Методы сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:53, контрольная работа

Описание работы

Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.

Файлы: 1 файл

социология-пакет Дима.docx

— 44.28 Кб (Скачать файл)

Соотношение качественных и количественных методов сбора  социологической информации.

Социология, как самостоятельная  отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.

В качестве инструмента теоретического исследования в социологии, как и  в философии, используется рефлексия (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения. Исходным материалом для производства нового научного знания служат уже существующие теории, идеи различных ученых, которые синтезируются с собственными научными воззрениями исследователя при помощи различных логических схем, на основе той или иной теоретической парадигмы.  В процессе исследований социологи, как правило, используют такие теоретические методы, как системный, структурно-функциональный, синергетический, методы логической интерпретации, моделирования и ряд других.

Особую группу методов, широко применяющихся в социологических  исследованиях, составляют методы математической статистики. Они позволяют осуществлять анализ и интерпретацию первичной  социологической информации, а также  верифицировать уже полученные данные. Наряду с теоретическими методами, социология использует методы эмпирические. Исходным материалом эмпирического исследования служат различные мнения, суждения, социальные факты, смысловые индикаторы, явления или процессы, которые социолог пытается получить и систематизировать с использованием специальных методов сбора и обработки первичной социологической информации.

Эмпирические методы подразделяются на количественные (классические) и качественные. Некоторые методы имеют свои разновидности как в количественном, так и в качественном подходе.

К числу количественных методов  сбора социологической информации относятся, в первую очередь:

-опросные методы;

-анализ документов;

-наблюдение;

-социологический эксперимент.

Термин «количественный  подход» в социологическом исследовании подчеркивает специфику его формы  – прежде всего математической формы  представления знания. Результаты количественных исследований представляются, как правило, в виде шкал, таблиц, гистограмм, а  их содержание выражается в процентах  и коэффициентах. В фокусе количественных исследований – общественные структуры, как надындивидуальные объективные  образования, детерминирующие жизнь  людей. В качестве объекта социологического анализа здесь выступают определенные социальные общности (группы), выбранные  социологом в соответствии с целями и задачами исследования.

Всплеск интереса к количественной методологии отмечен в 1920-е гг. Он был связан с проведением т.н. "соломенных опросов" -  опросов  аудитории газет и журналов, которые  приобрели в США огромную популярность. Только в ходе президентских выборов 1928 г. было проведено 85 "соломенных опросов". Хотя в центре внимания находились выборы, собирались сведения о самых  разных сторонах жизни американцев. Еще во время первой мировой войны  была поднята проблема об участии  США в боевых действиях. Конгрессмен  Э. Лэндин разослал своим избирателям 54 тыс. бюллетеней и, получив 8800 ответов, установил, что 90% - против вступления страны в войну. Впоследствии появились невиданные вопросы: "Живете ли вы лучше или хуже, чем в прошлом году?", "Простужались ли вы зимой?", "Каковы причины того, что многие супруги не заводят детей?".

Одна из основных задач  количественного социологического исследования — в сочетании с  теоретическим анализом — состоит  в определении причин и следствий. Ученые отдают много времени попыткам выявить, каким образом одно явление соотносится и взаимосвязано с другим явлением. Для этого они пользуются переменными. Переменная – признак исследуемого объекта, который может принимать различные значения (пол, возраст, доход, профессия, статус и т.д.). Независимая переменная - та, которая оказывает влияние на остальные переменные; переменная, на которую оказывается воздействие, является зависимой. Например, если нас интересует влияние дохода на стиль жизни, то доход становится независимой переменной.

То, что две переменные изменяются сообща, еще вовсе не свидетельствует о наличии между  ними причинно-следственной связи. В США, например, количество заключаемых браков снижается до минимальной цифры в январе, — в том месяце, на который приходится наибольшая смертность среди населения. Из этого вряд ли следует, что люди умирают, потому что им не удается вступить в брак (или не женятся, потому что умирают). В действительности все зависит от плохой январской погоды на территории большей части страны (и, может быть, от послепраздничной хандры), — именно в этом причина и малого числа браков, и высокого числа смертей. Справедливо и обратное: в более теплые и солнечные летние месяцы отмечаются наивысшая частота браков и наименьшая смертность. Поэтому исследователи должны посмотреть вглубь, чтобы найти концы причин и следствий.

Количественные социологические  исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.

Цель фундаментального исследования — развитие и совершенствование самой науки, т.е. получение нового научного знания, а цель прикладного исследования — решение конкретной социальной проблемы. Таким образом, если фундаментальное исследование позволяет открыть законы того или иного явления, то прикладное — выработать конкретные способы преобразования социальной ситуации. Получаемые в ходе фундаментального исследования знания об обществе имеют чисто научный, или академический, интерес, а прикладные исследования обычно носят прагматический характер.

Результаты фундаментальных  исследований адресованы научному сообществу, а прикладных – конкретному заказчику, который с их помощью предполагает решить конкретную проблему. Прикладные исследования проводятся по запросам руководства и касаются проблем, требующих последователь­ных, часто долгосрочных управленческих воздействий. Следует подчеркнуть, что фундаментальное исследова­ние может быть как теоретическим, так и эмпирическим. Прикладное социологическое исследование, как правило, бывает эмпирическим.

Ко второй группе методов  получения социологической информации относятся качественные методы исследования (Табл. 1).

Таблица 1.

Методологические различия количественного и качественного  подходов

Количественный подход

Качественный подход


Теоретико-методологическая база:

Реализм. Достоверное, объективное  знание. Описание логических связей между  отдельными параметрами.

Феноменология. Релятивизм. Описание общей картины события  или явления


Фокус анализа

Общее, генеральное, макроанализ. Классификация путем отождествления событий, случаев. В центре внимания структуры; внешнее, объективное.

Особенное, частное, микроанализ. Описание событий, случаев. В центре внимания человек; внутреннее, субъективное.


Единицы анализа

Факты, события

Субъективные значения, чувства.


Исследовательские цели, задачи

Дать причинное объяснение.

Измерить взаимосвязи.

Интерпретировать, понять наблюдаемое,

концептуализировать.


Стиль

Жесткий, холодный. Систематизация

Мягкий, теплый. Воображение, представление о...


Валидность

Достоверное повторение установленных  связей

Реальное насыщение информации


Логика анализа

Дедуктивная: от абстракций - к фактам путем

операционализации понятий.

Индуктивная: от фактов из рассказов о жизни и т. д. - к концепциям.


 

Объектом социологического анализа здесь выступают индивиды как исполнители социальных ролей. Основная цель качественных методов  – изучение социальных явлений и  процессов с точки зрения действующего индивида как начала любой социальности. Социолог-исследователь здесь должен непременно «погрузиться» в мир  личностных смыслов изучаемых людей, понять мотивы и цели их поступков, их объяснения происходящего, чтобы  затем конструировать теорию. Теоретической  основой этих методов являются воззрения  М. Вебера и его «понимающей» социологии. К числу качественных методов (типов, стратегий) социологического исследования относят:

-«кейс-стади» (исследование случая);

-исследования этнографического типа;

-«устная история» (oral history);

-«grounded theory» (обоснованная теория, или восхождение к теории);

- «история жизни» (life story).

Самое фундаментальное исследование в истории качественного метода - классическое исследование У. Томаса и Ф. Знанецкого "Польский крестьянин в Европе и Америке". Центральный теоретический вопрос исследования: почему определенная социальная ценность (жизнь в Америке) произвела именно такое воздействие на одних субъектов и не привела к такому же результату в своем влиянии на других субъектов? В течение ряда лет ученые собирали личные документы поляков (764 письма) и провели серию глубинных интервью. Только одно интервью с главным персонажем, Владеком, составляло 300 страниц. Проанализировали также газетные материалы о польских крестьянах, польские архивы и множество документов из американских социальных агентств по миграции.

Между двумя группами методов  нет непреодолимых границ. Некоторые  методы эмпирического социологического исследования используются как в  количественных, так и в качественных подходах. К числу таких методов  относятся:

-интервью, которое бывает формализованным (количественным) и свободным, или углубленным (качественным).

-наблюдение, подразделяется на не включенное структурированное (количественное) и включенное бесструктурное (качественное).

-анализ документов, количественными разновидностями которого являются статистический, информативно-целевой и контент-анализ; качественными разновидностями – углубленный (стилистический) и метод изучения человеческих документов.

В некоторых исследованиях  ученые прибегают к параллельному, либо к последовательному использованию  качественного и количественного подходов.

Отечественные социологи  традиционно отдают предпочтение классическим методам социологического исследования.

Остановимся на каждом из социологических  методов подробнее.

Количественный  метод сбора социологической информации

Анализ документов. Любое социологическое исследование обычно начинают с анализа документов. Документом можно назвать любой предмет, специально созданный человеком или группой людей в целях хранения и передачи информации. В документах используются различные способы закрепления информации: с помощью слов, цифр, символов, рисунков. Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определенных исследовательских задач.

Использование документальных источников информации в научном исследовании позволяет: быстро и при минимальных  затратах получить сведения об объективных  фактах, явлениях, событиях, связанных  с темой исследования; узнать о  субъективных взглядах, точке зрения, позиции авторов документов.

В социологии применяют следующие  методы изучения документов:

-неформализованный (традиционный);

-формализованный.

В свою очередь формализованный  вид анализа документов может  быть представлен тремя разновидностями:

-контент-анализом или анализом содержания (от англ. – content – содержание);

-анализом статистической информации;

-информационно-целевым анализом текстовой информации.

Каждый из этих методов имеет  свои достоинства и недостатки.

Традиционный метод анализа  документов основывается на «понимающем» восприятии текста. Достоинством этого метода является его относительная простота. Недостатки связаны с субъективным характером оценок содержания документов, трудностями использования технических средств. Эти недостатки преодолеваются с помощью количественных приемов исследования, характерных для контент-анализа.

Контент-анализ - это формализованный (количественный) метод изучения документов, предполагающий оценку их содержания путем подсчета признаков, существенных для исследования и удобных для последующих обобщений. Процедура контент-анализа позволяет воссоздать социальную реальность по индикаторам, содержащимся в различных источниках информации. Как правило, такими источниками являются периодическая печать, радио- и телепередачи, информация сети интернет, одним словом, информация, имеющая значительный объем и тенденцию к постоянному обновлению.

Метод контент-анализа широко применяется  в политологических исследованиях. Объектом их исследования выступают  такие документальные источники, как: протоколы заседаний органов  власти (Парламента, законодательных  органов всех уровней), планы проведения заседаний, количество и содержательная сторона политических решений всех органов власти и многое другое. Например, в 1994 и 1995 годах анализировались  президентские послания США Билла  Клинтона. Послания содержат от 7 до 10 тысяч  слов. Сначала были сформированы категории  слов, относящихся к экономике, бюджету  страны, образованию, преступности, вопросам семьи, международным делам, социальной помощи. По изменению относительных  частот в посланиях 1994 и 1995 годов  были сделаны выводы об изменении  политики государства в различных  областях. Аналогичные исследования начали проводиться с посланиями президента России.

Информация о работе Методы сбора социологической информации