Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 17:42, курсовая работа
Цель исследования - изучить особенности семьи и описать методику работы социального педагога с ней.
Задачи исследования:
1. Изучить литературу по теме: "методика работы социального педагога с семьёй".
2. Дать определение понятию семьи и представить ее функции.
Введение 3
Глава 1. Семья – основной объект социальной работы 5
1.1 Семья: понятие, виды, функции 5
1.2. Особенности воспитательного процесса в семье 9
Глава 2. Методика социально-педагогической работы с семьей 16
2.1. Формы и методы работы социального педагога с семьей 16
2.2. Методика работы социального педагога с родителями 24
2.3. Социальная работа с неблагополучными семьями 28
Заключение 33
Список литературы
Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг семьи - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Сущность социально - педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Социально - педагогическая деятельность
с семьей будет эффективна, если она будет
основана на комплексном подходе. Он предполагает
изучение и использование данных демографии
(изучение рождаемости), социологии и социальной
психологии (исследование и анализ удовлетворенности
браком и семейными отношениями, причин
семейных конфликтов), педагогики (воспитательная
функция семьи); права; экономики (бюджет
семьи); этнографии (быт, культурные особенности);
истории и философии (исторические формы
семьи, брака, проблемы семейного счастья,
долга); религии.
Важную роль в осуществлении социально
- педагогического мониторинга играет
умение социального педагога систематизировать
сбор информации и полученные результаты.
Способов систематизации может быть несколько.
Рассмотрим один из них.
Поскольку семья - это сложная система,
социальный педагог принимает во внимание
подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
Родительская подсистема (мать - отец).
Социальный педагог концентрирует внимание
на взаимодействии брачной пары в качестве
родителей ребенка (детей), принятые в
семье нормы взаимоотношений: мать - дети,
отец - дети, стиль родительского отношения.
Воспитательный потенциал семьи во многом
определяется содержанием и характером
функционирования родительской подсистемы.
Ошибки, которые допускают родители, их
искаженные ценностные установки, противоречия
в системах требований и влияние семьи
на ребенка.
Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями - сестрами. Отношения между детьми в семье - незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых. Однако здесь скрыт значительный потенциал десоциализирующего влияния (отношения подчинения, «семейная дедовщина». Моральное и психологическое насилие, конкурентное противостояние и многое другое).
Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой.
Социально - педагогическая деятельность
с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном
подходе. Он предполагает изучение и использование
данных демографии (изучение рождаемости),
социологии и социальной психологии (исследование
и анализ удовлетворенности браком и семейными
отношениями, причин семейных конфликтов),
педагогики (воспитательная функция семьи);
права; экономики (бюджет семьи); этнографии
(быт, культурные особенности); истории
и философии (исторические формы семьи,
брака, проблемы семейного счастья, долга);
религии.
Итак, любая деформация семьи приводит
к негативным последствиям в развитии
личности подростка. Можно выделить два
типа деформации семьи: структурную и
психологическую. Структурная деформация
семьи есть не что иное, как нарушение
ее структурной целостности, что в настоящее
время связывается с отсутствием одного
из родителей. Психологическая деформация
семьи связана с нарушением системы межличностных
отношений в ней, а также с принятием и
реализацией в семье системы негативных
ценностей, асоциальных установок и т.п.
В настоящее время все большее внимание
уделяется именно фактору психологической
деформации семьи.
Многочисленные исследования убедительно
свидетельствуют, что психологическая
деформация семьи, нарушение системы межличностных
отношений и ценностей в ней оказывают
мощнейшее влияние на негативное развитие
личности ребенка, подростка, приводя
к различным личностным деформациям. Имеются
данные, что хотя родители как центр ориентации
и идентификации отступают в подростковом
и юношеском возрасте на второй план, это
относится лишь к определенным областям
жизни. Для большинства молодых людей
родители, и особенно мать, остаются главными
эмоционально близкими лицами и в этом
возрасте.
2.2. Методика работы социального
педагога с родителями
О роли школы в организации процесса семейного воспитания детей писал А.С.Макаренко: "Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитывать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания"
С этих позиций и определяются основные задачи работы социальных педагогов с родителями:
- Систематическое
- Привлечение родителей к
- Формирование у родителей потребности
в самообразовании.
- Ознакомление учителей предметников с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
Работа социальных педагогов с родителями
осуществляется в двух направлениях: с коллективом
родителей и индивидуально. /Приложение 4/
В практике сложились наиболее рациональные ее формы: общие и классные собрания родителей, коллективные и индивидуальные консультации, беседы, лекции, конференции, посещение семей учащихся, оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов, фотомонтажи, выставки работ учащихся. Родители привлекаются к участию в организации учебною - воспитательного процесса: руководство кружками, выступления перед родителями и детьми, подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.
Налаживание с родителями доброжелательных контактов происходит
легче, если социальный педагог строит
общение целенаправленно, учитывая ситуацию,
заранее продумывает не только содержание
беседы, но и ее ход, возможные варианты
и неожиданные повороты. Давая советы
/Приложение 5/, стремясь, если это необходимо,
внести коррективы в воспитательные воздействия
родителей на ребенка, нужно помнить, что
прямое нетактичное вмешательство во
внутренние дела семьи может вызвать как
протест и нанести трудно поправимый вред.
Ведь каждый родитель воспитывает своих
детей так, как считает нужным, исходя
из своих знаний, умений, чувств и убеждений.
Индивидуальная работа с родителями и
другими взрослыми членами семьи учащегося
сложна и разнообразна./Приложение 6, 7/
Преимуществом индивидуальной работы является то, что находясь наедине с
социальным педагогом, родители откровеннее
рассказывают ему о своих проблемах внутрисемейных
отношений, о которых никогда бы ни сказали
при посторонних. При индивидуальных беседах
необходимо придерживаться главного правила:
содержание индивидуальной беседы должно
быть достоянием только беседующих, оно
не должно разглашаться.
Очень внимательно следует относится
к просьбам родителей. Не выполнить просьбу
можно только в том случае, если ее выполнение
может нанести вред ребенку.
В обязанности социального педагога входит
посещение семей, с девиантным поведением.
Первый визит в семью - ответственный момент часто решающий, будут ли родители доверять учителю, прислушиваться к его советам. Педагог заранее готовится к посещению той или иной семьи: узнает ее состав, материальное положение, выясняется, где работают родители, продумывают возможные вопросы членов семьи и отвечает на них, намечает, какие сведения о ребенке ему нужно получить. /Приложение 8/
Посещение семьи во второй и третий раз учитель планирует, учитывая
результаты предварительного знакомства;
поведение ребенка в школе, отношение
родителей к своим обязанностям, их участие
в жизни школы.
Идя в семью, социальный педагог ставит
перед собой задачу выявления, обобщения
и распространения лучшего опыта семейного
воспитания. Опыт семейного воспитания
в каждой семье педагог собирает по крупинкам.
В одной семье это может быть оборудование
детского уголка, в другой интересная
организация досуга и т.д.
Особенно большие трудности представляют неблагополучные семья, которые дифференцируются на два вида:
1 Семья «группы социального риска» - это семья, в которой ребенок может оказаться в социально опасном положении вследствии неполноты принятия родителями мер по надлежащему содержанию, обучению и воспитанию своих несовершеннолетних детей./Приложение 9/
2 Семья, находящаяся в социально
опасном положении — семья, имеющая
детей, находящихся в социально
опасном положении, а также семья,
где родители или иные
Социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Он регулярно посещает эту семью, целенаправленно проводит с родителями отдельные, индивидуальные беседы.
Выявив и работая с неблагополучной семьей социальный педагог мог обратиться как раньше к руководителям предприятий, на которых работают родители. Социальный педагог часто обращается за помощью в правоохранительные органы, МБУ «Центр помощи семье и детям», в опеку.
Руководствуясь Регламентом работы с неблагополучной семьей по предотвращению безнадзорности, социального сиротства и лишения родительских прав, где четко определено кто принимает участие в выявлении неблагополучных семей:
Информация органом или учреждением, выявившим неблагополучную семью, в 3-х дневный срок письменно за подписью руководителя передается в управление социальной защиты населения администрации города и в органы опеки и попечительства.
Управление социальной защиты населения на основании представленной информации осуществляют:
- постановку на учет неблагополучных семей;
формирование городского банка по неблагополучным
семьям;
подготовку комплексной программы индивидуально-
профилактической работы с неблагополучной
семьей (задействуя все субъекты системы
профилактики).
Социально-неблагополучная семья принимается на учет также в тех органах и учреждениях
муниципальной системы профилактики,
которые привлекаются к работе с ней.
По запросам управления социальной защиты населения , органы и учреждения системы профилактики в 10-ти дневный срок предоставляют подробную информацию (характеристику) о несовершеннолетних, членах неблагополучной семьи и акт ЖБУ.
Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Документы социального педагога используемые
при работе с семьей:
2.3. Социальная работа с неблагополучными семьями
Детский психолог М.И. Буянов в своей книге «Ребенок из неблагополучной семьи» говорит о том, что «только система отношений «семья – ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная.» Отсюда можно сделать вывод о том, что неблагополучная семья – это семья, в которой нарушено нормальное функционирование, в связи с чем создаются некомфортные условия для жизнедеятельности детей внутри нее.
Информация о работе Методика работы социального педагога с семьёй