Международное усыновление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

В наше время, когда международное право постепенно деградирует. Ситуация с количеством усыновленных детей сирот в России, внутри страны возросло, ввиду внимания СМИ к этой проблеме, а так же ряда убийств детей усыновленных родителями из США, роста количества семей не имеющих возможности завести ребенка, привела к осознанию обществом проблемы детей сирот, что качественно улучшило ситуацию в это сфере, как в России, так и в республике Башкортостан в частности. Конечно же, есть проблемы и задачи, которые требуют решения и о них мы поговорим, ниже.

Содержание работы

1.Введение.
2.Международное усыновление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России.
2.1 Правовые и нормативные особенности института усыновления детей сирот, и детей оставшихся без присмотра родителей.
2.2 Перспективы развития института усыновления детей в России, положительные стороны.
2.3 Проблемы института усыновления, негативные стороны.
3.Международное усыновление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в США.
4.Заключение.
5. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 70.85 Кб (Скачать файл)

 

Содержание:

1.Введение.

2.Международное усыновление  детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в  России.

2.1 Правовые и нормативные  особенности института усыновления детей сирот, и детей оставшихся без присмотра родителей.

2.2 Перспективы развития  института усыновления детей в России, положительные стороны.

2.3 Проблемы института усыновления, негативные стороны.

3.Международное усыновление  детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в США.

4.Заключение.

5. Список использованной  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

 

   В наше время количество детей сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, растет с каждым днем. Есть множество на то причин, прежде всего это связано, с общей потерей нравственности. Во всем мире, продолжается падение авторитета института семьи, в частности во Франции (в том числе во многих странах запада), на законодательном уровне утверждены, однополые браки, плюс ко всему, во Франции размывается понятие полов, теперь в семье вместо папы и мамы, есть родитель номер один, и родитель номер два, и это один из множества примеров, духовного упадка западного и европейского общества. США сделали большой вклад в развитие системы взаимоотношения усыновителей и детей сирот, провели большую работу в правовой сфере, касающихся детей оставшихся без присмотра родителей, как в стране, так и по миру в целом.  Большое внимание со стороны СМИ запада к этой проблеме, а так же усыновлению звездами «Голливуда» детей сирот, положительно отразились на этой проблеме, на всей планете. Между тем множество войн, которые разжигают США, размножая нищету, разруху и страдания во всех странах в которые они вторгаются. Сводят на нет труды всех здравомыслящих в США граждан. Как эта агрессия преподносится международной общественности?  «Мы несем и  распространяем демократию», говорят в западных СМИ, и Евросоюз, безропотно съедает все это, и поддерживает тиранию, «сильных сего мира». Вместе с тем Евросоюз, поощряя эти бессмысленные кровопролития, сами становятся соучастниками  тех кровавых злодеяний, которые вместо того, что бы решать проблемы,  социальные, экологические, гуманитарные, которые в большом количестве накопились в современном мироустройстве, только усугубляют положение отдельных стран, культур  и мира в целом.  Без условно они не отдают себе отчет, в том, что они творят. То количество погубленных человеческих жизней,  покалеченных войной людей, то количество детей оставшихся без крова и родителей, то количество беженцев, что ищут себе приюта, не поддаются подсчету. Масштабы урона катастрофы, поражают воображение, что творят США при поддержке Евросоюза повсеместно, недооценено мировым сообществом. Последствия этих бесчинств, беспредела и ужаса только начинают проявляться. Весь ближний восток охвачен огнем сепаратизма, и терроризма, наблюдается деградация в развитии обществ тех стран, на которые напали США.

  Что бы начать решать проблему нужно, попытаться понять ее причину, и разобраться в деталях, да бы последовательно пункт за пунктом разрешить все ее противоречия. В виду активного противостояния запада интересам РФ,  считаю важным донести в своей работе мысль, о том что пришла пора понять, что нас открыто пытаются ввязать в войну, причем не чураются самыми грязными методами.  В частности ситуация с уже 19 убитыми детьми в маленьком возрасте в США, вызывает множество вопросов, о том, что же на самом деле стоит за этим, и каким образом можно защитить детей, и всех российских граждан, живущих в России и за ее пределами защитить  от нападок и ненависти,  что бы впредь такого не повторялось, истина как правило, всегда находиться рядом.

  В наше время, когда международное право постепенно деградирует.    Ситуация с количеством усыновленных детей сирот в России,  внутри страны возросло, ввиду внимания СМИ к этой проблеме, а так же ряда убийств детей усыновленных   родителями из США, роста количества семей не имеющих возможности завести ребенка, привела к осознанию обществом проблемы детей сирот, что качественно улучшило ситуацию в это сфере, как в России, так и в республике Башкортостан в частности. Конечно же, есть проблемы и задачи, которые требуют решения и о них мы поговорим, ниже.

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1 Правовые и нормативные  особенности усыновления детей  сирот, и детей оставшихся без  присмотра родителей.      

 Семья как социальная  общность является важнейшим  элементом развития и совершенствования  членов общества. Идеология приоритета  семьи, её непреходящая ценность  для жизни и развития человека  как личности, как созидателя  – важнейшая задача государства, общества и каждой семьи. Вместе  с тем, сегодня в России, по  разным источникам, насчитывается  от одного до четырех миллионов  детей, оставшихся без попечения  родителей и, соответственно, лишенных  семейного воспитания.  
 
       В этой связи функции всех известных и признаваемых форм устройства детей приобретают особую социальную актуальность и значимость. При этом усыновление (удочерение)  является наиболее предпочтительной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, так как эта форма наилучшим образом обеспечивает защиту прав ребенка, поскольку усыновленный ребенок полностью приравнивается к родным детям и приобретает в лице усыновителей родителей и родную семью.  Этот факт обусловил активное использование института усыновления любым обществом, который в настоящее время является, в определенном смысле, мерилом гуманности общества и государства. Именно поэтому усыновление является одним из древних правовых институтов, который существовал, существует и будет существовать во всех правовых системах, в том числе и в отечественной, как оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку значение семьи в жизни каждого трудно переоценить.  
      Вместе с тем надо признать, что в России отношение к институту усыновления в разные исторические периоды было неоднозначным, что выражалось в законодательном установлении ограничений и препятствий различного характера (например, в запрете усыновления чужих детей при наличии собственных детей и т. п.). В настоящее время усыновление довольно широко используется во многих слоях населения, так как это единственная форма устройства детей в семью, которая в идеале носит пожизненный характер. В силу п. 1 ст. 137 СК РФ «усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению».      Говоря об усыновлении иностранцами несовершеннолетних россиян, следует отметить, что поиск точек соприкосновения в отношениях России с другими странами в сфере защиты детей идет по многим направлениям, в том числе за счет приведения национального законодательства в соответствие с международными нормами и принципами. Дело в том, что интеграция России в европейское сообщество предполагает системное развитие механизмов решения острейшей проблемы – сиротства детей. С этой целью заключаются международные договоры и соглашения по вопросам семьи и брака, затрагивающие тему усыновления, внутри государства также вносятся изменения в законодательство, в том числе по вопросу усыновления иностранными гражданами.  
 
      Развитие нормативной базы по вопросам защиты детей заставляет предъявлять к институту усыновления все более жесткие требования для того, чтобы он продолжал оставаться одним из лучших способов решения проблем сиротства. Так, 20 ноября 1989 года в мировом сообществе произошло знаменательное событие: Генеральная ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие Конвенции о правах ребенка – этой «великой хартии вольности для детей, этой мировой конституции прав ребенка», которая получила широкую международную поддержку, и ее ратифицировали многие страны. 13 июля 1990 года Конвенция о правах ребенка была ратифицирована Верховным Советом СССР, а 15 сентября 1990 года вступила в силу для Российской Федерации. Этим актом Россия заявила о своем обязательстве соблюдать положения и принципы Конвенции и в случае их невыполнения нести ответственность перед мировым сообществом. 
 
      Подписав Конвенцию, Россия признала приоритетность семейных форм устройства детей-сирот перед распространенной длительное время практикой передачи таких детей на воспитание в государственные учреждения и приняла на себя обязательства рассматривать предложения иностранных граждан об усыновлении несовершеннолетних россиян. Таким образом, с принятием Конвенции о правах ребенка усыновление российских детей иностранными гражданами стало реальным. В 1991 году было проведено первое усыновление ребенка – гражданина России гражданами США, это явление в период гласности вызвало широкий резонанс. Мнения разделились. Одни категорически заявляли, что нельзя отправлять юных россиян за пределы России, что иностранным усыновителям нужно отдавать только больных детей. Другие говорили о том, какая разница, в какую семью попадет ребенок. Важно, что у него будет семья, а право на семью есть главное право ребенка. Тем не менее, факт усыновления произошел. Однако до сих пор в России есть как сторонники усыновления иностранцами, так и противники. Сторонники высказывают свою точку зрения, которая заключается в следующем: в России много детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которых просто некому усыновлять, так как российские граждане предпочитают усыновлять детей более раннего возраста, например от 1 года до 3-х лет. Следующий аргумент состоит в том, что иностранные граждане усыновляют тех детей, которых не усыновили российские граждане в связи с состоянием здоровья несовершеннолетнего. Родители-иностранцы могут вылечить больного ребенка, оплатить любую операцию, а у россиян на это средств нет. Кроме того, условия, которые предъявляются к иностранным усыновителям, достаточно жесткие, и разрешение на усыновление получают лишь достойные. 
 
      Противники усыновления детей иностранными гражданами ссылаются на две причины, во-первых, в России есть огромная потребность в усыновлении российскими гражданами; во-вторых, права усыновленных детей из России за рубежом не защищены, в том числе среди основных причин,  нужно выделить участившиеся случия жестокого обращения с детьми. 
 
      Между тем, Россия, подписав Конвенцию, вынуждена внести соответствующие изменения в действующее законодательство, поскольку Конвенция не является нормой прямого действия и остается декларацией до тех пор, пока не подтверждается соответствующими законами страны. Поэтому после ее ратификации в Российской Федерации начался процесс обновления законов, регулирующих вопросы семьи и детей. В частности, с 1 марта 1996 года вступил в силу Семейный кодекс Российской Федерации, в котором уточнены многие вопросы, связанные с процедурой усыновления как российскими, так и иностранными гражданами, отражены положения, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка.  
 
       Семейный кодекс Российской Федерации принципиально изменил правовую базу процедуры усыновления иностранными гражданами и послужил основанием для внесения изменений в законодательство многих стран. Так, например, чтобы получить визу на выезд усыновленного ребенка из России, в посольство страны усыновителей нужно представить не только документы, подтверждающие юридический статус ребенка, но и решение суда об установлении усыновления, а также документ, подтверждающий, что ребенок находился на централизованном учете в федеральном банке данных, и не представилась возможность передать его на воспитание в семьи российских граждан. Одновременно российская сторона сочла необходимым предложить кандидатам в усыновители представить документ-обязательство регулярно присылать отчеты о процессе адаптации ребенка в новой семье, а также разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и постоянное жительство на его территории. 
 
      Далее полагаем уместным отметить, что ведущие страны Европы и США заинтересованы в усыновлении иностранных детей, поскольку за их счет сохраняется и приумножается человеческий потенциал, который формирует будущее любого государства и общества. Поэтому усыновленные дети, как правило, получают гражданство усыновителей, хотя на сегодняшний день порядок получения визы и гражданства для усыновленного ребенка в разных странах несколько отличается. Например, в США и Швеции факт усыновления должен пройти через судебную инстанцию по истечении определенного количества времени. За этот период социальные работники посещают семью, помогают решить возникающие вопросы, связанные с адаптацией ребенка, составляют для суда необходимые документы; в то же время некоторые государства предоставляют статус гражданина усыновленному ребенку сразу после въезда на их территорию.  
 
      Между тем вопрос о целесообразности передачи российский детей на условиях усыновления иностранным гражданам по-прежнему следует признать дискуссионным. Довольно часто те, кому доводится сталкиваться с усыновлением иностранцами русских детей, задают вопрос, почему усыновляют именно русских детей. Судьба усыновленных иностранцами детей у многих вызывает беспокойство. При этом следует отметить, что иностранцы усыновляют не только русских детей, но и детей из Китая, Вьетнама, однако отдают предпочтение русским детям, так как внешне они не отличаются ни от канадцев, ни от американцев, ни от датчан. В экономически развитых странах усыновляют своих детей, но в богатых странах Европы, где существуют особые социальные пособия, ждать усыновление земляка бесполезно. Там нет таких, как в России, домов ребенка и детских домов, нет понятия «социальное сиротство», «отказник». Иностранцам долго приходится объяснять смысл фразы «лишение родительских прав». Детей, ставших сиротами в результате гибели родителей, если у них нет других родственников, помещают во временные семьи или усыновляют. Интернатные учреждения в развитых странах существуют для детей-инвалидов. Во многих странах ребенок, живущий в неблагополучной семье, постоянно находится под наблюдением социальных служб, ему и семье оказывается разнообразная помощь. Если проблемы не решаются, ребенка помещают во временную (замещающую) семью, и он может жить там длительное время: либо пока родители не справятся с проблемами, либо до совершеннолетия. Временные родители и ребенок получают государственную поддержку. 
 
        Анализ законодательства ряда стран СНГ подтверждает приоритет семейного воспитания детей, в частности, в большинстве государств прямо провозглашена цель усыновления – интересы несовершеннолетнего (Беларусь, Украина, Таджикистан, Эстония, Казахстан). Например, в Семейном кодексе Украины в качестве принципов семейного законодательства республики названы приоритет воспитания детей в семье, проявление заботы о воспитании и содержании несовершеннолетних, защита их прав и интересов. 
 
      Если обратиться к отечественному законодательству, то можно констатировать: в соответствии со ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Таким образом, ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. 
 
      Во-вторых, международное усыновление допускается в случаях, если не представляется возможным передать ребенка на воспитание в семьи российских граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, либо на усыновление родственниками детей независимо от их гражданства и места жительства. 
 
      На необходимость соблюдения этих требований при рассмотрении дел об усыновлении детей иностранными гражданами указано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении)».  
 
     Следует отметить, что российское семейное законодательство в области усыновления исходит из приоритета российского усыновления (или иной формы принятия детей на воспитание в семьи) перед международным усыновлением. Этот вывод основан не только на приведенном выше положении ст. 124 Семейного кодекса Российской Федерации, но и на других нормах Кодекса, а также тенденциях развития семейного законодательства в сфере усыновления.  
 
       В соответствии со ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».  Таким образом, ребенок имеет право по возможности воспитываться в стране своего происхождения. Этот же интерес охраняется и ст. 8 Конвенции, гарантирующей ребенку право на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи. 
 
      Кроме того, во всех случаях усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства, а также гражданами России, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, последствием усыновления может стать переезд ребенка на постоянное место жительства в другое государство, а также, возможно, смена гражданства. Известно, что внутреннее законодательство большинства государств предусматривает упрощенный порядок предоставления гражданства детям, усыновленным подданными этой державы. Таким образом, в вопросе об усыновлении российских детей иностранными гражданами затрагивается публичный интерес Российской Федерации – в том смысле, что дальнейшая судьба ребенка после его усыновления находится вне юрисдикции России. 
 
     Указанные обстоятельства предопределяют специальные требования, предъявляемые к так называемому иностранному усыновлению. 
 
     Для усыновления детей иностранными гражданами и лицами без гражданства существуют два предварительных условия. Первое – невозможность передачи усыновляемого ребенка на воспитание в семьи граждан России, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам этого ребенка независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Второе – истечение шести месяцев со дня поступления сведений о таком ребенке в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.  
 
       Процесс международного усыновления сложен и длителен. Процедуру международного усыновления условно можно разделить на три этапа. Первый – подготовительный, включающий подготовку кандидата в усыновители, регистрацию в качестве кандидата в усыновители и выбор ребенка для усыновления. Второй этап – судебный, представляющий собой рассмотрение заявления лица, желающего усыновить конкретного ребенка, выяснение обстоятельств и условий проживания ребенка в будущей семье и вынесение судебного решения. Третий этап – пост судебный, заключающийся в регистрации усыновления, постановке на учет усыновленного ребенка, действиях усыновителей, агентств по усыновлению детей, а также государственных органов по контролю над соблюдением правил учета усыновленных, условиями их жизни и воспитания, за процессом адаптации ребенка в семье усыновителей. 
 
        Таким образом, систему усыновления детей иностранными гражданами можно определить как юридический процесс по конкретному делу, который включает последовательно сменяющиеся стадии, состоящие из отдельных юридических действий: досудебная стадия, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, обжалование решения суда, исполнение решения. 
 
       Досудебную стадию можно разделить на две под стадии: подготовительные действия к усыновлению в стране усыновителя и подготовительные действия на территории государства усыновляемого ребенка. Кандидаты в усыновители, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, сначала обращаются в компетентные органы своего государства. Например, в США ходатайство об усыновлении иностранного ребенка подается в Службу иммиграции и натурализации, в Италии – в суд, в Испании – в Министерство социального развития, во Франции – в Службу социальной помощи детству. Данные органы проводят обследование и оценку лиц, желающих усыновить ребенка, с целью определения, отвечают ли они необходимым требованиям, предъявляемым к кандидатам в усыновители. На основании анализа социально-психологического климата, материального положения семьи и состояния здоровья кандидатов в усыновители эти органы дают заключение о возможности быть усыновителями.  
 
        Усыновление ребенка, являющегося гражданином Республики Беларусь, постоянно проживающего на территории Республики Беларусь, иностранными гражданами или лицами без гражданства производится при условии получения письменного разрешения на усыновление Министра образования Республики Беларусь. 
 
       Усыновление ребенка, являющегося гражданином Украины, иностранными гражданами производится при условии получения письменного разрешения государственного органа управления по усыновлению и защите прав детей.  
 
      Как правило, усыновление российских детей иностранными гражданами на досудебном этапе производится через представительства, аккредитованные в Российской Федерации, иностранных организаций. Сотрудники этих организаций представляют необходимые документы для усыновления. При этом все документы должны быть легализованы в установленном порядке, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве Российской Федерации в государстве места жительства указанных лиц либо нотариусом на территории Российской Федерации. 
 
      Как отмечено выше, усыновление детей – граждан Российской Федерации иностранными гражданами допускается только в случаях, если невозможно передать этих детей на воспитание в семьи граждан Российской Федерации либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Поэтому в рамках судебного разбирательства о международном усыновлении очень важно установить, знакомились ли российские усыновители со сведениями о ребенке, и по какой причине отказались от его усыновления. На практике представитель органов опеки субъекта просто предоставляет в судебное заседание информацию о том, скольким российским гражданам предлагался данный ребенок. Однако из этих сведений невозможно получить информацию о причинах отказа от усыновления. С нашей точки зрения, в таких случаях уместно по каждому случаю составлять акт о причинах отказа с подписью несостоявшихся усыновителей. 
 
        Завершающей стадией является исполнение судебного решения об установлении усыновления. На основании ст. 125 Семейного кодекса Российской Федерации суд в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направляет выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения судебного решения для государственной регистрации усыновления. После оформления правоустанавливающих документов на ребенка и выезда его в государство, гражданином которого является усыновитель, защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульским учреждениями Российской Федерации, в которых усыновленные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия. 
 
       Постановка детей на учет в консульском учреждении осуществляется в течение 3-х месяцев со дня их въезда в страну усыновителей. По желанию усыновителей постановку на учет усыновленного ребенка можно осуществить и до выезда из Российской Федерации через Консульский департамент Министерства иностранных дел Российской Федерации. Контроль над постановкой усыновителями усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей, представлявшие в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители при усыновлении ими ребенка на территории Российской Федерации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Перспективы развития института усыновления детей в России.

   По мнению Ириса Сафуата ( член Международного исламского сообщества женщины и ребенка при Международном исламском совете по дауа и утешению) , не возникает никаких сомнений, что благополучие детей является залогом безоблачного будущего человечества [9]. В соответствии с международным и российским законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права.

Во всем мире в соответствии с Конвенцией ООН (статья 21) о правах ребенка приоритетным считается национальное усыновление, а не международное. У нас режим наибольшего благоприятствования именно для российских усыновителей еще и закреплен 124-й статьей Семейного Кодекса РФ. В настоящее время, отношения к международному усыновлению делятся на 2 лагеря: одни считают, что необходимо запретить или ограничить такое усыновление, другие – наоборот.

Выяснилось, что международное усыновление из года в год растет (за три года увеличилось на 72 %), а внутреннее снижается. Например, в Санкт-Петербурге усыновление иностранцами детей составляет 85 % от общего количества усыновленных [4]. В 2004 г. общее количество детей, усыновленных иностранными гражданами, составило 9,4 тыс. человек (59%), что превышает число усыновлений посторонними российскими гражданами, которые усыновили 7 тыс. детей (41%) [11].

В конце 90-х годов число усыновителей резко уменьшилось. Видимо, причина в том, что в 1996 году в силу вступил, Семейный кодекс и усыновление стало возможным только через суд [15].

В целом по России динамика усыновления российскими и иностранными гражданами выглядит следующим образом:

Динамика усыновления детей российскими и иностранными гражданами

По статистическим данным Пермского края, число детей, усыновленных иностранными гражданами, значительно возросло (2002 г. – 136 чел.; 2003 – 174 чел.; 2004 – 220 чел.). Однако  за 2005 год иностранными гражданами усыновлено 212 детей (48,7% от всех усыновленных детей - сирот) [8] (Рис. 2). Снижение показателей по международному праву усыновлений связано со случаями жестокого обращения с российскими детьми иностранными усыновителями. Граждане США убили нескольких приемных детей из России. Всего, как утверждают в Генпрокуратуре, за последнее время в США приемными родителями было убито 13 русских детей. Впрочем, за тот же период в России было совершено 1080 убийств детей и 21 покушение на убийство. Причем большое количество из этих преступлений совершили родные родители [16]

Несмотря на провозглашение, социально-ориентированной экономики в Российской Федерации, остро стоит жилищная проблема. Снижение эффективности детского здравоохранения, неуклонная коммерциализация медицинских услуг также оставляют все меньше надежд для родителей, в том числе и усыновителей, вылечить больного ребенка. Очевидно, этим отчасти и объясняются крайне низкие показатели количества усыновленных детей гражданами РФ в российских регионах.

результаты социологического опроса, проводимого фондом «Общественное мнение» (11.08.2005) в России, свидетельствуют о преобладании негативного отношения российских граждан к практике усыновления детей из России иностранцами.

Большинство респондентов (52%) полагают, что для ребенка из детского дома лучше, если его усыновляет российская, нежели иностранная семья. Противоположное мнение высказали 11% опрошенных. Большинство респондентов считают, что необходимо ужесточить процедуру усыновления иностранными гражданами.

С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми, за незаконные действия по усыновлению стали вскрываться случаи нарушения законодательства в области охраны прав усыновленных детей. В соответствии с Уголовным Кодексом РФ (ст. 154), незаконные действия по усыновлению детей, совершенные неоднократно или из корыстных побуждений, - наказываются штрафом в размере до сорока тысяч рублей. Или в размере заработной платы, иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев [21]. Незаконные действия также влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 6 до 25 минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц - от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда (статья 5.37 Кодекса РФ об административных правонарушениях) [22]. В России выявлено несколько случаев негуманного, а порой бесчеловечного обращения иностранных граждан с усыновленными ими российскими детьми [3]. Сравнительно немногие российские граждане (6%), высказываясь за запрет международного усыновления, аргументировали эту точку зрения ссылками на жестокое обращение с российскими детьми за рубежом. Значительно чаще (15% ответов) речь шла о том, что детям легче жить в знакомой, привычной среде ("в российской семье ребенку привычнее, ему знаком и язык, и обычаи, и нравы"; "дома и стены помогают"; "ребенку легче будет адаптироваться в российской семье").

Россия входит в число немногих стран, где существует тайна усыновления. Потенциальные родители-россияне, желая сохранить тайну, берут, как правило, только самых маленьких. Страх того, что ребенок 5-6 лет будет помнить свое детдомовское прошлое, слишком велик, а уж об усыновлении детей полностью сознательного возраста речь у нас вообще не идет. За рубежом, например, из усыновления секрета не делают. Там считается, что усыновленный ребенок должен знать всю правду о своем происхождении. В России отмена тайны усыновления продолжает считаться несвоевременным шагом в виду незрелости общества, которое представляет своеобразный риск для приемного ребенка. И ответственность за решение о том, будет ли ребенок знать, кто он, - полностью лежит на плечах приемных родителей.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в последние годы  негативные тенденции в области усыновления снижаются.

В. Завражнов отмечает, что положительная тенденция, наметившаяся в области международного усыновления – это сближение сотрудничества государств в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было принято множество международно-правовых актов, подписано договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них [7].

Возможности иностранных граждан позволяют принять им в свои семьи братьев, сестер: свыше 20 семей иностранных граждан усыновили по двое, трое детей. В 2004 году иностранцами было усыновлено 4 ребенка-инвалида (челюстно-лицевые патологии, пороки развития сердечно-сосудистой системы), а также дети с диагнозом «перинатальный контакт по ВИЧ-инфекции». Шансы таких детей-сирот обрести российских родителей невелики.

По данным Пермского края, в 2005 году отмечено снижение показателей по международному усыновлению, что обусловлено увеличением числа российских усыновления (Рис. 2). Процедура международного усыновления ужесточается с введением изменений в Семейный кодекс РФ. В настоящее время передача ребенка на воспитание в семью иностранных граждан возможна только по истечении 6 месяцев со дня поступления сведений о ребенке на учет в государственный банк данных о детях (ст. 124 СК РФ). Ранее передача ребенка в иностранную семью была возможна по истечении 3 месяцев. А также трудностью в усыновлении детей иностранными гражданами является возможность предъявления только того ребенка, от которого отказались не менее 2-3 российских семей [8].

Положительным моментом в области международного усыновления является тот факт, что иностранцы по сравнению с российскими усыновителями усыновляют больше детей  в возрасте от 3 лет и старше.

перспективы развития института усыновления очевидно существуют. Среди них можно выделить такие положительные явления как: рост числа российских усыновлений при снижении международного усыновления; очевидные возможности иностранцев усыновлять по не одному ребенку или больных детей; значительное повышение пособия по усыновлению в Пермском крае; а также использование ресурса средств массовой информации для решения данной проблемы (телепередача «Найди меня», «Семейный пирог», публикации в газетах и  др.).

 

 

 

2.3 Проблемы усыновления  в целом.

Процесс усыновления в России не дает таких показательных результатов, как принятие ребенка в семью под опеку и попечительство, несмотря на провозглашение усыновления в качестве приоритетной формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Дело в том, что на основании ст. 125 СК РФ усыновление ребенка – гражданина РФ производится в судебном порядке. Эта норма положительно оценивается многими известными отечественными учеными. Так, Л.М.Пчелинцева отмечает, что судебный порядок усыновления соответствует Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, мировой практике усыновления детей и в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, является гарантией соблюдения его прав и законных интересов. Юридическим основанием возникновения правоотношений между усыновителями и усыновленным ребенком является вступление решения суда в законную силу.  
 
     При всем уважении к мнению Л.М.Пчелинцевой, не только известного отечественного цивилиста, но и судьи Верховного Суда РФ, вынуждены признать, что судебная процедура вызывает у многих граждан резко отрицательную реакцию, поэтому зачастую желание усыновить ребенка в процессе сбора и оформления необходимых документов утрачивается, и в итоге ребенок устраивается в семью на условиях опеки (попечительства) или в приемную семью, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью. 
 
      В целях преодоления сложившейся ситуации полагаем целесообразным предоставить органам опеки и попечительства полномочия при отсутствии спора и иных ситуаций, свидетельствующих о наличии проблем усыновления, принимать решения о передаче детей на условиях усыновления.  
  В тоже время усыновление (удочерение), остается пожалуй, самым эффективным и основательным средством и способом развития ребенка, и его воспитания. Усыновление — оптимальная и наиболее предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно п.1 ст. 124 Семейного Кодекса, усыновление является приоритетной формой устройства детей-сирот. Основанием возникновения отношений усыновления выступает юридический состав, порождающий и одновременно прекращающий семейные правоотношения [11].

Информация о работе Международное усыновление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в США