Молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, несмотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представления о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности. Субкультуры меняются настолько быстро и настолько разнообразны в один отдельно взятый промежуток времени в пределах одного большого пространства, что иногда нет возможности их даже назвать.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты изучения молодежных субкультур в современном обществе 5
1.1.Понятие субкультура 5
1.2.Подходы к изучению молодежных субкультур 8
1.3.Особенности и виды молодежных субкультур в России 11
ГЛАВА 2.Исследование молодежных субкультур. 13
2.1. Социологическое исследование «Молодёжные субкультуры Ярославского региона» (вторичный анализ) 13
2.2. Результаты исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Копия КУРСОВАЯ исправленная.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Установки по отношению  к радикальным и экстремистским субкультурам в целом негативные. В рейтинге интолерантности в группе субкультур, выделенных на основе признака социальной активности и политических взглядов на первом месте находятся «скинхеды, радикалы, фашисты» - 89,57%.

Проблема радикально настроенных субкультур, по мнению 31,56% респондентов, является актуальной, но не в их городе / районе проживания. Считают эту проблему не очень актуальной – 27,21%. То, что это очень острая и актуальная проблема, считают 26,09% респондентов. То есть в целом это не очень актуальная проблема для нашего региона по мнению 58,77% респондентов. В целом отношение к подобным субкультурам неодобрительное – 43,34% респондентов, которые относятся к ним безразлично / никак – 31,42 %, что является довольно-таки высоким показателем. Одобрительно относятся – 8,70% респондентов.

Что касается толерантности  в отношении к различным молодёжным субкультурам в молодёжной среде, то исследование показало, что толерантное  отношение к представителям различных  субкультур не очень распространено. Это вполне объяснимо в отношении  субкультур асоциальной направленности. В отношении же групп субкультур, выделенных на основе иных признаков такая ситуация свидетельствует о неразвитой культуре мирного сосуществования различий в современном обществе. Так же в целом велика доля молодёжи (в среднем около трети), настроенной пассивно, не имеющей какой-то чётко выраженной позиции по ряду принципиально важных для общества вопросов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Сегодня в мире сложилась ситуация, когда существуют как бы два полюса культуры: на одном  массовая, коммерческая, на другом – «высокая», интеллектуальная между ними существует как внешние, так и внутренние связи. Влияние обоих на молодежь очевидно. Исследователи отмечают, что массовая культура резко отличается от прежних форм тем, что она в большой степени, нежели элитарные формы, опирается на достижения самой передовой технологии. Кроме того, в сфере массовой культуры активно используются потенциалы социологии, менеджмента, психологии, политологии. Скажем так: массовая культура уникальна как искусство манипуляции элементарными «дочеловеческими» реакциями и импульсами («драйвами») масс молодежи с использованием новейших достижений техники.

Дети понемногу  и незаметно вырастают. Раньше, дома и в начальной школе, они слушали  родителей, учителей которые были для  них опорой, и «окном» в мир. Лет с десяти ребенок переходит в ту особую социальную и возрастную группу, которую называют подростки, тинэйджеры, молодежь, - среду, важную для формирования человека и трудную для родителей и учителей в педагогическом и социально-психологическом плане. Подростки начинают более активно осваивать мир вне семьи и школы. Главным становится свободное общение и совместная деятельность со сверстниками и более старшими людьми вне привычных семейных, школьных ограничений и правил. И это, с одной стороны, хорошо, так как является мощным фактором развития, адаптации к окружающей социальной действительности.

Подростка отличает от большинства взрослых неразвитое, слабое чувство ответственности  за свое поведение, за соблюдение различных  норм, закона, за выполнение работы, в отношениях с людьми. Ученые считают, что подростковый период кончается тогда, когда человек получил образование и работу, создал семью. Теперь он должен быть взрослым, то есть нести ответственность за свое поведение в разных социальных ситуациях.

Подростки во все  времена составляли особую социально-демографическую  группу, но в наше время сложилась  специфическая подростковая культура, которая наряду с другими социальными  факторами, играет большую роль в  развитии школьника. Молодежная субкультура – система ценностей и норм поведения, вкусов, форм общения, отличная от культуры взрослых и характеризующая жизнь подростков, молодежи примерно от 10 до 20 лет. Субкультура молодежи получила заметное развитие в 20в. В силу ряда причин: продление сроков обучения, вынужденная незанятость трудом, акселерация. Субкультура молодежи, являясь одним из институтов, факторов социализации школьников, играет противоречивую роль и оказывает неоднозначное влияние на подростков. С одной стороны, она отчуждает, отделяет молодежь от общей культуры общества, с другой – способствует освоению ценностей, норм, социальных ролей.

Проблема в  том, что ценности и интересы молодежи ограниченны в основном сферой досуга: модой, музыкой, развлекательными мероприятиями, часто малосодержательным общением. Молодежная субкультура носит развлекательный и потребительский характер, а не познавательный, созидательный и творческий. В России, как и во всем мире, она ориентируется на западные ценности: американский образ жизни в его облегченном варианте, массовую культуру, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения школьников часто довольно примитивны и формируются главным образом средствами телевидения, музыкой. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие. Культуру молодежи отличает и наличие молодежного языка (сленга), который тоже играет неоднозначную роль в воспитании подростков, создает барьер между ними и взрослыми.

Подросток может  попасть в субкультуру по разным причинам: из-за проблем в семье, с учебой, в коллективе сверстников  и др. Поэтому  следует проводить  работу с подростком и в этих сферах его жизни.

И в заключение хотелось бы сказать об актуальности исследований, связанных с проблемами молодежи. Исследования в этой области социологии и психологии необходимы для разрешения того кризиса, который переживает сегодня Россия. А связь таких аспектов проблем молодежи, как молодежная субкультура и молодежная агрессивность очевидна. Только тщательные и систематические исследования в области развития социальной работы с молодежью могут помочь понять причины происходящего в нашем обществе конфликта поколений. Необходимо  понять суть молодежных исканий, отрешиться от безусловного осуждения того, что несет с собой молодежная культура, дифференцированно подходить к  явлениям жизни современной молодежи.

Также необходимо понять, что молодому человеку нужно  определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе. Подтверждением этому может служить следующая цитата Эриксона: «Молодой человек должен, как акробат на трапеции, одним мощным движением опустить перекладину детства, перепрыгнуть и ухватиться за следующую перекладину зрелости. Он должен сделать это за очень короткий  промежуток времени, полагаясь на надежность тех, кого он должен опустить, и тех, кто его примет на противоположной стороне».

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Влияние молодежной субкультуры на подростков//Доп. Образование и воспитание. – 2007. - №5. – С. 49-53.
  2. Алексеевский, М. Субкультура панкеров: генезис и вектор развития// Знание сила. – 2006. - №6 – С.109-117.
  3. Чурбанов В. Вечный треугольник культуры/ Чурбанов В. // Наше исследование. – 1990. - №5. – С.133-136.
  4. Жиляев, А.А. Неформальные молодежные объединения как детерминирующий фактор девиантного поведения учащейся молодежи// Вопр. лит. – 2007. - №3. - С.87-96.
  5. Федотова, А.В. Неформальные молодежные группы в современной подростковой субкультуре// Нач. шк.: Плюс до и после. – 2004. - №3. – С. 11-15.
  6. Гусельцева, М.С. Категория культуры в психологии и гуманитарных науках//Вопр. психологии. – 2006. -№4. – С. 3-14.
  7. Неформальное молодежное движение: динамика развития//Соврем. педагогика. – 2000. - №7. – С.74-78.
  8. Социология молодежи: Учебник / Отв. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 2004.
  9. Садохин А. П., Грушевицкая Т. Г. Этнология. М., 2000. с. 58
  10. Шибутани Т. Социальная психология. М., 2002. с. 79
  11. Гирц К. Влияние концепции культуры на концепцию человека// Антология исследований культуры. СПб., 2004. Т. 1
  12. Мангейм К. Социология поколений. М., с. 45.
  13. Тернер Б. Массовая культура, различия и стиль жизни// Контексты современности. М., 2000
  14. Тоффлер А. Шок будущего. М., 2001
  15. Молодежные субкультуры в современной России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/subkult.htm#_ftn1, свободный.
  16. Результаты социологического исследования “Молодёжные субкультуры региона” [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.molportal.ru/content/результаты-социологического-исследования-“молодёжные-субкультуры-региона”, свободный.

1 Электронный источник: http://www.molportal.ru/content/результаты-социологического-исследования-“молодёжные-субкультуры-региона”, 2008.


Информация о работе Молодежная субкультура