Методы экспертных оценок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:10, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование экспертных методов прогнозирования.
Основными задачами: изучение сущности, основных видов и практической значимости метода экспертных оценок.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность и значимость метода экспертных оценок 4
2. Виды методов экспертных оценок. 11
2.1. Индивидуальные методы экспертных оценок 11
2.2. Коллективные методы экспертных оценок 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 22

Файлы: 1 файл

контрольная соц эконом прогнозирование.doc

— 121.50 Кб (Скачать файл)

  4) определение альтернативных (вариантов решения задачи с оценкой их предпочтения;

  5) альтернативное распределение ресурсов для решения задач с оценкой  их предпочтительности;

  6) альтернативные  варианты принятия решений в определенной  ситуации с оценкой их предпочтительности.

Для решения перечисленных типовых задач в настоящее время применяются различные разновидности метода экспертных оценок. Во всех вышеперечисленных случаях используются оценки экспертов, которые разделяются на: индивидуальные и коллективные. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ МЕТОДОВ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

 

2.1. Индивидуальные  методы экспертных оценок

 

 В состав индивидуальных экспертных оценок входят следующие методы:

    • метод опроса в форме интервью;
    • аналитическая группа методов.
    • Метод морфологического анализа.

Метод опросов  в форме интервью

 

Метод опросов в форме  интервью предполагает непосредственный контакт эксперта со специалистом по схеме «вопрос – ответ», т.е. беседу, в ходе которой прогнозист ставит перед экспертом вопросы относительно перспектив развития прогнозируемого объекта в соответствии с заранее разработанной программой опроса. Успех метода в значительной степени зависит от психологической способности эксперта экспромтом давать заключения по различным, в том числе фундаментальным, вопросам Недостатком данного метода является, правда, незначительное, но все – таки психологическое давление эксперта.

Аналитический метод

 

Аналитический метод, или метод аналитических экспертных оценок, предполагает длительную и тщательную самостоятельную работу эксперта по анализу тенденций, оценки состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Этот метод позволяет эксперту использовать всю доступную информацию об объекте прогноза, свои соображения он оформляет в виде докладной записки. Психологическое давление эксперта в этом случае минимально.

Основными принципами методов индивидуальных экспертных оценок является максимальная возможность использования индивидуальных способностей эксперта и незначительность психологического давления на него.

Однако индивидуальные экспертные методы мало пригодны для прогнозирования наиболее общих стратегий развития из – за ограниченности знаний одного эксперта во всех сферах экономики, науки и техники и других смежных областей теории и практики.

Экспертиза позволяет обойти трудности  долгосрочного учета качественных изменений объекта прогнозирования, связанных как с внутренней логикой развития объекта, учета взаимосвязей качественных признаков, так и с изменением внешних факторов.

К частным методам, которыми пользуются эксперты в данном случае, относятся:

    • ассоциативные приемы,
    • приемы аналогий,
    • морфологический анализ. 

 

Метод гирлянд случайностей и ассоциаций заключается в перенесении признаков случайных объектов, а также элементов генерируемых по этим признакам гирлянд ассоциаций на исследуемый объект, его синонимы (аналоги) и их сочетания с последующим анализом, развитием полученных комбинаций и отбором рациональных вариантов. Метод относится к стратегии ненаправленного, свободного поиска новых решений на основе генерируемых ветвящихся потоков новых понятий и признаков, свободных ассоциаций и попыток получать значимые полезные сочетания (комбинации) понятий и признаков.

Данный метод изучается  индивидуально, а применяется коллективно. Он позволяет получить практически  неограниченное число идей, полезен  для развития памяти, воображения, сообразительности и гибкого мышления. Он прост и доступен, но применим для сравнительно узкого круга несложных поисковых задач. Областью применения метода являются задачи прогнозирования совершенствования известных систем и процессов.

К достоинствам метода ассоциаций можно отнести то, что они снимают инерцию воображения и могут использоваться в качестве вспомогательных на этапе генерирования идей в процессе проведения других методов.

Существенный недостаток данного метода – ограничение  области применения. Свободные ассоциации неограниченное число новых гипотез. С одной стороны, это – положительный момент, а с другой – нет никаких гарантий и критериев принятия лучшего решения, так как мы не в состоянии рассмотреть все возможные варианты.

Метод морфологического анализа

 

Метод морфологического анализа ориентирован на объект прогнозирования, его целью является поиск решений на базе получения множества вариантов решений с учетом его морфологии.

Суть данного метода заключается в том, что проблема, требующая решения изучается с возможно более общей точки зрения для выявления всех возможных решений. Путем перебора всех возможностей в пределах полученной абстрактной структуры выявляется область всех возможных решений, существуют различные способы определения оптимального решения из множества полученных. Разработано несколько разновидностей метода морфологического анализа: метод десятичных матриц поиска; «организующих понятий»; морфологического классифицирования. Метод морфологического анализа и его разновидности основаны на использовании стратегии направленного систематического поиска множества потенциально возможных решений задачи в пределах морфологического множества, соответствующего структуре и особенностям задачи. Метод обеспечивает получение большого числа возможных решений по любой изучаемой проблеме при сравнительной легкости процедуры поиска.

Метод морфологического анализа применяется для решения  прогностических задач в различных  сферах социально – экономического и научно – технического развития в нашей стране и за рубежом. Результаты применения метода позволяют говорить о его эффективности и механических процедур при его использовании. Практика применения показывает, что с его помощью можно получать множество нестандартных решений. Наиболее широко он используется для синтеза объекта прогнозирования. Только в рамках морфологического метода возникает задача содержательной интерпретации соответствующих формальных прогнозов.

2.2. Методы коллективных экспертных оценок

 

Существует большое  число модификаций методов коллективных экспертных оценок. Основным принципом метода является выявление коллективного мнения экспертов о перспективах развития объекта прогнозирования.

Коллективные экспертные оценки являются современными научными методами и могут быть широко использованы в прогнозировании. Естественной областью их применения является прогноз научно – технического прогресса, определение его основных направлений и темпов. Они могут быть также широко использованы для определения возможных изменений в параметрах экономико – математических моделей развития социально – экономической системы под влиянием НТП и мероприятий организационного и финансового характера. В условиях неопределенности и нестабильности развития социально – экономической системы России методы экспертных оценок приобретают большое значение.

В настоящее время  наиболее популярны методы:

    • «круглого стола», или комиссий;
    • коллективной генерации идей, или «мозгового штурма»;
    • метод «Дельфи».

Метод «круглого  стола».

 

В соответствии с методом «круглого стола» специальная комиссий, входящая в состав, обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Для повышения качества прогнозируемых результатов в состав группы включаются эксперты не только данной, но и смежных областей знаний. Обсуждение должно протекать в режиме свободной дискуссии. Рекомендуется предварительно обучить группу методам коллективной работы. Кроме того, необходимо обратить внимание на психологическую совместимость участников коллектива. Данный метод имеет недостаток, заключающийся в том, что эксперты в своих суждениях руководствуются в основном логикой компромисса, что увеличивает риск получения искаженных результатов прогноза. Кроме того, на суждения некоторых экспертов может повлиять и авторитет отдельных участников «круглого стола».

Метод «мозгового штурма»

 

Опыт применения метода «мозгового штурма» показывает, что  с его помощью можно «сдвинуть  с мертвой точки» почти любую  проблему. Его – активизация творческого  процесса генерации идей путем реализации определенных правил организации, проведения и оценки его результатов.

Главной целью является обеспечение максимальной творческой активности, душевного подъема и  концентрации внимания всех участников на заданной проблеме. Для преодоления  инерционности и стереотипности мышления, стимулирования энергичного коллективного поиска новых оригинальных идей в основу метода положен принцип разделения во времени процессов генерации идей и их оценки. Это позволяет устранить психологические препятствия творческому поиску, вызываемые критикой.

Метод «мозгового штурма»  состоит из двух этапов: генерирование  идей и их оценка. Существуют следующие  разновидности метода:

  • метод обратного «мозгового штурма» - сочетает в себе две «мозговые атаки» коллектива генераторов идей: первая – для свободного выявления недостатков исследуемого объекта и вторая – для поиска новых идей и устранения выявленных недостатков. Такое разделение коллективного «мозгового штурма» повышает его целенаправленность и придает поиску более конкретный характер.
  • Метод массового «мозгового штурма» распараллеливает процесс генерирования идей, а метод двойного «мозгового штурма» организует последовательность из двух мозговых атак и из двух стадий оценки идей.
  • Метод «конференций идей» для повышения результативности коллективного поиска идей объединяет несколько принципов: высокий профессионализм, заблаговременную подготовку участников, различные приемы их психологической настройки в сочетании с правилами морфологического анализа по систематизации поиска и логикой эвристики.

Метод «мозгового штурма» требует следующие виды обеспечения:

    1. организационное обеспечение, заключающееся в выборе ведущего, формировании групп генераторов идей и экспертов, организации их работы в соответствии с правилами и принципами метода;
    2. методологическое обеспечение, т.е. обучение специалистов принципам, правилам и содержанию этапов метода, выбору разновидностей метода и практическому освоению всех необходимых процедур;
    3. психологическое и мотивационное обеспечение, включающее  психологическую настройку стимулирование творческой работы специалистов, привлекаемых в группы генераторов идей, и экспертов с учетом особенностей этих групп;
    4. информационное обеспечение, заключающееся в подготовке информационно – справочных и методических материалов для формулирования проблемы, постановки задач, а также анализа выдвинутых идей.

Самостоятельно этот метод может применяться для  прогнозирования развития социально  – экономической системы, ее отдельных  параметров. В качестве вспомогательного творческого элемента при прогнозировании метод может успешно применяться на всех этапах, особенно в условиях неопределенности и при возникновении «тупиковых» ситуаций, когда другими способами не удается получить удовлетворенный результат.

К достоинствам метода следует  отнести его простоту, доступность для изучения и освоения, его привлекательность для специалистов – участников «мозгового штурма», благодаря возможности учета и максимального использования их способностей и черт характера. Метод обладает высокой производительностью, как по общему числу идей, так и по числу новых.

К недостаткам метода можно отнести: отсутствие гарантий получения качественных и конкретных решений. Область применения метода и его разновидностей при решении  задач прогнозирования чрезвычайно  широка. Самостоятельно метод может применяться для решения широкого круга управленческих и аналитических задач.

Метод «Дельфи»

 

Данный метод является самым распространенным из методов  коллективных экспертных оценок.

Цель метода: разработать  тщательно скорректированную программу  последовательных индивидуальных опросов (лучше – с помощью вопросников), перемежаемых обратной связью в виде информации и мнений, получаемых путем обработки на ЭВМ согласованной точки зрения экспертов по всем ранним частям (этапам) программы.

Отличительными особенностями метода «Дельфи» являются:

- полная заочность  и анонимность опроса экспертов;

- проведение опроса  экспертов в несколько туров;

- задействование обратной  связи, когда в каждом последующем  туре используются результаты  предыдущего путем получения  экспертами подробной информации о результатах каждого предшествующего тура;

- использование статистических  методов обработки результатов  групповых ответов.

Прогнозирование данным методом многотуровое, однако обычно проводится не более трех – четырех  туров.

Вначале экспертам рассылаются  анкеты, в которых формируется  проблема, содержится инструктаж о  порядке проведения опроса и дается перечень вопросов, требующих четких количественных, реже качественных ответов, свои ответы эксперт не подписывает, а отсылает по почте или через другие внешние устройства. Полученные ответы, организаторы опроса обрабатывают их, определяют групповые оценки, содержащие как среднюю величину, так и крайние значения. Полученные оценки предназначены для информирования экспертов в следующем туре.

Информация о работе Методы экспертных оценок