Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:26, контрольная работа
В компетенцию этнической социологии входит изучение состояния общественного сознания и поведения основных рас, существующих в мире. Каждая из рас подразделяется на малые расы, а те, в свою очередь, - на еще более дробные части. Наиболее распространённым является изучение национального самосознания и поведения народов, каждый из которых имеет уникальные черты и признаки, отличающие их друг от друга.
Введение 3
1. Национально – этнические общности – определение, признаки и исторические формы. 4
2. Основные типы межэтнических отношений. 8
3.Этническое неравенство и этнические конфликты. 19
Заключение. 30
Список использованной литературы 31
Содержание
Введение 3
1. Национально – этнические общности – определение, признаки и исторические формы. 4
2. Основные типы межэтнических отношений. 8
3.Этническое неравенство и этнические конфликты. 19
Заключение. 30
Список использованной литературы 31
Введение.
Этническая социология изучает весьма сложную сферу национально – этнических отношений. Эти отношения касаются практически всех сторон жизни различных этнических общностей. К тому же они нередко бывают весьма запутанными и противоречивыми. В них выражаются природные и социально – психологические качества этнических общностей, или этносов.
Предметом этнической социологии является национальное самосознание и этническое поведение, опосредованные конкретно-историческими условиями их функционирования.
В компетенцию этнической социологии входит изучение состояния общественного сознания и поведения основных рас, существующих в мире. Каждая из рас подразделяется на малые расы, а те, в свою очередь, - на еще более дробные части. Наиболее распространённым является изучение национального самосознания и поведения народов, каждый из которых имеет уникальные черты и признаки, отличающие их друг от друга.
Также этническая социология изучает такой феномен как диаспоры, то есть национальные группы, живущие в отрыве от исторической Родины, но поддерживающие контакты между собой и сохраняющие национальную культуру, язык, традиции и обычаи.
В данной контрольной работе
будут рассмотрены этнические общности,
национально – этнические отношения,
межэтнические конфликты и наиболее характерные
процессы межэтнических отношений.
Этническая общность – это группа людей, которые связаны между собой общим происхождением и длительным совместным существованием.
В процессе долгой совместной жизнедеятельности людей в рамках каждой группы вырабатывались общие и устойчивые признаки, отличающие одну группу от другой. К числу таких признаков относятся язык, особенности бытовой культуры, складывающиеся обычаи и традиции того или иного народа или этноса (в различных языках и в научной литературе термины «народ» и «этнос» употребляются как синонимы). Эти признаки воспроизводятся в этническом самосознании народа, в котором он осознаёт своё единство, прежде всего – общность своего происхождения и тем самым своё этническое родство.
К наиболее древним этническим общностям относятся племена, жизнь и деятельность которых были основаны на родовых и социальных связях. Каждое племя обладало признаками этнической общности: они отличались друг от друга своим происхождением, языком, сложившимися обычаями и традициями, материальной и духовной культурой – от примитивной до относительно высокоразвитой. У каждого племени формировалось своё этническое самосознание. Оно обладало этнонимом (названием). Племена – это форма организации первобытно-общинного строя, который в различные исторические эпохи существовал на разных континентах земли. Существуют они и в настоящее время в некоторых частях азиатского, американского, африканского и австралийского континентов.
С разложением первобытно-общинного строя
В отличие от племён народы
достигали в эпоху цивилизации несравненно
Формирование наций, начавшееся с разложения родоплеменного строя, завершилось с развитием машинного производства и капиталистического рынка, связавшего все районы и области той или иной страны в единый экономический организм. Интенсификация экономического общения неизбежно активизировала политическое и культурное общение людей, что вело к консолидации их как наций, расцвету культуры и национального характера.
Такой подход несколько расходится с тем подходом к проблеме развития исторических общностей людей, согласно которому первобытно-общинные племена развивались в народности, а последние - в нации. При этом народности и нации наделялись по сути одними и теми же признаками, а различались между собой по степени развития данных признаков, подчёркивалось, что со временем народности становятся нациями.
Подобный, как выяснилось, во многом искусственный критерий разграничения наций и народностей не получил сколько-нибудь доказательного научного обоснования. Остаётся неясным, какую этническую общность, будь то, например, киргизы, чеченцы, якуты, можно считать нацией, а какую – народностью и как определить момент перерастания народности в нацию.
В отечественной и зарубежной литературе можно встретить множество суждений о нациях как этнических общностях, сформировавшихся задолго до капитализма. Так, французский учёный Ж.Э.Ренан (1823-1892) считал, что нации существовали ещё в начале Средних веков, «начиная с конца Римской империи или, лучше, со времени разложения империи Карла Великого…». Ренан справедливо утверждал, что нацию нельзя сводить к той или иной расе. Раса указывает «на родство по крови», а нации могут складываться в процессе совместной жизни и «перемешивания» представителей разных рас.
В нациях сочетаются природные и социальные свойства. Во всяком случае, нации нельзя сводить исключительно к природным явлениям, как это делают некоторые учёные. Даже если допустить, что одним из существенных признаков нации является общность её происхождения от каких-то предков2, то и в этом случае следует иметь в виду, что нация отнюдь не сводится к данному признаку. Одним из признаков нации Ренан называет общность интересов входящих в неё людей. Общность интересов обусловливается, по Ренану, общими условиями жизни, общностью истории и судьбы и представляет собой могущественный фактор становления и развития нации. Со временем формируется более или менее богатый духовный мир нации, объединяющий всех её представителей.
Духовные признаки нации отмечают многие мыслители. Французский социолог и психолог Г.Лебон (1841-1931) исходил из того, что каждый народ обладает душевным строем столь же устойчивым, как и его анатомические способности. Душа народа – это его нравы, чувства, идеи, способы мышления. Когда портятся нравы, нации исчезают, утверждал Лебон.
Немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт справедливо утверждал: чтобы понять душу народа, надо знать его историю. Полезными, по его словам, будут знания по этнологии, искусству, науке, религии, языку и обычаям.
Австралийский социолог и политик Отто Бауэр указывал на естественные и культурные признаки нации. Главными отличительными признаками нации он считал её язык и культуру. Национальное сознание трактуется им как осознание того факта, что люди сходятся между собой «в обладании культурными ценностями», а также в направлении их воли, что и составляет особенности их национального характера.
Обобщая всё сказанное, можно утверждать, что нация – это особая историческая общность людей, характеризующаяся общностью её происхождения, языка, территории, экономического уклада, а также психического склада и культуры, проявляющихся в общности её этнического сознания и самосознания. Национальное в любых своих проявлениях связано с уникальными этническими характеристиками нации. Эта связь может быть выражена в большей или меньшей степени, но она всегда имеет место.
Понятия «этнос», «народ», «нация»
можно употреблять как
Понятие национальность обознач
Национальные отношения всегда связаны с решением определённых этнических проблем, касающихся условий выживания и развития тех или иных этносов (народов), в том числе проблем территорий, языка, духовной жизни, традиций, культуры, сохранения их самобытности и прочее. В силу этого они выступают как наицонально-этнические отношения, а понятия «национальные отношения» и «национально-этнические отношения» по сути тождественны.
Объективной предпосылкой возникновения и развития нацио
Национальные отношения носят комплексный характер, ибо касаются регулирования многих сторон взаимоотношений между народами (этносами). Они заключают в себе более или менее богатое духовное содержание, поскольку вступающие в них субъекты неизбежно демонстрируют своё этническое сознание и самосознание. Подчас довольно сильные страсти, присущий им настрой чувств и умов. При этом нередко проявляются разного рода иллюзии, заблуждения, предрассудки и мифы. В этом одна из особенностей проявления национально-этнических отношений между народами.
Субъектами национальных отношений выступают большие и малые этносы (народы). В качестве субъектов национальных отношений могут выступать как представители этносов (наций) и по поводу решения национально-этнических проблем – разного рода социальные группы и слои населения.
Среди этносов как субъектов национальных отношений существуют более или менее развитые с точки зрения достигнутого уровня развития экономики, государственности, культуры. Это не может не сказаться на характере их взаимоотношений. Данное обстоятельство породило проблему социальной справедливости в национальных отношениях, в том числе в отношениях между большими и малыми народами, а также между более или менее развитыми из них.
Проблема социальной справедливости
возникает в отношениях между так называемыми
коренными и некоренными
Межнациональные отношения могут проявляться в виде экономических, политических, языковых, культурных, экологических и других отношений между нациями. Каждое из этих проявлений межнациональных отношений имеет своё специфическое содержание.
Экономические межнациональные отношения направлены на удовлетворение экономических потребностей наций (народов, этносов). Они формируются как стихийно, в процессе развития, так и на уровне межгосударственных отношений самостоятельных государств, а также в рамках федеративных государств между республиками, автономиями и так далее. Объективной основой межнациональных экономических отношений являются сложившееся общественное разделение труда между различными национальными образованиями, хозяйственно-экономические связи между ними.