Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:28, курсовая работа
Сегодня, несмотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представления о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности. Субкультуры меняются настолько быстро и настолько разнообразны в один отдельно взятый промежуток времени в пределах одного большого пространства, что иногда нет возможности их даже назвать.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты изучения молодежных субкультур в современном обществе 5
1.1.Понятие субкультура 5
1.2.Подходы к изучению молодежных субкультур 8
1.3.Особенности и виды молодежных субкультур в России 11
ГЛАВА 2.Исследование молодежных субкультур. 13
2.1. Социологическое исследование «Молодёжные субкультуры Ярославского региона» (вторичный анализ) 13
2.2. Результаты исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Казанский Государственный Технологический Университет
Кафедра «Государственного муниципального управления и социологии»
Курсовая работа по дисциплине: «Социология»
Тема: «Молодежные субкультуры в современном обществе»
Выполнила студентка:
Кашафутдинова А.Р.
Научный руководитель:
Лисина О.В.
Казань, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты изучения молодежных субкультур в современном обществе 5
1.1.Понятие субкультура 5
1.2.Подходы
к изучению молодежных
1.3.Особенности и виды молодежных субкультур в России 11
ГЛАВА 2.Исследование молодежных субкультур. 13
2.1. Социологическое исследование «Молодёжные субкультуры Ярославского региона» (вторичный анализ) 13
2.2. Результаты исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня, несмотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представления о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности. Субкультуры меняются настолько быстро и настолько разнообразны в один отдельно взятый промежуток времени в пределах одного большого пространства, что иногда нет возможности их даже назвать.
Представители субкультуры имеют собственную культуру, имея общий с большой культурой разговорный язык, они вкладывают в те же слова другие ощущения, другие понятия, за всем этим стоит принципиально иная символика. Свои особенности есть у молодежных субкультур. В подростковом возрасте идет активный процесс формирования собственного мировоззрения, и на его становление действует множество факторов: литература, музыка, воспитание и, главное - общение со сверстниками и старшими.
Субкультура является инструментом процесса адаптации молодого человека, и, по мнению Т. Парсонса, «вносит существенный вклад в молодежную социализацию и адаптацию, хотя бы уже тем, что смягчает сопровождающие ее трения». У каждой субкультуры есть своя идеология, и не всегда она бывает положительной. Отношение подростков к молодежной субкультуре обуславливается как самой субкультурой, так и социальной атмосферой вокруг подростка, его личностными характеристиками. Ценности субкультуры воздействуют на формирование личности как члена группы. Они не означают отказа от национальной культуры, принятой большинством, но обнаруживают лишь некоторые отклонения от нее.
У современной молодежи в России субкультуры получают всё большее распространение. В ходе реформирования российского общества современная молодежь, как социальная группа, столкнулась с проблемами самоопределения, поиска работы, приобретения гарантированного социального статуса, получения качественного образования. Непродуманность молодежной политики государства вызвала отторжение молодого поколения от тех культурно-исторических ценностей, которыми жил и благодаря которым еще живет наш народ. Проблемы молодежи, в конечном счете, связаны с тем, что «общество может дать и что может ожидать общество от молодежи как от скрытого ресурса».
Молодежь неразрывно связана с обществом, и вынуждена реагировать на те изменения, которые происходят в нем. Ее своеобразие как социально-демографической и социокультурной группы заключается в том, что она обладает транзитивным социальным потенциалом, является периферийной в процессе самоопределения и находится в состоянии «спонтанности выбора».
В условиях культурно-ценностной аномии российского общества, утраты доверия к официально демонстрируемым институциональным стратегиям и сужению диапазона реализации достиженческих социальных практик молодежная субкультура вырабатывает собственные решения «ординарных» и кризисных ситуаций, обретает характер доминанты. Она выступает «генератором» адаптивных форм, восполняет традиционные поведенческие модели в экономической и политической сферах позиционированием «контридентичности», профессионально-ролевой диффузии и транзиции ценностей.
Объектом курсовой работы является молодежь.
Предмет курсовой работы - молодежные субкультуры современного общества.
Цель курсовой работы - изучить особенности молодежных субкультур в современном обществе.
Цель предполагает решение следующих задач:
- произвести теоретический анализ понятий «субкульутра», «молодежныя субкультура» и изучить их виды;
- рассмотреть подходы к изучению данных понятий;
- изучить особенности
молодежных субкультур в
- произвести
вторичный анализ
- проанализировать
результаты исследования и
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1
Теоретические аспекты изучения молодежных субкультур в современном обществе
1.1. Понятие субкультура
Понятие "субкультура" в первом приближении обозначает совокупность ценностей, убеждений, жизненных стилей той или иной недоминирующей социальной группы (или подгруппы), культура которой отличается от культуры доминирующей социальной группы, хотя и имеет с ней нечто общее. Несмотря на то, что сегодня понятие субкультуры во многом ассоциируется с различными молодежными культурами (моды, рокеры, скинхеды, панки), оно также вполне применимо к группам, организованным по принципу этнической, гендерной и сексуальной принадлежности.
Понятие "субкультуры" имеет большое значение в силу того, что фиксирует факт наличия различных культур в рамках одного общества. В отличие от более раннего понятия молодежной культуры, подразумевающего наличие единой, гомогенной молодежной культуры, понятие субкультуры подчеркивает фрагментированность этой культуры, особенно по основанию классовой принадлежности. Понятие "субкультура" подразумевает факт наличия некой формы сопротивления господствующей культуре. Представители субкультур артикулируют свою оппозицию, как правило, посредством эксплуатации важности тех или иных стилей в одежде и моделей поведения (или ритуалов). В связи с этим большое распространение получили семиотические подходы, декодирующие манеру одежды и поведения представителей субкультур.
Субкультура формируется под влиянием таких факторов, как возраст, этническое происхождение, религия, социальная группа или местожительство. Индивидуальное поведение молодых людей проявляется в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, стремление к материальному благополучию в ущерб профессиональной самореализации. Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах.
Выбор тех или иных культурных ценностей чаще всего связан с групповыми стереотипами достаточно жесткого характера (не согласные с ними легко попадают в разряд "отверженных"), а также с престижной иерархией ценностей в неформальной группе общения.
Возникновение такой, а не иной, с указанными особенностями молодежной субкультуры обусловлено целым рядом причин, среди которых наиболее значимыми представляются следующие:
1. Молодежь, живет в общем социальном и культурном пространстве, поэтому кризис общества и его основных институтов не мог не отразиться на содержании и направленности молодежной субкультуры. Каково общество - такова и молодежь, следовательно, и молодёжная субкультура.
2. Кризис института семьи и семейного воспитания, подавление индивидуальности и инициативности ребенка, подростка, молодого человека, как со стороны родителей, так и педагогов, всех представителей "взрослого" мира. Это приводит, с одной стороны, к социальному и культурному инфантилизму, а с другой - к прагматизму и социальной неадаптированности и к проявлениям противоправного или экстремистского характера. Агрессивный стиль воспитания порождает агрессивную молодежь.
3. Коммерциализация средств массовой информации, в какой-то мере и всей художественной культуры, формирует определенный "образ" субкультуры не в меньшей степени, чем основные агенты социализации - семья и система образования. Ведь именно просмотр телепередач наряду с общением наиболее распространенный вид досуговой самореализации. Во многих своих чертах молодежная субкультура просто повторяет телевизионную субкультуру.
Молодежная субкультура есть искаженное зеркало взрослого мира вещей, отношений и ценностей. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постоянно снижается.
Виды субкультур
1.2.Подходы к изучению молодежных субкультур
Молодежный феномен ХХ столетия, как на начальном этапе своего появления, так и сейчас продолжает вызывать немало споров в различных областях исследования. Но, главным образом, его изучением занимается социологическая наука, успешно аккумулируя для этого, результаты исследования других гуманитарных наук.
Изучение молодежной субкультуры в рамках социологии тесно взаимосвязано с различными аспектами рассмотрения общества и культуры под различным углом зрения. Тенденции их исследования отразились на формировании основных подходов в понимании данной проблематики. Особое влияние оказало и взаимодействие социологического знания с антропологической, этнологической, этнографической и психологической сферой исследования человеческого общества и человеческой личности. Достаточно четко это прослеживается по ходу развития американской социологической мысли со второй половины ХХ века, когда социологи США встали перед задачей объяснения, анализа и выработки перспектив развития молодежного движения.
Изучение молодежи стало одной из основных задач послевоенной американской социологии, прежде всего, потому, что в этот период она становится не просто определенной возрастной, но и культурно обособленной социальной группой. Теперь молодые американцы являлись не молодой копией своих родителей, а представителями самостоятельной социальной группы со своими ценностями, установками и взглядами. Толчком к этому стал рост уровня экономического благосостояния среднего класса, что привело к изменению структуры досуга, популяризации высшего образования и появление субкультурного движения с к. 40-х г.г. Последнее стало решающим шагом в направлении культурного обособления. Согласно вышеуказанным факторам, молодые люди в возрасте от 18 до 30 выделились в отдельную группу в рамках господствующей социальной структуры послевоенной Америки. Анализ ее предполагал необходимость выйти за рамки социологического знания. Особо актуальными здесь стали результаты исследований в области антропологии, этнологии, этнографии и психологии.
Антропология – наука, изучающая основные этапы становления и развития человеческого общества. Работы видных социологов стали изучаться и приниматься во внимание. В частности, особо актуальной здесь стала теория М. Мид о разделении культуры на постфигуративный, конфигуративный и префигуративный виды. Данная классификация была основана на особенностях взаимоотношения между поколениями на различных этапах развития культуры. Введя понятие конфликта поколений (generation gap), М. Мид выдвинула точку зрения о молодежи как социальном бульдозере, согласно которой, молодежь перестала играть роль ученика предыдущего поколения.