Международное усыновление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в США

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

В наше время, когда международное право постепенно деградирует. Ситуация с количеством усыновленных детей сирот в России, внутри страны возросло, ввиду внимания СМИ к этой проблеме, а так же ряда убийств детей усыновленных родителями из США, роста количества семей не имеющих возможности завести ребенка, привела к осознанию обществом проблемы детей сирот, что качественно улучшило ситуацию в это сфере, как в России, так и в республике Башкортостан в частности. Конечно же, есть проблемы и задачи, которые требуют решения и о них мы поговорим, ниже.

Содержание работы

1.Введение.
2.Международное усыновление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России.
2.1 Правовые и нормативные особенности института усыновления детей сирот, и детей оставшихся без присмотра родителей.
2.2 Перспективы развития института усыновления детей в России, положительные стороны.
2.3 Проблемы института усыновления, негативные стороны.
3.Международное усыновление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в США.
4.Заключение.
5. Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 70.85 Кб (Скачать файл)

«во что бы то ни стало», что значительным образом снижало количество детей, подлежащих усыновлению, и провоцировало риск жестокого обращения с детьми. Согласно утверждениям американских исследователей, до Второй мировой войны усыновление в США было окутано тайной, все документы носили конфиденциальный характер и были закрыты не только для общественности, но и

для всех участников процесса: биологических родителей, приемных детей и усыновителей. Кроме того, привилегией со стороны судов пользовались

родственники сироты, в то время как другие категории приемных родителей подвергались критике из-за опасения эксплуатации ребенка.  В 1921 г., была создана, Лига социального обслуживания детей Америки (Child Welfare League of America), которая приняла самое активное участие в разработке нормативных документов для государственных и частных служб. Социальные работники проводили большую просветительскую работу среди населения, пропагандировали усыновление, преодолевая предрассудки, сложившиеся годами.  Для  повышения  эффективности  своей  деятельности  социальные  службы  пытались учитывать физические, этнические, расовые, религиозные и интеллектуальные характеристики потенциальных усыновителей и детей-сирот для  интересов детей в США продолжало стремительно придания первым большего сходства с биологическими родителями. Вместе с тем на практике усыновленные дети часто подвергались дискриминации,

не имели тех же юридических прав, что и кровные дети, суды возвращали опеку над детьми по ходатайству их биологических родителей, а дети с отклонениями в развитии на тот момент вообще не подлежали усыновлению[8].

В1929 г. во время Великой депрессии американское общество пережило беспрецедентный уровень безработицы, беспризорности, голода и нищеты, что послужило новым толчком для разработки и внедрения дополнительных законов по защите семьи и детства, одним из которых стал Закон о социальном страховании (Social security Act), принятый президентом Ф. Рузвельтом в1935 г. Таким

образом, к концу1937 г. 44 штата ввели новое законодательство по усыновлению, внесли поправки в уже созданные законы, многие из которых предусматривали  проведение  предварительных  процедур специальными социальными службами до начала судебных слушаний и предоставление испытательного срока детям, временно проживающим в семьях усыновителей.  Несмотря на активную разработку законодательства в сфере устройства детей-сирот и детей, оставшихся  без  попечения  родителей,  существование «белых» пятен было очевидным. В связи с этим социальные  службы  отмечали  многочисленные  случаи  нарушения:  осуществление  незаконного  усыновления, взимание платы с усыновителей, игнорирование  рекомендаций  специалистов  социальной работы участниками усыновления, повышение факторов риска для усыновленных детей. В ответ на это

в1938 г.  Лига  социального  обслуживания  детей Америки  опубликовала  первый  список  критериев усыновления, которые были объединены в три основные группы и предусматривали меры безопасности для детей, усыновителей и государства.

С середины1940-х гг. в связи с демографическими изменениями, ростом разводов, неполных семей, детей, рожденных вне брака, активной пропагандой  родительства, материнства и детства средствами массовой информации, стигматизацией бездетных  пар  с  акцентированием  внимания  на  их «ненормальности» из-за отсутствия детей стремительное развитие новых технологий в медицине и генетике привело к небывалому росту числа потенциальных приемных родителей, желающих усыновить  детей.  Согласно  статистическим  данным,  с 1937 по1945 гг. количество ежегодных усыновлений возросло в три раза – с16 000 до50 000, спустя десятилетие эта цифра увеличилась в два раза и составила93 000, достигнув к1965 г. 142 000 детей, из которых около половины воспитывались в семьях родственников[2, с. 14]. Военные годы, массовое переселение более одного миллиона афроамериканцев с юга в северные и западные части страны, нарушение их прав, увеличение  количества  детей  расовых  меньшинств,  рожденных вне брака, привели социальных работников к необходимости расширения понятия «ребенок,  подлежащий  усыновлению», включив  в него детей с ограниченными возможностями, афроамериканцев, подростков. В1939 г. Государственная благотворительная ассоциация помощи в

Нью-Йорке (New York State Charities Aid Associa-tion) впервые предоставила афроамериканским детям возможность для усыновления. Кроме того, в

послевоенный период с1946 по1953 гг. впервые появилась  практика  международного  усыновления,  во  время  которой  американскими  семьями

было  усыновлено5 814 детей-сирот  из  Греции,  Германии и Японии. Вторая волна усыновлений приходится на1953–1962 гг., период конца Корейской войны, когда большинство усыновленных  детей  являлись  выходцами  из  стран

Азии, преимущественно из КНР, а к1965 г. межрасовое  усыновление  стало  своеобразной «маленькой революцией», достигшей своего апогея к 1971 г. и позволяющей помещать детей из национальных  и  расовых  меньшинств  в  семьи  белых американцев[2, с. 16].  К1969 г. в результате совместных усилий государственных и частных социальных служб, занимающихся усыновлением, было устроено в семьи 19 000 таких детей. Однако в связи с усилением

движения афроамериканцев за равенство прав, независимость  и  не дискриминацию  Национальная ассоциация афроамериканских социальных работников стала выступать против практики межрасового усыновления, предпочитая передавать детей-сирот в приемные семьи, чем на усыновление белым  американцам,  несмотря  на  ее  успешность [12], снизив тем самым уровень межрасовых усыновлений с 1569 в 1971 г. До 831 в 1975 г. [4]. Для преодоления сложившейся ситуации в1994 г. Конгрессом был принят Закон о межэтническом устройстве (The Multiethnic Placement Act of 1994), который запрещал социальным службам отказывать

потенциальным приемным родителям в усыновлении детей по причине расовой, национальной и религиозной дискриминации[7, с. 53].

В1970–1990 гг. начинается новый виток в практике усыновления детей в Соединенных Штатах Америки,  характеризующийся  открытостью  процесса усыновления, возникновением широкого общественного движения за права усыновленных детей. С середины1980-х гг. открытый процесс усыновления  характеризовался  тем,  что  биологические и приемные родители открыто, взаимодействовали друг с другом по  поводу предстоящего усыновления. Согласно статистическим  данным,  в  период  с1988–1989 гг.  55 % усыновителей в штате Калифорния принимали участие в воспитании своих усыновленных детей вместе с их биологическими родителями[7, с. 55]. Открытость усыновления имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, отсутствие «секрета» не приводит к травматизации психики детей, тяжелым переживаниям,  нарушениям детско-родительских отношений в результате  его  обнародования.  С  другой  стороны,  постоянные  контакты  усыновленного  ребенка  с кровными родителями нарушают его взаимосвязь с усыновителями, влияют на его привязанность к ним.  Поиск «золотой  середины» привел  многие штаты к развитию альтернативных методов и технологий  работы  со  всеми  субъектами  процесса усыновления. Во второй половине1990-х гг. семнадцать штатов разрешили посредникам под наблюдением суда знакомиться с документами, получать информацию о местожительстве биологических родителей, предлагать свои услуги по организации встреч с детьми, подлежащими усыновлению. Девятнадцать штатов учредили официальную взаимную регистрацию биологических родителей и усыновленных детей, при совпадении данных социальные  службы  информируют  обе  стороны  о возможной встрече. В других шести штатах право воспользоваться идентифицирующей информацией возможно только с согласия усыновленного ребенка  и  биологической  матери  без  прохождения социальными службами по официальной регистрации[10]. Орегон, Теннеси,  Делавэр, Алабама, Канзас и Аляска предоставляют усыновленным в детстве людям доступ к первоначальным оригиналам документов, в том числе и к свидетельству о рождении[5]. Таким  образом,  исходя  из  вышесказанного,  можно сделать вывод о том, что за последние два с половиной столетия практика усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в США претерпела значительные изменения,  начинаясь с неформальных, спонтанных, не регулируемых законом, единичных случаев до становления юридически оформленного социального института во всех пятидесяти штатах, имеющих разную юрисдикцию. За это время были разработаны и внедрены в практику унифицированные стандарты, регулирующие процесс усыновления, расширились  категории  детей,  подлежащих  усыновлению, которые, помимо прочих, в настоящее время включают детей с ограниченными возможностями,  детей  из  национальных  и  расовых  меньшинств,  подростков, детей с ВИЧ и СПИДом. Кроме того,  повысилась квалификация профессиональных социальных работников, принят целый ряд законодательных актов, регулирующих процесс усыновления, определен перечень прав и обязанностей его субъектов. Произошли революционные изменения и в восприятии самого феномена усыновления в сторону его открытости, появились возможности для совместного воспитания детей биологическими и приемными родителями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение.

 

 

       Процедура международного  усыновления требует повышенного  внимания, поскольку усыновляемые  дети передаются на воспитание  в семьи иностранных граждан, проживающих, как правило, за пределами  Российской Федерации. Это обусловливает  необходимость формирования особого  порядка международного усыновления  и создания системы мер контроля за усыновленными детьми в целях защиты их прав и законных интересов на территории иностранного государства. 
 
      Однако участившиеся сообщения о несчастных случаях, происходящих с российскими детьми, которых усыновили иностранные граждане, свидетельствуют о необходимости усиления контроля за соблюдением прав усыновленных и обусловливают продолжение дискуссии о необходимости введения запрета либо временного приостановления усыновления российских детей иностранными гражданами и лицами без гражданства. Между тем действующее законодательство Российской Федерации такого запрета не содержит, 65 % россиян по-прежнему лояльно относятся к усыновлению детей иностранцами, и только 19,% одобряют запрет на усыновление. 
 
       С нашей точки зрения, прямой запрет не решит проблемы. В целях преодоления сложившейся ситуации необходимо усилить в России помощь и контроль за соблюдением прав детей, оставшихся без попечения родителей, а также принять дополнительные меры для нормального функционирования института семьи. 
 
      Подводя итог вышесказанному, считаем необходимым обратить внимание общественности и законодателя на следующие ситуации и внести предложения по их преодолению: 
– чтобы исключить нередкие жизненные ситуации, когда матери отказываются от своих детей еще в роддоме, необходимо создать отлаженную систему выявления и учета социально неблагополучных семей, оказания помощи таким кризисным семьям, не доводя до критического момента, когда в целях защиты прав и интересов ребенка его биологических родителей лишают родительских прав и (или) ограничивают в родительских правах; отработать механизм социального сопровождения семей, воспитывающих детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; 
– по действующему законодательству иностранные граждане и лица без гражданства могут усыновить российского ребенка по истечении 6 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных. Этот порядок усыновления распространятся и на российских граждан, постоянно проживающих за границей. Считаем необходимым для иностранных граждан, желающих усыновить российского физически здорового ребенка-сироту, продлить этот срок до одного года, в течение которого, возможно, ребенок будет усыновлен гражданами РФ.  
 
      При усыновлении ребенка гражданина РФ иностранные лица и лица без гражданства не могут быть усыновителями, если на момент установления усыновления их доход меньше прожиточного минимума, установленного в государстве, где они проживают.  

 В связи с неприсоединением  России до настоящего времени  к целому ряду конвенций, регламентирующих  отношения в области семейного  права, включая Конвенцию о защите  детей и сотрудничестве  в отношении иностранного усыновления, представляется необходимым в первоочередном порядке заключение дополнительных договоров о сотрудничестве в области усыновления. Для повышения эффективности защиты прав детей, усыновленных иностранными гражданами и вывезенных за рубеж, видится необходимым участие России в Европейской конвенции о репатриации несовершеннолетних (Гаага, 28.05.1970).  Это позволит защитить детей от незаконного усыновления и вернуть их в Россию в случае отказа от усыновления самими усыновителями. 

  Сейчас мировое сообщество переживает не простые времена,  границы между странами культурами стираются, постепенно множество маленьких и не очень культур сливаются в одно мега сообщество, и это новообразовавшееся пространство, требуют налаживание порядка, и решения разного рода проблем, время, когда возможности для всего человечества безгранично велики, момент когда мы все можем перешагнуть в новую веху, только сплотившись в одну большую и дружную всепланетарную семью, сесть за круглый стол, забыв все обиды и разногласия, трезво взглянуть на, то что происходит сейчас на земле, и подумать какие задачи решить в первую очередь, какие потом, расширить границы сознания и на конец прийти к пониманию того, что все мы живем на одной общей для всех планете земля, где каждый человек имеет место под солнцем, под мирным небом, и достоин, жить в мире с самим собой и с окружающими его людьми. Все мы давно подошли к той невидимой линии, которая условно разделяет войну и мир, добро и зло,  знания и невежество,  нашей цивилизацией накоплен большой опыт в решении, всевозможных задач и конфликтов, не стоит терять времени, иначе шаткая стабильность,  как карточный домик, в любой момент готова развалиться, чудом удерживая равновесие  под натиском неимоверного количества разного рода и характера факторов, неизменно подтачивающих  и без того хлюпкий фундамент  этого стремительно меняющегося мира.

 Проблема сиротства  в России и по миру остается  очень важной и актуальной, требующей  должного внимания со стороны  общества. И в наших силах изменить характер этой не простой в современном обществе проблемы, и если каждый профессионал в сфере соц. Работы, да и каждый человек поделится теплом своего сердца, то непременно мы в наших силах растопить лед детских сердец,  оказавшихся в непростой жизненной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  5. Список использованной  литературы.

1. Беспалов Ю. Ф Усыновление как способ защиты прав ребенка //Российская юстиция,1997, №7, с.39-41.

Информация о работе Международное усыновление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в США