Методика работы социального педагога с семьёй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:42, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - изучить особенности семьи и описать методику работы социального педагога с ней.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме: "методика работы социального педагога с семьёй".
2. Дать определение понятию семьи и представить ее функции.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Семья – основной объект социальной работы 5
1.1 Семья: понятие, виды, функции 5
1.2. Особенности воспитательного процесса в семье 9
Глава 2. Методика социально-педагогической работы с семьей 16
2.1. Формы и методы работы социального педагога с семьей 16
2.2. Методика работы социального педагога с родителями 24
2.3. Социальная работа с неблагополучными семьями 28
Заключение 33
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая ))))).doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение                                                                                                           3

Глава 1. Семья – основной объект социальной работы                               5

1.1 Семья: понятие, виды, функции                                                               5

1.2. Особенности воспитательного процесса в семье                                  9

Глава 2. Методика социально-педагогической работы с семьей              16

2.1. Формы и методы работы социального педагога с семьей                  16

2.2. Методика работы социального педагога с родителями                      24

2.3. Социальная работа с неблагополучными семьями                             28

Заключение                                                                                                    33

Список литературы                                                                                       34

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8

Приложение 9

Приложение 10

Приложение 11

 

ВВЕДЕНИЕ

   Семья - это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью; в ней вырабатываются совокупность норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимодействие между супругами, родителями и детьми, детей между собой.

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок.

Тема :"Методика работы социального педагога с семьёй"   является актуальной, так как семья  в  современных  условиях не всегда самостоятельно выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в  помощи  со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной  помощи  и  социальный педагог. Но социальная помощь сегодня не соответствует  масштабу  и  глубине проблем и трудностей, которые испытывают не  только  взрослые,  но  и  дети.

Поэтому множество людей, в основном  с  педагогическим  образованием,  стали овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты  на специальность    социальной    педагогики    поступают     молодые     люди, заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать  проблемы  важной  её подструктуры – семьи.

   Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными  семьями  и  трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных  и других учреждений, окружающих семью и социального  педагога,  работающего  с ней. Поэтому эти учреждения  должны  всеми  возможными  силами  осуществлять поддержку семьи, а  так  же  принимать  непосредственное  участие  в  работе социального педагога с семьями «группы риска».

 

Объект исследования - ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Предмет исследования - методика работы социального педагога с семьёй.

Цель исследования - изучить особенности семьи и описать методику работы социального педагога с ней.

Задачи исследования:

1. Изучить литературу по теме: "методика работы социального педагога с семьёй".

2. Дать определение понятию семьи и представить ее функции.

3 Рассмотреть различные типы семей.

4. Познакомится с актами, протоколами, анкетами и прочей документацией по работе социального педагога с семьёй.

5. Описать методы и формы работы социального педагога с семьей.

 

Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Семья – основной объект социальной работы

1.1 Семья: понятие, виды, функции

 

Существует множество определений семьи. Экономика, социология, психология, философия, культурология, а также многие другие общественные науки дают свое определение для этого понятия, выделяя в качестве семьеобразующих факторов различные стороны жизнедеятельности общества.

Семья - это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.1

Очень часто понятие «семья» сводят к понятию «брак». Но это неправильно, так как понятие «семья» шире, чем «брак». «Брак – это союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу.»2 Семья же включает в себя не только супругов и их детей, она содержит вертикальные связи, то есть к семье относятся предки мужа и жены, иногда такие вертикальные связи уходят в глубь веков на сотни лет. Помимо вертикальных связей существуют и горизонтальные, это отношения с братьями, сестрами, зятьями, свекрами и так далее.

Семьей, в строгом смысле этого слова, можно считать людей, связанных такими отношениями, как супружество, родительство и родство, при наличие только этих трех факторов одновременно приобретается статус семьи. Термин «семейная группа» объединяет семейные образования, не обладающие триединым отношением: супружество – родительство – родство. Таким образом, получается, что семейная группа – это группа людей, ведущая совместно домохозяйство, объединена только родством, либо родительством или супружеством.

К такой группе относятся те, кто является родителями, но не состоят в браке или те, кто состоит в гражданском или законном браке, но без детей. В России большинство сожительствующих мужчин и женщин состоят в законном браке.

Можно на основании различных критериев выделить и разные виды семей. А.И. Антонов и В.М. Медков в своей книге «Социология семьи» выделяют следующие:

  1. В зависимости от характера супружества выделяют:
    1. Моногамные (брак одного мужчины и одной женщины);
    2. Полигамные (брак одного мужчины с несколькими женщинами или наоборот);
  2. По критерию власти различают:
    1. Патриархальная семья (глава семьи – отец);
    2. Матриархальные (большим авторитетом пользуется мать, а не отец);
    3. Эгалитарные семьи (ситуативное распределение власти между родителями, равное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями);
  3. По социально-демографическому положению:
    1. Гомогамные (семьи, в которых супруги одной национальности, с одинаковым уровнем образования, нет большой разницы в возрасте и так далее);
    2. Гетерогамные (супруги различны по социально-демографическому положению);
  4. По количеству поколений:
    1. Нуклеарные – семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми, которые никогда не состояли в браке, то есть семьи, состоящие из двух поколений. Такой вид наиболее распространен в современном обществе. Название образовано от «нуклон», что с латинского переводится как «ядро». В такой семье так же, как и в расширенной, создается собственная субкультура, закрытая для интеграции различных культурных элементов из вне.
    2. Расширенная (семья с тремя и более поколениями, которые объединяют в себя родителей, их уже взрослых детей с детьми-внуками);
  5. В зависимости от брака, первый или второй, выделяют повторные семьи. В такую семью могут входить дети уже от этого брака, а также дети от первых браков. В данное время число таких семей увеличивается в связи с тем, что неумолимо растет число разводов. Ранее они появлялись только в случае смерти одного из супругов.
  6. В зависимости от количества родителей в семье:
    1. Неполные (семья, в которой детей воспитывает один родителей, как и повторные семьи, образовываются чаще всего в результате развода, реже в результате смерти одного из супругов);
    2. Полные
  7. По детности:
    1. Малодетные ( с 1 – 2 детьми);
    2. Среднедетные (3 – 4 ребенка);
    3. Многодетные (более 4 детей);
  8. По материальному положению:
    1. Обеспеченные
    2. Малообеспеченные (семьи, у которых уровень доходов не превышает потребительского минимум);
  9. Семьи благополучные и неблагополучные, которые не выполняют своих функций, подвержены действию негативных факторов в социальной среде.

Функции семьи характеризует ее как социальный институт общества. Если бы семья, в глобальном смысле, перестала выполнять предписанные ей функции, то погибла бы культура, прекратилась бы социализация, это бы привело к гибели мировой цивилизации. Отсюда можно сделать вывод, что семья, в современном обществе, – наиболее важный социальный институт с уникальными функциями и предписаниями. В связи с этой уникальностью функции не подразделяются на главные и второстепенные, они все являются важными в равной степени.

Для выделения семьи из других социальных институтов функции делятся на специфические и неспецифические. «Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции – это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах».3

Согласно этому, в работе «Социология семьи» ее авторы выделяют следующие функции:

  1. Специфические:
    1. Репродуктивная, то есть рождение детей;
    2. Экзистенциальная – их содержание;
    3. Функция социализации – воспитание детей.
  2. Неспецифические:
    1. Передача собственности и статуса;
    2. Организация производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга
    3. Забота о здоровье и благополучие членов семьи, и многое другое.

В литературе можно обнаружить и другие виды классификации функций семьи. Например, В.Д. Альперович выделяет такие:

  1. «Рождение и поддержание биологического существования детей;
  2. Передача новым поколениям общественного и культурного наследия;
  3. Стабилизация социальной структуры в результате наделения детей социальным положение;
  4. Предотвращение дезинтеграции личности членов семьи, путем создания эмоционального комфорта и безопасности;
  5. Социальное контролирование поведения ее членов;
  6. Воспитательная функция.»4

С изменениями в жизни конкретной семьи, с прохождением ею различных жизненных циклов, изменяется иерархия функций, меняется степень участия в реализации этих функций каждого члена семьи.

 

 

1.2. Особенности воспитательного  процесса в семье

 

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, в первую очередь, от тех личностных ресурсов, которые в ней имеются.

Личностные ресурсы, с одной стороны, определяются составом семьи (наличие обоих родителей или одного из них, старших сиблингов - братьев и (или) сестер, близких родственников, включенных в семейную жизнь, - бабушек, дедушек, теток, дядей и пр.), а с другой (и главным образом), такими характеристиками старших членов семьи, как состояние здоровья, характер, уровень и вид образования, индивидуальные увлечения, вкусы, ценностные ориентации, социальные установки, уровень притязаний и пр.5

Известно, что человек уже с младенческого возраста развивается как существо социальное, для которого среда является не только условием, но и источником развития. Взаимодействие ребенка со средой, и прежде всего с социальной средой, микросредой, усвоение им "созданной человечеством культурой" играют первостепенную роль в его психическом развитии, становлении его личности. Семейная среда, будучи для ребенка первой культурной нишей, многогранна, она включает в себя предметно-пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное окружение ребенка. Родители в большей или меньшей степени создают среду воспитания (например, обеспечивают гигиенические условия, полноценное питание; приобретают соответствующие игрушки, книги, комнатные растения, аквариум и другие средства воспитания; заботятся о положительных примерах и образцах поведения). От того, как организована среда воспитания, зависят методы воздействия на ребенка, их эффективность для его развития.

Умение родителей придать целевую направленность той или иной социальной ситуации превращает ее в педагогическую ситуацию, когда фактором воспитания становится буквально все: интерьер помещения, расположение предметов, отношение к ним, события семейной жизни, формы взаимоотношений и способы общения, традиции и обычаи и многое другое. Таким образом, продуманная воспитательная среда, очеловеченная домашняя среда - это богатейшая пища для развития чувств, мыслей, поведения ребенка. Социальные ценности и атмосфера семьи определяют, станет ли она воспитательной средой, ареной саморазвития и самореализации ребенка.6

Особенность воспитательной деятельности семьи - в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы. Специальные воспитательные "мероприятия", направленные на развитие качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И, тем не менее, в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители (другие члены семьи) чувствуют настроение ребенка, знают его возможности, видят тенденции развития.

Информация о работе Методика работы социального педагога с семьёй