медицинская реабилитация и
адаптация, организация необходимой
и комфортной среды жизнедеятельности
и т.п.).
4.Социально-правовые, включающие
в себя определённые процедуры
и
операции, позволяющие привести
процесс жизнедеятельности ребёнка
в соответствие с существующими
нормами закона и права (юридическая
и правовая защита интересов ребёнка,
правовое просвещение, правовой контроль,
правовые санкции).
5.Социально-экономические,
направленные на решение проблем
материального благосостояния ребёнка,
создание необходимых ему для
полноценной жизни и развития экономических
условий (расширение и совершенствование
системы экономических прав и возможностей
детей, материальная поддержка и помощь,
трудоустройство и т.п.).
6.Социально-групповые, позволяющие
социальному работнику и другим
специалистам вести работу с
социальным окружением ребёнка
(семейное консультирование, коррекция
системы отношений в детском
коллективе, и организация детских
коллективов, ориентированных на
позитивную деятельность).6
Реализация перечисленных
и им подобных методов социальной
работы на практике, заставляет специалистов
по работе с детьми решать ещё одну,
на первый взгляд парадоксальную задачу,
а именно, преодолевать постоянно
присутствующее в обществе негативное
отношение к детям и всему,
что с ними связано. В массовом
сознание достаточно прочно укоренилось
представление о том, что дети
– это серьёзная нагрузка или
«обуза», которую берёт на себя человек,
что они ограничивают его социальную
свободу, что дети требуют от взрослых
каких-то «жертв». Подобный стереотип
создаёт значительные препятствия
и трудности для эффективной
социальной защиты детей.
Деятельность органов
социальной защиты и других специалистов
по работе с детьми должна быть направлена
на решение следующих основных задач:
- задачи по спасению
детей, деятельность, направленная
на ликвидацию реальной угрозы жизни
и здоровью, благополучию ребёнка (оказание
необходимой медицинской помощи, пресечение
жестокого обращения с ребёнком, эвакуация
из района бедствия и т.п.);
- задачи по социальному
развитию детей, создание необходимых
условий для раскрытия и реализации
способностей ребёнка, его социальная
адаптация и социальная реабилитация
в новых условиях жизнедеятельности);
- задачи по социальному
функционированию детей, создание
благоприятных условий для посильного
участия детей в жизни общества, получения
ими необходимого в будущем социального
статуса и гармонизация его отношений
с окружающим миром (повышение образовательного
уровня детей, поддержка детских позитивных
инициатив и т.п.).7
Решение этих задач позволяет
создать в обществе действительно
благоприятную для детей среду
жизнедеятельности и развития. Вместе
с тем, в процессе их решения возникает
необходимость дифференцированного
подхода к различным категориям
детей, существующих в конкретном обществе.
Выделяют следующие основные категории
детей, нуждающихся в социальной
защите.
1.Дезадаптированные дети
(нарушение приспособления организмов
к условиям существования).8 В психиатрии под дезадаптацией
понимается в первую очередь утрата приспособляемости
к условиям социальной среды, являющаяся
следствием психического заболевания.
для которых характерно нарушение процессов
социализации, социального функционирования
и социального развития). В реальной жизни
для таких детей характерно состояние
«ничьих», которое зачастую выражается
в атрофии или полном разрушении внутрисемейных
связей и отношений, отсутствии со стороны
родителей интереса к ребенку, пренебрежении
своими родительскими обязанностями,
педагогической запущенности и тому подобном.9 Эта категория детей, к сожалению,
весьма многочисленна и неоднородна. К
дезадаптированным детям сегодня можно
отнести такую группу детей как безнадзорные
дети, т.е., дети, лишённые родительского
присмотра, внимания и заботы, позитивного
влияния со стороны взрослых. Точных данных
о количестве подобных детей в обществе
нет, но большинство экспертов и специалистов
сходятся во мнении, что речь может идти
о десятках тысяч человек. Безнадзорность
приводит к тому, что эти дети оказываются
в системе асоциальных или даже антисоциальных
связей, основанных на тех видах деятельности,
нормах и правилах поведения, которые
отклоняются от одобряемых обществом.
Именно здесь формируются «кадры» для
уличной и организованной преступности
и детской проституции, появляются возможности
для экономической эксплуатации детей.
Социальная помощь безнадзорным детям
направлена на преодоление именно состояния
безнадзорности и отсутствия необходимого,
но деликатного надзора и контроля со
стороны взрослых людей. Она может включать
в себя такие направления работы как создание
для ребёнка позитивной среды общения,
восстановление семейных связей ребёнка
и активизация педагогического и гуманистического
потенциалов семьи в случаях, когда это
возможно, по возможности возвращение
ребёнка в систему образования и создание
условий для посильной работы и заработка.
Ещё одной, наиболее трагической группой
дезадаптированных детей являются брошенные
дети. Как показывает опыт
современной жизни, в эту категорию попадают
дети самых разных возрастов и состояний.
Чаще всего, это новорождённые, дети, страдающие
тяжёлыми или неизлечимыми заболеваниями,
с тяжёлыми физическими или психическими
патологиями. Способы, которымиможно бросить
ребёнка самые разнообразные. Это и отказ
от новорождённого в родильном доме, помещение
его в больницу или другое учреждение
под опеку государства, оставление ребёнка
на вокзалах, поездах и просто выбрасывание
«на помойку». Причинами, по которым родители
бросают своих детей, чаще всего, становятся
пьянство, наркомания и тунеядство и, сопутствующие
им, нищета, аморальный или преступный
образ жизни.
Социальная помощь брошенным детям –
это, прежде всего, решение задач по их
спасению. Она с необходимостью включает
в себя следующее:
- оказание срочной и
необходимой медицинской помощи,
помещение ребёнка в специальное
детское учреждение (Дом ребёнка,
детский дом, детская больница);
- психологическая реабилитация
ребёнка, оказание ему необходимой
юридической помощи;
- назначение, оформление
и выплата соответствующих пособий
и т.п. При наличии у ребёнка
каких-либо родственников и соответствующего
желания с их стороны возможно
решение вопроса об усыновлении,
оформлении опеки и попечительства.
2.Беспризорные дети, т.е.,
дети, не имеющие родительского
или государственного попечения,
постоянного места жительства, соответствующих
возрасту позитивных занятий,
необходимого ухода, систематического
обучения и развивающего воспитания10. Точных данных о количестве
беспризорных детей в современном российском
обществе, не существует. По оценкам экспертов
различных ведомств, занимающихся работой
с детьми, оно колеблется в интервале от
700 тысяч до 4 миллионов человек. Столь
широкий разброс объясняется различиями
в методиках подсчётов и разницей в трактовке
понятия «беспризорность» и отсутствием
четких программ работы с этим социальным
явлением. Основными причинами беспризорности
в обществе являются, во-первых, разнообразные
социальные катастрофы (войны и социально-экономические
кризисы). Во-вторых, масштабные социальные
преобразования, затрагивающие все стороны
жизни общества в целом и каждого человека
(социальные революции, социально-экономические
и социально-политические преобразования,
политические перевороты и т.п.). В-третьих,
причины, кроющиеся в особенностях внутрисемейных
отношений и способах жизнедеятельности
конкретных семей: пьянство родителей,
аморальный образ жизни, многодетность,
катастрофическая бедность, жестокость
по отношению к детям и т.п. Действуя в
совокупности, эти причины могут привести
к массовой гибели людей, масштабным, неорганизованным
миграциям населения, разрушению внутрисемейных
и родственных связей и детскому одиночеству,
которое проявляется, в том числе, и как
беспризорность. Социальная работа с беспризорными
направлена на достижение следующих целей:
-изъятие ребёнка из
негативного социального окружения;
- первичная социальная
адаптация его к жизни в
здоровой социальной среде;
- восстановление или компенсация
утраченных социальных связей;
- возвращение ребёнка
к позитивным формам социальной
активности.
Возможные формы и методы работы
с беспризорными детьми:
1 .Привлечение или доставка
ребёнка в приюты и реабилитационные
центры.
2.Лечение, оздоровление
и медико-социальная реабилитация
ребёнка.
3.Социально-психологическая
реабилитация ребёнка, психодиагностика
и необходимая психокоррекция.
4.Педагогическая коррекция.
5.Восстановление семейных
связей и отношений (если это
возможно и отвечает интересам
ребёнка).
6.Передача ребёнка в
специализированное детское учреждение,
либо установление над ним
опеки и попечительства.
Следует помнить, что социальная
помощь, которая может быть оказана
беспризорным детям, не в состоянии
покончить с беспризорностью
как с явлением. Для этого требуются
длительные и систематические усилия
многих общественных и государственных
организаций и учреждений, существенная
трансформация ряда морально-нравственных
ценностей общества.
3.Дети-сироты, число которых
сегодня тоже достаточно велико
(около 500 тысяч человек) и это
ещё одна категория детей, нуждающихся
в социальной поддержке и помощи.11 Рост численности этой социальной
категории детей связан с целым рядом
социальных факторов, такими, как неблагоприятная
динамика смертности лиц трудоспособного
возраста, рост самоубийств и преступности,
эскалация вооружённых конфликтов и пренебрежение
родительскими обязанностями. В силу объективной
ограниченности жизнедеятельности детей,
сироты не в состоянии самостоятельно
решить многие проблемы, возникающие на
их жизненном пути, поэтому, возникает
настоятельная необходимость в организации
деятельности различных институтов и
организаций по их социальной защите и
поддержке. Основным документом, определяющим
важнейшие направления этой деятельности
на территории Российской Федерации, является
Федеральная программа «Дети-сироты».
Согласно этой программе, основными формами
социальной защиты детей-сирот являются:
- меры, направленные на
компенсацию ребёнку утраты родителей
и родительской опеки (помещение
в детский дом, установление
опеки или усыновление);
- защита имущественных
и жилищных прав;
- материальное обеспечение
(назначение и регулярная выплата
пособия или пенсии);
- создание необходимых
условий для всестороннего развития
и образования, - профессиональной
подготовки, гражданского и социального
становления детей-сирот. Кроме
того, в соответствии с названной
программой, каждый регион Российской
Федерации может и должен, исходя
из собственных возможностей, искать
и разрабатывать свои собственные
направление, формы и способы
деятельности по социальной защите
сирот.
4.Дети, подвергающиеся жестокому
обращению со стороны взрослых.
Получение точных данных о
том, какое количество детей
подвергается сегодня жестокому
обращению, получить не представляется
возможным.12 Основной причиной такого положения
вещей является латентный характер жестокости
по отношению к детям. В обществе существует
система формальных и неформальных норм,
регулирующих отношения детей и взрослых,
которые, в большинстве случаев, направлены
на пресечение любого жестокого поступка
по отношению к ребёнку. Поэтому, нарушение
этих правил диагностируется с большим
трудом. Помимо скрытого характера, жестокость
по отношению к детям в современном обществе
обладает такими характеристиками как
её распространение в различных сферах
жизни ребёнка (в семье, школе, детском
саду, на улице). Кроме того, специалисты
отмечают и такой факт, что чаще всего
ребёнок подвергается жестокому обращению
со стороны близких ему людей (родителей,
родственников, педагогов и друзей). Жестокое
обращение с ребёнком может проявляться
в достаточно разнообразных формах, таких
как:
- брутальная или физическая
жестокость (побои и насилие);
- социальная жестокость (препятствие
в получении образования, в общении со
сверстниками и во всём, что нарушает процесс
нормального социального функционирования
или развития ребёнка);
- морально-психологическая
жестокость (угрозы, насмешки, унижение
психологическая холодность);
- сексуальное насилие над ребёнком.
В работе с этой категорией
детей главное – это создание
таких условий, которые полностью
и в кратчайшие сроки исключают
возможность жестокого обращения
с ребёнком. Для решения этой задачи
на практике применяются следующие
основные направления социальной защиты
детей, подвергающихся жестокому обращению:
- выявление фактов жестокого
обращения с ребёнком;
- ограждение его от
насилия и жестокости (вплоть
до изъятия ребёнка из семьи,
группы, коллектива);
- оказание ребёнку необходимой
медицинской, психологической и
правовой помощи;
- рассмотрение и решение
вопроса о целесообразности дальнейшего
пребывания в той среде, где
он подвергается жестокому обращению.
5.Дети со специфическими
социальными и личностными потребностями
и проблемами, это ещё одна
многочисленная категория детей,
нуждающихся в поддержке и
помощи со стороны государства
и общества.13 Эту социальную категорию составляют
дети, возможности и потребности которых,
в силу ряда причин, отличаются от аналогичных
характеристик большинства детей в обществе.
Специфика этих потребностей определяется
особенностями физического и интеллектуального
развития ребёнка (ребёнок-инвалид или
ребёнок с повышенными интеллектуальными
способностями), особенностями социальной
и природной среды его жизнедеятельности
(дети, живущие в условиях Крайнего Севера
и дети, находящиеся в местах лишения свободы),
особенностями социальных процессов и
явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы).
Социальная работа с этой категорией детей
представляет собой деятельность, направленную
на создание условий, которые необходимы
для своевременного и эффективного решения
их социальных и личных проблем. Она может
включать в себя разработку специальных
образовательных методик и программ обучения
, создание дополнительных учреждений
и организаций, работающих с такими детьми,
содействие в получении профессионального
образования и последующей трудовой адаптации
человека, работу по социальной адаптации
и реабилитации таких детей и формирование
позитивной среды общения. В целом, работа
с указанной категорией детей предполагает
всесторонний учёт специалистом особенностей
каждого конкретного ребёнка, его проблем
и трудностей. Эффективная и грамотная
социальная работа с детьми предполагает
опору на ряд принципов, важнейшими из
которых являются: