Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 18:26, контрольная работа
В компетенцию этнической социологии входит изучение состояния общественного сознания и поведения основных рас, существующих в мире. Каждая из рас подразделяется на малые расы, а те, в свою очередь, - на еще более дробные части. Наиболее распространённым является изучение национального самосознания и поведения народов, каждый из которых имеет уникальные черты и признаки, отличающие их друг от друга.
Введение 3
1. Национально – этнические общности – определение, признаки и исторические формы. 4
2. Основные типы межэтнических отношений. 8
3.Этническое неравенство и этнические конфликты. 19
Заключение. 30
Список использованной литературы 31
Политические межнациональные отношения в многонациональном государстве касаются прежде всего участия всех народов (наций) в осуществлении политической власти и решении на государственном уровне важнейших проблем их жизни. То есть встаёт вопрос о государственном устройстве: является ли данное государство унитарным, в котором отсутствуют механизмы представительства и реализации на государственном уровне интересов отдельных наций, или же оно представляет собой федерацию, в которой такие механизмы имеются. Политические отношения направлены, кроме того, на осуществление гражданских прав и свобод представителей различных наций.
Важнейшую роль в жизни и развитии каждой нации играют межнациональные отношения в сфере их духовной жизни. Они направлены на взаимное обогащение народов в области духовной культуры и в то же время на сохранение и развитие их национальной самобытности. Этому способствуют обмены в области народного и профессионального искусства, а также сотрудничество в области литературы, современного монументального искусства, живописи, архитектуры и так далее.
Национальная духовная культура развивается в контексте имеющихся в данном обществе экономических, политических, нравственных, религиозных и других общественных отношений, испытывает на себе их влияние и в немалой степени зависит от них. Вместе с тем она развивается в тесном взаимодействии национальных культур многих народов, в процессе которого складывается мировая духовная культура.
Экологические межнациональные отношения возникают в связи с охраной природы на территориях, где издавна живут те или иные народы, воспроизводством природных ресурсов. Цивилизованное решение данных проблем всё более становится важнейшим условием выживания и развития больших и малых народов (этносов). Они должны решаться как на государственном, так и на общественном уровне, в том числе на уровне общественного и семейного воспитания каждого человека, формирования у него современной экологической культуры, привития любви к природе, бережного к ней отношения. Необходимо тесное и активное сотрудничество всех народов в области решения обострившихся в современную эпоху проблем экологии с учётом национальных интересов каждого из них.
Межличностные отношения возникают и
|
Это развитие их политической,
экономической, языковой и культурной
самостоятельности, упрочение национально-государственной |
|
Это расширение и углубление сотрудничества народов во всех сферах жизни ради наиболее полного удовлетворения их потребностей, как в настоящее время, так и в будущем. |
|
В ходе ассимиляции одни народы как бы растворяются в других, более развитых; как правило, ассимилируются малочисленные народы, со временем утратившие свой язык, обычаи, традиции, этническую культуру и усвоившие язык и культуру другого народа, ставшие им родными. |
В рамках развивающихся в современную
эпоху межнациональных отношений можно
выделить следующие наиболее характерные
процессы: этническую консолидацию народов;
межэтническую интеграцию; ассимиляцию.
Данные процессы происходят во всём современном мире и их необходимо учитывать при осуществлении той или иной национальной политики. Во всяком случае национальная политика должна быть взвешенной, учитывать весь комплекс объективных и субъективных факторов.
Образцы этнических отношений.
Итак, расовая группа (так же, как и этническая) представляет собой в первую очередь социальное понятие. Однако расовые группы не менее реальны или важны, чем биологические классификации. Принадлежность к определенной этнической или расовой группе оказывает серьезное влияние на жизненный опыт человека в обществе. Например, такие социальные блага, как богатство, престиж, власть, часто распределяются в зависимости от этнической принадлежности. В США негры, латиноамериканцы и члены некоторых других этнических групп (например, вьетнамцы) обычно зарабатывают меньше, занимают менее престижные должности и имеют меньшую личную или политическую власть, чем представители белого населения. В большинстве обществ одна или несколько этнических групп господствуют над другими: во /307/ Франции французы над арабами, в Англии британцы над африканцами и азиатами, а в США белые протестанты занимают господствующее положение по сравнению с многочисленными меньшинствами. Как правило, говоря о более слабых группах, мы употребляем термин "меньшинства".
Группы меньшинств
Любое общество состоит из людей, для которых характерно множество физических признаков: цвет волос, вес, цвет кожи, группа крови, рост. Но не все из них служат основой для формирования определенных групп. Например, люди, с волосами песочного цвета, не составляют социально значимой группы. Однако когда определенный признак выделен, он становится основой для идентификации меньшинства. Следовательно, группу меньшинства можно определить следующим образом: это группа людей, которые по своим физическим или культурным особенностям выделяются среди других членов общества, в котором они живут и подвергаются несправедливому обращению; поэтому они считают себя объектами коллективной дискриминации (Вирт, 1945. С.347).
В принципе почти любая характерная черта может стать основой для присоединения людей к группе меньшинства - вы можете войти в нее, если отличаетесь низким или высоким ростом, полнотой, худобой, физической или умственной неполноценностью, а также если вы молоды или стары и имеете определенное расовое или этническое происхождение. Существенной чертой группы меньшинства является то, что ее члены подвергаются дискриминации или несправедливому обращению из-за своих "недостатков". Практическое осуществление дискриминации часто находит опору в законах общества. Например, не так давно во многих южных штатах неграм было запрещено участвовать в голосовании, питаться в ресторанах или пользоваться общественными туалетами наравне с белыми, ездить им разрешалось только в задней половине автобуса. Однако существует и неформальный аспект дискриминации. Это показываютобычаи, сложившиеся на юге страны: негр должен сойти с тротуара, если навстречу идет белый.
Группы меньшинств часто
являются объектами предрассудков
- об их членах судят в соответствии
со стереотипными убеждениями. Пре
В результате дискриминации обычно происходит сплочение членов угнетенной группы, возрастает и углубляется их доверие друг к другу и недоверие к большинству. Они в большей мере взаимодействуют друг с другом, чем с посторонними, и вступают в брак только с членами своей группы. Однако не всегда наблюдается такое отождествление личности с группой. Обычно маленькие дети, несмотря на дискриминацию и во многих отношениях невыгодное положение, не считают себя группой меньшинства. Лишь в последние годы умственно и физически неполноценные, а также слишком толстые люди стали считать себя меньшинствами, находящимися в неблагоприятном положении.
РАСИЗМ
Когда группа, принадлежащая к другой расе, подвергается дискриминации, эксплуатации или жесткому угнетению, это называется расизмом. Среди наиболее вопиющих примеров расизма - господство европейских государств над странами третьего мира в конце XIX и начале XX в.; угнетение черных американцев, которые вначале были рабами, а затем эксплуатируемым меньшинством; частичное истребление и дальнейшая сегрегация коренных американцев (индейцев); уничтожение примерно 6 млн. евреев, совершенное нацистской Германией.
Каждый из этих примеров расизма является выражением этноцентризма со стороны господствующей группы, т.к. угнетатели считали себя выше угнетенной группы в биологическом и культурном отношении. В XIX в. жители Запада полагали, что народы третьего мира находятся на более низкой ступени цивилизации и поэтому заслуживают положения угнетенных. Исторически сложилось так, что американцы считали индейцев невежественными дикарями; негры, по их мнению, остались на более низком биологическом и интеллектуальном уровне в сравнении с белыми; в книге "Mein Kampf" Гитлер изобразил евреев подлыми, жадными и низкими в противоположность немцам - "чистокровным" арийцам. /309/ Во всех этих случаях этноцентрические взгляды служили оправданием экономической эксплуатации, политического господства и насилия.
Роберт Блаунер (1972) разработал
теорию расового угнетения, которую он
назвалвнутренним колониализмом. Эта теория осно
В отличие от других этнических
групп негры, индейцы и американцы
мексиканского происхождения в США ограничены
в правах управлять основными политическими
и экономическими институтами. Основная
собственность и ресурсы, сосредоточенные
на территории, где они компактно проживают,
находятся во владении и под контролем
групп большинства. Меньшинства могут
иметь своих представителей в правительственных
органах (например, в городских советах),
но часто их избирают и манипулируют ими
господствующие группы. Кроме того, предпринимаются
попытки разрушить культуру этих групп
(которая считается примитивной) и заменить
ее господствующей. Таким образом, утверждает
Блаунер, была почти полностью уничтожена культура африканцев
Международный и внутренний колониализм неизбежно вызывает сопротивление. Бывшие европейские колонии обрели право на самоуправление. В каждом случае стремление к независимости сопровождалось возрастанием гордости за свою родную культуру. И в Америке наблюдалось возрождение национального самосознания среди негров, американцев мексиканского происхождения и коренных американцев (индейцев). /310/
ДРУГИЕ ТИПЫ ЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
Расизм - один из нескольких возможных типов отношений между группами большинства и меньшинства. По мнению Симпсона и Уингера (1972), можно выделить следующие категории этих отношений.