Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 17:45, курсовая работа
В наше время, когда международное право постепенно деградирует. Ситуация с количеством усыновленных детей сирот в России, внутри страны возросло, ввиду внимания СМИ к этой проблеме, а так же ряда убийств детей усыновленных родителями из США, роста количества семей не имеющих возможности завести ребенка, привела к осознанию обществом проблемы детей сирот, что качественно улучшило ситуацию в это сфере, как в России, так и в республике Башкортостан в частности. Конечно же, есть проблемы и задачи, которые требуют решения и о них мы поговорим, ниже.
1.Введение.
2.Международное усыновление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в России.
2.1 Правовые и нормативные особенности института усыновления детей сирот, и детей оставшихся без присмотра родителей.
2.2 Перспективы развития института усыновления детей в России, положительные стороны.
2.3 Проблемы института усыновления, негативные стороны.
3.Международное усыновление детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в США.
4.Заключение.
5. Список использованной литературы.
«во что бы то ни стало», что значительным образом снижало количество детей, подлежащих усыновлению, и провоцировало риск жестокого обращения с детьми. Согласно утверждениям американских исследователей, до Второй мировой войны усыновление в США было окутано тайной, все документы носили конфиденциальный характер и были закрыты не только для общественности, но и
для всех участников процесса: биологических родителей, приемных детей и усыновителей. Кроме того, привилегией со стороны судов пользовались
родственники сироты, в то время как другие категории приемных родителей подвергались критике из-за опасения эксплуатации ребенка. В 1921 г., была создана, Лига социального обслуживания детей Америки (Child Welfare League of America), которая приняла самое активное участие в разработке нормативных документов для государственных и частных служб. Социальные работники проводили большую просветительскую работу среди населения, пропагандировали усыновление, преодолевая предрассудки, сложившиеся годами. Для повышения эффективности своей деятельности социальные службы пытались учитывать физические, этнические, расовые, религиозные и интеллектуальные характеристики потенциальных усыновителей и детей-сирот для интересов детей в США продолжало стремительно придания первым большего сходства с биологическими родителями. Вместе с тем на практике усыновленные дети часто подвергались дискриминации,
не имели тех же юридических прав, что и кровные дети, суды возвращали опеку над детьми по ходатайству их биологических родителей, а дети с отклонениями в развитии на тот момент вообще не подлежали усыновлению[8].
В1929 г. во время Великой депрессии американское общество пережило беспрецедентный уровень безработицы, беспризорности, голода и нищеты, что послужило новым толчком для разработки и внедрения дополнительных законов по защите семьи и детства, одним из которых стал Закон о социальном страховании (Social security Act), принятый президентом Ф. Рузвельтом в1935 г. Таким
образом, к концу1937 г. 44 штата ввели новое законодательство по усыновлению, внесли поправки в уже созданные законы, многие из которых предусматривали проведение предварительных процедур специальными социальными службами до начала судебных слушаний и предоставление испытательного срока детям, временно проживающим в семьях усыновителей. Несмотря на активную разработку законодательства в сфере устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существование «белых» пятен было очевидным. В связи с этим социальные службы отмечали многочисленные случаи нарушения: осуществление незаконного усыновления, взимание платы с усыновителей, игнорирование рекомендаций специалистов социальной работы участниками усыновления, повышение факторов риска для усыновленных детей. В ответ на это
в1938 г. Лига социального обслуживания детей Америки опубликовала первый список критериев усыновления, которые были объединены в три основные группы и предусматривали меры безопасности для детей, усыновителей и государства.
С середины1940-х гг. в связи с демографическими изменениями, ростом разводов, неполных семей, детей, рожденных вне брака, активной пропагандой родительства, материнства и детства средствами массовой информации, стигматизацией бездетных пар с акцентированием внимания на их «ненормальности» из-за отсутствия детей стремительное развитие новых технологий в медицине и генетике привело к небывалому росту числа потенциальных приемных родителей, желающих усыновить детей. Согласно статистическим данным, с 1937 по1945 гг. количество ежегодных усыновлений возросло в три раза – с16 000 до50 000, спустя десятилетие эта цифра увеличилась в два раза и составила93 000, достигнув к1965 г. 142 000 детей, из которых около половины воспитывались в семьях родственников[2, с. 14]. Военные годы, массовое переселение более одного миллиона афроамериканцев с юга в северные и западные части страны, нарушение их прав, увеличение количества детей расовых меньшинств, рожденных вне брака, привели социальных работников к необходимости расширения понятия «ребенок, подлежащий усыновлению», включив в него детей с ограниченными возможностями, афроамериканцев, подростков. В1939 г. Государственная благотворительная ассоциация помощи в
Нью-Йорке (New York State Charities Aid Associa-tion) впервые предоставила афроамериканским детям возможность для усыновления. Кроме того, в
послевоенный период с1946 по1953 гг. впервые появилась практика международного усыновления, во время которой американскими семьями
было усыновлено5 814 детей-сирот из Греции, Германии и Японии. Вторая волна усыновлений приходится на1953–1962 гг., период конца Корейской войны, когда большинство усыновленных детей являлись выходцами из стран
Азии, преимущественно из КНР, а к1965 г. межрасовое усыновление стало своеобразной «маленькой революцией», достигшей своего апогея к 1971 г. и позволяющей помещать детей из национальных и расовых меньшинств в семьи белых американцев[2, с. 16]. К1969 г. в результате совместных усилий государственных и частных социальных служб, занимающихся усыновлением, было устроено в семьи 19 000 таких детей. Однако в связи с усилением
движения афроамериканцев за равенство прав, независимость и не дискриминацию Национальная ассоциация афроамериканских социальных работников стала выступать против практики межрасового усыновления, предпочитая передавать детей-сирот в приемные семьи, чем на усыновление белым американцам, несмотря на ее успешность [12], снизив тем самым уровень межрасовых усыновлений с 1569 в 1971 г. До 831 в 1975 г. [4]. Для преодоления сложившейся ситуации в1994 г. Конгрессом был принят Закон о межэтническом устройстве (The Multiethnic Placement Act of 1994), который запрещал социальным службам отказывать
потенциальным приемным родителям в усыновлении детей по причине расовой, национальной и религиозной дискриминации[7, с. 53].
В1970–1990 гг. начинается новый виток в практике усыновления детей в Соединенных Штатах Америки, характеризующийся открытостью процесса усыновления, возникновением широкого общественного движения за права усыновленных детей. С середины1980-х гг. открытый процесс усыновления характеризовался тем, что биологические и приемные родители открыто, взаимодействовали друг с другом по поводу предстоящего усыновления. Согласно статистическим данным, в период с1988–1989 гг. 55 % усыновителей в штате Калифорния принимали участие в воспитании своих усыновленных детей вместе с их биологическими родителями[7, с. 55]. Открытость усыновления имеет свои положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, отсутствие «секрета» не приводит к травматизации психики детей, тяжелым переживаниям, нарушениям детско-родительских отношений в результате его обнародования. С другой стороны, постоянные контакты усыновленного ребенка с кровными родителями нарушают его взаимосвязь с усыновителями, влияют на его привязанность к ним. Поиск «золотой середины» привел многие штаты к развитию альтернативных методов и технологий работы со всеми субъектами процесса усыновления. Во второй половине1990-х гг. семнадцать штатов разрешили посредникам под наблюдением суда знакомиться с документами, получать информацию о местожительстве биологических родителей, предлагать свои услуги по организации встреч с детьми, подлежащими усыновлению. Девятнадцать штатов учредили официальную взаимную регистрацию биологических родителей и усыновленных детей, при совпадении данных социальные службы информируют обе стороны о возможной встрече. В других шести штатах право воспользоваться идентифицирующей информацией возможно только с согласия усыновленного ребенка и биологической матери без прохождения социальными службами по официальной регистрации[10]. Орегон, Теннеси, Делавэр, Алабама, Канзас и Аляска предоставляют усыновленным в детстве людям доступ к первоначальным оригиналам документов, в том числе и к свидетельству о рождении[5]. Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что за последние два с половиной столетия практика усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в США претерпела значительные изменения, начинаясь с неформальных, спонтанных, не регулируемых законом, единичных случаев до становления юридически оформленного социального института во всех пятидесяти штатах, имеющих разную юрисдикцию. За это время были разработаны и внедрены в практику унифицированные стандарты, регулирующие процесс усыновления, расширились категории детей, подлежащих усыновлению, которые, помимо прочих, в настоящее время включают детей с ограниченными возможностями, детей из национальных и расовых меньшинств, подростков, детей с ВИЧ и СПИДом. Кроме того, повысилась квалификация профессиональных социальных работников, принят целый ряд законодательных актов, регулирующих процесс усыновления, определен перечень прав и обязанностей его субъектов. Произошли революционные изменения и в восприятии самого феномена усыновления в сторону его открытости, появились возможности для совместного воспитания детей биологическими и приемными родителями.
4. Заключение.
Процедура
Однако участившиеся сообщения о несчастных
случаях, происходящих с российскими детьми,
которых усыновили иностранные граждане,
свидетельствуют о необходимости усиления
контроля за соблюдением прав усыновленных
и обусловливают продолжение дискуссии
о необходимости введения запрета либо
временного приостановления усыновления
российских детей иностранными гражданами
и лицами без гражданства. Между тем действующее
законодательство Российской Федерации
такого запрета не содержит, 65 % россиян
по-прежнему лояльно относятся к усыновлению
детей иностранцами, и только 19,% одобряют
запрет на усыновление.
С нашей точки зрения, прямой запрет не
решит проблемы. В целях преодоления сложившейся
ситуации необходимо усилить в России
помощь и контроль за соблюдением прав
детей, оставшихся без попечения родителей,
а также принять дополнительные меры для
нормального функционирования института
семьи.
Подводя итог вышесказанному, считаем
необходимым обратить внимание общественности
и законодателя на следующие ситуации
и внести предложения по их преодолению:
– чтобы исключить нередкие жизненные
ситуации, когда матери отказываются от
своих детей еще в роддоме, необходимо
создать отлаженную систему выявления
и учета социально неблагополучных семей,
оказания помощи таким кризисным семьям,
не доводя до критического момента, когда
в целях защиты прав и интересов ребенка
его биологических родителей лишают родительских
прав и (или) ограничивают в родительских
правах; отработать механизм социального
сопровождения семей, воспитывающих детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
– по действующему законодательству иностранные
граждане и лица без гражданства могут
усыновить российского ребенка по истечении
6 месяцев со дня поступления сведений
о таких детях в федеральный банк данных.
Этот порядок усыновления распространятся
и на российских граждан, постоянно проживающих
за границей. Считаем необходимым для
иностранных граждан, желающих усыновить
российского физически здорового ребенка-сироту,
продлить этот срок до одного года, в течение
которого, возможно, ребенок будет усыновлен
гражданами РФ.
При усыновлении ребенка гражданина РФ
иностранные лица и лица без гражданства
не могут быть усыновителями, если на момент
установления усыновления их доход меньше
прожиточного минимума, установленного
в государстве, где они проживают.
В связи с неприсоединением России до настоящего времени к целому ряду конвенций, регламентирующих отношения в области семейного права, включая Конвенцию о защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления, представляется необходимым в первоочередном порядке заключение дополнительных договоров о сотрудничестве в области усыновления. Для повышения эффективности защиты прав детей, усыновленных иностранными гражданами и вывезенных за рубеж, видится необходимым участие России в Европейской конвенции о репатриации несовершеннолетних (Гаага, 28.05.1970). Это позволит защитить детей от незаконного усыновления и вернуть их в Россию в случае отказа от усыновления самими усыновителями.
Сейчас мировое сообщество переживает не простые времена, границы между странами культурами стираются, постепенно множество маленьких и не очень культур сливаются в одно мега сообщество, и это новообразовавшееся пространство, требуют налаживание порядка, и решения разного рода проблем, время, когда возможности для всего человечества безгранично велики, момент когда мы все можем перешагнуть в новую веху, только сплотившись в одну большую и дружную всепланетарную семью, сесть за круглый стол, забыв все обиды и разногласия, трезво взглянуть на, то что происходит сейчас на земле, и подумать какие задачи решить в первую очередь, какие потом, расширить границы сознания и на конец прийти к пониманию того, что все мы живем на одной общей для всех планете земля, где каждый человек имеет место под солнцем, под мирным небом, и достоин, жить в мире с самим собой и с окружающими его людьми. Все мы давно подошли к той невидимой линии, которая условно разделяет войну и мир, добро и зло, знания и невежество, нашей цивилизацией накоплен большой опыт в решении, всевозможных задач и конфликтов, не стоит терять времени, иначе шаткая стабильность, как карточный домик, в любой момент готова развалиться, чудом удерживая равновесие под натиском неимоверного количества разного рода и характера факторов, неизменно подтачивающих и без того хлюпкий фундамент этого стремительно меняющегося мира.
Проблема сиротства в России и по миру остается очень важной и актуальной, требующей должного внимания со стороны общества. И в наших силах изменить характер этой не простой в современном обществе проблемы, и если каждый профессионал в сфере соц. Работы, да и каждый человек поделится теплом своего сердца, то непременно мы в наших силах растопить лед детских сердец, оказавшихся в непростой жизненной ситуации.
5. Список использованной литературы.
1. Беспалов Ю. Ф Усыновление как способ защиты прав ребенка //Российская юстиция,1997, №7, с.39-41.