Международный конфликт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 20:06, реферат

Описание работы

Межгосударственные конфликты ХХ века стали основной причиной гибели миллионов людей. Две мировые войны, более двухсот крупномасштабных войн, локальные военные конфликты, террор тоталитарных режимов, вооруженная борьба за власть, убийства, самоубийства - все эти виды конфликтов по самой приближенной оценке специалистов унесли в ХХ веке более 300 млн. человеческих жизней.

Содержание работы

Введение
1.Международные отношения и внешнеполитический интерес государства как основа межгосударственных конфликтов.
2.Специфика, динамика и типология межгосударственных конфликтов.
3.Формы и методы предотвращения и урегулирования межгосударственных конфликтов
Вывод
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

План.docx

— 44.41 Кб (Скачать файл)

·        Такие  конфликты приводят к массовой гибели людей.

Конфликты делятся на несколько  групп, исходя из интересов:

• конфликт идеологий (между  государствами с различными общественно-политическими  системами); к концу XX в. их острота  резко снизилась;

• конфликты между государствами  с целью политического господства в мире или отдельном регионе;

• конфликты, где стороны  отстаивают экономические интересы;

• территориальные конфликты, основанные на территориальных противоречиях (захват чужих или освобождение своих  территорий);

• религиозные конфликты; история знает немало примеров межгосударственных конфликтов на этой основе.

Каждый из указанных конфликтов имеет особенности. Рассмотрим их на примере территориальных конфликтов. Им, как правило, предшествуют территориальные  претензии сторон друг к другу.

Это могут быть, во-первых, претензии государств по поводу территории, которая уже принадлежит одной  из сторон.

Во-вторых, это претензии, возникающие в период формирования границ вновь образующихся государств

При установлении границы  государства могут сталкиваться интересы соседних этносов и их государственных  образований. *Во многих случаях границы  проводились без учета района проживания этноса, культурных и религиозных  общин, в результате чего некоторые  народы оказались проживающими в  различных государствах. Это способствует сохранению хронических предконфликтных  ситуаций в отношениях государств.

Любой межгосударственный конфликт порождается широким спектром объективных  и субъективных причин. Поэтому невозможно, анализируя конкретную ситуацию, отнести  ее только к тому или иному типу. Может существовать основная причина  и несколько сопутствующих, усиливающих и дополняющих основную. Во всех межгосударственных конфликтах одну из ведущих ролей играют социально-экономические интересы сторон.

Особенностью межгосударственного  конфликта является его взаимосвязь  с внутриполитическими конфликтами. Она может проявляться в различных  вариантах:

• Переход внутриполитического  конфликта в межгосударственный. В этом случае внутриполитический конфликт в стране провоцирует вмешательство  в ее внутренние дела других государств или вызывает напряженность между  другими странами по поводу этого  конфликта. Примерами могут служить  эволюции афганского конфликта в 70 — 80-х годах или корейского конфликта  в конце 40-х — начале 50-х годов.

• Влияние межгосударственного  конфликта на возникновение внутриполитического  конфликта. Выражается в обострении внутренней обстановки в стране в  результате ее участия в международном  конфликте. Классический пример: Первая мировая война была одной из причин двух русских революций в 1917 г.

• Межгосударственный конфликт может стать одной из причин временного урегулирования внутриполитического  конфликта. Например, в годы Второй мировой войны Движение сопротивления  во Франции объединило в своих  рядах представителей конфликтующих  в мирное время политических партий.

 

3. Формы и методы  предотвращения и урегулирования  межгосударственных конфликтов

 

Мировая практика показывает, что на любой из рассмотренных  выше первых пяти фаз межгосударственного  конфликта может начаться альтернативный, не эскалационный, а деэскалационный  его ход развития, воплощающийся  в мирном противостоянии и перерыве в силовых действиях, переговорах  об ослаблении или ограничении данного  конфликта. В этом случае может произойти  ослабление, «замораживание» или  ликвидация данного конфликта на основе достижения компромисса между  сторонами, по поводу лежащего в основе конфликта противоречия. Вместе с  тем на шестой фазе возможен, при  определенных условиях, новый цикл эволюционного или взрывного  развития конфликта, например от мирного  к силовому, если конкретное противоречие, лежащее в его основе, не было решено полностью и на достаточно длительный период.

 Наиболее приемлемая  форма урегулирования межгосударственного  конфликта – это достижение  баланса интересов его сторон, что позволяет, в конечном счете,  устранить саму причину конфликта.  В случае если подобного баланса  достичь не удалось, мало того, интересы одной из сторон вследствие  силового поражения подавлены,  то конфликт переходит в латентную  форму, которая в любой момент  может, при благоприятных внутренних  и международных условиях, снова  перерасти в актуализированную.

 В процессе урегулирования  конфликта необходим учет социокультурной  среды каждого его субъекта, а  также уровня и характера развития  системы международных отношений.  В соответствии с этим в  конфликтологии выделяются три  модели урегулирования конфликта:  гегемонистская, статусная и ролевая.

Гегемонистская модель урегулирования конфликта соизмеряет поведение  сторон с установками «центра  силы» и ориентирована на использование  насилия или угрозы насилия, а  в стратегии решения склонна  к игре с «нулевой суммой», в которой  выигрыш одной стороны равен  проигрышу другой.

^ Статусная модель урегулирования  межгосударственного конфликта  структурно соизмеряет поведение  с физическими действиями, необходимыми  для поддержания или восстановления баланса сил. Она процессуально расширяет конфликтное поле до включения в него предмета спора, вызвавшего конфликт, а в стратегии решения склонна к урегулированию на основе паритета или правовых норм.

^ Ролевая модель межгосударственного  конфликта структурно соразмеряет  физическое поведение с необходимостью  как достижения своих целей,  так и воздействия на цели  другой стороны. Она процессуально  расширяет конфликтное поле до  включения в него всей конфликтной  ситуации, предшествовавшей обращению  к физическим действиям, а в  стратегии решения склонна к  разрешению или даже урегулированию  конфликта.

 Если же говорить  о предотвращении современных  межгосударственных конфликтов, то  надо отметить, что этот процесс  имеет ряд особенностей, которые  оказывают влияние на процесс его урегулирования:

-во-первых, поскольку непротиворечивого общества не бывает, трудно искусственно создать условия для бесконфликтного общественного развития;

-во-вторых, основные усилия по предотвращению конфликтов должны быть направлены на бесконфликтное решение проблем, возникающих в результате объективных противоречий;

-в-третьих, предотвращение подразумевает максимальное снижение негативных последствий потенциальных конфликтов;

-в-четвертых, основные усилия по предотвращению межгосударственных конфликтов направляются на исключение вооруженного насилия.

 Развитие межгосударственного  конфликта непосредственно связано  с характером противоречий в  интересах различных государств, а также с уровнем развития  системы международных отношений,  с действующими в ней структурными  взаимосвязями и взаимозависимостями.  В принципе современный уровень  развития международных отношений  позволяет решать практически  любые международные проблемы, вызванные  столкновением интересов государств  и народов, на ранних фазах  межгосударственного конфликта  политико-дипломатическими средствами, не доводя дело до политического  кризиса и тем более до вооруженного  конфликта. 

 Вместе с тем несовершенство  международно-правовых норм, слабость  международных «третейских» организаций,  включая ООН, узкокорыстные интересы  правящих элит в целом ряде  современных государств (особенно  США) побуждают, как и тысячелетия  назад, в качестве главного  аргумента для решения международного  спора приберегать и готовить  силу. Однако оперируя внешнеполитической  силой на международной арене  в целях достижения своих интересов,  государство неизбежно сталкивается  с силовым противодействием других  стран либо системы международных  отношений в целом. Вследствие  этого достижение национально-государственных  интересов не только результат  силового воздействия, но и  умение им распорядиться правильно,  с наибольшей эффективностью. В  этом плане выделяются несколько  наиболее общих методов задействования  силы в системе предупреждения  или урегулирования межгосударственных  конфликтов – это убеждение,  принуждение и подавление. Основным  критерием их дифференциации  выступают степень, интенсивность  и структура элементов совокупной  мощи государства, задействованных  для решения внешнеполитических проблем.

^ Метод убеждения –  это комплекс мер, принимаемых  государством (коалицией государств) в отношении другого государства  или их политических объединений  с целью создания благоприятных  условий для реализации национально-государственных  интересов во внешнеполитической  обстановке. Этот метод наиболее  эффективен на ранних стадиях  конфликта и позволяет урегулировать  противоречия между государствами  политико-дипломатическими средствами  за счёт убеждения другой стороны  в бесперспективности или необоснованности  её претензий, в необходимости  коррекции внешнеполитических интересов  в целях сохранения статус-кво.  На этом этапе активно используются  двусторонние и многосторонние  консультации, заявления о намерениях, формируются группы давления, с  тем, чтобы довести до противоположной  стороны сведения о собственных  интересах, возможных границах  компромиссов, составе союзников,  соотношении сил и вероятных  способах действия в случае  ее отказа от заявленных претензий. 

^ Метод принуждения –  это комплекс мероприятий государства  (коалиции государств), направленных  на то, чтобы, используя силу, навязать  другому государству или группе государств свою волю. Принуждение отличается большей решительностью действий и более интенсивным использованием совокупной мощи государства для достижения своих целей. Как правило, в международной практике принуждение используется на кризисной фазе конфликта в качестве средства предотвращения или остановки его кризисного развития.

^ Метод подавления –  это полное лишение противника  возможности к сопротивлению  либо уничтожение его при помощи  военной силы. При подавлении  интенсивность действий государства  предельно возрастает. Следствием  подавления является разрешение  межгосударственного конфликта  либо его переход в латентное  состояние.

 Кроме вышеуказанных  методов, современные конфликтологи,  исходя из принципов демократического  развития мира, выделяют следующие  основные направления предотвращения  межгосударственных конфликтов: интернационализация жизни мирового сообщества в хозяйственно-экономической, политической и культурной сферах; строгое соблюдение всеми странами и народами принципа мирного сосуществования; снижение уровня военного противостояния; усиление роли международных межправительственных организаций, таких, как ООН, ОБСЕ и других, в области правового регулирования взаимоотношений между странами.

 Таким образом, межгосударственный  конфликт может быть завершен  или прекращен на любой из  его фаз, включая и вооруженную.

 

Вывод

Сторонами этого типа конфликта выступают отдельные государства или группы государств (коалиции). Причины этого конфликта могут быть также самые разнообразные (экономические, политические, идеологические, территориальные и др.). В основе межгосударственных конфликтов лежат прежде всего противоречия интересов стран. Одна из отличительных черт такого конфликта в современных условиях — опасность массового уничтожения людей в случае развязывания военных действий между государствами.

Предотвращению межгосударственных  конфликтов способствует всеобъемлющая  интернационализация жизни мирового  сообщества во всех сферах, строгое  соблюдение всеми странами и  народами принципа мирного сосуществования, снижение уровня военного противостояния, усиление роли системы международных  неправительственных организаций (ООН, СБСЕ и др.)

Важнейшим центром урегулирования межгосударственных конфликтов и поддержания  международного миропорядка является Организация Объединенных Наций (ООН), у которой имеются уникальные возможности и преимущества перед  другими международными организациями. Одна из важнейших задач ООН —  предотвращение всеми имеющимися у  нее средствами вооруженных конфликтов и защита гражданского населения  от гибели в тех горячих точках планеты, где эти конфликты все-таки произошли. 

Список литературы:

 

1.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.

2.Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: Гардарики, 2000. С. 7-41.

3.Вишневская А.В. курс лекций «Конфликтология». М.: РУДН, 2003//http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46605.

4.Громова О.Н. Конфликтология. М., 2000.

5.Здравомыслов А.Г. «Социология конфликта» М., 1994.

6.Зеленков М.Ю. Социальная конфликтология. М.: Юридический институт МИИТа, 2003.

7.Зеленков М.Ю. Социальная конфликтология в тестах. М.: Юридический институт МИИТа, 2006.

8.Зеленков М.Ю. Социальная конфликтология. Конспект лекций: схемы, рисунки, афоризмы. Часть II. М.: Юридический институт МИИТа, 2008.

9.Конфликтология. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.

10. Конфликты в современной России под ред. д.ф.н. Е.И.Степанова. М., 1999.

11.Олейник А.Н. Основы конфликтологии. М.: АПО, 1992.

12.Соколов С.В. Социальная конфликтология. М., ЮНИТИ, 2001.

13.Социальная конфликтология / Под ред. А.В. Морозова. М., 2002.

Информация о работе Международный конфликт