План
Введение
1.Международные отношения и
внешнеполитический интерес государства
как основа межгосударственных конфликтов.
2.Специфика, динамика и типология
межгосударственных конфликтов.
3.Формы и методы предотвращения
и урегулирования межгосударственных
конфликтов
Вывод
Список используемой
литературы
Введение
Межгосударственные конфликты
ХХ века стали основной причиной гибели
миллионов людей. Две мировые
войны, более двухсот крупномасштабных
войн, локальные военные конфликты,
террор тоталитарных режимов, вооруженная
борьба за власть, убийства, самоубийства
- все эти виды конфликтов по самой
приближенной оценке специалистов унесли
в ХХ веке более 300 млн. человеческих
жизней.
Межгосударственный конфликт
как проблема международных отношений
получил наибольшее развитие
во второй половине 40-х годов
ХХ века с началом глобальной
геополитической, экономической
и идеологической конфронтации
между Советским Союзом и его
союзниками, с одной стороны, и
США и их союзниками - с другой,
которая получила название «холодной
войны». В 1990-х годах после развала
СССР, краха системы социализма
и окончания «холодной войны»
межгосударственные конфликты не
стали достоянием истории. Однако
их природа в начале ХХI века
претерпела существенные изменение.
Этот вид конфликтов занимает
в конфликтологии особое место. Именно
по тому, что достигнув пика своего
развития, они приводят к вооруженным
столкновениям, являясь причиной гибели
десятков, сотен, а то и миллионов
людей.
- Международные отношения и внешнеполитический интерес государства как основа межгосударственных конфликтов
У истоков межгосударственных
конфликтов стоят международные отношения.
Международные отношения - это совокупность
экономических, политических, правовых,
идеологических, дипломатических, военных,
культурных и других связей и взаимоотношений
между субъектами, действующими на мировой
арене. Основными субъектами международных
отношений являются: государство и его
институты, межгосударственные объединения,
негосударственные организации, международные
негосударственные объединения. Основным
органом по поддержанию мира и согласия
между нациями является Организация Объединенных
Наций (ООН), созданная в 1945 году. Ее членами
сейчас являются 192 государства.
Важнейшая составная часть
международных отношений – межгосударственные
отношения. Их отличительной особенностью
является то, что субъектами этой системы
выступают государства или их
объединения. Межгосударственные отношения
строятся на принципах международного
права, среди которых наиболее важными
являются: государственный (национальный)
суверенитет; невмешательство во внутренние
дела другого государства; межгосударственное
сотрудничество.
Специфика государств
как субъектов системы межгосударственных
отношений предопределяет их
сущностный характер, а именно
то, что в данном случае все
отношения, в которые они вступают,
носят исключительно политический
характер. Что бы ни лежало
в основе тех или иных действий
государства на международной
арене – экономические интересы
или идеологические предпочтения,
экологические проблемы или вопросы
демографии, все они, пройдя через
механизм принятия политического
решения на государственном уровне,
органично вплетаются в политику
государства.
Вследствие этого система
межгосударственных отношений имеет
собственную структуру, включающую
совокупность государств и их
политических объединений, обладающих
определенными связями, функционирует
и развивается на основе целого
ряда закономерностей, имеющих
общесистемный характер.
Иначе говоря, система
межгосударственных отношений задает
определенные «правила игры»
своим субъектам, следование которым
– не столько акт доброй
воли, сколько условие самосохранения
каждого государства. Попытки
обойти эти правила не только
вносят серьезный дисбаланс в
функционирование системы межгосударственных
отношений, но и в первую
очередь могут иметь деструктивные
последствия для самих инициаторов
подобных действий.
Объективный характер
системы межгосударственных отношений,
а, следовательно, и действующих
в ней закономерностей определяется
в первую очередь наличием
объективных внутренних потребностей
для всех без исключения государств,
которые, в свою очередь, порождают
наличие внешнеполитических интересов
государства и реализуются через
поддержание экономических, политических,
дипломатических и иных связей.
Поскольку внешнеполитические
интересы каждого государства
определяются в первую очередь
потребностями внутреннего социально-экономического
развития и, следовательно, характерны
в основном для данной страны,
то их экстраполяция на международную
арену неизбежно предполагает
взаимодействие с интересами
других государств. В этом плане
в зависимости от характера
этого взаимодействия выделяют
следующие типы внешнеполитических
интересов субъектов системы
межгосударственных отношений:
-непересекающиеся интересы:
интересы, реализация которых не затрагивает
интересов других субъектов в системе
межгосударственных отношений;
-параллельные интересы: в данном
случае внешнеполитические интересы одного
государства реализуются в русле интересов
другого;
-совместные интересы: их реализация
возможна только на основе коллективных
действий двух и более стран путем осуществления
скоординированной программы действий;
-расходящиеся интересы – это
следствие реализации совместных интересов
в случае, когда последующие цели не совпадают,
но и не вступают в конфликт;
-конфронтационные интересы:
их реализация немыслима без ущемления
интересов других государств и может быть
осуществлена за их счет.
Анализ сущности внешнеполитических
интересов показывает, что к межгосударственному
конфликту, как правило, могут
привести только конфронтационные
интересы. Связано это с тем,
что само по себе столкновение
интересов государств на международной
арене в условиях устоявшейся
системы межгосударственных отношений
является следствием неравномерности
в их развитии, а, следовательно,
и изменений соотношения сил
между ними. Бурный социально-экономический
рост того или иного государства
не вписывается в ранее установленные
ролевые функции, требует выхода
за их пределы (например, экономическая
экспансия Китая, особенно в
отношении США). Но сложившаяся
система отношений не позволяет
решить этот вопрос без ущерба
для интересов других государств,
стремящихся к консервации своего
места и роли на международной
арене. В этой ситуации и
возникают конфронтационные интересы,
которые впоследствии могут привести
к межгосударственному конфликту.
Межгосударственный конфликт,
как и любой внутренний, представляет
собою столкновение противоположных
интересов, целей, ценностей, взглядов
и связанных с их реализацией
действий. Но его отличие от
внутригосударственного заключается
в конкретной природе, содержании,
специфике субъектов, в особенностях
механизма возникновения и развития,
технологии регулирования и разрешения.
Межгосударственный конфликт как
форма межгосударственных отношений
знаменует собой определенный
разрыв, скачок в их развитии.
Сфера его зарождения и протекания
- те или иные страны, международные
отношения, а не взаимодействия
субъектов в рамках одной политической
системы (различных ее носителей
- слоев, партий и т.д.). Что касается
интересов, целей, ценностей и
взглядов, то в данном случае
фигурируют те, которые в обобщенной
форме выражают главные жизненные
потребности и устремления, идеалы
и дух конкретного народа или
значительной его части, потребности,
от удовлетворения которых зависит
само существование, безопасности
или благосостояние этого народа,
его государства как единого
целого. В межгосударственном конфликте
противостоят не частные интересы
и цели, а общие государственные
интересы. В первую очередь - это
интересы, связанные с обеспечением
безопасности и суверенитета (независимости)
государства, с защитой его территории,
экономического, социокультурного и информационного
пространств.
Ранее мы уже отмечали,
что с точки зрения теории
международных отношений межгосударственный
конфликт является разновидностью
международных отношений. Следовательно,
субъектами межгосударственных
конфликтов являются коалиции
государств, отдельные государства,
а также партии, организации и
движения, борющиеся за предотвращение,
завершение и разрешение различных
видов конфликтов, связанных с
отправлением властных функций.
Исходя из этого, выделяют следующие
виды межгосударственных конфликтов:
непосредственно межгосударственные
конфликты (обе стороны – государства);
национально-освободительные войны
(одна из сторон - государство), антиколониальные,
войны народов, против расизма,
против правительств; внутренние
интернационализированные конфликты
(государство - помощник одной
из сторон на территории другого
государства).По данным Упсальского университета
с начала 1990 и по конец 1999 гг. в мире произошло
118 вооруженных конфликтов, которые затронули
80 стран и два крупных региона и унесли
жизни примерно 6 млн. человек. Из 118 вооруженных
конфликтов 10 можно четко определить как
межгосударственные. Пять вооруженных
конфликтов относятся к войнам за независимость,
хотя и во многих других случаях участники
считают свои конфликты именно таковыми.
Сто конфликтов были «в значительной мере»,
«главным образом» или «исключительно»
внутренними конфликтами.
Мировой опыт показывает,
что основной характеристикой
субъектов межгосударственных конфликтов
является сила. Под ней понимается способность
одного субъекта конфликта заставить
или убедить другого субъекта конфликта
сделать то, что в другой ситуации он делать
не стал бы. Иными словами, сила субъекта
конфликта означает способность к принуждению.
Согласно Г.Моргентау в этом понятии девять
факторов: географическое положение; естественные
ресурсы; промышленные возможности; военный
потенциал; население; национальный характер;
национальная мораль (степень поддержки
населения); качество дипломатии; качество
правительства.
Поскольку предметом
межгосударственного конфликта
является противоречие во внешнеполитических
интересах различных государств
или их объединений, то функциональным
предназначением конфликта является разрешение
данного противоречия. Хотя, как показывает
мировой опыт, далеко не всегда следствием
разрешения конфликта является полномасштабная
реализация национально-государственных
интересов одной из сторон конфликта.
Тем не менее, в процессе разрешения межгосударственного
конфликта удается прийти к взаимоприемлемому
балансу интересов его участников, хотя
и с известными оговорками. Однако в некоторых
случаях, особенно в ходе фазы вооруженной
борьбы, не может идти речи ни о каком балансе
интересов. В этом случае следует говорить
о подавлении интересов одной из сторон,
но в таком случае межгосударственный
конфликт не получает своего разрешения,
а лишь переходит в латентную фазу, что
чревато, в дальнейшем его обострением
при первой же благоприятной возможности.
Межгосударственные конфликты
распространены по всей нашей
планете.
Специфика современных межгосударственных
конфликтов определяется следующим: их
субъектами выступают государства или
коалиции; межгосударственный конфликт
является продолжением политики государств-участников;
межгосударственный конфликт сегодня
несет опасность массовой гибели людей
в странах-участницах и во всем мире; в
основе межгосударственных конфликтов
лежит столкновение национально-государственных
интересов конфликтующих сторон; современные
межгосударственные конфликты одновременно
локально и глобально влияют на международные
отношения. Главной спецификой является
то, что межгосударственный конфликт часто
реализуется в виде вооруженного насилия.
Характерной особенностью
межгосударственного конфликта
является его взаимосвязь с
внутриполитическими конфликтами.
Она может проявляться в различных
вариантах:
Во-первых, переход внутриполитического
конфликта в межгосударственный
(в этом случае внутриполитический
конфликт в стране провоцирует вмешательство
в ее внутренние дела других государств
или вызывает напряженность между
другими странами по поводу этого
конфликта; примерами могут служить
эволюции афганского конфликта в 70
– 80- х гг. или корейского конфликта
в конце 40-х - начале 50-х гг. ХХ в.).
Во-вторых, влияние межгосударственного
конфликта на возникновение внутриполитического
конфликта (выражается в обострении
внутренней обстановки в стране в
результате ее участия в международном
конфликте, классический пример: Первая
мировая война была одной из причин
двух русских революций в 1917 г.).
В-третьих, межгосударственный
конфликт может стать одной из
причин временного урегулирования внутриполитического
конфликта (например, в годы Второй
мировой войны Движение сопротивления
во Франции объединило в своих
рядах представителей конфликтующих
в мирное время политических партий).
Таким образом, межгосударственный
конфликт есть не что иное,
как политическое отношение между
двумя государствами. Его характер,
качество определяет единство
системы, структуры и процесса
данного межгосударственного конфликта.
Межгосударственный конфликт сам
по себе может быть выделен
как относительно самостоятельная,
динамично развивающаяся социальная
система, выступающая по отношению
к системе международных отношений
как некая подсистема, обладающая
такими же чертами, какие присущи
системе международных отношений,
и наряду с этим собственными
чертами развития. Стороны межгосударственного
конфликта или его элементы
являются весьма сложными и
противоречивыми образованиями.