Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:59, курсовая работа
Коммуникация выступает как взаимодействие субъектов, порождаемое потребностями из совместного существования. В процессе коммуникации происходит взаимный обмен видами и результатами деятельности, идеями, чувствами, установками и т. д. Именно коммуникация организует социум и позволяет человеку жить и развиваться в нем, координируя свое поведение с действиями и поведением других людей.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
1.1 Понятие «Межкультурная коммуникация». Основные функции межкультурной коммуникации
1. 2 Понятие «межкультурная коммуникация». Основные функции межкультурной коммуникации.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ «МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»
2.1 Программа исследования «Межкультурные коммуникации в студенческой среде»
2. 2 Результаты «Межкультурные коммуникации в студенческой среде»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Следующей по важности, а, может быть, и равноценной обмену, функцией межкультурной коммуникации является обеспечение кооперации между различными этносами, нациями, государствами и т.д. Эта функция является, очевидно, не менее древней, чем сами культуры, и первые межплеменные кооперации могли касаться раздела охотничьих угодий, организации совместной обороны или, наоборот, совместного набега. С тех пор и количество, и качество задач, разрешение которых требует межкультурной кооперации, неизмеримо выросло – не случайно в последнее время в качестве самостоятельной области межкультурной коммуникации оформляется транскультурная коммуникация. [с. 34-35; Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов/Под ред. А.П. Садохина. - М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2003. - 352 с.]
Одной из наиболее важных сфер международной кооперации ныне является помощь развивающимся странам, которой пока, однако, должного внимания в теории межкультурной коммуникации не уделялось.
Бурный рост
туризма в последние
Обмен, кооперация
и развлечение составляют
С давних
пор известна образовательная
функция межкультурной
Ту же функцию можно обозначить и термином объективация . Интересно, что ее воздействие наблюдается и на надперсональном уровне – на уровне предприятий, фирм, научных организаций и далее вплоть до государств (то и дело встречающиеся в рекламных проспектах, речах предпринимателей и политиков обороты “... на интернациональном уровне..., ... международное признание...”) и так далее. [с. 34-35; Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов/Под ред. А.П. Садохина. - М.: Изд-во «ЮНИТИ-ДАНА», 2003. - 352 с.]
В дополнение следует заметить,
что межкультурный контакт не
всегда заканчивается
В заключение нельзя не вспомнить и о такой важной функции межкультурной коммуникации, как защита личности от преследований в ее собственной культуре (а иногда и в чужой). Эта задача может решаться путем косвенного вмешательства (например, через мобилизацию международного общественного мнения), так и прямым образом – скажем, через предоставление политического убежища.
1. 2 Теории межкультурной коммуникации.
Модель межкультурной коммуникации в студенческой среде
В науке существует
несколько подходов к
1. Теория редукции неуверенности (Uncertainty Reduction Theory). Эта теория основывается на предположении о том, что взаимоотношения участников межкультурной коммуникации могут быть улучшены с помощью определенных методов. Редукция неуверенности заключается в построении участниками коммуникаций предсказаний в отношении коммуникативного акта и его последующей интерпретации.
2. Теория адаптации (Adaptation Theory). В центре внимания этой теории - процесс адаптации к чужой культуре человека, находящегося за границей. Адаптация здесь рассматривается как сложный процесс, на который влияет множество факторов (например, уровень знания иностранного языка, интенсивность контактов с носителями чужой культуры, положительная мотивация. В результате человек осваивается к новой обстановке и происходит адаптация.
3. Теория правил и координированное управление значением (Сoordinated Management of Rules Theory). Согласно данной теории человеческая коммуникация по своей сути несовершенна, поэтому, полного взаимопонимания между коммуникантами не может быть достигнуто. Важным является достижение координации, которое возможно лишь при взаимодействии понятном для участников коммуникации. Это вырабатывание определённых правил коммуникации, которые согласованы между участниками коммуникации и понятны каждому из них.
4. Риторическая теория (Rhitorical Theory). В риторической теории важное значение придается индивидуальными различиям и особенностям контекста. Получатель информации понимает истинный смысл передаваемой информации на основании контекста, заложенного отправителем информации, а также на основании конкретной ситуации.
5. Конструктивистская теория (Constructivism Theory). Теория основана на утверждения о том, что у всех людей особая когнитивная система, с помощью которой происходит адекватная интерпретация слов и действий других людей. И каждая культура накладывает свой отпечаток на схему восприятия любого человека. Но у представителей различных культур складывается неодинаковое представление о мире и разные механизмы восприятия. У каждого человека существует собственное когнитивное сознание, которое и влияет на конкретное поведение.
6. Теория социальных категорий и обстоятельств (Social Categorisation and Attribution Theory). Центральным понятием этой теории является «социальное сознание». Это когнитивная система той или иной социальной группы, которая влияет на положительное или отрицательное восприятие представителей других социальных групп. При общении с представителями других групп происходит «коммуникативная аккомодация», то есть настройка на общение с другим человеком. Коммуникативная аккомодация определяется схемами и стереотипами, существующими у представителей различных социальных групп. На ее основе, в свою очередь, определяется конкретная коммуникативная стратегия.
7. Теория конфликта (Conflict and Culture Theory). Конфликт в этой теории воспринимается как нормальная ситуация, регулируемая нормами каждой культуры. В каждой культуре существуют свои модели конфликтов и свои формы их урегулирования. В коллективистских культурах большое внимание уделяется причинам конфликтов, особенно болезненно воспринимается нарушение установленных правил, урегулирование конфликтов часто основывается на интуиции. Индивидуалистские культуры предпочитают прямой метод сглаживания конфликтов
Все эти теории отражают
различные стороны такого многогранного
явления, как межкультурная
Когда в коммуникацию
вступают представители разных
культур, тогда сталкиваются
Эффективность
межкультурной коммуникации
Таким образом,
в межкультурном общении
Для специалистов в области коммуникации, важно знать, и «техническую» сторону коммуникации. Технологическая модель обеспечения условий развития межкультурной коммуникации студенческой молодежи включает пять блоков: целевой, функциональный, нормативный, операционно-процедурный, инструментальный.
Целевой блок включает качества, выражающие кросскультурно-коммуникативную компетентность личности: терминальные (нормативная зрелость, культурная осведомленность, культурная идентификация), инструментальные (толерантность, заинтересованность, доброжелательность, эмпатийность, отзывчивость, этикетность, коммуникативная неприкосновенность, рефлексивность, самокоррекция и др.).
Функциональный блок выражает сами условия развития: открытое информационное пространство, компьютерная грамотность, знание иностранного языка, академическая мобильность, устойчивая социокультурная нормативная среда, корпоративная культура вуза, естественное созревание новых ценностей и норм, преемственность ценностей и норм, баланс субкультур, контроль и самоконтроль.
В нормативный блок
входят принципы
Процесс целенаправленного формирования социокультурных условий включает шесть стадий (операционно-процедурный блок). Методы формирования условий составляют: закрепление социокультурных традиций, управляемая социокультурная адаптация, кураторство, коммуникативный тренинг, учеба студенческого актива, мониторинг кросскультурных коммуникационных качеств. [с. 8-9; Яценко Юлия Сергеевна «Воспитание толерантности студентов в процессе межкультурной профессиональной коммуникации» автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Ростов-на-Дону, 2007]
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ «МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»
2.1 Программа исследования «Межкультурные коммуникации в студенческой среде»
Социальная проблема
Современная ситуация требует разработки новых межкультурных коммуникационных стратегий и тактик, ориентированных на активизацию не только национально-культурных потенциалов студенческого социума, но и психических, ментальных и духовных внутриличностных ресурсов каждого студента. Динамичность изменений культурной ситуации в студенческом социокультурном пространстве вуза требует создания таких условий, которые способствовали бы профилактике культурных конфликтов между студентами, формированию готовности находить оптимальные пути достижения тех или иных целей в непредсказуемых и непрограммированных ситуациях столкновения культур.
Цель исследования
Определить проблемы межкультурной коммуникации студенческой молодежи и возможности ее развития в условиях социокультурной среды ВУЗа.
Задачи исследования:
Информация о работе Межкультурные коммуникации в белорусской студенческой среде