Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 09:53, контрольная работа
Социология, как самостоятельная отрасль научного знания, использует для изучения своего предмета совокупность специфических методов. Все методы социологии можно подразделить на теоретические и эмпирические.
Опросные методы. Большая часть эмпирической информации добывается в социологии при помощи опросных методов. Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации. С его помощью получают наибольшую часть всех социологических данных. Назначение опроса - сбор сведений о состоянии общественного (коллективного) мнения больших или малых социальных групп через получение и последующее обобщение индивидуальных оценок (высказываний, суждений), сделанных отдельными респондентами в процессе личных контактов (бесед) с социологом.
Опрос является важнейшим, а в некоторых случаях единственным способом изучения субъективных взглядов людей. Но выводы из данных, полученных методом опроса, не всегда соответствуют объективному положению вещей, иногда отражают лишь оценочные мнения опрашиваемых. Поэтому надежность информации, полученной с помощью опроса, следует дополнительно уточнять и проверять другими методами: анализом документов, наблюдением, экспериментами, а также специальными приемами верификации.
Среди основных видов опросов, применяемых в прикладном социологическом исследовании, выделяют: анкетные опросы, интервьюирование, экспертные опросы, социометрические опросы и тестирование.
Две основные разновидности опроса:
-анкетирование (опрашиваемый заполняет вопросник сам, это может происходить как в присутствии анкетера, так и без него)
-интервьюирование (при его проведении происходит личное общение интервьюера с респондентом; интервьюер сам задает вопросы опрашиваемому и фиксирует полученные ответы).
Из всех видов опросов особенно
часто в социологическом
По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос, опрос через газету, журнал.
Анкета - размноженный на компьютере или типографским способом документ, содержащий в среднем от 30 до 40 вопросов, адресованных респонденту. Логика построения вопросов в анкете соответствует целям исследования и служит получению только такой информации, которая проверяет гипотезы. Вопросы в анкете формулируются максимально конкретно и точно. Нельзя допускать неясностей и двусмысленности.
В зависимости от того, какое количество людей будет опрошено, анкетирование бывает сплошным или выборочным. При сплошном анкетировании опрашивается вся генеральная совокупность, а при выборочном только ее часть - выборочная совокупность. Выборочное анкетирование - наиболее распространенный метод получения первичной социологической информации.
Наиболее гибким методом сбора социологической информации является интервью.
Интервью - это метод получения информации по определенной теме путем непосредственного целенаправленного диалога интервьюера с респондентом. Формализованное - вопросы задаются по заранее подготовленному вопроснику с использованием карточек "закрытых вопросов" (анкета интервью), не допуская изменений в формулировке и порядке постановки вопросов. Полуформализированное - в ходе диалога задаются заранее разработанные вопросы по теме и дополнительные.
Классическое социальное обследование с использованием интервьюирования было осуществлено в XIXв. английским предпринимателем Чарльзом Бутом, который изучил условия жизни в Лондоне. Его работа «Жизнь и труд населения Лондона» занимает 17 томов. Три года Бут жил среди бедноты и провел тысячи личных интервью. В частности, его отчет о состоянии религиозности в Лондоне основан на 1800 интервью.
Важное значение для социолога, проводящего опрос, имеет определение обследуемой совокупности. Она задается самим объектом исследования (например, обследование студентов, пенсионеров, вкладчиков Сбербанка, работников предприятия). Все множество социальных объектов, которые являются предметом изучения в пределах, очерченных программой социологического исследования образует генеральную совокупность. Часть социальных объектов генеральной совокупности, выступающих в качестве объектов наблюдения, называются выборочной совокупностью. Репрезентативностью называется свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики генеральной совокупности.
Дадим краткую характеристику еще нескольких методов.
Социометрический опрос. Цель социометрического опроса - получение данных о межличностных отношениях в малых социальных группах с помощью так называемых социометрических критериев. Обработанная и проанализированная социометрическая информация дает возможность диагностировать в обследованных группах точки психологической напряженности, определять их причины и своевременно влиять на структуру коллективов, изменяя их состав так, чтобы взаимоотношения индивидов базировались на чувствах симпатии, взаимной совместимости, исключающей антагонистические конфликты в процессе совместной деятельности.
Эксперимент. Метод эксперимента направлен на получение информации, основывающийся на изучении поведения объекта исследования под воздействием заранее заданных и контролируемых факторов, искусственно введенных в исследуемый объект или окружающую его среду.
Например, в исследовании воздействия детского сериала "Улица Сезам" на культурное и интеллектуальное развитие американских дошкольников эксперимент охватил детей и родителей, проживавших в городах Бостон, Дарэм, Феникс, а также в сельских районах Калифорнии и Филадельфии. В ходе эксперимента детей и их родителей побуждали к просмотру сериала (независимая переменная), фиксируя изменения в когнитивном развитии дошкольников с помощью тестов достижений и тестов общего развития (зависимые переменные). Двухлетний полевой эксперимент позволил продемонстрировать заметный обучающий эффект, связанный с просмотром сериала, особенно очевидный в группе детей из неблагополучных семей.
При проведении эксперимента важно учитывать, что он предполагает нарушение естественных связей изучаемого объекта, в результате чего может измениться и его сущность.
Эффективность эксперимента как метода сбора социологической информации значительно повышается, если его сочетать с другими методами, особенно такими, как анализ документов, который обычно предшествует эксперименту, и различными видами опроса.
Наблюдение. Наблюдение - метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Чаще всего этот метод применяется тогда, когда информация, необходимая социологу, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ (например, соревнований по футболу).
Выделяют две основные разновидности наблюдения: включенное и не включенное. Если социолог изучает поведение забастовщиков, уличной толпы, подростковой группировки или бригады рабочих со стороны (в специальном бланке регистрирует все типы действий, реакции, формы общения и т.д.), то он проводит не включенное наблюдение. Правило не включенного наблюдения: нужно стремиться видеть, не будучи видимым и не становясь участником наблюдаемого события. Если же социолог встал в ряды забастовщиков, присоединился к толпе, участвует в подростковой группировке или если устроился работать на предприятие (участие может быть анонимным или не анонимным), то он проводит включенное наблюдение.
Качественные методы сбора социологической информации
Метод фокус-группы в последние годы получил широкое распространение как один из наиболее оперативных и эффективных способов сбора и анализа социальной информации. Этот метод применяется, как правило, в сочетании с количественными методами, но может играть при этом как дополнительную, так и ключевую роль. Кроме того, он включает в себя элементы количественных методов: (включенное наблюдение, правило репрезентативной выборки и др.).
Реализация данного метода предполагает формирование нескольких дискуссионных групп, в количестве 10 - 12 человек каждая, и проведение в них обсуждения исследуемой проблемы с целью ее более глубокого понимания и поиска оптимальных путей решения. Фокус внимания участников групповых дискуссий при этом сосредотачивается на каком-то одном важном аспекте проблемы, а внимание исследователей фокусируется на выяснении мнений участников по поставленному вопросу, на значении различных точек зрения представителей разных социальных категорий, а также на поиске возможных путей достижения консенсуса.
Фокус-групповое обсуждение исследуемой проблемы гораздо продуктивнее, нежели выяснение мнений о ней методами анкетирования и индивидуального интервьюирования. Оно предпочтительнее в силу следующих факторов:
1. Взаимодействие респондентов в фокус-группе обычно стимулирует более глубокие ответы и дает возможность появиться новым идеям в ходе групповой дискуссии.
2. Заказчик исследования может
сам наблюдать за ходом
3. Фокус-групповой метод оперативнее и дешевле, чем анкетирование или интервьюирование. Его использование дает экономию не только временных, финансовых, но и трудовых затрат исследователей.
4. Этот метод позволяет за
короткий срок определить
Однако все эти достоинства
характеризуемого метода проявляются
при условии соблюдения определенных
требований к организации работы
фокус-групп: определением необходимого
количества фокус-групп; установлением
количества их участников; формированием
оптимального состава участников; продолжительностью
их работы; выбором места проведения
заседания фокус-группы; размещением
участников в помещении; разработкой
сценария фокус-групповой дискуссии;
реализацией этого сценария модератором,
т. е. ведущим фокус-групповую
Как правило, фокус-группа длится не более чем 1,5 - 2 часа. Иногда целесообразно проводить короткие заседания групп (30 - 40 минут). В исключительных случаях, когда метод фокус-групп играет роль основного способа интеграции новых идей, продолжительность группового обсуждения достигает 6-8 часов.
Методика БОУ - эта аббревиатура, составлена из начальных букв трех первых слов полного названия данной исследовательской методики - быстрая оценка участниками дискуссии проблем микросоциума.
Из полного наименования этого метода явствует, что его следует применять:
- во-первых, не во всех случаях
исследовательской практики, например,
тенденций электорального
- во-вторых, в ситуациях, когда
требуется оперативное
- в-третьих, таким образом,
Основная трудность применения метода БОУ заключена в обязательности соблюдения принципа триангуляции. Он требует выполнения трех следующих условий:
- Создание особой
- Использование разнообразных источников информации.
- Применение специфичного
«Проблемное колесо» - исследования с использованием данного метода чаще всего проводятся в пограничных областях наук об обществе и человеке. «Проблемное колесо» активно применяется в комплексных социальных исследованиях, в которых участвуют социологи, психологи, журналисты, экономисты, педагоги, специалисты в области социальной психологии, социальной работы. Социальной педагогики, других наук об обществе и человеке.
«Проблемное колесо» позволяет
выяснить реальные причины возникновения
трудностей общественного и личностно-
Технология данного метода существенным
образом зависит от того проблемы
какого социального субъекта и в
контексте какой научной
- во-первых, пятиэтапностью;
- во-вторых многошаговостью,
- в- третьих, комбинацией
- в-четвертых, вычеркиванием
Первый этап имеет предварительный (подготовительный) характер. Он предполагает изучение содержания характера и остроты проблем, испытываемых изучаемой группой людей. Эти проблемы могут быть выявлены путем анкетирования, телефонного, прессового, экспертного или иного опроса, биографического, фокус-группового или другого качественного метода. Итогом первого этапа является определение наиболее важной и актуальной потребности изучаемого субъекта, удовлетворение которой явно затруднено.