Методика гендерного исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2015 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть и раскрытьметоды гендерных исследований в социальной работе.
Задачи исследования:
- дать определение понятия «гендер», «гендерная социология»;
- рассмотреть историю становления и современное состояние гендерных исследований;
- раскрыть суть основных направлений методов гендерных исследований.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы гендерных исследовании
Понятие гендер………………………………………………………5
История гендерных исследований………………………………...10
Глава 2. Методика гендерного исследования
2.1. Методы гендерных исследований……………………………………..15
2.2. Акционистские и партисипаторные гендерные исследования в социальной работе……………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………...29
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

генднр.docx

— 58.56 Кб (Скачать файл)

При проведении гендерной экспертизы необходимо опираться на гендерные индикаторы - это указатели или измерители, использующие количественные и качественные показатели для суммирования гендерно-значимых изменений, происходящих в обществе в течение определенного периода времени. Гендерные индикаторы содержат прямые свидетельства положения женщин относительно определенного нормативного стандарта. Это необходимая составляющая, в сочетании с другими оценочными техниками, для измерения результатов деятельности государства как в общих проектах, так и в специальных инициативах, осуществляемых в стране, которые нацелены на учет интересов обеих социально-половых групп населения.


 

2.2. Акционистские и партисипаторные гендерные исследования в социальной работе

 

Акционистские гендерные исследования имеют своей главной целью внедрение результатов в определенные действия, выступают катализатором конкретных преобразований, что ведет за собой изменение социальной реальности.

Термин «акционистское исследование» в 1944 г. был предложен социальным психологом К. Левином, которому принадлежит идея о том, что лучший способ изучить социальные системы – это изменить их. Другая идея состоит в том, что, проходя через процесс коллективного исследования, индивиды в большей степени готовы воспринимать изменения.

Несмотря на то, что выводы прикладного и акционистского социального исследования часто ведут к пересмотру понятий и способов решения социальных проблем, трудностью внедрения этих результатов является их формулирование в научных терминах, несколько удаленных от возможностей и потребностей реальной практики, от непосредственных задач социально-политического контекста.

Партисипаторные гендерные исследования. В исследовании обычно предполагается более или менее четкое разделение ролей между исследователем и заказчиком, исследователем и исследуемыми людьми. Те, кого мы исследуем, фактически лишены возможности влиять на процесс написания нами научной статьи или на создание пакета рекомендаций.

Однако есть и другие подходы, в которых принципиально важным является го, что исследование, как и рекомендации, разрабатывается представителями сообщества, той группы, которая испытывает проблемы и стремится к их разрешению. Т.е. исследователями становятся рядовые социальные работники.

Такие исследования базируются на понятии критического знания. Немецкий философ Ю. Хабермас говорит о критическом типе знания, которое возникает из рефлексии и действия, позволяя поставить вопрос о том, что такое право и справедливость, и побуждая нас занять активную ценностную позицию. Такой подход реализуется в партисипаторных исследованиях, актуальных сегодня в феминистских исследованиях социальной политики и социального обслуживания, как и в практике гендерно-чувствительной социальной работы (Е.Р. Ярская-Смирнова, 2004).

 

 

 

Заключение

 

Проблемы социальной работы и гендера тесно взаимосвязаны. Прежде всего, большинство клиентов социальной службы - это женщины (бедные, одинокие престарелые, одинокие матери, многодетные матери, матери детей-инвалидов, безработные). От того, распознают ли социальные работники гендерное неравенство на индивидуальном уровне в непосредственном взаимодействии с клиентами или на структурном уровне в организационных, социальных и политических отношениях, зависят перспективы антидискриминационного социального обслуживания, социальной справедливости и социального развития. Повседневная коммуникация, реализуемая в процессе социальной работы, и прикладной характер профессии служат одновременно обоснованием необходимости и важности социальной работы для осуществления принципов гендерного равенства. С какими социальными проблемами ни взаимодействовали бы социальные работники: бедностью, наркоманией, вопросами охраны детства, безработицей, жилищными или молодежными проблемами, проблемами престарелых, одиноких матерей, многодетных семей или семей с инвалидами, семейным насилием - так или иначе они сталкиваются с патриархатными социальными отношениями, дискриминационными практиками исключения, где фактор пола играет весьма существенную роль, усиливая проявления социальной несправедливости, связанной с такими характеристиками, как возраст, этничность, раса и социально-экономическое положение человека. Социальные работники современной России реализуют свою профессиональную деятельность в условиях, когда, несмотря на все усилия в области разработки законопроекта о гендерном равноправии, на уровне принятия решений в органах представительной и исполнительной власти проблемы неравенства по признаку пола игнорируются. Гендерно-чувствительная практика опирается на принципы феминистской социальной работы в процессе взаимодействия с клиентом, группой или социальными сетями.

Сегодня многообразие теоретического инструментария и возросшие связи наук дают возможность складываться междисциплинарным стратегиям, включающим единство и многообразие аспектов и подходов исследования.

 Гендерный подход как  раз и отвечает тем требованиям  современной науки, которые обеспечивают  полноту охвата в объяснении  и прогнозировании как глобальных, так и локальных процессов  как на уровне объективной  необходимости и исторической  опосредованности, так и на уровне  частного и единичного.

 Но и это ещё не  всё, поскольку гендерные исследования  включают проблемы социализации, самоидентификации, самоактуализации, а, кроме того, проблемы социальной  стратификации и субординации, следовательно, гендерные исследования должны  базироваться на методах социологии, психологии, политологии и других  гуманитарных и социальных дисциплин.

 Вместе с тем, гендерная  проблематика и гендерный подход  постепенно приобретают статус  относительно самостоятельной теоретической  дисциплины, со своим предметом  исследования (половая дифференциация  и стратификация общества, принципы  трансформации гендерной системы, критерии формирования гендерной  идентификации и проч.), со своим  метаязыком, поскольку гендерные  исследования имеют свои ключевые  категориальные понятия, такие как  “гендер”, “гендерный контракт”, “гендерная система”, “гендерный  дисплей”, “гендерный статус”, “маскулинность”, “феминность”, “гендерная асимметрия”, “сексизм”, “андроцентризм” и  т.д. Это такая система понятий, вошедшая в обиход гендерных  исследований, которая позволяет  наиболее полно отразить, с одной  стороны, способы формирования и  реализации гендерных стереотипов, установок и норм, а с другой - выявить механизмы гендерной  социализации личности, и в первую очередь незаданные генетически природой, а определяемые воспитанием, культурой, идеологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бендас Т. В. Гендерная психология лидерства: Монография. Оренбург, 2000.
  2. Буданов, В.Г. О методологии синергетики / В.Г. Буданов // Социологические исследования. – 2006. – №5. Вестник СамГУ. 2008. № 4
  3. Воронина, О.А. Традиционные философские, социологические и психологические теории пола / О.А. Воронина // Теория и методология гендерных исследований. курс лекций / под общ. ред. О.А. Ворониной. – М.: МЦГИ – МВШСЭН – МФФ, 2001.
  4. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие. // под ред. И. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. - 708 с.
  5. Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия. // под ред. С. Жеребкина - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. - 991 с.
  6. Гендерное равноправие в России: материалы международной научной конференции, посвященной столетию Первого Всероссийского женского Съезда 1908 года (21-23 марта 2008 года) / под. ред. Н.Л.Пушкаревой (ответственный редактор), М.Г.Муравьевой, Н.В.Новиковой. – СПб.: Алетейя, 2008 г. - 320 с.
  7. Готлиб, А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб. пособие / А.С. Готлиб. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. – 424 с.
  8. Зборовский, Г.Е. Социальное сравнение как повседневное явление и социологическая проблема / Г.Е. Зборовский// Социологические исследования. – 2005. – № 2.
  9. Иванова Е. Гендерная проблематика в психологии // Введение в гендерные исследования. Ч. I: Уч. пособ. / Под ред. И. А. Жеребкиной. Харьков, 2001. С. 312–345.
  10. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. — СПб: Алетейя, 2004. - 408 с.
  11. Клецина И. С. Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии. Научно-методический журнал. 2001. № 4(28). С. 162–179.
  12. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология. Учебное пособие. М. 2007.
  13. Пушкарева Н. Гендерная теория и историческое знание. — СПб: Алетейя, 2008. - 496 с.
  14. Рыков С.Л. Гендерология. Монография. Балашиха. 2009.
  15. Словарь гендерных терминов / Под ред. А.А.Денисовой / Региональная общественная организация "Восток-Запад: Женские инновационные проекты". М.: Информация - ХХI век, 2002. 256 с.
  16. Хасанова Г.Б. Гендерология. Учебное пособие. Казань 2002.

 

 

 


Информация о работе Методика гендерного исследования