Миролюбивый характер традиционного Ислама и псевдо-исламский экстремизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 18:39, реферат

Описание работы

Одной из древнейших форм культуры является религия. На уроках истории и обществознания мы узнали, что религиозные представления зародились еще в глубокой древности, и все они отличались большим разнообразием. Важным этапом в истории человечества стало появление таких мировых религий как буддизм, христианство, мусульманство. Значительна роль религии и в наши дни.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….3
ГЛАВА1. Миролюбивый характер традиционного ислама..4
Зарождение и легенда возникновения Ислама………….4
Содержание Ислама………………………………………5
Ислам о человеколюбии и милосердии………………….8
Глава2. Псевдо-исламский экстремизм…………………… ..9
2.1 Экстремизм………………………………………………...9
2.2 Действительно ли ислам призывает к экстремизму….…9
Заключение………………………………………………..….11
Литература……………………………………………………12

Файлы: 1 файл

ИСТ СО.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

другие правила строго соблюдаются,  но  время  от  времени,  в  частности  в

семидесятые  годы  нашего  века,  в  различных  мусульманских   государствах

усиливается контроль, за соблюдением  культовых  правил,  например  поста  в

рамадан.

      Четвертой обязанностью  каждого мусульманина  (с  оговоркой  -  если  у

него есть к тому физическая и  материальная возможность),  является  хаджж  -

паломничество в Мекку, прежде всего  к Каабе, главной святыне  ислама.  Кааба

- небольшое здание, в юго-западной  угол которого  вмурован  "черный  камень"

(издревле хранящийся тут метеорит) - по преданию, посланный Аллахом   с  неба

людям как знак своего могущества и благоволения.

      Паломничество совершается в месяце зу -  ль  -  хиджжа,  который,  как

рамадан, является месяцем лунного  календаря и потому  приходится  на  разное

время года. Паломники, надев специальные  белые одежды,  и  пройдя  церемонию

ритуального очищения, совершают торжественный  обход вокруг Каабы, пьют  воду

из близлежащего священного источника  Замзам.  Далее  следуют  торжественные

процессии и моления у холмов и долин вокруг Мекки, связанных  с  легендой  о

пребывании в тех местах праотца  Ибрахима, первого проповедника единобожия.

     Хаджж завершается праздником ид  аль -  адха,  во  время которого  в

память о жертве, принесенной  Ибрахимом Аллаху,  режут  жертвенных  животных.

Окончание  хаджжа  является  главным   мусульманским   праздником,   который

отмечается молитвами и  жертвоприношениями  по  всему  мусульманскому  миру.

Люди,  совершившие  хаджж,  носят  почетное  прозвище  хаджж  или  хаджжи  и

пользуются уважением родных в  своих родных местах.

      Пятой обязанностью  мусульманина является закят  -  обязательный  налог

на  имущество  и  доходы,  который  идет  в  теории  на   нужды   общины   и

распределяется среди бедных и  малоимущих. Кроме того,  каждому  мусульманину

предписывается еще и садака - добровольные пожертвования и милостыня.

       На  самом   деле  все  эти  социально   -   экономические   регуляторы

справедливости внутри исламской  общины  с  самого  начала  были  и  остались

благими пожеланиями. Закят  быстро  стал  обычным  государственным  налогом,

садака шла на нужды религиозного культа,  запреты  на  ростовщичество  легко

обходились  оформлением  дачи  денег  в  рост  как  совместного  финансового

предприятия кредитора и должника.

      Иногда к  "столпам  ислама"  причисляют  джихад.  Слово   это  означает

полную отдачу мусульманином своих  сил, возможностей, времени и,  если  надо,

жизни для торжества своей религии. В большинстве случаев в средние  века  это

сводилось к участию в вооруженной  борьбе с "неверными", а  значение  термина

- соответственно к понятию "священная война", и такое  его  понимание  стало

традиционным для европейцев. На самом деле поняти джихад  значительно  шире,

и именно в таком широком значении оно употребляется сейчас  в  мусульманском

мире, в частности резолюциях и  постановлениях  различных  общемусульманских

конференциях.

      Почти каждый мусульманин  знает хотя бы  несколько   фраз  из  священной

книги ислама - Корана, хотя многие значения этих  фраз  не  понимают.  Коран

произносился и записан по - арабски. В ритуальных целях  он  используется  в

арабском оригинале. Для мусульман  Коран - прямая речь Аллаха,  обращенная  к

Мухаммеду, а через него  ко  всем  людям.  В  проповедях  Корана  и  простые

мусульмане, и богословы  ищут  ответы  на  вопросы  частной  жизни  и  жизни

общества, текстами Корана оправдывают свои поступки.

       Ислам  является  очень  широкой  по   охвату   системой   социального

регулирования. Почти все стороны  жизни  мусульманина  считаются  религиозно

значимыми.

      Мужчина становится  мусульманином после того,  как  над  ним  в  раннем

возрасте  совершается  обряд  обрезания.  Заключение  брака  совершается   в

присутствии духовных лиц, ими фиксируется  и закрепляется  чтением  священных

текстов Корана. Развод для  мужчины  мусульманина  относительно  прост, для

женщины осложнен,  но  тоже  возможен.  Ислам  разрешает  мужчине  иметь  до

четырех жен, если он в состоянии  их одинаково хорошо содержать. В  настоящее

время  на  практике  многоженство  встречается  относительно  редко,   а   в

некоторых мусульманских странах оно несколько ограничено  законодательством.

Похоронный обряд также предполагает чтение определенных сур Корана.  Хоронят

обычно в день кончины; тело кладут в могилу завернутым в саван,  без  гроба,

головой к Мекке. Согласно мусульманским  представлениям, все мертвые  в  День

Суда воскреснут, чтобы предстать  перед Аллахом и ответить  за  свои  дела  и

намерения.

      Мужчины - мусульмане  должны  ходить  с  покрытой  головой.  Для  этого

служат разные шапочки типа тюбетейки, а также различные виды чалмы -  шарфа.

особо повязанного вокруг головы. Женщины должны закрывать  лицо  и  тело  от

взглядов  посторонних  мужчин.  Традиционная  одежда  мусульман  широкая   и

удобная для носки в тех странах, в основном  южных,  где  живет  большинство

мусульман. Обычным атрибутом благочестивого мусульманина являются  четки  из

99  или  33  бусин,  служащие  для  счета  славословий   Аллаху.   В   исламе

многократное  восхваление  Аллаха  и   повторение   его   девяносто   девяти

"прекрасных имен" считается  благочестивой обязанностью.

      Несмотря на обилие  в исламе различных  течений,  главными  из  которых

являются суннизм и шиизм, среди  всех мусульман существует  довольно  стойкое

представление о принадлежности к  единой общности людей,  объединенных  общей

верой, общими традициями, общей начальной историей  и  общими  интересами  в

современном мире.

      Наиболее значительной  и  по  сей  день  является  система  богословия,

созданная аль - Аш'ари (10в) . В  7  -10  вв.  сложились  и  основные  толки

фикха,  обычно  трактуемого  как  "мусульманское  каноническое  право".  Эти

системы теоретических и практических принципов шариата -  праведного  образа

жизни мусульманина. Именно фикх стал основой социальной  системы  ислама.  В

настоящее  время  сохранилось,   да   и   в   средние   века,   относительно

незначительное число  людей   знало  тонкости  догматики,  а  правила  фикха

всегда были обязательным предметом  обучения в семье  и  в  школе,  предметом

ученых и неученых  споров  и  бесед,  столь  характерных  для  быта  жителей

мусульманских городских кварталах. В трудах по фикху, составляющих  наиболее

многочисленную группу  средневековых  арабских  рукописей,  регламентируются

поведение в быту и в обществе, имущественные  отношения,  правила  торговли,

отношения в семье , брак.

      С 6 - 7 вв. и по  сей день  концепция  шариата  -  пути  к  богу  через

выполнение  всех  правил   Закона   -   уживается   с   концепцией   тарика,

теоретической  основой  суфизма,  согласно  которой  некоторые  люди   могут

заслужить благоволение Аллаха и даже  приблизиться  к  нему  и  познать  его

через состояние экстаза, венчающего жизнь,  которая  строится  по  особым  ,

отличным от будничных правилам благочестия и аскетизма.

      Для понимания   исторической  социальной  роли  ислама  важна проблема

соотношения государства и духовенства.  В  исламе  нет  и  церкви,  служащей

посредником между человеком и  Аллахом, ни  духовного  сословия,  обладающего

особой благодатью;  духовная  и  светская  власть  в  исламской  теории,  да

отчасти и на практике - нераздельны.

      Лозунг превращения  религиозной общности всех мусульман  в единство

политического порядка не раз выдвигался и поддерживался крупными

мусульманскими государствами, претендовавшими  на особую лидирующую роль.

1.3 Ислам, будучи по сравнению с буддизмом и христианством более молодой мировой религией, впитал в себя определенные духовные ценности и религиозно-этические правила, существовавшие ранее в повседневной жизни. Но при этом новая религия не стала повтором прописных истин и духовных канонов прежних религий. Она осуществила особый синтез духовных устремлений, чаяний и надежд многих народов.

Большое внимание в Коране уделяется  проблеме добра и человеколюбия. Доброе деяние возводится в ранг наивысшей  человеческой ценности. Во 2-й суре (главе) Корана как важнейший завет приводятся слова: «Не твори зла на земле» (К., 2:57). В священной книге мусульман людей призывают «творить добро и благое». В Коране прямо сказано: «Аллах любит добродеющих» (К., 2:195).

Важнейшим проявлением добродетели и человеколюбия является милосердие. Помощь бедным, невольным, сиротам, путникам рассматривается в Коране как важнейшее милосердное деяние и неотъемлемый элемент благочестия. «Благочестие, — говорится там, — кто уверовал в Аллаха, давал имущество, несмотря на любовь к нему, близким, и сиротам, и беднякам, и просящим, и на рабов...» (К., 2:172).

Особое милосердие мусульмане должны проявлять к невольным людям, находящимся на положении рабов. Такое отношение к ним является делом, угодным Аллаху, который сам демонстрировал благосклонность к невольным. «Аллах, — написано в Коране, — кроток к рабам» (К., 2:203). Его заступничество за них свидетельствует об отеческом отношении Всевышнего ко всем людям, независимо от социального положения.

Коран, как и библейский Новый завет, особое благо видит в тайной милостыне. Скрытая от глаз получателя, она рассматривается Мухаммедом как благо, способное очистить верующих от некоторых прегрешений. «Если вы открыто даете милостыню, — написано в Коране, — то хорошо это; а если скроете ее, подавая ее бедным, то это — лучшее для вас и покрывает для вас ваши злые деяния: поистине, Аллах сведущ в том, что вы делаете!» (К., 2:273).

Особенностью исламского осмысления феномена благотворительности и  милосердия является расширенное их толкование. Милостыня для мусульманина не сводится лишь к подаянию, включая в себя практику различных добрых поступков. В мусульманском писании «Жизнь Мухаммеда» приводятся в данной связи очень интересные суждения. Устами пророка Мухаммеда там сказано: «Каждое доброе дело есть дело милосердия и разве не доброе дело встретить брата своего с приветом и налить воды из меха в его кувшин? Рассудить двоих людей есть милосердие; и помочь человеку сесть в седло и поднять ему мешок есть милосердие; и доброе слот во, которое говорят в благодарность, и кроткий ответ вопрошающему есть милосердие; и удаление того, что причиняет неудобства людям, есть милосердие. Милостыня есть долг каждого верующего. Тот, кто не имеет для нее средств, пусть творит добрые дела и удерживается от зла и это будет его милостыней». Такой подход во многом соответствует системе этических взглядов, сути понимания человеколюбия и милосердия, содержащихся в Коране.

Таким образом, при всех различиях  религий, особенностях осмысления в  них тех или иных сторон бытия и духовности, многое их объединяет. Общность религиозных трактовок касается вопросов добродетельности, милосердия, человеколюбия. Важнейшие заповеди, моральные нормы христианства, буддизма, ислама и других вероучений близки друг другу. Милосердие и благотворительность в мировых религиях рассматриваются не просто как подача милостыни, а как умение сочувствовать просящему, сострадать ему. Разными религиями почитается и такой феномен, как тайная милостыня. Само подаяние рассматривается в них как важнейший элемент веры, практическая сторона богослужения.[1]

Глава2.Псевдо-Исламиский экстремизм.

2.1 Экстремизм- — приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам. Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны. Наиболее радикально настроенные экстремисты часто отрицают в принципе какие-либо компромиссы, переговоры, соглашения. Росту экстремизма обычно способствуют: социально-экономические кризисы, резкое падение жизненного уровня основной массы населения, тоталитарный политический режим с подавлением властями оппозиции, преследованием инакомыслия. В таких ситуациях крайние меры могут стать для некоторых лиц и организаций единственной возможностью реально повлиять на ситуацию, особенно если складывается революционная ситуация или государство охвачено длительной гражданской войной — можно говорить о «вынужденном экстремизме»[2].

2.2 Ни одна религия не может  призывать к тому, что противоречила  бы человеческим ценностям. Если  кто не знает, то экстремизм – это приверженность к крайним взглядам. Проще всего определить его как деятельность личности, далёкую от обычных общепринятых мер.

Теперь вдумаемся, приняло бы ислам  столько народов и наций, если в нем содержались бы какие-то крайние взгляды и жесткость вероучения? Никто не спорит, что вероучение ислама – это уклад жизни. Но проблема состоит в том, как тот или иной народ, подгоняет ислам под свой уклад жизни. Это относится и к общинам. Поэтому сегодня ислам такой разный. И когда нам СМИ рассказывают о мусульманах, то следует учитывать, что, например, в странах Персидского залива и в Пакистане они разные. Ислам в этих странах проходил свой эволюционный путь в течение веков. И так в каждой стране, где проживают мусульмане. Так же как ислам воздействует на народ и его культуру, так же и традиции народа воздействовали на него. И появление крайностей в исламском вероучении связано именно с менталитетом того или иного народа.

Большинство мусульман в мире, никак  не отнесешь к экстремистам, это будет выглядеть глупо. Они живут и пользуются всеми благами цивилизации, как и европейцы. Проблема существования экстремизма в обществе зависит от разных факторов, но никак не зависит от религиозных основ. Для того чтобы правильно понимать эти основы, ученые выделили несколько наук, которые студенты должны постигать годами. Их можно назвать «точными». Лишь они помогают людям правильно изучать свои религиозные ценности, Коран и изречения пророка, опираясь на вековую мудрость.

Информация о работе Миролюбивый характер традиционного Ислама и псевдо-исламский экстремизм