Международный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:06, реферат

Описание работы

Межгосударственные конфликты ХХ века стали основной причиной гибели миллионов людей. Две мировые войны, более двухсот крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке специалистов унесли в ХХ веке более 300 млн. человеческих жизней.

Содержание работы

Введение
1.Международные отношения и внешнеполитический интерес государства как основа межгосударственных конфликтов.
2.Специфика, динамика и типология межгосударственных конфликтов.
3.Формы и методы предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов
Вывод
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

План.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

 

 

 

2. Специфика, динамика и типология межгосударственных конфликтов

 

Мировой опыт показывает, что  в динамике межгосударственный конфликт представляет собой процесс или  совокупность процессов развития, предстающих  как определенная целостность. При  этом в процессе развития конфликта  может происходить изменение  его субъектов, а, следовательно, и  характера противоречий, лежащих  в основе межгосударственного конфликта.

 Раскрытие динамики  конфликтного процесса состоит  в анализе различных, сменяющихся  во времени состояний отношений.  Каждому из этих состояний  соответствует своя фаза развития  межгосударственного конфликта.  Фазы (этапы, ступени) развития  конфликта имеют реальный и  детерминированный характер, то  есть каждый из них характеризуется  определенным набором действий  и противодействий его субъектов.  Каждая фаза конфликта как  временный срез более общего  процесса его развития, отражая  сущность и содержание конфликта  на данной ступени развития, имеет  в то же время все характеристики  самостоятельной системы.

 Фазы развития межгосударственного  конфликта – это не абстрактные  схемы, а реальные, детерминированные  в историческом и социальном  планах конкретные состояния  межгосударственного конфликта  как системы. Они имеют ярко  выраженные признаки, относящиеся  к изменению внутреннего состояния  государств - субъектов конфликта,  к их социально-политическим, экономическим,  военным и иным интересам и  целям, внешнеполитическим союзам  и обязательствам, международным  условиям, в которых конфликт  развивается. Однако в реальной  действительности, по мнению конфликтологов, обнаружить подобное единообразие  невозможно. Связано это с тем,  что в зависимости от сущности, содержания и формы того или  иного межгосударственного конфликта,  конкретных интересов и целей  его субъектов, применяемых средств  и возможностей введения новых,  вовлечения других или выхода  имеющихся участников, индивидуального  хода и общих международных  условий его развития, межгосударственный  конфликт может проходить через  самые различные, в том числе  и нестандартные фазы. При этом  в той или иной фазе конфликта  могут отсутствовать те или иные фазообразующие признаки. Некоторые фазы могут выпадать, неожиданно появляться новые, они могут меняться местами.

 Вместе с тем конфликтологи  выделяют некоторые общие критерии  перехода от одной фазы к  другой, а также постоянно или  почти постоянно присутствующие  группы политических, социально-экономических,  военных или иных признаков,  изменения в которых объективно, но не обязательно ведут к  преобразованию одной фазы конфликта  в другую. Таким критерием некоторые  конфликтологи считают понятие  уровня (порога) развития противоречия  или группы противоречий в  конфликтной форме на определенной  фазе развития конфликта. Порог  означает эскалацию конфликтных  отношений из одного качества  в другое. Этому переходу предшествует  накопление некоторых обычно  свойственных для следующей фазы  конфликта политических, экономических,  военных элементов, обусловливающих  скачок отношений от одного  уровня конфликтности к другому.  Как правило, переходу из одной  фазы конфликта в другой, преодолению  порога предшествует такая ступень  развития конфликта как кризис. В то же время следует учитывать,  что кризис не является обязательной  стадией, ступенью конфликта.

 Рассмотрим обобщенные  фазы развития межгосударственного конфликта.

^ Первая фаза межгосударственного  конфликта – это осознанное  сформировавшееся на основе определенных  объективных и субъективных противоречий  принципиальное политическое отношение  и соответствующие ему экономические,  идеологические, международно-правовые, военно-стратегические, дипломатические  отношения по поводу данных  противоречий, выраженные в более  или менее острой конфликтной  форме.

^ Вторая фаза межгосударственного  конфликта – это субъективное  определение непосредственными  сторонами конфликта своих интересов,  целей, стратегии и форм борьбы  для разрешения объективных или  субъективных противоречий с  учетом своего потенциала и  возможностей применения мирных  и военных средств, использования  международных союзов и обязательств, оценки общей внутренней и  международной ситуации. На этой  фазе сторонами определяется  или частично реализуется система  взаимных практических действий, носящих характер борьбы или  сотрудничества, с целью разрешить противоречие в интересах той или иной стороны или на основе компромисса между ними.

^ Третья фаза межгосударственного  конфликта заключается в практическом  использовании сторонами достаточно  широкого диапазона экономических,  политических, идеологических, психологических,  моральных, международно-правовых, дипломатических и даже военных  средств (не применяя их, однако, в форме прямого вооруженного  насилия), вовлечения в той или  иной форме в борьбу непосредственно  конфликтующими сторонами других  государств (индивидуально, через  военно-политические союзы, договоры, через ООН и другие государственные  и негосударственные организации)  с последующим усложнением системы  политических отношений и действий  всех прямых и косвенных сторон  в данном конфликте.

^ Четвертая фаза межгосударственного  конфликта связана с эскалацией  борьбы до наиболее острого  политического уровня – международного  политического кризиса, который  может охватить отношения непосредственных  участников, государств данного  региона, ряда регионов, крупнейших  мировых держав, вовлечь ООН, а  в ряде случаев – стать мировым  кризисом, что придаст конфликту  невиданную ранее остроту и  содержит прямую угрозу того, что одной или несколькими  сторонами будет использована  военная сила.

^ Пятая фаза – это  межгосударственный вооруженный  конфликт, начинающийся с ограниченного  конфликта (ограничения охватывают  цели, территории, масштаб и уровень  ведения боевых действий, применяемые  военные средства, количество союзников  и их мировой статус), способного  при определенных обстоятельствах  развиваться до более высокого  уровня вооруженной борьбы с  применением современного оружия  и возможным вовлечением союзников  одной или обеими сторонами.  Если рассматривать эту фазу  межгосударственного конфликта  в динамике, то в ней можно  выделить целый ряд полуфаз,  характеризующих эскалацию военных  действий.

^ Шестая фаза межгосударственного  конфликта – это фаза урегулирования, предполагающая постепенную деэскалацию,  снижение уровня интенсивности  взаимодействия, более активное  вовлечение дипломатических средств,  поиск взаимных компромиссов, переоценку и корректировку национально-государственных интересов. При этом урегулирование конфликта может стать следствием усилий одной или всех сторон конфликта либо начаться вследствие давления «третьей» стороны, в роли которой может оказаться крупная держава, международная организация либо мировое сообщество в лице ООН.

Рассмотрение сущности межгосударственного  конфликта, породивших его противоречий, содержания, структуры и процесса его развития позволило конфликтологам найти решение вопроса, связанного с типологией конфликтов, поскольку  без построения типологии и классификации  межгосударственных конфликтов невозможно вести анализ их социально-политической сущности, содержания и форм на сколько-нибудь серьезной теоретической основе.

Необходимо отметить, что  в современной конфликтологии нет  достаточно устоявшейся типологии  межгосударственных конфликтов. Имеющимся  методикам при всей схожести между  собой нередко присущи принципиальные отличия. Однако, как отмечают конфликтологи, в большинстве конфликтов все-таки прослеживается сочетание нескольких категорий типологизации. В связи  с этим в самом общем плане  классификацию межгосударственного  конфликта можно провести по целому ряду оснований, к которым относятся: цивилизационно-культурологические особенности; причины возникновения конфликта; характер противоречий, лежащих в его основе; характер участников; интересы субъектов; пространственно-временные масштабы; применяемые средства; характер динамики развития; социально-психологические факторы конфликта; его длительность. Рассмотрим некоторые из них.

Так, в частности, по характеру  противоречий, лежащих в основе межгосударственного  конфликта, выделяются: экономические, политические, идеологические, социально-политические, этнические и религиозные конфликты, которые условно можно разбить  на две группы: политические и неполитические. Последние в случае их трансформации  в национально-государственные интересы приобретают характер политических. Кроме того, противоречия бывают объективными и субъективными, которые могут  исчезнуть в связи со сменой политического  руководства или лидера одной  из сторон конфликта. Такие противоречия могут носить антагонистический либо неантагонистический характер, что скажется на формах, масштабах и средствах развития межгосударственного конфликта.

 Межгосударственные конфликты  могут различаться и по своему  пространственно-временному масштабу. В данном случае можно выделить  глобальные конфликты, затрагивающие  интересы всех участников международных  отношений; региональные и локальные,  которые включают в качестве  сторон конфликта ограниченное  число участников, а также двусторонние. В зависимости от длительности  межгосударственные конфликты могут  быть затяжными, средней длительности, краткосрочными.

 Если в основу типологии  положить применяемые конфликтующими  сторонами средства, то обычно  выделяют вооруженные конфликты  и конфликты с применением  только мирных средств. При  этом вооруженные конфликты могут  быть конфликтами с массированным  использованием военного потенциала  и с ограниченным использованием  военной силы, что определяется  уровнем противоречий между интересами  сторон конфликта. В межгосударственных  конфликтах с использованием  только мирных средств последние  могут быть задействованы как  комплексно, так и выборочно (эмбарго,  торговые ограничения, снижение  уровня дипломатического представительства  и т.п.).

По характеру динамики развития можно выделить: эволюционные конфликты (в ходе которых конфликт последовательно проходит многие фазы развития); скачкообразные (при которых  возможно перескакивание через фазы развития в сторону как эскалации, так и деэскалации конфликта); вялотекущие; взрывные; латентные; явные.

Исходя из интересов субъектов  конфликта, выделяют следующие типы межгосударственных конфликтов: конфликт идеологий; конфликт политического  господства; территориальный конфликт; этнический конфликт, религиозный конфликт; экономический конфликт.

 Каждый из указанных  типов конфликтов имеет свои  особенности. Рассмотрим их на  примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют  территориальные претензии сторон  друг к другу. Это могут быть, во-первых, претензии

 государств по поводу  территории, которая уже принадлежит  одной из сторон. При установлении  границы государства могут сталкиваться  интересы соседних этносов и  их государственных образований.  Во многих случаях границы  проводятся без учета района  проживания этноса, культурных и религиозных общин, в результате чего некоторые народы, этносы и семьи оказываются проживающими в различных государствах. Это способствует сохранению хронических предконфликтных ситуаций в отношениях государств.

 Таким образом, конфликт  в международных отношениях выступает  как многогранное явление, имеющее  политический оттенок. В нем  в единый узел сплетаются самые  различные по содержанию и  характеру внешнеполитические интересы. Межгосударственный конфликт порождается  широким спектром объективных  и субъективных причин. Поэтому  невозможно, анализируя конкретную  ситуацию, отнести ее только к  тому или иному типу. Может  существовать основная причина  и несколько сопутствующих, усиливающих  и дополняющих основную. Однако  во всех межгосударственных конфликтах  одну из ведущих ролей играют  социально-экономические интересы  сторон.

Поскольку в данных конфликтах главенствующую роль играют государства, конфликты делятся на следующие  виды:

· Межгосударственные конфликты, где все противоборствующие стороны  представлены государствами;

·  Национально-освободительные  войны (одна из сторон представлена государством): антиколониальные, войны народов  против расизма, против правительств, действующих в противоречии с  принципами демократии;

·  Внутренние интернационализированные конфликты (государство на стороне  одной из сторон во внутреннем конфликте  на территории другого государства).

Специфика таких конфликтов подразделяется на следующие виды:

·        Субъектами выступают государства или коалиции;

·  В основе лежит столкновение национально-государственных интересов  конфликтующих сторон;

·        Данный конфликт является продолжением политики государств;

·   Современные конфликты  влияют локально и глобально на международные  отношения;

Информация о работе Международный конфликт