Мода и её роль в культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2012 в 14:45, реферат

Описание работы

Мода в жизни каждого человека играет очень важную роль. Не даром говорят что “по одежке встречают…”. Каждый человек в своей жизни попадает под влияние моды, которая диктует нам что, куда и когда одевать.

Я выбрала тему «Этот многоликий мир моды». Смотря телевизор, листая журналы, я, в первую очередь, обращаю внимание на моду. Меня интересуют модные вещи, их цвет и фасон. На мой взгляд, мода интересует многих людей, хотя этого или нет, они поддаются её течению. Я знаю моду только по глянцевым журналам, но я хочу знать намного больше ведь мода это как вселенная большая и загадочная. Я поставила перед собой цель: узнать как можно больше о моде, ведь она непредсказуемая, и удивительная. Многие пытаются понять, что же такое мода, но лишь единицы могут дать ответ на этот вопрос. Одни ответят: "Мода - это пустая прихоть, увлечение бездельников". Для других мода - профессия, ежедневная, творческая работа. Третьи скажут, что данный вопрос не очень прост, и в двух словах на него не ответишь. А я всё-таки попробую выяснить - что такое мода, как давно она существует и как к ней следует относиться.

Содержание работы

Введение.................................................................................3

История моды……………………………………………….4

Знакомьтесь: мода………………………………………4

Как мода пришла в Россию…………………………… 5

Откуда идёт мода?............................................................7

В поисках определения……………………………………..8

Что такое мода………………………………………….8

Мода как характеристика времени…………………..12

Причуды моды………………………………………...12

Мода и модельеры………………………………………….14

Молодежная мода…………………………………………..17

Стиль в одежде…………………………………………….19

Что такое стиль………………………………………...19

Стиль – это чувство и меры…………………………..20

Разнообразие стилей…………………………………..22

Вывод……………………………………………………….24

Список литературы………………………………………..25

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 51.95 Кб (Скачать файл)

     С появлением каждой новой моды старая одежда теряет свою эстетичность. Период существования моды нельзя ограничить, он может быть равен сезону, году, пяти и более годам. Оценка одного и того же костюма с течением времени меняется. Но иногда в давно вышедшей из моды костюм вновь начинает интересовать, он как бы выдерживает испытание временем.

     Нельзя  брать из моды всё без разбора, но нельзя и сторонится её.

     В каждом новом веянии надо искать то, что близко и подходит только вам, безжалостно отбрасывая всё остальное, пусть даже очень привлекательное  на вид. Мода не диктует, она лишь предлагает и подсказывает, как подчеркнуть  свою индивидуальность.

     Одежда  тесно связана с модой. Мода диктирует покрой, силуэт, длину, применение тех или иных деталей, даже цвет. Однако, чтобы элегантно выглядеть, недостаточно быть в курсе требований моды. Умение красиво одеваться – своего рода искусство, и как в любом виде искусства, здесь действует закон меры и гармонии. Элегантность – это, прежде всего гармоничный ансамбль, т.е. сочетание одежды с обувью, головным убором, сумкой, перчатками, мера в отделке, деталях, цветовой гамме костюма. Чувство меры необходимо соблюдать и в следовании моде. Слишком модная одежда, также как и чересчур устаревшая, выглядит неестественно или вызывающе.

     Понятие “элегантность” означает также уместность применения одежды в конкретных обстоятельствах, её соответствия занятиям человека, событию, ситуации и т.п.. Женщина в платье с декольте и блестящей вышивкой на работе производит впечатление стремящейся  выделится, обратить на себя внимание. И наоборот, повседневная одежда в  праздничной обстановке говорит  о пренебрежении её владельца  к настроению окружающих. Поэтому, прежде чем выбирать фасон, нужно знать  назначение платья. Соответственно подбирается  и ткань.

     Модой в самом широком смысле слова  называют существующие в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям сервировки и поведения за столом, автомашинам, одежде. Однако при употреблении слова мода, которым всегда подразумевается постоянное и с позиций разума недостаточно объяснимое стремление к изменению всех форм проявления культуры, обычно имеют в виду одежду.

     Выражение «таинственный язык моды» мы можем  спокойно заменить формулировкой «живой язык одежды» и в особенности  в применении к историческим эпохам, ибо наряд человека остался до настоящего времени средством зрительного  выражения определенных представлений  о самом костюме и обо всем мире в целом. С древнейших времен человек стремился прикрыть свое обнаженное тело, что можно было бы объяснить целомудрием и чувством стыда. Однако такое толкование представляется слишком узким и ограниченным.

       Мода в целом всегда стремится  к молодому и свежему впечатлению:  она хочет омолаживать. Антропологи  доказывают, что татуировка и  орнаменты из глины на лице  у некоторых примитивных племен  делались не только для украшения,  но так же и для сокрытия  морщин. При этом сущность моды - изменение - ближе динамичному  темпу жизни молодых людей.

     Таким образом, одежда человека - это вовсе  не оболочка, внешний признак или  случайное, несущественное добавление: она в гораздо большей степени, чем многое остальное вещественное окружение людей (мебель, квартира, предметы обихода), представляет собой  непосредственный символ их индивидуального  существования, существования определенной группы, целой нации или целой  эпохи. И если исторический костюм - это правдивое зеркало прошлого, то неотъемлемым дополнением к нему служит современная одежда ныне живущих  народов, рассказывающая нам в своем  многообразии основные особенности  их психологии.

     3.2.Мода  как характеристика  времени

 

     Мода - самый тонкий, верный и безошибочный показатель отличительных признаков  общества, маленькая частица человека, страны, народа, образа жизни, мыслей, занятий, профессий. Наконец, в разных частях света, в разных странах развитие общества имело свои специфические  особенности, и все они - климатические, социальные, национальные и эстетические - ярко выражены в многообразии костюмов.

     Каждая  эпоха создает свой эстетический идеал человека, свои нормы красоты, выраженные через конструкцию костюма, его пропорции, детали, материал, цвет, прически, грим. Во все периоды существования  сословного общества костюм был средством  выражения социальной принадлежности, знаком привилегий одного сословия перед другим. Чем сложнее структура общества, тем богаче традиция, тем разнообразнее одеяния.

     Наконец, каждая эпоха характеризуется определенным состоянием культуры, получающим своеобразное выражение в искусстве моды.

     3.3. Причуды моды 

 

     Известно  много примеров, когда именно мода подняла некоторые будничные (рабочие, повседневные) виды одежды до разряда  модных вещей. Так, джинсы, первоначально  являвшиеся дешёвой модной одеждой, в определённый период стали модным предметом молодёжного костюма. Молодые люди, появляющиеся в любых  ситуациях именно а джинсах, демонстрируют  тем самым скорее  свою принадлежность к поколению, нежели эстетические взгляды  и личный вкус.

     Мода  в целом всегда стремится к  молодому и свежему впечатлению: она хочет омолаживать. Эмансипация4 женщин XX в. вдохновила модельеров на коренные изменения в одежде. Работающие женщины отбросили излишние и неудобные в повседневной жизни романтические «штучки». Женская мода всё более и более приобретает характерные особенности мужской одежды (деловой костюм, брюки). Уменьшение длины женских юбок, немного выше колен, отказ от бюстгальтера и короткая мужская стрижка положили начало новому отношению к модной одежде, в частности к женской.

     Стремительно  растущая группа молодых потребительниц (потребителей), жаждущих разнообразия и имеющих возможность потратить на это большую сумму денег, стимулирует создание новых моделей одежды. Мола всё более ориентируется на зрелый возраст, а молодёжь, внимательно присматриваясь к её стилю жизни. Наглядный пример тому женский купальный костюм. Прошли десятилетия, прежде чем он обрёл свою предельно лаконичную форму: минимально допустимое количество материала стало строго пропорционально количеству интимных мест на женском теле – три крохотных лоскутка. Сегодня мало кто смущается, встречая на улицах городов суперсовременный вариант купальника, перенесённый на повседневное женское платье.

     Со  времён Адама и Евы мужчина  и женщина стремятся понравиться  друг другу. И это естественно. Точно  так же, как естествен и сексуальный  аспект одежды: её разнообразные формы  служат, помимо всего прочего, средством  демонстрации силы или слабости, чувств, желания нравиться. Современный  мужчина не носит дорогостоящих  доспехов средневекового рыцаря, не надевает тонких брюссельских кружев. Интерес  к моде несколько смещается: не одежда, а …автомашина занимает его прежде всего. Престижность модели, цвета, объёма и мощности двигателя и прочие «навороты» - вот те элементы, которые подвержены влиянию моды и в переносном смысле приняли на себя функции военных доспехов для большинства мужчин.

     Женщины эмоциональнее и относятся к  моде иначе. Они не только «потребляют» модную продукцию, но и живут в  моде и модой, благодаря острому  пониманию новизны, внося в жизнь  всё наиболее прогрессивное и  органичное из созданного руками модельеров. Женщины – сама мода, поскольку  нет Женщин без Моды и нет Моды без Женщин.

     Есть  люди, которые к слову «мода» относятся  с плохо скрываемым оттенком пренебрежительности. Здесь уместно согласиться с  мудрой пословицей: «о вкусах – не спорят». На самом деле мода выражает стиль  жизни общества и, хочет того человек  или нет, мода держит у себя на поводу. Ибо она стала составной частью нашей жизни, иллюстрацией повседневного  быта

     Мода  и модельеры

 

     Художник  во все времена был причастен  к созданию одежды, причёсок – неважно, назывался он художником или нет. Безвестные мастерицы, создававшие  кружева, вышивальщицы, ремесленники, работающие над рисунками тканей, портные не редко были замечательными художниками. Они создавали костюмы, которые входили в моду, завоёвывали  популярность у тысяч людей. История  моды знает только немногие их имена  – и это не удивительно: созданные  ими шедевры были, как правило, уникальны, не тиражировались, как теперь, тысячами экземпляров. Более того, наиболее одарённые портные – сегодня  мы назвали бы их художниками-модельерами  – шили на знатных или коронованных особ – и ни для кого больше. Они  и были известны только узкому, избранному кругу людей. 

     Основателем моды высшего класса считается Чарльз Фредерик Врот. Двадцатилетним юношей, не зная ни слова по-французски, он приехал в Париж с сотней франков в кармане. Спустя 15 лет, в 1860г., благоприятное сочетание обстоятельств, трудолюбие и талант сделали его некоронованным королём парижской моды. Именно Ворт придумал кринолин и тюрнюр, а во время одного из своих показов мод впервые использовал маникен. Сначала модели Ворта демонстрировала его жена, обладавшая не только привлекательной внешностью, но и безупречной фигурой. Дело Ворта с успехам продолжили его сыновья.

     Первой  женщиной – модельером, добившейся признания, стала знаменитая мадам  Пакэн. Её творенья отличались безусловным вкусом, нестандартностью и новизной. Мадам Пакэн истинно женским чутьём умела выбрать и необычный способ показа своих моделей: однажды с десятком вызывающе красивых манекенщиц она появилась на больших скачках в Лонгчамп, где собирался весь великосветский «бомонд».        

     На  рубеже XIX и XX вв. Гремело имя Поля Пуаре, одного из самых влиятельных создателей моды вообще и молодёжного стиля в частности. Сочные, экзотические, подобные взрыву краски его моделей навеяны изобразительным искусством той поры. Пуаре господствовал в моде до Первой мировой войны. Затем стали известны другие имена: мадам Вионне, мадам Скьяпарелли и, конечно Коко Шанель. Прозорливо считая, что «мода, не нашедшая признания широчайших масс, уже не мода»,  Шанель стала работать не для узкого круга богачей, а для швейной промышленности, и добилась огромного успеха.

     Один  из наиболее удачливых кутюрье3 после Второй мировой войны Кристиан Диор напомнил всем об основной задаче моды – «наряжать женщин и делать их более красивыми». Грандиозный успех Диора свидетельствует не только о его тонком вкусе, но и об умении угадывать запросы времени.

     Модельер  является как бы посредником между  модой и людьми. Только после того, как мода будет признана и принята  определёнными кругами, она может  стать модой. Постепенно увеличивается  число тех, кто получает от неё  удовольствие. Когда же возникает  угроза превращения модной одежды в  однообразное форменное обмундирование, мода перестаёт быть модой. Цель моды – всеобъемлющее господство –  таит в себе и её закат.

     Каждый  модный цикл можно разбить на следующие  фазы: возникновение оригинальной модели; признание её модной в узком кругу; распространение приспособленного к интересам широких масс варианта в удешевленном серийном производстве; пресыщение; затухание интереса или  полная невостребованность товара. Модные циклы у предметов одежды бывают очень разными, например, у будничных летних платьев или шляп циклы сменяются очень быстро, от сезона к сезону: весна-лето и осень-зима. Некоторые модные новинки после того, как их признали широкие массы потребителей, переходят в категорию стандарта – джинсы например.

     Моде  нужна громогласная реклама, лучше  всего – демонстрация новинок, идеалы для подражания. В этом огромную роль играют не только топ модели, блестяще иллюстрированные журналы мод (от «Вог» до «Харперс Базар»), но и в первую очередь телевидение, охватывающее весь земной шар. А начинается всё с представления новой на торжественных приёмах, «Неделях высокой моды», модных курортах или в престижных ресторанах, и т.д. и только потом новинки «от кутюр» становятся достоянием широкой общественности.

     В XIX в., с началом индустриализации (бурного развития текстильной, швейной  и химической промышленности) началась и демократизация моды. Благодаря  промышленному пошиву (массовому  изготовлению) удалось снизить стоимость  модной одежды. Последний «крик моды»  уже не был уделом узкого круга  богачей, а стал интересовать миллионы людей. Создание коллекций моделей для значительно большего круга заменило прежнюю строго индивидуальную работу для одного заказчика, которого владельцы модного салона (ателье) знали лично.

     Молодёжная  мода

 

     Просматривая  показы моделей по телевизору и листая журналы, я в первую очередь обращаю  внимание на моду. Меня живо интересуют модные вещи, их цвет и фасон. И это  естественно – молодёжь всегда стремилась быть  в авангарде моды или, по крайней мере, шагать в ногу с  ней. В ногу с модой шагали юноши  и девушки и в 40-е годы  XX столетия, и в 50-е (расцвет парижского шика); 60-е годы ознаменовались стилем английской эксцентрики, в 70-е молодёжь увлеклась течением хиппи, в 80-х годах  царили сплошные итальянские тенденции, а в 90-х победил техно-стиль. В наши дни мода, как никогда, стала демократичной. Она допускает сочетание вещей, казалось бы совершенно не сочетающихся друг с другом. Так, например, уже никого не шокирует романтическая блузка в комплекте мс джинсам или дешёвая футболка, надетая под отлично сшитый фирменный пиджак. То есть ограничения в моде сегодня практически не существует. И всё же  желая добиться определённого эффекта, молодёжь руководствуется определённой эстетической сообразностью. Так, например, молодые люди нынешнего поколения частенько обращаются к стилю «ретро», но отнюдь не следуют ему.

Информация о работе Мода и её роль в культуре