Методика гендерного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть и раскрытьметоды гендерных исследований в социальной работе.
Задачи исследования:
- дать определение понятия «гендер», «гендерная социология»;
- рассмотреть историю становления и современное состояние гендерных исследований;
- раскрыть суть основных направлений методов гендерных исследований.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы гендерных исследовании
Понятие гендер………………………………………………………5
История гендерных исследований………………………………...10
Глава 2. Методика гендерного исследования
2.1. Методы гендерных исследований……………………………………..15
2.2. Акционистские и партисипаторные гендерные исследования в социальной работе……………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

генднр.docx

— 58.56 Кб (Скачать файл)

 В мировой исторической  науке 70-х годы были временем  рождения "истории женщин" как  самостоятельного направления, имеющего  бесспорную актуальность. Формированию "женской истории" как особой  субдисциплины способствовал, с  одной стороны, интерес к ней  тех, кто изучал проблемы массовых  движений и увидел в исследовании  создания первых женских организаций, в истории феминизма и суфражизма  ключ к пониманию острых вопросов  современности: что следует понимать  под пресловутым "угнетением женщин", всегда ли оно существовало, как  и когда возникло, каковы были  причины его появления и каковы  формы, методы и пути преодоления неравенства.

 Возникновение "женской  истории" было поддержано - и также  не случайно - медиевистами. Возросшие  трудности исторического познания (расширение числа источников, диверсификация  прежних итогов и результатов), устаревание методов и прежних  методологических ориентиров превратило  медиевистику и историю раннего  Нового времени в "испытательный  полигон" для новейших аналитических  экспериментов. Именно медиевисты  и модернисты первыми предложили  преодолеть упрощенный, событийно - политизированный подход к освещению прошлого. Именно они обратили внимание на Человека как на субъекта истории, на те внутренние взаимосвязи между разнообразными сферами его социальной деятельности, которые обеспечивали развитие общества, его целостность и неповторимость на каждом временном этапе. Чтобы обозначить круг изучаемых проблем, сторонники нового подхода к изучению прошлого стали именовать себя приверженцами, так называемой социальной истории.

 Рождение как раз  в это время концепции "гендера", о которой было сказано выше, способствовало появлению и быстрому  росту числе исследований, в которых "история женщин" была четко  отделена от "истории мужчин". Это была попытка переписать историю или, по остроумному наблюдению англичанки Э. Дэвин - стремление преодолеть безусловное господство "старой истории", сопровождавшееся готовностью заменить "общеупотребляемый термин "history" (который можно прочитать и как "his-story", дословно: "его история", "история мужчины") - новым термином, характеризующим иной подход к изучению прошлого, а именно термином "herstory" (то есть "ее история", "история женщины").

Творческое многоголосье, стремление показать широту, репрезентативность, применимость к изучению "истории женщин" методов и методик, выработанных разными науками и разными научными школами, усилили взаимодействие women's studies со все более крепнущими концепциями социологии пола (в том числе постмодернистскими). Главной из них в начале 80-х годов стала именно гендерная концепция. К этому времени толкование содержания этого нового понятия изменилось в направлении рассмотрения его не в плане концептуализации мужского доминирования, а как понимания некоего комплекса или, точнее, системы, которая в разных формах присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных процессах. Ситуация, при которой употребление термина "гендер" предполагало, прежде всего "изучение женщин", как бы добавление - воспользуемся знаменитым арготизмом К. Маркса - "женского фермента" в программы научных разработок, сменилась пониманием гендерных исследований как исследований всех форм взаимодействия и "взаимооталкивания" мужского и женского (и, проще говоря, сосуществования мужчин и женщин) в культурах и обществах, соотношение типов мужественного и женственного, типичных для конкретного социума.

 Гендерный подход к  исследованию - это учет многовариативного  влияния фактора пола. Пол как  категория состоит, таким образом, как бы из двух важнейших  компонентов: пола биологического (sex) и пола социального (gender) .

 Гендерные исследования  обрели к настоящему времени  свой особый дискурс и свой  словарь, свою специфическую тематику.

 Гендерный подход к  анализу прошлого предполагает  и новые методы, а также активное  привлечение методов разных гуманитарных  и естественных дисциплин. Как  правило, большинство из гендеристов  не отказывается от методов  исторического анализа, не отрицает  принципа историзма и признает  исключительное значение сравнительного (компаративного) метода. Иногда противопоставляющие  себя агрегативный (сбор разрозненных  фактов из источников различных  типов и видов) и казуальный (детальное  рассмотрение редких, уникальных, нетипичных  явлений) методы свободно уживаются  и переплетаются в гендерных  исследованиях, помогая реконструкции  макро- и микроструктур различных  социумов.

Наиболее перспективны гендерные исследования в области культурологии, истории ментальностей, общественного сознания. Происхождение гендерных стереотипов, истоки разделения социальных и семейных ролей и форм деятельности (способы их воспроизводства, межпоколенной трансмиссии), гендерное измерение повседневности, гендерный аспект истории детства, юности, старости, вдовства, сексуальности, различия в поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках, представления о типично "мужском" и типично "женском" в истории одного и того же этноса или разных, но в одну эпоху, культурно-символический аспект (неявные ценностные ориентации и установки, чаще всего представляющие "мужское" как позитивное, значимое и доминирующее, а "женское" как негативное, вторичное, подчиненное), "братство" и "сестринство" в этническом и классовом (социально- стратифицированном) контекстах, гендерная идентичность и история развития женского/мужского самосознания, женская/мужская психология глазами представителей противоположного пола в разных исторических контекстах, коррекция андроцентрической записи истории через описание истории глазами женщин и наоборот (что проще!), например, истории движения за права женщин - историком-мужчиной, гендерный анализ психологии творчества и его отражение в литературных, живописных и т. п. произведениях - от античности и средневековья до современности, гендерные особенности селективной и автоматической памяти (по биографиям и другим источникам личного происхождения), - вот лишь краткий перечень наиболее значимых тем в этой области.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Методика гендерного исследования

2.1. Методы гендерных исследований

 

Сегодня многообразие теоретического инструментария и возросшие связи наук дают возможность складываться междисциплинарным стратегиям, включающим единство и многообразие аспектов и подходов исследования. Гендерный подход как раз и отвечает тем требованиям современной науки, которые обеспечивают полноту охвата в объяснении и прогнозировании как глобальных, так и локальных процессов как на уровне объективной необходимости и исторической опосредованности, так и на уровне частного и единичного.

 Поскольку гендерные  исследования включают проблемы  социализации, самоидентификации, самоактуализации, а, кроме того, проблемы социальной  стратификации и субординации, следовательно, гендерные исследования должны  базироваться на методах социологии, психологии, политологии и других  гуманитарных и социальных дисциплин. В связи с таким активным  освоением данной проблематики  встает потребность в систематизации  методологии изучения гендерных  отношений.

 В настоящее время  размышления по поводу методологии  изучения гендерных отношений  сводятся к критике эссенциализма [1. С.29-49], который базируется на  тезисе о биологических особенностях  мужчины и женщины, детерминирующих  характер гендерных отношений. На  наш взгляд, при изучении данного  вопроса необходимо использовать  целую совокупность подходов, среди  которых особое внимание заслуживают  системный, структурно-функциональный, компаративный, синергетический, комплексный  подходы, а также количественные  и качественные методы социологии. Целесообразность применения целой  совокупности подходов к изучению  гендерных отношений обусловливается  многомерностью последних и требованием  их разностороннего осмысления.

 Одним из наиболее  важных подходов при анализе  гендерных отношений является  системный подход, благодаря которому  изучаемый объект представляется  не только в качестве элемента  большей системы, но и в качестве  системы как таковой со своими  элементами и функциями.

 С одной стороны, системный  подход позволяет рассмотреть  гендерные отношения в качестве  одного из системообразущих элементов  социальных отношений, который существует  наряду с другими элементами  и вступает с ними в определенные  отношения. С другой стороны, гендерные  отношения представляются в виде  системы, элементы которой определенным  образом взаимосвязаны. Такая связь  между элементами определяет  характер самих гендерных отношений  – патриархатный, матриархатный  или эгалитарный.

 Такое понимание гендерных  отношений в свою очередь актуализирует  использование структурно-функционального  подхода, который не позволяет  игнорировать связи и взаимодействия, детерминирующие как гендерные  отношения, так и социальные отношения  в целом.

 Структурно-функциональный  подход при рассмотрении гендерных  отношений указывает на их  функцию, роль в обществе в  целом, а также вскрывает взаимную  зависимость изменений, происходящих  в обществе в целом и в  области взаимоотношения полов.

 Данный подход вскрывает  далеко неоднозначный характер  взаимодействий гендерных отношений  с процессами, протекающими в  различных сферах жизни общества. С одной стороны, социальные отношения  существенно влияют и детерминируют  гендерные.

 Устойчивая система  взаимоотношения между субъектами  заставляет индивида согласовывать  свое поведение, свои социальные  роли с существующим порядком  и соответствовать экспектациям (ожиданиям) членов общества. С другой  стороны, сами гендерные отношения  не остаются неизменными в  силу их открытости, а потому  взаимоотношения полов влияют  на социальные отношения в  целом, расшатывая привычную систему  взаимоотношений.

 В современном, быстроизменяющемся  мире гендерные отношения претерпевают  значительные изменения, тем не  менее, они не могут быть рассмотрены  вне исторического контекста, а  потому особую актуальность имеет  компаративный метод исследования  взаимоотношения полов.

 Как справедливо отмечает  Г.Е. Зборовский, сравнение выступает  в качестве познавательной процедуры, которая включает в себя как  качественные, так и количественные  характеристики процессов [9. С.22]. Применительно к гендерным отношениям это выражается в первую очередь в том, что сравнение дает представление не только о качественных сдвигах в структуре взаимоотношения полов, но и позволяет проанализировать степень распространенности этих изменений в обществе.

 Необходимо отметить, что сравнительно-исторический метод  при анализе гендерных отношений  решает три взаимосвязанных проблемы, ответы на которые дают многомерное  представление о характере отношения  полов. Среди них можно отметить  осмысление общих закономерностей  развития гендерных отношений, обозначение  предпосылок и механизмов становления  определенного гендерного порядка  в контексте той или иной  эпохи, выявление специфики украинских  гендерных отношений.

 Неоднозначное и весьма  противоречивое развитие гендерных  отношений в современном украинском  обществе позволяет обратиться  к синергетике. Взаимодействие полов  в настоящее время удовлетворяет  два главных требования синергетики. Во-первых, гендерные отношения являются  открытой системой, которые подвергаются  влиянию извне. Во-вторых, они находятся  в неравновесном состоянии, вызывая  тем самым трудности в изучении  и интерпретации происходящих  изменений.

 Применяя методологические  требования синергетического подхода, обозначенные В.Г. Будановым [2. С.79-93], гендерные отношения представляются в качестве трансформирующейся системы отношений с перспективой становления нового гендерного порядка.

 Комплексный подход  к изучению гендерных отношений  позволяет определить круг факторов, обусловливающих трансформацию  либо сохранение традиционного  порядка во взаимоотношениях  полов. Среди таковых, на наш взгляд, можно обозначить следующие: субъекты  гендерных отношений и гендерные  стереотипы.

 Положение о том, что  гендерные отношения существуют  благодаря двум субъектам, зачастую  исследователями забывается, а потому  гендерная проблематика нередко  сводится к констатации отношений  власти и подчинения.

 Именно поэтому, на  наш взгляд, первостепенную важность  имеют субъекты гендерных отношений  как детерминанты процесса изменения/сохранения  сценариев взаимоотношения полов.

 Особую роль играет  и такой фактор, как гендерные  стереотипы, которые являются проводниками  между установками субъектов  и их реализацией в своем  поведении. Этот фактор во многом  объясняет сохранение традиционных  образцов поведения при изменении  гендерных отношений.

 Необходимо отметить, что никакие теоретические рассуждения  и обобщения не имеют силы, если они не подкреплены и  не проверены эмпирически.

 Именно поэтому использование  количественных и качественных  методов социологии при изучении  гендерных отношений более чем  очевидно.

 Под количественными  методами понимаются такие методы, при которых выдвигаемые ходе  исследования гипотезы верифицируются  с помощью математического анализа  полученной информации. Как справедливо  отмечает А.С. Готлиб, «цифры имеют  смысл только в контексте широких  теоретических обобщений» [7. С.175]. Иными словами, в основе количественных методов лежат математические данные, получающие соответствующую интерпретацию.

Информация о работе Методика гендерного исследования