценить. Зачем нужен этот этап? Дело в том, что инкубационный период позволяет человеку оправиться от усталости, связанной с решением проблемы. Перерыв  в трудной проблеме позволяет  также забыть несоответствующие  подходы к ней.

Решению проблемы может мешать функциональная закрепленность, и не исключено, что  во время инкубационного периода  человек забывает старые и безуспешные  способы ее решения. Опыт показывает, что в период инкубации человек  продолжает работать над задачей  бессознательно. Кроме того, во время  перерыва в процессе решения проблемы может происходить реорганизация  материала.

 

    1. Этапы проведения мозгового штурма

Изучив правила мозгового штурма, теперь можно уделить внимание отдельным  этапам успешного проведения мозгового  штурма и оценки идей после их «инкубации».

Этап 1

Руководитель должен ознакомить участников группы с правилами проведения мозгового  штурма. Лучше всего записать эти  правила на плакате и на каждом собрании группы вывешивать его на стену таким образом, чтобы он был хорошо виден всем участникам.

Этап 2

Для успешного проведения мозгового  штурма участникам необходимо настроиться  на творческий лад. Руководитель проводит с участниками разминку, решая  различные задачи на ассоциативное  мышление, анализ и синтез и т. д. Лучше всего сотрудникам, являющимся участниками постоянно действующей  команды, постоянно развивать свои творческие способности.

Затем рекомендуется провести репетицию  мозгового штурма. Группе необходимо выбрать проблему (лучше бытового характера), в решении которой  каждый из участников в некоторой степени компетентен, и провести краткий мозговой штурм (разминку) с целью перестройки мышления на творческий процесс.

Делайте так всегда, ведь только кажется, что каждый без труда сможет включиться в работу, но в действительности этого не происходит!

 

Этап 3

Участникам группы следует подготовиться к проведению мозгового штурма развесить на стены большие листы бумаги, на которых будут зафиксированы поступающие идеи. При этом необходимо помнить, что при быстром темпе выдвижения идей могут появиться трудности в необходимости фиксирования их на бумаге. Фиксировать идеи в таком случае могут 2-3 человека поочередно. Можно принять и такие условия: участники фиксируют свои идеи на небольшом листе бумаги и высказывают их по очереди по просьбе ведущего.

 

Этап 4

Далее следует подготовиться к  началу мозгового штурма. Здесь могут  быть возможны следующие варианты:

    • Проблема уже сформулирована, но ее определение слишком общее, требующее уточнения. В этом случае первоначальную формулировку следует разместить в качестве заголовка на большом листе бумаги.

 

    • Группа не знает, над какой проблемой она будет работать, но в этом случае надо попытаться сформулировать общее направление поиска. В этом случае лучше всего начало общего заголовка может звучать так: «Каким образом мы можем... » и далее закончить фразу (что-то преобразовать, улучшить и т. д.). После окончательного выбора темы ее определение в виде заголовка также размещается на большом листе бумаги.

 

Этап 5

Процесс выдвижения идей может происходить  разными способами. Существует много  различных методик, основанных на принципах  проведения мозгового штурма, некоторые  из них описаны далее в данной главе. Но при разных вариантах проведения мозгового штурма обычно используют два подхода к процессу выдвижения идей.

1 подход. Участники могут высказывать идеи по очереди, в определенном порядке. Обычно руководитель предлагает высказаться очередному члену группы. Если кто-нибудь из участников не знает, что предложить, то он говорит: «Я пропускаю» и право высказаться переходит к следующему участнику. Руководитель (или специально выделенный для этого участник группы) фиксирует высказанные идеи на больших листах бумаги. Участникам же рекомендуется свои идеи фиксировать на небольших листках, чтобы не забыть их, пока он ждет своей очереди высказаться. В этом случае идеи поступают упорядочение и их легко зафиксировать. Кроме того, в процессе участвуют все члены группы.

2 подход. Второй подход является бессистемным, так как каждый участник группы может в любое время высказать свои идеи. В данном случае идеи высказываются свободно и естественно, но есть большая трудность с фиксацией идей. В этом случае можно увеличить количество человек, которые будут фиксировать идеи (обычно 2 — 3 человека). Минус такого подхода состоит в том, что такой подход не стимулирует направление мысли и не дает гарантии вовлечения в процесс выдвижения идей всех участников.

Этап 6

После того как все идеи зафиксированы, необходимо время для того, чтобы  их обдумать и оценить. Участникам группы рекомендуется после проведения мозгового штурма расстаться не менее  чем на неделю, чтобы обдумать все  высказанные идеи.

Лучше всего развесить листы  с зафиксированными идеями на видном месте, где участники группы смогут постоянно видеть их. Кроме того, к обсуждению идей, высказанных во время проведения мозгового штурма, другие сотрудники предприятия добавляют  свои идеи на развешенные листы (мозговая атака на доске).

Затем, по прошествии какого-то времени (чаще недели), участники группы проводят новый мозговой штурм по списку идей, составленному на предыдущей встрече.

 

Этап 7

Он дает начало процессу оценки. Это  обычно происходит на следующем собрании группы. Наилучший способ организовать оценку идей из списка — это сгруппировать  их по темам, прежде чем некоторые  предложения будут отвергнуты как  нереальные. После получения списка идей, сгруппированных по темам, следует  рассмотреть каждую из них, чтобы  выявить наилучшие идеи, которые  могут быть быстро и легко реализованы.

Дальнейшие действия группы зависят  от предмета мозгового штурма. Если его целью было определение проблемы, над которой предстоит работать, то группа должна выбрать основную тему, а затем сконцентрировать внимание на идеях, относящихся к ней, чтобы  выявить наиболее подходящие для  рассмотрения. В другом случае, если в результате мозгового штурма группа получила набор возможных вариантов  решения проблемы, то следующим этапом будет их анализ методом Парето для выявления одного или двух наиболее пригодных вариантов. Принцип Парето также можно использовать для тщательного изучения идей при принятии точных решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Применяя  метод «мозговой атаки», группа может  быстро создать внушительный лист идей, проблем, задач, требующих разработки, быстро их объяснить и сделать  оценку. Существуют следующие фазы мозговой атаки: генерация идей, уточнение  и оценка. Эти фазы должны переходить одна в другую, поочередно. Ударение делается на количестве идей, а не на их качестве. Мозговая атака - это отличный прием для того, чтобы использовать творческое мышление команды. 

Замечено, что боязнь критики мешает созидательному мышлению, поэтому основная идея штурма - это отделение процедуры генерирования  идей в замкнутой группе специалистов от процесса анализа и оценки высказанных  идей.

Мозговая  атака помогает нам узнать себя как  команду, документально оформить то, что мы, как команда, знаем. Также  он стимулирует творческую активность команды, позволяет каждому быть включенному в деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

1.«Исследование социально-экономических и политических процессов», Учеб. пособие. — Е.П.Тавокин,- М.: ИНФРА-М, 2008. — 189 с.

2. Армстронг М. Основы менеджмента: как стать лучшим руководителем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 512 с. 2006.

3. Веснин Р.Р.: Основы менеджмента; - М: Институт международного права и экономики, 2005

Информация о работе Метод «мозгового штурма»: сущность, организация, проведение