Межкультурные коммуникации в белорусской студенческой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Коммуникация выступает как взаимодействие субъектов, порождаемое потребностями из совместного существования. В процессе коммуникации происходит взаимный обмен видами и результатами деятельности, идеями, чувствами, установками и т. д. Именно коммуникация организует социум и позволяет человеку жить и развиваться в нем, координируя свое поведение с действиями и поведением других людей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
1.1 Понятие «Межкультурная коммуникация». Основные функции межкультурной коммуникации
1. 2 Понятие «межкультурная коммуникация». Основные функции межкультурной коммуникации.
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ «МЕЖКУЛЬТУРНЫЕ КОММУНИКАЦИИ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ»
2.1 Программа исследования «Межкультурные коммуникации в студенческой среде»
2. 2 Результаты «Межкультурные коммуникации в студенческой среде»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 170.06 Кб (Скачать файл)

Объект исследования

Студенты дневного отделения  Республики Беларусь.

Временной признак объекта  исследования – январь-апрель 2013 год.

Пространственный признак  – г. Минск.

 

Предмет исследования

Отношение белорусских студентов  к студентам-иностранцам.

Системный анализ объекта исследования

Пол:

  1. Мужской
  2. женский

Курс:

  1. 2-5

Место жительства:

  1. г. Минск

     Гипотезы

  1. Большинство белорусских студентов положительно относятся к студентам-иностранцам.
  2. Большая часть студентов-белорусов оказывает помощь студентам иностранцам в изучении русского (белорусского) языка, а также культуры, обычаев и традиций Беларуси.
  3. Большинство студентов нейтрально относятся к предвзятому отношению к студентам-иностранцам со стороны студентов, преподавателей, обычных людей.
  4. Большая часть белорусских студентов считает необходимым, изучение предмета «Межкультурные коммуникации».
  5. Большинство студентов согласны с утверждением: «Я толерантный человек.
  6. Большинство студентов-белорусов не ощущают резкий контраст во взглядах на жизнь, менталитете, образе жизни, традициях, привычках при общении со студентами-иностранцами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 МЕТОДИКО-ПРОЦЕДУРНЫЙ РАЗДЕЛ

Обоснование выбора метода исследования.

Для исследования отношения  студентов Республики Беларусь к  студентам-иностранцам будет использован  метод анкетного опроса. Для данного  исследования наиболее удобен именно этот метод по следующим причинам:

  1. Анкетный опрос позволяет уменьшить влияние исследователя на респондента
  2. Подчеркивает обеспечение анонимности опроса
  3. Делает возможным экономию времени исследования
  4. Не содержит больших материальных и людских затрат
  5. Позволяет опросить одновременно большое число респондентов (групповое анкетирование в учебных группах)
  6. Наиболее прост для обобщения и сравнения полученных результатов
  7. Позволяет получить интересующую нас информацию в большом количестве и в достаточно короткие сроки

В исследовании будет применено  групповое анкетирование по месту  учёбы (в учебных группах респондентов). По способу доставки опрос будет раздаточным. [c.149 Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования / В. А. Ядов. - М.: Изд-во Академкнига, Добросвет, 1999.- 323]

 

Обоснование выборочной совокупности.

Тип выборки: многоступенчатая выборка.

Генеральная  совокупность для исследования предвзятого отношения белорусских студентов к студентам-иностранцам – лица мужского и женского пола, от 17 до 25 лет, проживающие на территории Республики Беларусь и, являющиеся студентами высших учебных заведений Республики Беларусь.            Данный возраст ( от 17 до 25 лет) выбран для того, чтобы исследовать данную проблему среди студентов, непосредственно в момент их обучения в ВУЗе.           

 

 

 

 

 

 

 

Инструментарий (анкета) 

Уважаемые студенты!

Просим Вас принять  участие в опросе на тему: «Межкультурные коммуникации в студенческой среде». Прочтите, пожалуйста, внимательно  вопросы, а затем среди предложенных вариантов ответа выберите один вариант, который в наибольшей степени соответствует Вашему мнению.

Анонимность гарантирована. Данные будут использованы в обобщённом виде в статистических целях. Ваше мнение очень важно для нас!

 

1. Обучаются ли  в Вашем университете студенты-иностранцы?

  1. Да, обучаются
  2. Нет, не обучаются

2. Каково в целом Ваше отношение к иностранным студентам?

  1. Положительное
  2. Нейтральное
  3. Отрицательное
  4. Затрудняюсь ответить

3. При каких обстоятельствах Вы общаетесь со студентами-иностранцами?

  1. В процессе обучения в университете
  2. Во время экскурсионной поездки в зарубежные страны
  3. Во время научной конференции
  4. В период обучения, в программе по обмену студентами
  5. Во время отдыха за рубежом
  6. Иной вариант ответа_____________________________________

4. На каком языке  Вы общаетесь со студентами-иностранцами?

  1. На русском (белорусском) языке
  2. На иностранном языке

 

5. На каком уровне  Вы владеете иностранным языком?

  1. Владею иностранным языком в совершенстве
  2. Владею разговорным иностранным языком
  3. Владею иностранным языком на уровне школьной программы
  4. Не владею иностранным языком вообще

 

6. Проводятся ли  в Вашем университете дни,  посвященные культуре и традициям  зарубежных стран?

 

  1. Да,  проводятся
  2. Нет, не проводятся
  3. Затрудняюсь ответить

7. Интересуетесь ли Вы культурой, языками, традициями тех стран, в которых обучаются студенты-иностранцы?

  1. Да, интересуюсь
  2. Нет, не интересуюсь

8. Помогаете ли  Вы иностранным студентам изучать  русский (белорусский) язык, а  также культуру, обычаи и традиции  Беларуси?

  1. Да, помогаю
  2. Нет,  не помогаю

 

9. Считаете ли  Вы необходимым обязательное  изучение предмета «Межкультурные  коммуникации» в рамках Вашей  специальности?

  1. Да
  2. Скорее да, чем нет
  3. Скорее нет, чем да
  4. Нет

10. Как Вы относитесь  к предвзятому отношению к  студентам-иностранцам со стороны  студентов, преподавателей, обычных  людей?

  1. Крайне негативно
  2. Негативно
  3. Нейтрально
  4. Положительно

11. Согласны ли  Вы с утверждением: «Я толерантный  человек?»

  1. Полностью не согласен
  2. Не согласен
  3. Затрудняюсь ответить
  4. Согласен
  5. Полностью согласен

 

 

 

12. Ощущаете ли  Вы резкий контраст во взглядах  на жизнь, менталитете, образе  жизни, традициях, привычках при  общении со студентами-иностранцами?

  1. Да, ощущаю
  2. Время от времени
  3. Крайне редко
  4. Нет, не ощущаю

Ваш пол:

  1. Мужской
  2. Женский

Ваш возраст: ___

 

Курс обучения:

  1. 1
  2. 2
  3. 3
  4. 4
  5. 5

Благодарим Вас за участие в опросе!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты исследования

1. Обучаются ли в Вашем университете студенты-иностранцы?

1. Да, обучаются

 

98%

2. Нет, не обучаются

 

 2%


2. Каково в целом Ваше  отношение к иностранным студентам?

 

1. Положительное

 

30%

2. Нейтральное

 

55%

3. Отрицательное

 

13%

4. Затрудняюсь ответить

 

2%


3. При каких обстоятельствах  Вы общаетесь со студентами-иностранцами?

1. В процессе обучения  в университете

 

51%

2. Во время экскурсионной  поездки в зарубежные страны

 

8%

3. Во время научной  конференции 

 

13%

4. В период обучения, в  программе по обмену студентами

 

3%

5. Во время отдыха за  рубежом

 

15%

Другое

 

10%


4. На каком языке Вы  общаетесь со студентами-иностранцами?

1. На русском (белорусском)  языке

81%

2. На иностранном языке

19%


5. На каком уровне  Вы владеете иностранным языком?

1. Владею иностранным  языком в совершенстве

 

0%

2. Владею разговорным  иностранным языком

 

42%

3. Владею иностранным  языком на уровне школьной  программы

 

51%

4. Не владею иностранным  языком вообще

 

8%


 

 

 

6. Проводятся ли в  Вашем университете дни, посвященные  культуре и традициям зарубежных  стран?

 

1. Да,  проводятся

 

42%

2. Нет, не проводятся

 

23%

3. Затрудняюсь ответить

 

36%


7. Интересуетесь ли Вы  культурой, языками, традициями  тех стран, в которых обучаются  студенты-иностранцы?

1. Да, интересуюсь

 

49%

2. Нет, не интересуюсь

 

51%


8. Помогаете ли Вы  иностранным студентам изучать  русский (белорусский) язык, а  также культуру, обычаи и традиции  Беларуси?

1. Да, помогаю

 

40%

2. Нет,  не помогаю

 

60%


9. Считаете ли Вы необходимым  обязательное изучение предмета  «Межкультурные коммуникации» в  рамках Вашей специальности?

1. Да

 

40%

2. Скорее да, чем нет

 

26%

3. Скорее нет, чем да

 

17%

4. Нет

 

17%


10. Как Вы относитесь  к предвзятому отношению к  студентам-иностранцам со стороны  студентов, преподавателей, обычных  людей?

1. Крайне негативно

 

15%

2. Негативно

 

51%

3. Нейтрально

 

28%

4. Положительно

 

6%


11. Согласны ли Вы с  утверждением: «Я толерантный человек?»

1. Полностью не согласен

 

8%

2. Не согласен

 

21%

3. Затрудняюсь ответить

 

26%

4. Согласен

 

40%

5. Полностью согласен

 

6%


12. Ощущаете ли Вы резкий  контраст во взглядах на жизнь,  менталитете, образе жизни, традициях,  привычках при общении со студентами-иностранцами?

Информация о работе Межкультурные коммуникации в белорусской студенческой среде