Методы сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2012 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Из многочисленных методов сбора социологической информации по интересующим социолога проблемам наиболее распространены методы опроса респондентов, а среди них - метод анкетного опроса.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя.

Файлы: 1 файл

сбор.docx

— 38.75 Кб (Скачать файл)

Опрос на рабочем месте для многих категорий  опрашиваемых чрезвычайно неудобен, так как отвлекает от дел, создает  излишнюю напряженность во время интервью. На рабочем месте человек торопиться, не в состоянии обдумывать ответы даже не относительно простые вопросы. Его могут отвлекать сослуживцы, их присутствие может помешать полному откровенному ответу на тот или иной вопрос. Вследствие этого рабочее место не всегда подходит для проведения опроса.        

Достоинство опроса по месту жительства состоит  в том, что человек в домашних условиях держится непринужденнее, отвечает с большей охотой, даже если вопросник  длинный. При опросе на дому больше возможностей для того, чтобы человек подумал над вопросом и ответил более полно и точно. Однако при опросе по месту жительства резко увеличивается время, затрачиваемое на каждое интервью, так как возрастет подготовительно-заключительный этап (знакомство, введение в курс дела, и т.д.), а также увеличиваются затраты времени на дорогу от одного места интервьюирования к другому. Кроме того, при опросе на дому на ответы респондента могут влиять «третьи лица» - члены семьи, а это отрицательно сказывается на объективности полученной информации.        

Специальное место опроса, куда респондент вызывается заранее или непосредственно  перед началом интервьюирования, является наиболее удобным для проведения беседы, так как в этом случае отсутствуют перечисленные выше недостатки опроса на рабочем месте и по месту жительства. Таким пунктом опроса может быть какое-либо помещение: комната отдыха, класс технической учебы. Основное преимущество опроса в неслужебном помещении – сокращение сроков интервьюирования, что положительно сказывается на качестве получаемых материалов. Кроме того, исключается влияние «третьих лиц», появляется возможность создания неофициальной обстановки при проведении опроса.        

Однако  окончательное решение необходимо принимать, руководствуясь конкретными  условиями, возникающими в каждом отдельном  случае.        

Большое влияние на достоверность и полноту  информации, получаемой с помощью  опросов, играет фактор времени. Его действие проявляется прежде в том, сколько времени может выделить респондент для беседы, в выборе удобного для него времени. Если интервьюер добивается беседы с респондентом, к примеру, только что вернувшемуся их ночной смены, с дежурства или длительной командировки, то возможности получить объективной и полной информации сокращаются.        

Большое значение имеет информирование респондента  о целях и значимости опроса. Активность респондента, его готовность серьезно и вдумчиво отвечать на вопросы заметно возрастают, если он видит, что интервьюер не торопиться, с интересом его слушает, помнит его ответы на предыдущие вопросы и т.д. Важное значение имеет умение интервьюера плавно переходить от одной темы к другой.          

Качество  интервью заметно снижается, если во время беседы респондент занимается домашними делами, убирает рабочее место, служебное помещение или решает какие-либо профессиональные вопросы. Если в ответ на вашу просьбу об интервью респондент высказал намерение уйти, то не принуждайте его к беседе, договоритесь о новой встрече.        

Следовательно, для проведения опроса необходимо выбирать время, наиболее удобное для респондента.        

Влияние интервью на ответы респондента может  сказаться в самых различных  направлениях. С первого мгновения интервьюер невольно как бы подгоняет опрашиваемого под некий свой эталон. Это мешает ему объективно воспринимать респондента.  Задача  интервьюера состоит в том, чтобы  постараться максимально непредвзято и объективно зарегистрировать ответы респондента, ставить вопросы тактично, ровно, ненавязчиво, в затруднительные моменты проявляя находчивость, быстроту реакции и умение вести разговор в нужном направлении. Интервьюер во время опроса должен стремиться создать благоприятную атмосферу. Ни одеждой, ни манерой разговора не следует подлаживаться под опрашиваемого: надо держаться спокойно и естественно. На  ход беседы также влияют возраст  и пол ее участников. Интервьюер примерно того же возраста, что и  опрашиваемый, но противоположного пола, как правило, добиваются лучшего результата. Женщинам интервьюерам удается получать более искренние ответы, чем мужчинам. Влияние различия полов в наибольшей степени сказываются на вопросах, затрагивающих принятые в обществе нормы, ценности и т.д. Если респондент и интервьюер разного пола, в ответах респондента намечается тенденция приукрашивать собственное положение, уровень развития. Поэтому в работе с анкетой, где много вопросов, имеющих целью выяснить ценностные ориентации опрашиваемого, целесообразно, чтобы интервьюер и респондент были одного пола и примерно одного возраста. Ответы  респондента на открытые вопросы  будут более откровенными, пространными, если интервьюер улыбается собеседнику, поддерживает его рассуждения одобрительными кивками, восклицаниями. Положительные результаты дает опрос, который проводит интервьюер, хорошо знакомый респондентам, пользующийся у них уважением и доверием. Вместе с тем недопустимо, чтобы респондент находится в прямых служебных отношениях с респондентом. Существенное  влияние на качество ответов может оказать присутствие «третьих лиц». Особенно это влияние возрастает при невысоком уровне образования респондента. Эти лица нередко включаются в беседу, высказывают свое мнение, поправляют респондента, уличают его в том, что он говорит неправду, дает неправильные оценки фактам. Иногда они создают ироническую атмосферу во время беседы, побуждают респондента к несерьезным ответам. Нередко сами респонденты обращаются за помощью к присутствующим, например, если нужно что-то вспомнить.        

Негативное влияние «третьих лиц» во время опроса очевидно, и  их присутствие надо исключить. При  необходимости интервьюер должен предпринять  усилия, чтобы обеспечить беседу с  глазу на глаз.   
  
 

2.3. Наблюдение          

Еще один из методов социологического сбора  информации – наблюдение, под которым понимается сбор первичной специальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий, в которых они имеют место. Наблюдение в социологии – простейший метод сбора первичной информации, лежащий в основе других методов.         

К нему социологи прибегают еще  реже. Считается, что прародиной и  сферой, где оно до сих пор используется чаще всего, является антропология –  наука о дописьменных культурах. Антропологи наблюдают образ  жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Из антропологии в социологию пришла не только методология и методика наблюдений, но их классификация.

   В социологической литературе можно  встретить различные виды наблюдений: формализованные и неформализованные, включенные (когда исследователь является участником событий, например, журналист или социолог меняет профессию, становясь грузчиком, водителем такси, токарем) и невключенные, когда наблюдение осуществляется при невмешательстве исследователя в изучаемые события. Есть полевые наблюдения, проводимые в естественной среде, в естественных условиях, и лабораторные. Последние чаще всего используются в психологических и социально-психологических экспериментах.          

Наблюдения бывают систематические, проводимые по заранее жестко разработанному плану изучения объекта в течение  определенного времени, и несистематические (кратковременные), когда они проводятся на стадии «разведки» как первичная  основа для формулирования гипотез  исследования или для контроля данных, полученных другими способами (из документов, с помощью опросов). Каждый вид  наблюдения имеет свои положительные  и отрицательные стороны. Положительной  стороной включенного наблюдения является то, что оно позволяет узнать все  тонкости событий, их подоплеку, движущие мотивы главных действующих лиц. Негативные его стороны – опасность  потерять объективность оценки изучаемого явления, так как исследователь  нередко отождествляет себя с  наблюдаемыми. В этой связи возникает сложность с подбором исполнителя. Целый ряд сфер жизни почти или полностью невозможен для наблюдения.        

Невключенное  наблюдение значительно проще, но оно  дает более поверхностную информацию об изучаемом явлении. При таком  наблюдении затруднен учет мотивов действий людей, сравнительно пассивна роль наблюдателя.        

Наблюдение  открытое и скрытое – это виды включенного наблюдения. В первом случае объект знает, что за ним наблюдают, и, естественно, вносит соответствующие  коррективы в свое поведение, т.е. исследователь оказывает возмущающее воздействие на объект. При этом теряется чистота эксперимента, опыта, исследования. При скрытом наблюдении данный недостаток устраняется, но возникает вопрос об этической стороне сбора первичной информации.          

При всей привлекательности  наблюдения как метода сбора социальной информации (простоте и сравнительно небольших финансовых затратах) у  него есть немало слабых мест. Прежде всего, это трудности с гарантированием  репрезентативности (достоверности) данных. Наблюдатель фиксирует относительно локальные события, факты. Практически  трудно охватить большое количество явлений. Отсюда возникает вероятность  ошибок в интерпретации событий, поступков людей с точки зрения мотивов действующих лиц. Вероятность ошибок возможна еще и потому, что социолог не только наблюдает, у него всегда есть система отсчета. Опираясь на эту систему, социолог по-своему толкует, интерпретирует те или иные факты, события. Но при всей субъективности восприятия основное содержание материалов отражает также и объективную ситуацию.  Практика не только подтверждает принципиальную способность наблюдения давать объективную информацию, но и служит решающим средством выявления и преодоления субъективности в результатах наблюдения. С целью получения объективной информации об изучаемом явлении, социальном факте используются способы контроля: наблюдение за наблюдением; контроль другими методами; обращение к повторному наблюдению; исключение из записей оценочных терминов.        

Наблюдение  считается достоверным, если при  повторении его в тех же условиях и с тем же объектом дает те же результаты.   

2.4.Эксперимент          

Эксперимент – это общенаучный метод получения  в контролируемых и управляемых условиях нового знания. Его применение в социологии крайне ограничено. Зато в психологии, физике и химии это главное средство познания. Методология и методика эксперимента пришли в социологию из психологии. Различают натурный (лабораторный, полевой) и мысленный (модельный) эксперименты. Каждый из них имеет свои положительны и отрицательные стороны.        

Проведение  натурных экспериментов в социологии, общественной жизни – дело далеко не простое. Оно ограничено природой социальных объектов исследования, состоящих  из людей и требующих от исследователя  строгого соблюдения моральных и  юридических принципов и норм, суть которых сводится к одному: не навредить объекту исследования. Поэтому большинство натурных социологических экспериментов проводится на малых группах и имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. Широкую известность в сое время получили эксперименты ученых под руководством Э.В. Ильенкова в Загорском интернате слепоглухонемых детей. Результаты, полученные ими, еще долго будут поражать всех, кто знает об этих экспериментах.        

Мысленные социологические эксперименты распространены довольно широко. Практически они имеются в каждом социологическом исследовании, где есть методы статистического анализа. Мысленные эксперименты являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. В данном случае эксперимент характеризуется двумя группами элементов формализованными и неформализованными параметрами. Формализованные параметры представлены системой языка машины, а неформализованные параметры – это концепции, сценарии, ценностные ориентации человека. Они взаимодействуют с формальной стороной в диалоговом режиме.        

Мысленные (модельные) эксперименты позволяют  более точно определить стратегию  натурного социального эксперимента, но полностью его заменить никогда  не смогут. По этому поводу уместно вспомнить слова гения русской науки М.В. Ломоносова: «Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением».        

Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатываются чистота эксперимента и проверяются  основные варианты решения одной социальной проблемы. Добиться чистоты эксперимента – задача очень сложная, так как его результат часто искажается воздействием более сильной системы.  

2.5. Анализ  документов         

Существует  еще один метод, применяемый в  социологических исследованиях - метод анализа документов, которые имеются в каждом обществе, вступившем на путь цивилизованного развития. Как правило, под документом в социологии подразумевают те или иные источники, содержащие информацию о социальных фактах и явлениях общественной жизни, о тех или иных социальных субъектах, функционирующих и развивающихся в обществе.       

Анализ  документов открывает социологу  возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую  и емкую информацию об этой действительности. Поэтому не следует планировать, а тем более выходить на полевые исследования, не получив предварительно официальные статистические данные, не только центральные, но и местные, не изучив прошлые и настоящие исследования по данной теме (если он имеются), материалы книг и журналов, отчеты различных ведомств и т.д. Например, социологическое исследование, посвященное изучению свободного времени жителей того или иного города, может быть начато с получения статистических данных об использовании библиотек, посещении театров, концертов.        

Однако  чтобы использовать возможности, предоставляемые  документами, следует в свою очередь  получить системное представление  о всем их многообразии. Ориентироваться во всем многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе содержащейся в нем информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован.        

Информация о работе Методы сбора социологической информации