2. Специфика, динамика
и типология межгосударственных конфликтов
Мировой опыт показывает, что
в динамике межгосударственный конфликт
представляет собой процесс или
совокупность процессов развития, предстающих
как определенная целостность. При
этом в процессе развития конфликта
может происходить изменение
его субъектов, а, следовательно, и
характера противоречий, лежащих
в основе межгосударственного конфликта.
Раскрытие динамики
конфликтного процесса состоит
в анализе различных, сменяющихся
во времени состояний отношений.
Каждому из этих состояний
соответствует своя фаза развития
межгосударственного конфликта.
Фазы (этапы, ступени) развития
конфликта имеют реальный и
детерминированный характер, то
есть каждый из них характеризуется
определенным набором действий
и противодействий его субъектов.
Каждая фаза конфликта как
временный срез более общего
процесса его развития, отражая
сущность и содержание конфликта
на данной ступени развития, имеет
в то же время все характеристики
самостоятельной системы.
Фазы развития межгосударственного
конфликта – это не абстрактные
схемы, а реальные, детерминированные
в историческом и социальном
планах конкретные состояния
межгосударственного конфликта
как системы. Они имеют ярко
выраженные признаки, относящиеся
к изменению внутреннего состояния
государств - субъектов конфликта,
к их социально-политическим, экономическим,
военным и иным интересам и
целям, внешнеполитическим союзам
и обязательствам, международным
условиям, в которых конфликт
развивается. Однако в реальной
действительности, по мнению конфликтологов,
обнаружить подобное единообразие
невозможно. Связано это с тем,
что в зависимости от сущности,
содержания и формы того или
иного межгосударственного конфликта,
конкретных интересов и целей
его субъектов, применяемых средств
и возможностей введения новых,
вовлечения других или выхода
имеющихся участников, индивидуального
хода и общих международных
условий его развития, межгосударственный
конфликт может проходить через
самые различные, в том числе
и нестандартные фазы. При этом
в той или иной фазе конфликта
могут отсутствовать те или иные
фазообразующие признаки. Некоторые фазы
могут выпадать, неожиданно появляться
новые, они могут меняться местами.
Вместе с тем конфликтологи
выделяют некоторые общие критерии
перехода от одной фазы к
другой, а также постоянно или
почти постоянно присутствующие
группы политических, социально-экономических,
военных или иных признаков,
изменения в которых объективно,
но не обязательно ведут к
преобразованию одной фазы конфликта
в другую. Таким критерием некоторые
конфликтологи считают понятие
уровня (порога) развития противоречия
или группы противоречий в
конфликтной форме на определенной
фазе развития конфликта. Порог
означает эскалацию конфликтных
отношений из одного качества
в другое. Этому переходу предшествует
накопление некоторых обычно
свойственных для следующей фазы
конфликта политических, экономических,
военных элементов, обусловливающих
скачок отношений от одного
уровня конфликтности к другому.
Как правило, переходу из одной
фазы конфликта в другой, преодолению
порога предшествует такая ступень
развития конфликта как кризис.
В то же время следует учитывать,
что кризис не является обязательной
стадией, ступенью конфликта.
Рассмотрим обобщенные
фазы развития межгосударственного
конфликта.
^ Первая фаза межгосударственного
конфликта – это осознанное
сформировавшееся на основе определенных
объективных и субъективных противоречий
принципиальное политическое отношение
и соответствующие ему экономические,
идеологические, международно-правовые,
военно-стратегические, дипломатические
отношения по поводу данных
противоречий, выраженные в более
или менее острой конфликтной
форме.
^ Вторая фаза межгосударственного
конфликта – это субъективное
определение непосредственными
сторонами конфликта своих интересов,
целей, стратегии и форм борьбы
для разрешения объективных или
субъективных противоречий с
учетом своего потенциала и
возможностей применения мирных
и военных средств, использования
международных союзов и обязательств,
оценки общей внутренней и
международной ситуации. На этой
фазе сторонами определяется
или частично реализуется система
взаимных практических действий,
носящих характер борьбы или
сотрудничества, с целью разрешить
противоречие в интересах той или иной
стороны или на основе компромисса между
ними.
^ Третья фаза межгосударственного
конфликта заключается в практическом
использовании сторонами достаточно
широкого диапазона экономических,
политических, идеологических, психологических,
моральных, международно-правовых,
дипломатических и даже военных
средств (не применяя их, однако,
в форме прямого вооруженного
насилия), вовлечения в той или
иной форме в борьбу непосредственно
конфликтующими сторонами других
государств (индивидуально, через
военно-политические союзы, договоры,
через ООН и другие государственные
и негосударственные организации)
с последующим усложнением системы
политических отношений и действий
всех прямых и косвенных сторон
в данном конфликте.
^ Четвертая фаза межгосударственного
конфликта связана с эскалацией
борьбы до наиболее острого
политического уровня – международного
политического кризиса, который
может охватить отношения непосредственных
участников, государств данного
региона, ряда регионов, крупнейших
мировых держав, вовлечь ООН, а
в ряде случаев – стать мировым
кризисом, что придаст конфликту
невиданную ранее остроту и
содержит прямую угрозу того,
что одной или несколькими
сторонами будет использована
военная сила.
^ Пятая фаза – это
межгосударственный вооруженный
конфликт, начинающийся с ограниченного
конфликта (ограничения охватывают
цели, территории, масштаб и уровень
ведения боевых действий, применяемые
военные средства, количество союзников
и их мировой статус), способного
при определенных обстоятельствах
развиваться до более высокого
уровня вооруженной борьбы с
применением современного оружия
и возможным вовлечением союзников
одной или обеими сторонами.
Если рассматривать эту фазу
межгосударственного конфликта
в динамике, то в ней можно
выделить целый ряд полуфаз,
характеризующих эскалацию военных
действий.
^ Шестая фаза межгосударственного
конфликта – это фаза урегулирования,
предполагающая постепенную деэскалацию,
снижение уровня интенсивности
взаимодействия, более активное
вовлечение дипломатических средств,
поиск взаимных компромиссов, переоценку
и корректировку национально-государственных
интересов. При этом урегулирование конфликта
может стать следствием усилий одной или
всех сторон конфликта либо начаться вследствие
давления «третьей» стороны, в роли которой
может оказаться крупная держава, международная
организация либо мировое сообщество
в лице ООН.
Рассмотрение сущности межгосударственного
конфликта, породивших его противоречий,
содержания, структуры и процесса
его развития позволило конфликтологам
найти решение вопроса, связанного
с типологией конфликтов, поскольку
без построения типологии и классификации
межгосударственных конфликтов невозможно
вести анализ их социально-политической
сущности, содержания и форм на сколько-нибудь
серьезной теоретической основе.
Необходимо отметить, что
в современной конфликтологии нет
достаточно устоявшейся типологии
межгосударственных конфликтов. Имеющимся
методикам при всей схожести между
собой нередко присущи принципиальные
отличия. Однако, как отмечают конфликтологи,
в большинстве конфликтов все-таки
прослеживается сочетание нескольких
категорий типологизации. В связи
с этим в самом общем плане
классификацию межгосударственного
конфликта можно провести по целому
ряду оснований, к которым относятся: цивилизационно-культурологические
особенности; причины возникновения конфликта;
характер противоречий, лежащих в его
основе; характер участников; интересы
субъектов; пространственно-временные
масштабы; применяемые средства; характер
динамики развития; социально-психологические
факторы конфликта; его длительность.
Рассмотрим некоторые из них.
Так, в частности, по характеру
противоречий, лежащих в основе межгосударственного
конфликта, выделяются: экономические,
политические, идеологические, социально-политические,
этнические и религиозные конфликты,
которые условно можно разбить
на две группы: политические и неполитические.
Последние в случае их трансформации
в национально-государственные интересы
приобретают характер политических.
Кроме того, противоречия бывают объективными
и субъективными, которые могут
исчезнуть в связи со сменой политического
руководства или лидера одной
из сторон конфликта. Такие противоречия
могут носить антагонистический либо
неантагонистический характер, что скажется
на формах, масштабах и средствах развития
межгосударственного конфликта.
Межгосударственные конфликты
могут различаться и по своему
пространственно-временному масштабу.
В данном случае можно выделить
глобальные конфликты, затрагивающие
интересы всех участников международных
отношений; региональные и локальные,
которые включают в качестве
сторон конфликта ограниченное
число участников, а также двусторонние.
В зависимости от длительности
межгосударственные конфликты могут
быть затяжными, средней длительности,
краткосрочными.
Если в основу типологии
положить применяемые конфликтующими
сторонами средства, то обычно
выделяют вооруженные конфликты
и конфликты с применением
только мирных средств. При
этом вооруженные конфликты могут
быть конфликтами с массированным
использованием военного потенциала
и с ограниченным использованием
военной силы, что определяется
уровнем противоречий между интересами
сторон конфликта. В межгосударственных
конфликтах с использованием
только мирных средств последние
могут быть задействованы как
комплексно, так и выборочно (эмбарго,
торговые ограничения, снижение
уровня дипломатического представительства
и т.п.).
По характеру динамики
развития можно выделить: эволюционные
конфликты (в ходе которых конфликт
последовательно проходит многие фазы
развития); скачкообразные (при которых
возможно перескакивание через фазы
развития в сторону как эскалации,
так и деэскалации конфликта);
вялотекущие; взрывные; латентные; явные.
Исходя из интересов субъектов
конфликта, выделяют следующие типы
межгосударственных конфликтов: конфликт
идеологий; конфликт политического
господства; территориальный конфликт;
этнический конфликт, религиозный конфликт;
экономический конфликт.
Каждый из указанных
типов конфликтов имеет свои
особенности. Рассмотрим их на
примере территориальных конфликтов.
Им, как правило, предшествуют
территориальные претензии сторон
друг к другу. Это могут быть,
во-первых, претензии
государств по поводу
территории, которая уже принадлежит
одной из сторон. При установлении
границы государства могут сталкиваться
интересы соседних этносов и
их государственных образований.
Во многих случаях границы
проводятся без учета района
проживания этноса, культурных и религиозных
общин, в результате чего некоторые народы,
этносы и семьи оказываются проживающими
в различных государствах. Это способствует
сохранению хронических предконфликтных
ситуаций в отношениях государств.
Таким образом, конфликт
в международных отношениях выступает
как многогранное явление, имеющее
политический оттенок. В нем
в единый узел сплетаются самые
различные по содержанию и
характеру внешнеполитические интересы.
Межгосударственный конфликт порождается
широким спектром объективных
и субъективных причин. Поэтому
невозможно, анализируя конкретную
ситуацию, отнести ее только к
тому или иному типу. Может
существовать основная причина
и несколько сопутствующих, усиливающих
и дополняющих основную. Однако
во всех межгосударственных конфликтах
одну из ведущих ролей играют
социально-экономические интересы
сторон.
Поскольку в данных конфликтах
главенствующую роль играют государства,
конфликты делятся на следующие
виды:
· Межгосударственные конфликты,
где все противоборствующие стороны
представлены государствами;
· Национально-освободительные
войны (одна из сторон представлена государством):
антиколониальные, войны народов
против расизма, против правительств,
действующих в противоречии с
принципами демократии;
· Внутренние интернационализированные
конфликты (государство на стороне
одной из сторон во внутреннем конфликте
на территории другого государства).
Специфика таких конфликтов
подразделяется на следующие виды:
· Субъектами
выступают государства или коалиции;
· В основе лежит столкновение
национально-государственных интересов
конфликтующих сторон;
· Данный
конфликт является продолжением политики
государств;
· Современные конфликты
влияют локально и глобально на международные
отношения;