Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 17:45, курсовая работа
В наше время, когда международное право постепенно деградирует. Ситуация с количеством усыновленных детей сирот в России, внутри страны возросло, ввиду внимания СМИ к этой проблеме, а так же ряда убийств детей усыновленных родителями из США, роста количества семей не имеющих возможности завести ребенка, привела к осознанию обществом проблемы детей сирот, что качественно улучшило ситуацию в это сфере, как в России, так и в республике Башкортостан в частности. Конечно же, есть проблемы и задачи, которые требуют решения и о них мы поговорим, ниже.
1.Введение.
2.Международное усыновление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России.
2.1 Правовые и нормативные особенности института усыновления детей сирот, и детей оставшихся без присмотра родителей.
2.2 Перспективы развития института усыновления детей в России, положительные стороны.
2.3 Проблемы института усыновления, негативные стороны.
3.Международное усыновление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в США.
4.Заключение.
5. Список использованной литературы.
Под формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей понимается нормативно установленный порядок передачи детей, лишившихся попечения родителей, в семью или детское учреждение и условия их воспитания, обучения, содержания и защиты их прав и интересов. Усыновление по сравнению с иными формами наиболее полно отвечает интересам ребенка и поэтому является приоритетной формой. Особенности и преимущества усыновления заключаются в следующем:
1) При усыновлении ребенок
в правовом отношении
2) Усыновители наделяются
максимальным объемом прав и
обязанностей по воспитанию, содержанию,
образованию ребенка, а также
по защите его прав и
3) Усыновление осуществляется
в судебном порядке, которому
предшествует соблюдение
4) Усыновление, по общему
правилу, носит бессрочный характер,
а его отмена возможна только
в судебном порядке. Бессрочность
отношений между усыновителями
и усыновляемыми вносит в
Следовательно, правовая сущность усыновления заключается в том, что оно представляет собой приоритетную юридическую форму устройства в семью детей, лишенных родительского попечения, в целях их воспитания, содержания, образования и защиты, а также обретения усыновителями родительских прав и обязанностей, при которой между усыновителями и ребенком возникают подобные правоотношения как между родителями и детьми [5].
Усыновление - совершенно особая форма человеческих отношений. Не случайно у усыновителей нет и никаких льгот, предоставляемых государством, потому что подразумевается, что ребенок становится родным. Ряд авторов (Т. Евдокименко и Н. Исаева) выделяет определенные плюсы и особенности усыновления:
Плюсы:
· Позволяет ребёнку чувствовать себя полноценным членом семьи.
· Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе по выходу из несовершеннолетнего возраста.
· Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
Особенности:
· Оформляется дольше, чем опека, т.к. требуется утверждение гражданским судом.
· Государство не оказывает никакой помощи после усыновления за исключением предоставления послеродового отпуска и выплат в связи с рождением ребёнка в том случае, если усыновляется младенец.
· Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, жилью по сравнению с другими формами устройства.
· Не каждый ребенок, лишенный родительского попечения, может быть усыновлен [11].
Т. о. усыновление (удочерение) - принятие в семью ребёнка на правах кровного со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. Является приоритетной формой устройства детей и имеет свои отличительные особенности. Для родителей - это высшая степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.
Существуют внутренние проблемы в области усыновления. Т. е. проблемы внутри принимающей семьи. Люди, берущие на себя миссию воспитания ребенка-сироты в семье, зачастую оказываются неготовыми к решению многочисленных проблем. Приемные родители нуждаются в квалифицированной помощи специалистов — психологов, психиатров, дефектологов, педиатров и других, особенно важно это на этапе подготовки к приему ребенка-сироты и первых месяцев адаптации его к новой семье. К сожалению, сложившаяся в России практика, за редкими исключениями, не предусматривает участие этих специалистов в отборе и подготовке будущей принимающей семьи, что часто приводит к тяжелым кризисам, как для ребенка, так и для принявшей его семьи, вплоть до отказа от ребенка и возвращения его в детский дом.
Можно предположить, что негативные психологические проблемы в семьях усыновителей связаны с закрытостью данной семьи для общества и с тем, что ребенок часто выступает как средство решения собственных, нередко трагических проблем (смерть кровного ребенка, невозможность иметь собственных детей и т. п.). Очевидно, что в этой ситуации семья сама нуждается в психологической помощи.
Успешность адаптации ребенка-сироты в новой семье в значительной степени зависит от предшествующего опыта ребенка. Дети-отказники, не знающие ничего о своем прошлом и причинах своего сиротства, с трудом строят свою идентичность. Ребенок, у которого связи с кровной семьей существовали и разрушились, испытывает чувства отверженности, вины, гнева [11].
Данные исследований свидетельствуют о том, что у детей — воспитанников детских домов и интернатов — существуют неадекватные представления о взаимоотношениях взрослых и детей в семье, они неверно трактуют ситуации взаимодействия детей и родителей. Те дети, которые имели опыт семейной жизни, чаще всего отрицают наличие проблемы у своих родителей, стремятся их всячески защитить, вину за сложившиеся обстоятельства возлагают на случай, окружающих и др. При этом у таких детей выявляются наличие страхов, ожидание опасности от родителей, дезориентированность в ситуациях социального взаимодействия. Непроработанный, вытесненный травматический опыт «блокирует» развитие ребенка, препятствует позитивной самореализации. Необходима разработка целостных программ подготовки ребенка к вхождению в приемную семью (каков бы ни был ее статус) [18].
Актуален вопрос о возможном влиянии генов биологических родителей ребенка на его развитие как личности. Специалисты советуют в первую очередь внимательно ознакомиться со всей юридической информацией о ребенке - в органах опеки и попечительства помогут собрать максимальное количество информации, проконсультироваться с врачами - и только после этого делать окончательные выводы. Согласно современным научным исследованиям генетические факторы играют значительную роль в формировании психологических свойств личности человека. Ученые считают, что основные психологические черты человек наследует у своих родителей на 40-60%, а интеллектуальные способности - на 60-80%.
3.Международное усыновление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в США.
Усыновление как форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из самых приоритетных во всех странах мира. По некоторым данным, в США в1992 г. общее количество усыновленных детей составляло 126 951, из которых53 525 проживали у родственников или в семьях с отчимом/мачехой[2, с. 4]. Из-за недостатка здоровых белых детей до7 лет, подлежащих усыновлению, в США существует значительный спрос на международное усыновление детей, особенно из России, Румынии и Китая. Если в 1998 г. их число составляло157 741, то в2000 г. уже18 477 [9, с. 201]. Среди других стран, активно развивающих институт международного усыновления, можно назвать Францию(3 777 усыновлений ежегодно), Канаду(2 222), Германию(1 567).
В Норвегии, Дании, Голландии, Израиле из-за практически полного отсутствия собственных детей, оставшихся без попечения родителей, большая доля усыновлений приходится на другие страны[9, с. 201].
Для понимания современной процедуры усыновления в США необходимо обратиться к ее историческому прошлому, где оно рассматривалось как второстепенный тип родственной заботы, который претерпел влияние таких факторов, как эволюция нормативно-правовой базы, социально политические катаклизмы, индустриализация, урбанизация, несколько волн иммиграции, затяжной период Великой депрессии, годы Второй мировой войны, изменение сексуальной морали и системы «двойных» стандартов во второй половине ХХ в. Все эти события привели к изменению отношения к детям, принятию дет центристского законодательства, стандартизации и профессионализации практики усыновления детей, расширению понятия «ребенок, подлежащий усыновлению», а также появлению общественного движения, протестующего против сокрытия факта усыновления.
Несмотря на то, что американская культура и образ жизни были тесно связаны с традициями Англии, Соединенные Штаты смогли выработать собственное отношение к институту усыновления.
Английское общее право не признавало усыновления неродных детей вплоть до1926 г., пытаясь таким образом защитить интересы кровных наследников в случае раздела имущества. Отношение общественности к усыновлению носило открыто враждебный и негативный характер, ассоциировалось с криминалом, содержанием «детских ферм» (где приемные родители получали оплату труда за воспитание не законно рожденных детей), а также продажей сирот бездетным парам по объявлению в газетах. Кроме того, отсутствие законодательства,
регулирующего усыновление, не позволяло защитить права самих усыновителей от претензий и требований биологических родителей, требовавших возврата детей. В отличие от британцев американские колонисты были менее озабочены проблемой кровно родственных связей, поэтому первоначально усыновление осуществлялось посредством помещения беспризорных детей в качестве подмастерьев в семьи граждан, что в дальнейшем стало основой для широкого развития системы фостерных семей в США. Вместе с тем в XIX в. усыновление как способ
устройства детей-сирот не получило должного распространения из-за того, что, как правило, таких детей помещали в обеспеченные американские семьи, члены которых рассматривали их скорее как слуг и помощников по хозяйству, нежели как полноправных членов семьи. Постепенно к середине XIX в., в связи с ростом урбанизации, огромных потоков мигрантов, становлением промышленности и усилением роли наемного труда, увеличилась доля городской и сельской бедноты. Для ликвидации социальных последствий были учреждены общественные богадельни и частные сиротские приюты, которые способствовали росту числа усыновленных детей, несмотря на их суровую дисциплину, высокую детскую смертность и неудовлетворительные условия содержания.
Одним из наиболее влиятельных учреждений, ратующих за помещение детей на воспитание в семьи, было Общество помощи детям Нью-Йорка, основанное в1853 г. священнослужителем Чарльзом Лорингом Брейсом, выпускником Богословского факультета Йельского университета, основной идеей которого было бесплатное помещение беспризорных детей с улиц города в приемные семьи фермеров, проживающих в западных штатах страны: Мичигане, Огайо, Айове, Индиане, Миссури,
Канзасе [11]. С1900 г. начался новый этап в сфере усыновления, который был обусловлен ростом учреждений социального обслуживания детей, повышением
квалификации социальных работников, принятием общих стандартов, расширением роли государства в регулировании данного процесса. Источником первых американских законов, регулирующих процедуру усыновления в США, стало желание фермеров среднего класса увеличить число детей в своих семьях. Сначала усыновление регулировалось частными законодательными актами, которые лишь делали его легитимным как, например, при оформлении сделок с землей. Первые
общие законодательные акты по усыновлению были приняты в Миссисипи (1846 г.) и Техасе (1850 г.). Под влиянием внутри государственного
законодательства, провозглашения равенства супругов в семье, разрушения традиционных патерналистских устоев, снижения роли мужа и отца в делах семьи, введения равных прав родителей на детей перемещения ответственности за воспитание детей на мать привели к формированию нового отношения к детям, учитывающего «наилучшие интересы» ребенка. Новая доктрина заботы о детях
основывалась на следующих основных принципах: малолетних детей и детей со слабым здоровьем следовало оставлять под опекой матери, а мальчиков более старшего возраста– с отцом; суду надлежало принимать во внимание эмоциональную привязанность ребенка к родителям, а также учитывать его мнение при усыновлении, если он мог привести «разумные доводы» [1].
Важной вехой в формировании американского законодательства в отношении усыновления детей-сирот следует считать закон штата Массачусетс
«Об обеспечении усыновления детей» (“An Act to Provide for the Adoption of Children“), принятый в 1851 г., который предусматривал необходимость
социального обслуживания ребенка и проведение предварительного обследования условий жизни и морального облика потенциальных усыновителей
до принятия окончательного судебного решения. Кроме того, данный закон освобождал детей от всех юридических обязательств по отношению к
их кровным родителям, предоставляя тем самым широкие возможности для усыновления. В1853 г. штат Пенсильвания принял аналогичный закон, а
спустя четверть века еще24 штата последовали их примеру[6].
В начале ХХ в. законодательство по защите детей стало правильно развиваться. В 1912 г. было создано Бюро детей Соединенных Штатов Америки (The U.S. )Children’s Bureau), которое вскоре стало ведущим институтом, информирующим общественность по вопросам усыновления. В его обязанности входили разработка государственных стандартов для служб, занимающихся усыновлением детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей; осуществление руководства государственными законодательными органами, объединение усилий социальных
работников, исследователей и общественных организаций в данной сфере. Кроме того, важным достижением этого периода следует считать принятие
Свода законов о детях штата Миннесоты (The 1917 Children’s Code of Minnesota), принятого в 1917 г., который стал моделью для государственного законодательства на последующие двадцать лет. Миннесота была первым штатом, который потребовал
проведения предварительных процедур, касающихся оценки надлежащих жилищных, материальных и других условий усыновителей, желающих принять ребенка на воспитание в семью. Для этого был создан специальный орган, который нес ответственность за изучение прошений об усыновлении, предоставлял в суд письменное заключение по каждому делу, обеспечивал временное проживание детей в течение шести месяцев в доме усыновителя. В начале прошлого века широкой практикой социальных работников являлось сохранение семьи