Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:10, контрольная работа
Целью данной работы является исследование экспертных методов прогнозирования.
Основными задачами: изучение сущности, основных видов и практической значимости метода экспертных оценок.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и значимость метода экспертных оценок 4
2. Виды методов экспертных оценок. 11
2.1. Индивидуальные методы экспертных оценок 11
2.2. Коллективные методы экспертных оценок 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 22
СОДЕРЖАНИЕ
В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений.
Усложнение общественной жизни, бурное развитие производительных сил, усиление взаимозависимости экономики и политики различных стран, факторы глобализации осложнили процесс предвидения и усилили необходимость в добротных прогнозах. В этих условиях создание таких прогнозов становиться практически невозможным без наличия объективных суждений и знаний об имеющихся возможностях отдельных методов или подходов к решению прогнозных задач.
Все это заставляет прибегать к комплектованию групп специалистов, представляющих в качестве экспертов различные области знаний. Применение групповой экспертизы позволяет не только рассмотреть множество аспектов и факторов, но и объединить различные подходы, с помощью которых принимается наилучшее решение.
В условиях рыночной экономики всё большую роль стали играть методы экспертных оценок прогнозирования. Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов, вытекающих из опыта и интуиции специалистов, осуществляющих прогноз.
Целью данной работы является исследование экспертных методов прогнозирования.
Основными задачами: изучение сущности, основных видов и практической значимости метода экспертных оценок.
В последние годы экспертные оценки находят широкое применение в социально-политическом и научно-техническом прогнозировании, в планировании национальной экономики, отраслей, объединений, в разработке крупных научно-технических, экономических и социальных программ, в решении отдельных проблем управления.
Экспертные методы применяют в ситуациях, когда выбор, обоснование и оценка последствий решений не могут быть выполнены на основе точных расчетов. Такие ситуации нередко возникают при разработке современных проблем управления общественным производством и, особенно, при прогнозировании и долгосрочном планировании.
Методы экспертных оценок представляют комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, связанных с деятельностью экспертов по переработке необходимой для анализа и принятия решений информации.
Метод экспертных оценок является достаточно специфическим способом получения информации, необходимой для решения управленческих и исследовательских задач посредством применения совокупности специальных приемов сбора, обработки и анализа сведений, получаемых от экспертов.
Метод используется в условиях частичной или полной неопределенности, которая может возникнуть:
-при отсутствии достоверной информации за достаточно продолжительный период;
-при наличии информации, отражающей только качественную сторону явлений, и невозможности количественной характеристики всех факторов, оказывающих существенное влияние ;
-в условиях неустойчивого развития и нарушения инерции в динамике процессов и явлений;
-в процессах, направления развития которых зависят от принимаемых решений, и, следовательно, далеких от объективности;
-при анализе качественно новых процессов и явлений.
В подобных условиях необходимость прогнозирования становится еще более актуальной и практически значимой. Данный метод позволяет учитывать, оценивать и предвидеть трудно предсказуемые изменения условий деятельности, характеризующие новые, еще неразвитые, но потенциально важные явления и процессы, влияющие на развитие изучаемых объектов.
Метод экспертных оценок
основан на использовании способности
квалифицированных
Таким образом, сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.
При выполнении своей роли в процессе управления эксперты производят две основные функции: формируют объекты (альтернативные ситуации, цели, решения и т.п.) и производят измерение их характеристик (вероятности свершения событий, коэффициенты значимости целей, предпочтения решений и т.п.).
Характерными особенностями метода экспертных оценок как научного инструмента решения сложных неформализуемых проблем являются, во-первых, научно обоснованная организация проведения всех этапов экспертизы, обеспечивающая наибольшую эффективность работы на каждом из этапов, и, во-вторых, применение количественных методов как при организации экспертизы, так и при оценке суждений экспертов и формальной групповой обработке результатов. Эти особенности отличают метод экспертных оценок от обычной экспертизы, широко применяемой в различных сферах человеческой деятельности.1
Экспертные методы прогнозирования используются в следующих случаях:
а) когда невозможно учесть влияние многих факторов из – за значительной сложности объекта прогнозирования;
б) наличия высокой степени неопределенности информации, имеющейся в прогностической базе, или вовсе при отсутствии информации об объекте прогнозирования.
Область применения метода экспертных оценок весьма широка:
1) составление перечня
возможных событий в различных
областях за определенный
2) определение наиболее
вероятных интервалов времени
свершения совокупности
3) определение целей
и задач управления с
5) альтернативное распределение
ресурсов для решения задач
с оценкой их
6) альтернативные варианты
принятия решений в
Экспертные методы базируются на информации, которую поставляют специалисты – эксперты в процессе систематизированных процедур выявления и обобщения мнения. По этой причине эти методы требуют от эксперта глубоких теоретических знаний и практических навыков в сборе и обобщении всей доступной информации об объекте прогноза. Интуиция (неструктурные знания) помогает эксперту в выявлении тенденций развития объекта прогнозирования в условиях отсутствия информационной базы о нем. Примером может служить прогноз спроса на новые товары и услуги, эффективности внедрения новшества, сроков окончания периода реформирования экономики, мировых цен на энергоносители, металлы (цветные, драгоценные), курсов валют.2
Основные этапы экспертного прогнозирования:
• формирование цели и задач экспертного оценивания;
• формирование группы управления и оформление решения на проведение экспертного оценивания;
• выбор метода получения экспертной информации и способов ее обработки;
• подбор экспертной группы и формирование при необходимости анкет опроса;
• опрос экспертов (экспертиза);
• обработка и анализ результатов экспертизы;
• интерпретация полученных результатов;
• составление отчета.
После принятия решения о разработке прогноза необходимо назначить исполнителей для этой разработки. Этой группе работников поручается организационное обеспечение разработки прогноза. Они также должны обеспечить методическое и информационное его сопровождение.
Качественный экспертный прогноз может быть разработан только тогда, когда он хорошо подготовлен, если в его разработке задействованы компетентные специалисты, когда использована достоверная информация, когда оценки получены корректно и корректно обработаны.
Для разработки качественного прогноза необходимо использование современных технологий, сопровождающих и поддерживающих процесс разработки.
В состав экспертной комиссии приглашаются специалисты, профессионально знакомые с объектом экспертизы. Если требуется многоаспектная оценка объекта, либо оцениваться должны разнородные объекты и для этого нужны специалисты разных профессий, то экспертная комиссия должна быть сформирована таким образом, чтобы в её состав входили специалисты, способные профессионально оценить все основные аспекты прогнозируемой проблемы.
Задачей аналитической группы является методическая подготовка процесса прогнозирования. В состав аналитической группы входят специалисты, обладающие профессиональными знаниями и опытом проведения прогнозных разработок. Разработка прогноза должна быть проведена методически грамотно, применяемые методы должны соответствовать характеру прогнозируемой ситуации и характеру информации, которую предстоит получить, проанализировать и обработать. Также разработка прогноза должна быть четко регламентирована, то есть рабочая группа должна подготовить необходимую документацию, в состав которой входят: официально оформленное решение о проведении прогноза, состав экспертной комиссии, график разработки прогноза, контракты со специалистами, привлекаемыми для его разработки и т.д. Специалисты должны быть обеспечены всей необходимой информацией об объекте прогнозирования. Полезным может оказаться специально подготовленный аналитической группой аналитический обзор по прогнозируемой проблеме. При работе с многовариантными прогнозами приходится иметь дело с большими объемами информации, которая к тому же, должна анализироваться и обрабатываться в соответствии с используемой технологией разработки прогноза. Это невозможно сделать без компьютера и соответствующего программного обеспечения.
При помощи экспертных методов можно решать следующие типовые задачи: составление перечня возможных событий за определенный промежуток времени; определение наиболее вероятных интервалов времени совершения совокупности событий; определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности; разработка альтернативных вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения; альтернативное распределение ресурсов для решения с ранжированием их очередности; альтернативные варианты принятия решений в определенной ситуации с оценкой их предпочтительности.
Но, следует заметить, что метод экспертных оценок не может заменить ни административных, ни плановых решений, он лишь позволяет пополнить информацию, необходимую для подготовки и принятия таких решений. Широкое использование экспертных оценок правомерно только там, где для анализа будущего невозможно применить более точные методы. Кроме того, несмотря на успехи, достигнутые в последние годы в разработке и практическом использовании метода экспертных оценок, имеется ряд проблем и задач, требующих дальнейших методологических исследований и практической проверки. Необходимо совершенствовать систему отбора экспертов, повышение надежности характеристик группового мнения, разработку методов проверки обоснованности оценок, исследование скрытых причин, снижающих достоверность экспертных оценок.
Наиболее эффективно применение экспертных методов в сочетании с другими методами прогнозирования, в основном со статистическими. Самостоятельное использование экспертных оценок рекомендуется лишь для случаев, когда полностью отсутствует информация, позволяющая осуществлять количественные расчеты. Статистические методы используются для обработки количественных экспертных оценок и необходимы для расчета показателей среднего значения и разброса вариационного ряда экспертных оценок. Показатели разброса служат базой для расчета степени согласованности мнений экспертов, их надежности. При регулярном привлечении экспертов или возможности сравнения оценок с фактическими значениями исследуемых параметров показатели разброса могут быть использованы и для вычисления точности и надежности оценок. Экспертизы и прогнозы нужны не сами по себе, а для принятия определенных решений.
Типовые задачи, решаемые методом экспертных оценок:
1) составление перечня возможных событий в различных областях за определенный промежуток времени;
2) определение наиболее вероятных интервалов времени свершения совокупности событий;
3) определение целей и задач управления с упорядочением их по степени важности;