Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2012 в 13:40, контрольная работа
Из многочисленных методов сбора социологической информации по интересующим социолога проблемам наиболее распространены методы опроса респондентов, а среди них - метод анкетного опроса.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя.
По форме фиксации информация делиться на:
Существуют самые разнообразные методы
анализа документов, однако наиболее распространенными,
прочно утвердившимися в практике социологических
исследований являются традиционный (классический)
и формализованный (
Под традиционным, классическим анализом «понимается все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае… Фактически же это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование». Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Данный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания. Вместе с тем слабостью традиционного анализа документов является субъективизм: как бы ни был добросовестен социолог-исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно, предельно объективно рассмотреть, оценить информацию, содержащуюся в документе, его интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективной.
Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.
Контент-анализ, или научный анализ содержания текста (документа) – это метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении. Но развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями, т.е. он применяется всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращении в обществ, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудиторией. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.
При своем рождении контент-анализ был использован для изучения текстовых газетных материалов. И сейчас одна из его особенностей состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации: прессы, телевидения, радио. Но он используется и при анализе документов любого вида отчетности: протоколов собрания, конференций, межправительственных договоров, соглашений и т.п. Этот метод часто используется различными спецслужбами, до 80% самой секретной информации добываются с его помощью и поныне.
В социологическом исследовании газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры выступают в качестве объекта анализа. На основании изменений в текстах газет, журналов, передач телевидения и радио, в текстах договоров, коммюнике и т.п. можно судить о тенденциях, политических и идеологических установках, раскладе политических сил, функционировании интересующих социальных институтов, общественных организаций и партий, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа.
Текст и его содержание представляют для исследования реальность первого порядка. Задача социолога состоит в том, чтоб выяснить связь текста с фактами, событиями, отношениями, о которых идет речь в тексте, но кроме этого ему важно установить те позиции, интересы, установки, которые определяют принципы отбора материала для данного текста: что подано ярко, броско, на чем сделан акцент и, наоборот, что скрыто, а что и вовсе осталось за кадром.
В заключение можно высказать тривиальную
мысль, что контент-анализ относится к числу важных
и весьма перспективных в связи с развитием
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социология не может не существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного вида – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости.
В результате социологических исследований мы можем увидеть: отношение людей к той или иной проблеме; партийному лидеру; отношению к работе; возрастному предпочтению и т.д. Социологическим можно признать только такое исследование, которое направлено на изучение чисто социологических проблем и регулируется теорией социологического знания.
Предметом исследования может быть
любой интересующий нас вопрос. В основном
мы исходим из тех или иных реальных проблем,
которые встают в настоящее время. Потому
что, когда социолог выбирает предмет
исследования, он в тоже время формулирует
гипотезу о возможном пути решения проблемы
и позволяет предсказывать будущие явления.
ЛИТЕРАТУРА