Методы сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2012 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Из многочисленных методов сбора социологической информации по интересующим социолога проблемам наиболее распространены методы опроса респондентов, а среди них - метод анкетного опроса.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя.

Файлы: 1 файл

сбор.docx

— 38.75 Кб (Скачать файл)

2. Методы сбора  социологической информации  

2.1. Опрос          

Из  многочисленных методов сбора социологической  информации по интересующим социолога  проблемам наиболее распространены методы опроса респондентов, а среди них - метод анкетного опроса.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя.         

В социологии различают два  типа анкетного опроса – сплошной и выборочный. Разновидностью сплошного опроса выступает перепись, при которой опрашивается все население страны. Сплошной опрос по охвату исчерпывает всю совокупность респондентов, принадлежащих к какой-то общности или группе. Население страны - самая крупная из таких общностей. Но есть и более мелкие, например, персонал предприятия, все участники афганской войны, все жители небольшого города. Эта разновидность используется на практике чаще всего переписей. Именно к ней обычно применяют наименование сплошного опроса, а перепись выделяют в самостоятельный вид. Выборочное обследование является более экономичным и не менее надежным методом, хотя требует более изощренной методики и техники. Его основа – выборочная совокупность. Если социолог намеревается взглянуть на афганскую войну глазами ее участников, но опрашивать ему придется небольшую часть – выборочную совокупность.         

Анкетный  опрос  - важнейший источник информации о реально существующих социальных фактах, о социальной деятельности. Начинается он с формулировки программных вопросов, с «перевода» поставленных в программе исследования проблем в вопросы, исключающие различные толкования и доступные пониманию опрашиваемых. Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:

    • Он не должен длиться более 30-40 минут, в противном случае респондент устает и последние вопросы остаются обычно без полноценных ответов;
    • Важно, чтобы интерес к предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные по содержанию (и пониманию) вопросы должны следовать за более простыми;
    • Первый вопрос должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным;
    • Трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты, чтобы респондент «включился» в тему;
    • Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения).

Например, в анкете поставлен  вопрос: «Какой размер Вашего месячного  заработка?». О чем  здесь идет речь? Только о заработке  или о доходе? О  заработке с учетом вычетов налогов или о начисляемой сумме заработной платы, содержащей сумму подоходного налога? Входят ли в заработок, о котором идет речь, премиальные? И т.д.

      • Вопросы должны отвечать требованиям логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта (события), а потом уже о его оценке. Это важнейшее требование социологического исследования.

Например, первый вопрос: «Испытываете ли Вы какие-либо трудности  на работе?». Ответ: «Да, нет». Второй вопрос: «Если да, то в  чем эти трудности  выражаются?». Ответ: приводится рад факторов, затрудняющих работу. Третий вопрос: «Ваши предложения по преодолению трудностей».        

Если  в анкете появился новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого  к новой теме. Обычно это делается с помощью обращения в определенной форме к респонденту, например: «А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о ……».       

В подобной же форме строится и обращение  к респонденту с просьбой принять  участие в проводимом исследовании. Это обращение, которое предшествует постановке вопросов и является своего рода введением, должно быть кратким понятным, четким. Приведем пример.       

Уважаемый товарищ! Мы обращаемся к вам с просьбой высказать свое мнение о новых формах организации труда.        

Ваши  искренние и точные ответы позволят сделать  обобщения и выработать практические рекомендации по улучшению организации труда.       

Возможные ответы в большинстве  случаев приведены  в анкете. Просим внимательно прочитать  предложенные варианты ответов и округлить, отметить крестиком  тот ответ, который  соответствует Вашему мнению.       

Если  не один из напечатанных ответов Вас не удовлетворяет, напишите свое мнение (для этого оставлено специальное место). Заранее благодарим за помощь в работе.            

Приведенные введение, которое познакомив опрашиваемого  с темой и целью опроса, ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.        

Вопросы анкеты различаются между собой  по содержанию  и форме.        

Деление вопросов по содержанию обусловлено  характером информации, которую представляет ответ на тот или иной вопрос. Информация о фактах и отношении к ним, о нормах и мотивах поведения, об интенсивности мнения, о поведении в настоящем и прошлом является основанием деления их по содержанию.       

Ответы  на вопросы, дающие информацию, например, о факте, содержат объективные сведения об отвечающем на анкету (возраст, образование, профессия, доход и т.п.). Они могут также давать сведения о поведении опрашиваемого и каких-либо событиях в его жизни. Цель такого рода вопросов состоит в отсеивании тех лиц, которые не могут дать нужную информацию. Неточность в формулировке вопроса о поведении в прошлом приведет к неточности в информации.        

По  форме вопросы делятся на три  основные группы: 1) открытые, закрытые и полузакрытые; 2) прямые и косвенные; 3) личные и безличные.

Вопрос  открытого типа предусматривает свободную форму ответа: «Скажите, пожалуйста, что могло бы содействовать повышению вашего интереса к работе?».

Вопрос  закрытого типа: «Что вам нравиться  в Вашей работе? Просим отметить те из перечисленных  ниже вариантов, которые  совпадают с Вашим  мнением: 1) разнообразная работа; 2) работа, требующая смекалки; 3) не вызывает физического переутомления; 4) хороший заработок».

Вопрос  полузакрытого типа основан на добавлении к списку ответов  фразы: «Другие (моменты, причины, мотивы и  т.д.). Укажите, какие  именно». Вопрос как бы расшифровывается, дает возможность не только выбрать один из тех ответов, которые приводятся в анкете, но и высказать что-то свое.

Вторая  группа вопросов по форме – прямые и косвенные. Прямой – это вопрос как  бы «в лоб». К примеру: «Доставляет ли Вам работа моральное удовлетворение или вы трудитесь ради денег?». Такие вопросы применятся лишь для получения информации о наличии или отсутствия факта. Когда речь идет о мнении или мотивах поведения, прямой вопрос следует заменить косвенным: №Если бы случилось так, что Вам снова пришлось бы выбирать профессию, то избрали бы вы свою нынешнюю профессию?».       

Обычно  в анкете чередуются открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные  вопросы.       

Пред  исследователем, который проводит социологический опрос, постоянно стоит проблема достоверности получаемой информации. Проверка и контроль достоверности данных опроса осуществляется рядом способов. Один из них – контрольные вопросы.        

В группе вопросов на одну и ту же тему нетрудно выбрать основные и контрольные. Роль основного может играть тот вопрос, который задается в более широком диапазоне, в прямой форме.

Рабочему  предлагается вопрос: «Отметьте на шкале  то суждение, которое  соответствует вашему мнению: 1) работой  вполне доволен; 2) скорее доволен, чем недоволен; 3) отношусь к работе безразлично; 4) скорее недоволен, чем доволен; 5) совершенно недоволен; 6) не могу сказать». Для того, чтобы проконтролировать ответ, следует задать такие контрольные вопросы: «Хотели бы вы перейти на другую работу?». (да, нет, не знаю) или «Предположим, что по каким-то причинам Вы временно не работаете. Вернулись бы вы на свое прежнее место работы? (да, нет, не знаю)».       

Контрольные вопросы обычно располагаются в  анкете на некотором расстоянии как  от основного, так и друг от друга.        

Разновидностью  контроля может быть повторный опрос  с соблюдением тех же условий  – на весь объем выборки (панельный  опрос) или на 5-10% лиц, уже опрошенных ранее.        

Одним из самых надежных средств контроля достоверности данных анкетного  опроса – сочетание нескольких методов, анкетирование и наблюдение, анкетирование и свободное интервью.        

Как составляется анкета? Первый шаг –  подготовка ее проекта; второй – пробный  опрос (опрос-разведка), который охватывает небольшое число лиц (20-30 человек), отобранных по основным характеристикам, которые определяются темой, целями и задачами исследования. Проба необходима для проверки плана опроса, уточнения вопросов, их формулировки и расположения. После тщательного анализа результатов пробы и исправления ошибок в анкете можно приступать к массовому опросу.            

  

    1. . Интервью

 

        

Оно является вторым по популярности методом  в социологии. Если анкету респондент заполняет самостоятельно, то в интервью вопросы зачитывает ему специалист. Его называют интервьюером. Интервью представляет собой своеобразную целенаправленную беседу «с глазу на глаз» с опрашиваемым. В начале интервью применялось в основном в медицине в качестве клинической беседы с пациентом как средство получения достоверной информации о больном. Впоследствии, по мере развития эмпирических исследований, оно наряду с анкетированием стало одним из распространенных методов получения социологической информации об изучаемом объекте.        

Интервью  – целенаправленная, заранее запрограммированная  беседа с респондентом. Характер общения, степень контакта, взаимопонимание интервьюера и опрашиваемого во многом определяют глубину и качество получаемой информации о том или ином социальном факте или явлении. При проведении интервью социолог исходя из ситуации и наблюдения за поведением собеседника может получить ту информацию, которая не стала бы его достоянием в случае осуществления анкетного опроса.        

Различают несколько видов интервью: «от  полной свободной беседы с опрашиваемым до полностью формализованной процедуры  опроса»1.           

Свободное интервью, как правило, не имеет плана  и заранее сформулированных вопросов. Его проводят в основном не специально выделенные люди, а социологи, которые сами определяют тему беседы, формулируют вопросы, их последовательность, уточняют тему и т.д. Чаще всего свободное интервью применяется при опросах экспертов в начальной (разведывательной) стадии социологического исследования.        

Особенность глубинного интервью состоит в том, что оно преследует цель получить информацию, свидетельствующую не только о наличии того или иного социального факта, явления, но и объясняющую причины появления данных фактов, явлений. Глубинное интервью большей частью применяется для выяснения общественного мнения по тому или иному кругу вопросов.        

Цель  фокусированного (направленного) интервью – изучение общественного мнения относительно конкретного факта, ситуации. Опрашиваемые в этих случаях знакомы с объектом, интересующим социолога, и высказывают свое отношение к нему и мнение о нем, давая ему оценку.        

При проведении интервью вопросы, с которыми интервьюер обращается к  свои респондентам, могут иметь открытый или закрытый характер.        

Интервью  с открытыми вопросами проводится по заранее разработанному плану, представляющему собой целый набор открытых вопросов, расположенных в определенной последовательности. Задавая эти вопросы опрашиваемому, исследователь выслушивает ответы на них, фиксируя их полное содержание с помощью магнитной записи или прибегая к стенографии.        

При интервью с закрытыми вопросами, которое обычно называют стандартизированным, исследователь обращается к опрашиваемым с вопросником, являющимся по сути дела анкетой, в которой содержатся преимущественно вопросы закрытого типа. Опрашиваемый должен выразить свое согласие или, наоборот, отрицательное отношение к одному из поставленных вопросов. Интервьюер при проведении этого рода интервью выступает в роли простого исполнителя-информатора, он лишен возможности изменять содержание вопросов, их последовательность или задавать какие-либо дополнительные вопросы. Стандартизированное интервью – наиболее распространенное из всех перечисленных видов интервью. Чаще всего оно проводится при переписи населения.        

Как видим, классифицирующим признаком  всех видов интервью является прежде всего степень их формализованности. На проведение интервью существенное влияние оказывают время и место, стратегия и тактика его проведения, состав участников.        

Информация о работе Методы сбора социологической информации