Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 17:17, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть и раскрытьметоды гендерных исследований в социальной работе.
Задачи исследования:
- дать определение понятия «гендер», «гендерная социология»;
- рассмотреть историю становления и современное состояние гендерных исследований;
- раскрыть суть основных направлений методов гендерных исследований.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы гендерных исследовании
Понятие гендер………………………………………………………5
История гендерных исследований………………………………...10
Глава 2. Методика гендерного исследования
2.1. Методы гендерных исследований……………………………………..15
2.2. Акционистские и партисипаторные гендерные исследования в социальной работе……………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………
К наиболее часто
используемым количественным
Применительно к изучению
гендерных отношений контент-
Кроме этого, контент-анализ
позволяет определить степень
трансформации представлений о
мужчине и женщине, транслируемых
в средствах массовой
Опросные методы чаще
всего используются с целью
определения степени
Кроме этого, используя
опросные методы, можно получить
информацию о мнениях людей
относительно проблемы
Исследовательские методы гендерологии могут быть заимствованы как из естественнонаучных дисциплин, так и из гуманитарных и социальных наук. Следовательно, в равной степени допустимо говорить о применимости методов психодиагностики, количественных и качественных методов социологии, метода историзма, интерпретативных стратегий гуманитарных и некоторых социальных наук, количественных методов биологических наук. Поэтому можно сделать заключение, что «гендерные исследования в настоящий момент не являются дисциплиной, а скорее междисциплинарной областью исследований»[12].
В гендерных исследованиях в социальной работе наиболее часто используются методы социологии.
Различают количественную и качественную исследовательские методологии.
В количественных – массовых социальных исследованиях конкретный человек не рассматривается как уникальная личность, но лишь как представитель определенного пола, возраста, рода занятий, типа поведения, то есть как представитель определенной группы.
– В результате количественного исследования накапливается массив данных, и поскольку связи в количественном исследовании носят статистический характер, количество респондентов здесь имеет большое значение.
– Философской методологией таких исследований выступает позитивизм – уверенность в возможности изучения социального мира таким же способом, каким изучается физический мир естественными науками.
В качественной методологии в фокусе анализа находится индивид, организация или определенная социальная практика.
– Это малые выборки, где нет строгого требования к количеству информантов (тех, кто предоставляет информацию, рассказывая о своем опыте).
– В результате сбора данных исследователь получает совокупность полевых материалов, которые подвергаются, по преимуществу, описательному анализу.
– Выводы не носят такой статистической определенности и строгости, как в количественном исследовании – это обобщении, имеющие характер предположений.
Рис. 2. Количественные и качественные методы сбора данных в гендерных исследованиях
|
Выделяются методы исследования, которые наиболее часто используются в гендерных исследованиях (в частности в социальной работе).
Таким образом, количественные методы при изучении гендерных отношений позволяют охарактеризовать такие факторы, как степень распространенности тех или иных представлений о роли мужчины и женщины, о желаемом характере взаимодействия полов; установить влияние социально-экономических изменений на положение мужчин и женщин; выявить разницу в оплате труда; определить соотношение представленности полов во властных структурах и т.д.
Гендерные отношения
помимо влияния на них
Именно поэтому использование
количественных методов для
В противовес количественным
качественные методы позволяют
проанализировать поведение не
с точки зрения его жесткой
детерминированности
Наиболее часто используемым
методом при изучении
Применительно к изучению
гендерных отношений
Качественные методы
позволяют ответить на такие
вопросы, как, например, почему сосуществуют
властные структуры, характеризующиеся
четким мужским профилем, вместе
с эгалитарными или
При изучении гендерных
отношений одновременное
Использование качественных
и количественных методов
Таким образом, гендерные
отношения встроены в широкий
социальный контекст и
Биографический метод. Центральным объектом исследования на основе биографического метода является индивидуальная жизнь человека, связанная с его непосредственным окружением, микросредой. Основными аспектами исследования становятся субъективные представления индивида о своей жизни и социальной реальности.
Предмет биографического метода – жизненный опыт личности. Эти документы включают автобиографии, биографии, некрологи, жизненные истории, истории персонального опыта, устные и личные (personal) истории. Д. Берто называет биографию отчетом о жизни, представленным устно самим человеком.
Case-study. В методологическом
аспекте биографический метод
иногда может рассматриваться
как вариант «исследования
Метод сase study предусматривает использование различных техник для получения наиболее полного представления об изучаемом феномене, но он шире биографического метода в смысле отсутствия ограничений на природу объекта исследования: это может быть предприятие или цех, организация или малая социальная группа.
Биографическое интервью. Принято различать три основных типа «историй жизни»: полные, тематические и отредактированные. Полная «история жизни» в идеале очерчивает весь жизненный опыт субъекта.
Наблюдение. Наблюдение – метод сбора первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они могут быть зафиксированы наблюдателем.
Критическая этнография пересматривает традиционные дистанции и отношения между исследователем и информантами или местным сообществом. Эта методология направлена на преодоление социального, в том числе, гендерного и расового неравенства, зачастую воспроизводимого в языке науки, основанном на позитивистских схемах сбора и анализа социальных данных.
Критическая этнография это практика эмпирического исследования, подразумевающая не только длительное включенное наблюдение, вживание в сообщество, описательную манеру изложения результатов полевой работы, но и антидискриминационную направленность работы ученого.
Этнографические исследования социальной работы, социального обслуживания позволяют вскрыть проблемы и увидеть перспективы как в отношениях между социальным работником и клиентом, так и в организационной культуре самой службы, которая воплощается в иерархии властных отношений между разными специалистами, между начальством и подчиненными в различных культурах (Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004).
Анализ текстов как деконструкция.
Одним из эффективных инструментов специалиста по социальной работе является гендерная экспертиза социальной политики. Отечественные исследователи (Н.И. Абубикирова, Е.В. Кочкина) выявляют следующие ее этапы: