Методы сбора социологической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2012 в 13:40, контрольная работа

Описание работы

Из многочисленных методов сбора социологической информации по интересующим социолога проблемам наиболее распространены методы опроса респондентов, а среди них - метод анкетного опроса.
Искусство опроса состоит в правильной формулировке и расположении вопросов. Вопросы задают не только социологи. Первым задумался о научной постановке вопросов древнегреческий философ Сократ, который разгуливал по улицам Афин и ставил прохожих в тупик хитроумными парадоксами. Сегодня опросным методом пользуются кроме социологов также журналисты, врачи, следователи, учителя.

Файлы: 1 файл

сбор.docx

— 38.75 Кб (Скачать файл)

По  форме фиксации информация делиться на:

      • Письменные документы (в них сведения изложены в форме текста);
      • Статистические данные (цифровая форма изложения);
      • Иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
      • Фонетические документы.

 

       Существуют  самые разнообразные методы анализа  документов, однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических  исследований являются традиционный (классический) и формализованный (количественный).       

Под традиционным, классическим анализом «понимается все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе  с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае… Фактически же это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование». Традиционный анализ документов дает возможность социологу проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Данный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания. Вместе с тем слабостью традиционного анализа документов является субъективизм: как бы ни был добросовестен социолог-исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно, предельно объективно рассмотреть, оценить информацию, содержащуюся в документе, его интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективной.        

Стремление  преодолеть субъективность традиционного  анализа породило разработку принципиально  иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.          

Контент-анализ, или научный анализ содержания текста (документа) – это метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении. Но развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями, т.е. он применяется всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углубленным пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращении в обществ, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудиторией. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.        

При своем рождении контент-анализ был  использован для изучения текстовых  газетных материалов. И сейчас одна из его особенностей состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации: прессы, телевидения, радио. Но он используется и при анализе документов любого вида отчетности: протоколов собрания, конференций, межправительственных договоров, соглашений и т.п. Этот метод часто используется различными спецслужбами, до 80% самой секретной информации добываются с его помощью и поныне.        

В социологическом исследовании газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры выступают в качестве объекта анализа. На основании изменений в текстах газет, журналов, передач телевидения и радио, в текстах договоров, коммюнике и т.п. можно судить  о тенденциях, политических и идеологических установках, раскладе политических сил, функционировании интересующих социальных институтов, общественных организаций и партий, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа.        

Текст и его содержание представляют для  исследования реальность первого порядка. Задача социолога состоит в том, чтоб выяснить связь текста с фактами, событиями, отношениями, о которых идет речь в тексте, но кроме этого ему важно установить те позиции, интересы, установки, которые определяют принципы отбора материала для данного текста: что подано ярко, броско, на чем сделан акцент и, наоборот, что скрыто, а что и вовсе осталось за кадром.        

В заключение можно высказать тривиальную  мысль, что контент-анализ относится  к числу важных и весьма перспективных  в связи с развитием вычислительной техники и средств научного познания.      
                           

                                                                                              
  
  
  
  
  
  
  
  
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ   
  
        

Социология  не может не существовать, не добывая  эмпирическую информацию самого разного  вида – о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости.        

В результате социологических  исследований мы можем увидеть: отношение  людей к той или иной проблеме; партийному лидеру; отношению к работе; возрастному предпочтению и т.д. Социологическим можно признать только такое исследование, которое  направлено на изучение чисто социологических  проблем и регулируется теорией  социологического знания.        

Предметом  исследования может быть любой интересующий нас вопрос. В основном мы исходим из тех или иных реальных проблем, которые встают в настоящее время.  Потому что, когда социолог выбирает предмет исследования, он в тоже время формулирует гипотезу о возможном пути решения проблемы и позволяет предсказывать будущие явления.   
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 

ЛИТЕРАТУРА  
  
 

  1. А.И. Кравченко. Социология. Учебное пособие. М. 1997
  2. А.И. Кравченко. Социология. Учебник. М. 2000
  3. А.И. Кравченко. Введение в социологию. Учебное пособие.   М. 1995
  4. А.И. Кравченко, И.О. Тюрина. Социология. Учебное пособие.   М. 2004
  5. В.Н. Лавренко. Социология. Учебник. М. 1998
  6. А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Курс лекций. М. 1996
  7. И.П. Яковлев. Социология. Учебное пособие. М. 2000

 


Информация о работе Методы сбора социологической информации