Методика гендерного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть и раскрытьметоды гендерных исследований в социальной работе.
Задачи исследования:
- дать определение понятия «гендер», «гендерная социология»;
- рассмотреть историю становления и современное состояние гендерных исследований;
- раскрыть суть основных направлений методов гендерных исследований.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы гендерных исследовании
Понятие гендер………………………………………………………5
История гендерных исследований………………………………...10
Глава 2. Методика гендерного исследования
2.1. Методы гендерных исследований……………………………………..15
2.2. Акционистские и партисипаторные гендерные исследования в социальной работе……………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

генднр.docx

— 58.56 Кб (Скачать файл)

 К наиболее часто  используемым количественным методам  при изучении гендерных отношений  относятся контент-анализ и опросные  методы (анкетирование и формализованное  интервью).

 Применительно к изучению  гендерных отношений контент-анализ  может быть использован, например, с целью выявления гендерных  стереотипов при изображении  мужчин и женщин в текстовых  сообщениях, на иллюстрациях, в рекламе, кинофильмах.

 Кроме этого, контент-анализ  позволяет определить степень  трансформации представлений о  мужчине и женщине, транслируемых  в средствах массовой информации, путем количественного соотнесения  традиционных и нетрадиционных  качеств или ролей.

 Опросные методы чаще  всего используются с целью  определения степени распространенности  какого-либо явления, его представленности  в различных социально-демографических  группах. Так, например, данные методы  можно использовать с целью  выяснения, какому количеству мужчин  и женщин свойственны традиционные  взгляды относительно взаимоотношения полов [3].

 Кроме этого, используя  опросные методы, можно получить  информацию о мнениях людей  относительно проблемы взаимоотношения  полов (например, выяснить мнение  относительно положения мужчин  и женщин), об оценках окружающей  действительности (например, выяснить  отношение к гомогендерным отношениям), а также определить степень  осознаваемости и понимаемости  явления респондентами (например, выяснить  понимание и трактовку феномена  гендерного равенства).

Исследовательские методы гендерологии могут быть заимствованы как из естественнонаучных дисциплин, так и из гуманитарных и социальных наук. Следовательно, в равной степени допустимо говорить о применимости методов психодиагностики, количественных и качественных методов социологии, метода историзма, интерпретативных стратегий гуманитарных и некоторых социальных наук, количественных методов биологических наук. Поэтому можно сделать заключение, что «гендерные исследования в настоящий момент не являются дисциплиной, а скорее междисциплинарной областью исследований»[12].

В гендерных исследованиях в социальной работе наиболее часто используются методы социологии.

Различают количественную и качественную исследовательские методологии.

В количественных – массовых социальных исследованиях конкретный человек не рассматривается как уникальная личность, но лишь как представитель определенного пола, возраста, рода занятий, типа поведения, то есть как представитель определенной группы.

– В результате количественного исследования накапливается массив данных, и поскольку связи в количественном исследовании носят статистический характер, количество респондентов здесь имеет большое значение.

– Философской методологией таких исследований выступает позитивизм – уверенность в возможности изучения социального мира таким же способом, каким изучается физический мир естественными науками.

В качественной методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.

– Это малые выборки, где нет строгого требования к количеству информантов (тех, кто предоставляет информацию, рассказывая о своем опыте).

– В результате сбора данных исследователь получает совокупность полевых материалов, которые подвергаются, по преимуществу, описательному анализу.

– Выводы не носят такой статистической определенности и строгости, как в количественном исследовании – это обобщении, имеющие характер предположений.

Рис. 2. Количественные и качественные методы сбора данных в гендерных исследованиях

Количественные

     

Качественные

Массовый опрос

(анкетирование, формализованное  интервью

 

 

Первичные данные

 

Свободное интервью

Невключенное наблюдение

     

Включенное наблюдение

Анализ

статистики

госуд. служб

 

 

Вторичные данные

 

Анализ данных, полученных другими учеными

Изучение

записей,

современных

и ист. документов

 

 

 

Анализ

личных документов

 

Анализ газетных публикаций, обзоров



 

Выделяются методы исследования, которые наиболее часто используются в гендерных исследованиях (в частности в социальной работе).

Таким образом, количественные методы при изучении гендерных отношений позволяют охарактеризовать такие факторы, как степень распространенности тех или иных представлений о роли мужчины и женщины, о желаемом характере взаимодействия полов; установить влияние социально-экономических изменений на положение мужчин и женщин; выявить разницу в оплате труда; определить соотношение представленности полов во властных структурах и т.д.

 Гендерные отношения  помимо влияния на них экономических, политических, культурных процессов  конструируются еще и самими  субъектами.

 Именно поэтому использование  количественных методов для изучения  гендерных отношений, на наш взгляд, недостаточно. Внутренние механизмы  формирования новых сценариев  взаимоотношения полов помогают  вскрыть качественные методы.

 В противовес количественным  качественные методы позволяют  проанализировать поведение не  с точки зрения его жесткой  детерминированности различного  рода признаками, но с позиции  признания за субъектом свободы в выборе стратегии поведения, исходящей из его личных представлений.

 Наиболее часто используемым  методом при изучении гендерных  отношений является нарративное  интервью, целью которого становится  анализ субъективных смыслов  индивидуальных действий [8]. Выслушивая рассказ о жизни информанта, интервьюер получает материал о том, как происходит конструирование человеком своих действий, какие субъективные факторы оказывают влияние на его поведение. Более того, качественные методы не только помогают вскрыть причины выбора стратегии поведения индивидом, но и установить степень проникновения различного рода представлений в массовое сознание, а также установить зависимость процессов или явлений от разнообразных факторов.

 Применительно к изучению  гендерных отношений качественные  методы исследования позволяют  вскрыть степень согласия либо  несогласия субъектов с процессами, протекающими на макроуровне  социальной реальности, а потому  обозначить причины существования  противоречивых тенденций в области  взаимоотношения полов [11. С. 162–179].

 Качественные методы  позволяют ответить на такие  вопросы, как, например, почему сосуществуют  властные структуры, характеризующиеся  четким мужским профилем, вместе  с эгалитарными или матриархальными  семейными отношениями; почему российские  женщины не проявляют такой  активности за равноправие с  мужчинами, как в европейских  странах и т.д.

 При изучении гендерных  отношений одновременное использование  количественных и качественных  методов более чем оправданно. Так, например, анализируя степень  распространенности гендерных стереотипов  среди мужчин и женщин (то есть, используя количественные методы), можно выявить ее зависимость  от различного рода показателей  – образования, семейного положения, возраста (то есть, используя качественные  методы).

 Использование качественных  и количественных методов социологии  при изучении проблемы взаимоотношения  полов позволяет рассмотреть  проблему в разных срезах, получая тем самым многомерное, объективное представление о протекающих в данной области процессах.

 Таким образом, гендерные  отношения встроены в широкий  социальный контекст и проявляются  на разных уровнях социальной  реальности: на макроуровне, в сфере  межгруппового и межличностного  взаимодействия, на интраиндивидном  уровне. Гендерные отношения –  это сложное трансформирующееся  явление, включающее в себя биологическую  и культурную составляющие, в  связи, с чем неоспоримым является  использование целой совокупности  методов, позволяющих глубоко и  всесторонне проанализировать гендерные  отношения в современном украинском  обществе.

Биографический метод. Центральным объектом исследования на основе биографического метода является индивидуальная жизнь человека, связанная с его непосредственным окружением, микросредой. Основными аспектами исследования становятся субъективные представления индивида о своей жизни и социальной реальности.

Предмет биографического метода – жизненный опыт личности. Эти документы включают автобиографии, биографии, некрологи, жизненные истории, истории персонального опыта, устные и личные (personal) истории. Д. Берто называет биографию отчетом о жизни, представленным устно самим человеком.

Case-study. В методологическом  аспекте биографический метод  иногда может рассматриваться  как вариант «исследования случая» (от англ. case study).

Метод сase study предусматривает использование различных техник для получения наиболее полного представления об изучаемом феномене, но он шире биографического метода в смысле отсутствия ограничений на природу объекта исследования: это может быть предприятие или цех, организация или малая социальная группа.

Биографическое интервью. Принято различать три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные. Полная «история жизни» в идеале очерчивает весь жизненный опыт субъекта.

Наблюдение. Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они могут быть зафиксированы наблюдателем.

Критическая этнография пересматривает традиционные дистанции и отношения между исследователем и информантами или местным сообществом. Эта методология направлена на преодоление социального, в том числе, гендерного и расового неравенства, зачастую воспроизводимого в языке науки, основанном на позитивистских схемах сбора и анализа социальных данных.

Критическая этнография это практика эмпирического исследования, подразумевающая не только длительное включенное наблюдение, вживание в сообщество, описательную манеру изложения результатов полевой работы, но и антидискриминационную направленность работы ученого.

Этнографические исследования социальной работы, социального обслуживания позволяют вскрыть проблемы и увидеть перспективы как в отношениях между социальным работником и клиентом, так и в организационной культуре самой службы, которая воплощается в иерархии властных отношений между разными специалистами, между начальством и подчиненными в различных культурах (Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004).

Анализ текстов как деконструкция.

  1. Количественный анализ. Ученые могут анализировать тексты, используя компьютерные программы, подсчитывающие частоту употребления слов, что помогает выявить скрытые смыслы, заложенные в большом количестве документов.
  2. Качественный (интерпретативный) контент-анализ. Ученые анализируют одно и тоже явление (например, виктимация женщин) используя дневники, письма, сочинения и другие личные документы, где содержится личное мнение людей.
  3. Дискурс-анализ. Он предполагает детальное рассмотрение риторических приемов, с помощью которых в тексте осуществляется аргументация. Часто данный вид анализа текстов применяется при изучении текстов СМИ, которые играют важную роль в производстве и воспроизводстве значений, укладывающихся в типизированные схемы (Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004).

Одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является гендерная экспертиза социальной политики. Отечественные исследователи (Н.И. Абубикирова, Е.В. Кочкина) выявляют следующие ее этапы:

  1. Констатация проблемы.
  2. Отбор и ранжирование нормативно-правовых актов по 
    теме экспертизы.
  3. Гендерный анализ существующих правовых норм.
  4. Гендерная характеристика отраслей права.
  5. Соответствие российского законодательства нормам 
    международного права.
  6. Гендерная реконструкция государственного управления.
  7. Экономический и институциальный анализ.
  8. Проблема эффективности.

Информация о работе Методика гендерного исследования