Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:42, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности семьи и описать методику работы социального педагога с ней.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме: "методика работы социального педагога с семьёй".
2. Дать определение понятию семьи и представить ее функции.
Введение 3
Глава 1. Семья – основной объект социальной работы 5
1.1 Семья: понятие, виды, функции 5
1.2. Особенности воспитательного процесса в семье 9
Глава 2. Методика социально-педагогической работы с семьей 16
2.1. Формы и методы работы социального педагога с семьей 16
2.2. Методика работы социального педагога с родителями 24
2.3. Социальная работа с неблагополучными семьями 28
Заключение 33
Список литературы
В семье ребенок бывает свидетелем и участником самых разных жизненных ситуаций, причем не всегда позитивного содержания и смысла. Отношение ребенка к окружающим предметам, нормам поведения, жизнедеятельности в родном доме возникает опосредованно, благодаря его общению со всеми членами семьи. Эмоции, сопровождающие это общение, помогают ребенку понять смысл, который придается окружающему миру близкими людьми. Он остро реагирует на тон и интонацию взрослых, чутко улавливает общий стиль, атмосферу отношений. Семья предоставляет ребенку разнообразные поведенческие модели, на которые он будет ориентироваться, приобретая свой собственный социальный опыт. На конкретных поступках, способах общения, которые ребенок видит в ближайшем окружении и в которые бывает сам втянут взрослыми, он учится сравнивать, оценивать, выбирать те или иные формы поведения, приемы взаимодействия с окружающей действительностью. Можно с полным правом говорить о том, что семейная воспитательная среда определяет первые контуры складывающегося у ребенка образа мира, формирует соответствующий образ жизни .7
Понятие "воспитательный (иногда говорят - педагогический) потенциал семьи" появилось в научной литературе сравнительно недавно и не имеет однозначного толкования. Ученые включают в него много характеристик, отражающих разные условия и факторы жизнедеятельности семьи, которые определяют ее воспитательные предпосылки и могут в большей или меньшей степени обеспечить успешное развитие ребенка. Принимаются во внимание такие особенности семьи, как ее тип, структура, материальная обеспеченность, место проживания, психологический микроклимат, традиции и обычаи, уровень культуры и образования родителей и многое другое. Однако необходимо иметь в виду, что ни один из факторов сам по себе не может гарантировать тот или иной уровень воспитания в семье: их следует рассматривать только в совокупности.
Условно эти факторы, характеризующие жизнедеятельность семьи по разным параметрам, можно подразделить на социально-культурный, социально-экономический, технико-гигиенический и демографический (А.В.Мудрик) .8 Рассмотрим их подробнее.
Социально-культурный фактор. Домашнее воспитание во многом определяется тем, как относятся родители к этой деятельности: равнодушно, ответственно, легкомысленно. Наиболее благоприятные условия воспитания связаны с гражданской позицией родителей: насколько они осознают ответственность за воспитание детей как важнейшей социальной обязанности члена общества.
А.С.Макаренко в "Книге для родителей" развил мысль о том, что воспитание ребенка в семье - это не только личное дело родителей, но процесс, имеющий непосредственный выход на общество: плохо воспитанные дети - это горе и слезы и для семьи, и для страны в целом. Сегодня печальное подтверждение этим словам классика педагогики (рост числа беспризорных детей, детей, не желающих учиться, с противоправным поведением, малолетних мам и т.д.) требует от государства создания системы учреждений для изоляции от общества своих "плохо воспитанных" граждан, их перевоспитания, лечения. А все, что связано с исправлением, реабилитацией, перевоспитанием, компенсацией человека, всегда сложнее в педагогическом и дороже в материальном отношении, чем обеспечение условий для нормального развития детей .
Культура семьи, которая накладывает свой отпечаток на все сферы ее деятельности (быт, взаимоотношения, характер и содержание досуга и др.), - одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей, а также других ее членов. Учитывая широкий диапазон понятия "культура", можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка. Семьи исповедуют разные культурные ценности и соответственно получают различные результаты воспитания. Несомненно, что дети значительно "выиграют" в развитии, особенно нравственном и художественном, если близкие им люди не только "потребляют" культуру, но сами творят, вовлекая в этот процесс всю семью: рисуют, лепят, поют хором, устраивают концерты, разыгрывают домашние спектакли, ведут летопись семьи, сочиняют сказки и т.д.
Социально-экономический фактор определяется имущественными характеристиками семьи и занятостью родителей на работе. Воспитание современных детей требует серьезных материальных затрат на их содержание, удовлетворение культурных и иных потребностей, оплату дополнительных образовательных услуг. Возможности семьи материально содержать детей, обеспечивать их полноценное развитие во многом сопряжены с общественно-политическим и социально-экономическим положением в стране. В последние годы на всех сторонах жизнедеятельности отечественных семей и их экономическом положении негативно сказались кризисные явления в социально-экономической сфере страны. Массовые явления нерентабельности производства, безработица, особенно в скрытых ее формах, нарушения общественно необходимого уровня платы за труд, практика неплатежей и отсрочек выплат заработной платы, пособий, пенсий - все это привело к падению уровня жизни значительной массы семей. Обострились проблемы обеспеченности семей жильем, его оплаты, текущего и капитального ремонта. Для значительной массы семей с низкими и средними доходами осложнились проблемы отдыха, культурного и спортивного досуга и в значительной мере здравоохранения, а также образования и воспитания подрастающего поколения.
Технико-гигиенический фактор означает, что воспитательный потенциал семьи зависит от места и условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни семьи.
Удобная и красивая среда обитания - это не дополнительное украшение в жизни, она оказывает большое влияние на развитие ребенка. Так, психологи выявили, что люди, выросшие в новых микрорайонах со стандартной архитектурой (а вернее, ее отсутствием) и планировкой городской среды, чаще мыслят стандартно и стереотипно. И наоборот, способствует игре воображения, пробуждению фантазии, образного мышления уют улицы, где каждый дом имеет свое лицо, ту особую ауру, создаваемую историей и культурной традицией, которая витает в старых кварталах города.
Демографический фактор показывает, что структура и состав семьи (полная, неполная, материнская, сложная, простая, однодетная, многодетная и т.д.) диктуют свои особенности воспитания детей. Где же более благоприятные условия для воспитания: в полной или неполной семье, многодетной или однодетной? Не торопитесь с ответом, потому что он не может быть однозначным. Испокон веков считалось, что полная семья, в которой заботу о потомстве, о его разностороннем развитии несут и мать, и отец, - залог успешного воспитания ребенка. И наоборот, в неполной семье хорошо воспитать ребенка весьма проблематично. Но сегодня имеется много данных, которые убеждают в том, что семья семье - рознь, даже если они относятся к одному типу (полная, неполная). Иногда семья внешне кажется крепкой, сплоченной ("нормальной", как говорят педагоги дошкольного учреждения, школы), а по сути она псевдосолидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет участия, внимания и взаимного уважения друг к другу. Можно предположить, что в такой семье неуютно всем, но особенно страдают дети с их хрупкой психикой, большой впечатлительностью.
Глава 2. Методика социально-педагогической работы с семьей
Семья представляет собой основу первичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Действуя в интересах ребенка, социальный педагог призван оказывать необходимую помощь и поддержку семье./Приложение 1/
2.1. Формы и методы работы социального педагога с семьей
Весьма существенно нынешняя семья отличается от семьи прошлых времен коренными изменениями и в своих эмоционально-психологических проявлениях. /Приложение 2/
В нынешней семье развиваются процессы кризисных явлений. Проявляется это, прежде всего, в ее нестабильности, в разводимости. К нестабильности семьи следует добавить ее дезорганизацию, то есть увеличение числа так называемых конфликтных семей, где муж и жена не ладят между собой, следовательно, не могут найти общих подходов и в воспитании детей.
В дезорганизованных семьях , как правило, отсутствуют необходимые условия для нормальной социализации и развития личности ребенка. У детей из неблагополучных (в плане нравственно-психологической атмосферы) семей отмечаются явления депрессии, подозрительности, нетерпимости и другие негативные состояния.
Общеизвестно, что в психологически дискомфортной
семье скрываются источники алкоголизма,
наркомании, неврозов и правонарушений.
Решающее влияние на психологическое
развитие ребенка, его последующее поведение,
отношение, общение с окружающими оказывает
не внешнее благополучие в семье, а то,
что за ним кроется- психологический климат.
Существующие проблемы в функционировании
семьи на современном этапе обуславливают
необходимость оказания ей помощи со стороны
общества, в виде помощи специфической
формы, как социальная работа.
В школах не так давно введена должность
социальный педагог.
Социальный педагог- это педагог, исследующий
социальное воспитание в контексте социализации,
т.е. воспитание всех возрастных групп
и социальных категорий людей.
Цель его работы - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. Социальный педагог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Он проводит социальную диагностику
семей, составляет программу помощи семье,
просвещает родителей в вопросах воспитания
детей. Социальный педагог по своему профессиональному
назначению стремится по возможности
предотвратить проблему, своевременно
выявить и устранить причины, порождающие
ее, обеспечить превентивную профилактику
различного рода негативных явлений (социального,
физического, психологического и т. п.
плана). Социальный педагог не ждет, когда
к нему обратятся за помощью. В этической
форме он сам «выходит» на контакт с семьей. /Приложение3/
Объектом воздействия социального педагога
могут быть ребенок в семье, взрослые члены
семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Деятельность социального педагога с
семьей включает три основных составляющих
социально - педагогической помощи: образовательную,
психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает
в себя два направления деятельности социального
педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение
возникающих семейных проблем и формирование
педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным
педагогом, в первую очередь, с родителями
- путем их консультирования, а так же с
ребенком посредством создания специальных
воспитательных ситуаций для решения
задачи своевременной помощи семье в целях
ее укрепления и наиболее полного использования
ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально - педагогической помощи включает
в себя 2 компонента: социально - психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного
микроклимата в семье в период кратковременного
кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно - психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Социальный педагог при работе с семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности
взаимодействия родителей и детей в семье;
рассказывает о развитии ребенка; дает
педагогические советы по воспитанию
детей.
Консультант - консультирует по вопросам семейного
законодательства; вопросам межличностного
взаимодействия в семье; информирует о
существующих методах воспитания, ориентированных
на конкретную семью; разъясняет родителям
способы создания условий, необходимых
для нормального развития и воспитания
ребенка в семье.
Защитник - защищает права ребенка в случае, когда
приходится сталкиваться с полной деградацией
личности родителей (алкоголизм, наркомания,
жестокое отношение к детям) и вытекающими
из этого проблемами неустроенности быта,
отсутствие внимания, человеческого отношения
родителей к детям.
Формы социально - педагогической помощи
семье. Одна из форм работы социального педагога
с семьей - социальный патронаж, представляющая
собой посещение семьи на дому с диагностическими,
контрольными, адаптационно - реабилитационными
целями, позволяющая установить и поддерживать
длительные связи с семьей, своевременно
выявляя ее проблемные ситуации, оказывая
незамедлительную помощь.
Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее
естественных условиях. Что позволяет
выявить больше информации, чем лежит
на поверхности. Проведение патронажа
требует соблюдения ряда этических принципов:
принципа самоопределения семьи, добровольности
принятия помощи, конфиденциальности,
поэтому следует находить возможности
информировать семью о предстоящем визите
и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими
целями:
диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное
место в деятельности социального педагога,
следует выделить консультационные беседы как одну из
форм работы с семьей. Консультирование,
по определению, предназначено в основном
для оказания помощи практически здоровым
людям, испытывающим затруднения при решении
жизненных задач.
Социальный педагог, работая с семьей,
может использовать наиболее распространенные
приемы консультирования: эмоциональное
заражение, внушение, убеждение, художественные
аналогии, мини - тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными
беседами, могут применяться групповые
методы работы с семьей (семьями) - тренинги.
Информация о работе Методика работы социального педагога с семьёй