Молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

Сегодня, несмотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представления о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности. Субкультуры меняются настолько быстро и настолько разнообразны в один отдельно взятый промежуток времени в пределах одного большого пространства, что иногда нет возможности их даже назвать.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты изучения молодежных субкультур в современном обществе 5
1.1.Понятие субкультура 5
1.2.Подходы к изучению молодежных субкультур 8
1.3.Особенности и виды молодежных субкультур в России 11
ГЛАВА 2.Исследование молодежных субкультур. 13
2.1. Социологическое исследование «Молодёжные субкультуры Ярославского региона» (вторичный анализ) 13
2.2. Результаты исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Файлы: 1 файл

Копия КУРСОВАЯ исправленная.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

В ходе исследования респондентам был предложен вопрос: «Перечислите, пожалуйста, представителей каких молодёжных субкультур Вы замечали в своём городе / районе проживания?», раскрывающий актуальную представленность тех или иных субкультур.

Ответы на этот вопрос распределились следующим образом:

  • Субкультуры, выделенные на основании признака асоциальной направленности и деликвентного / криминального поведения – 2,19%
  • Субкультуры, выделенные на основании признака увлечения различными видами спорта – 6,24%
  • Субкультуры, выделенные на основании способа проведения свободного времени / трудно идентифицируемые – 7,78%
  • Субкультуры, выделенные на основании признака социальной активности и политических взглядов – 20,92% Субкультуры, выделенные на основании признака музыкальных пристрастий, соответствующей моды – 62,87%

Соотношение известных и актуально представленных субкультур подчиняется следующей тенденции: доля определённой группы актуально представленных в регионе молодёжных субкультур меньше, чем доля этой же группы в распределении ответов на вопрос, касающийся информированности молодёжи о различных субкультурах. То есть количество респондентов, знающих о существовании тех или иных субкультур, выше, чем количество людей, замечавших представителей каких-либо субкультур или их действия в своём городе / районе проживания. Не укладываются в эту тенденцию только группа субкультур, выделенных по признаку социальной активности и политических взглядов и группа субкультур, выделенных на основании признака асоциальной направленности и деликвентного / криминального поведения. То есть количество респондентов, так или иначе сталкивавшихся с представителями данных групп субкультур и их действиями больше, чем тех, кто ранее выделил их как отдельную субкультуру при ответе на вопрос об известных им субкультурах. То есть эти группы довольно-таки активны в настоящее время в регионе. Что касается группы субкультур, выделенных на основании признака социальной активности и политических взглядов (а в неё, исходя из ответов респондентов, входят и молодёжные организации политических партий), то её повышенную активность можно связать с выборами в Госдуму РФ и соответственно периодом предвыборной агитации.

Распределение ответов по каждой из групп выглядит следующим образом:

  • Субкультуры, выделенные на основании признака музыкальных пристрастий, соответствующей моды:
  • «Эмо» - 29,09%
  • «Панки» - 20,21%
  • «Готы» - 17,07%
  • «Рэперы» - 13,24%
  • «Рокеры» - 6,10%
  • «Неформалы» - 5,23%
  • «Металлисты» - 3,83%
  • «Хиппи» - 2,61%
  • «Другие» - 2,61%
  • Субкультуры, выделенные на основании признака социальной активности и политических взглядов:
  • «Скинхеды, нацисты» – 49,21%
  • «НАШИ» - 16,40%
  • «Единая Россия, Молодая Гвардия» - 13,76%
  • «Молодёжный Совет» - 5,29%
  • «Союз Студентов» - 3,70%
  • «ШТОРМ» - 2,12%
  • «Другие» - 9,52%
  • Субкультуры, выделенные на основании способа проведения свободного времени / трудно идентифицируемые:
  • «Байкеры» - 50,70%
  • «Бомберы» - 11,27%
  • «Сектанты» - 5,63%
  • «Геймеры» - 2,82%
  • «Гламуры» – 2,82%
  • «Мажоры» – 2,82%
  • «Наркоманы» - 2,82%
  • «КВН-щики» - 2,82%
  • «Другие» - 13%
  • Субкультуры, выделенные на основании признака увлечения различными видами спорта:
  • «Скейтеры» – 33,33%
  • «Фанаты ФК, футбольные хулиганы» - 26,32%
  • «Роллеры» - 12,28%
  • «Скауты» - 7,02%
  • «Паркурщики» - 5,26%
  • «Стритрейсеры» - 3,51%
  • «Сноубодисты» - 3,51%
  • «Экстремалы» - 3,51%
  • «Другие» - 5,26%
  • Субкультуры, выделенные на основании признака асоциальной направленности и деликвентного / криминального поведения:
  • «Гопники» - 85,00%
  • «Быдло» - 10,00%
  • «Быки» - 5,00%

Основными источниками  информации о жизни различных  субкультур, согласно результатам исследования являются следующие:

  • Телевидение – 35,20%
  • Рассказы друзей – 23,70%
  • Наблюдаеете со стороны, являетесь очевидцем – 14,59%
  • Сами активно участвуете в жизни какой-либо из субкультур – 10,52%
  • Газеты, журналы, радио – 10,52%
  • Интернет – 4,63%
  • Нет ответа – 0,84%

Степень идентификации респондентов с какой-либо субкультурой

Для того, чтобы исследовать степень идентификации с какой-либо субкультурой, нами было рассмотрено распределение ответов на вопрос «В какой степени Вы являетесь частью какой-либо из субкультур?»

Ответы распределились следующим образом:

  • Не причисляю себя ни к какой субкультуре, но у меня есть такие знакомые – 33,94%
  • Не причисляю себя ни к какой субкультуре и не имею подобных знакомых – 27,35%
  • Являюсь участником, активно тусуюсь, общаюсь с представителями «моей» субкультуры –16,55%
  • Разделяю некоторые интересы и взгляды, но тусуюсь редко или не тусуюсь – 15,29%
  • Раньше интересовался(лась) всем этим, а сейчас утратил(а) интерес – 5,19%
  • Нет ответа – 1,68%

То есть доля респондентов, считающих себя актуально  в той или иной степени связанными с какой-либо субкультурой, составила 65,78% респондентов. Доля непосредственно участников субкультур составила 31,84%.

Установки молодёжи региона по отношению к  различным молодёжным субкультурам.

Мотивы, по которым  молодые люди, так или иначе, становятся участниками определённой субкультуры, согласно результатам исследования, распределились следующим образом:

  • Интересы – 42,53%
  • Попытка победить внутреннее одиночество, желание найти друзей и единомышленников – 34,71%
  • Потребность в эмоционально насыщенном общении – 11,24%
  • Протест против лицемерия и неискренности «взрослой культуры» - 4,84%
  • Конфликты на учёбе и дома – 3,70%
  • Потребность в защите и независимости – 2,99%

Как видно, группа мотивов, обусловленных проблемами в общении и отношениях со взрослыми, чувством незащищённости дома и на учёбе в сумме составляют 11,53%. То есть субкультуры в большей степени выступают как объединения по интересам, помогающие уйти от одиночества и удовлетворяющие потребность в насыщенном общении. Что касается установок интолерантности по отношению к каким-либо субкультурам, то ситуация, согласно результатам исследования, следующая:

  • Субкультуры, выделенные на основании признака музыкальных пристрастий, соответствующей моды – 56,38%
  • Субкультуры, выделенные на основании признака социальной активности и политических взглядов – 38,59%
  • Субкультуры, выделенные на основании способа проведения свободного времени / трудно идентифицируемые – 0,67%
  • Субкультуры, выделенные на основании признака увлечения различными видами спорта – 0,67%
  • Субкультуры, выделенные на основании признака асоциальной направленности и деликвентного / криминального поведения – 3,69%

Далее приведены данные по каждой из групп:

  • Субкультуры, выделенные на основании признака музыкальных пристрастий, соответствующей моды:
  • «Эмо» - 34,52%
  • «Панки» - 30,36%
  • «Готы» - 14,29%
  • «Рокеры» - 9,52%
  • «Рэперы» - 5,95%
  • «Неформалы» - 2,98%
  • «Металлисты» - 1,19%
  • «Другое» - 1,2%
  • Субкультуры, выделенные на основании признака социальной активности и политических взглядов:
  • «Скинхеды, радикалы, фашисты» - 89,57%
  • «Анархисты» - 5,22%
  • «Представители различных молодёжных партий» - 5,22%
  • Субкультуры, выделенные на основании способа проведения свободного времени/трудно идентифицируемые:
  • «Байкеры» - 100% (2 ответа)
  • Субкультуры, выделенные на основании признака увлечения различными видами спорта:
  • «Паркурщики» - 50% (1 ответ)
  • «Футбольные хулиганы» - 50% (1 ответ)
  • Субкультуры, выделенные на основании признака асоциальной направленности и деликвентного / криминального поведения:
  • «Гопники» - 90,91%
  • «Быдло» - 9,09%

Социальный  аспект взаимоотношений субкультур с обществом в целом и государством

Как обществу стоит относиться к различным молодёжным субкультурам?

  • Никак не относиться, принимать как факт, спокойно и с пониманием – 37,59%
  • Поощрять их начинания, которые могут развиваться во что-то полезное для общества –28,05%
  • Считать их “датчиками” эпохи, характеризующими наше время – 21,04%
  • Стараться подавлять – 9,82%
  • Нет ответа – 3,52%

Как Вы думаете, нужно или нет, чтобы государство  работало с молодёжными субкультурами?

  • Да – 51,33%
  • Нет ответа – 29,03%
  • Нет – 19,64%

Установки в отношении радикальных и экстремистских молодёжных субкультур

Насколько остро  стоит, на Ваш взгляд, проблема радикальных  и экстремистских молодёжных субкультур для вашего населённого пункта?

  • Эта проблема актуальна, но не в моём городе / районе проживания – 31,56%
  • Эта проблема не очень актуальна – 27,21%
  • Это очень острая и актуальная проблема – 26,09%
  • Эта проблема не актуальна – 13,32%
  • Нет ответа – 1,82%

Как лично Вы относитесь к действиям радикально настроенных молодёжных субкультур?

  • Неодобрительно – 43,34%
  • Безразлично / никак – 31,42 %
  • Одобрительно – 8,70%
  • Затрудняюсь ответить – 16,55%

 

2.2. Результаты исследования

Уровень информированности и источники информации о жизни различных субкультур

Согласно результатам  исследования, основным источником информации о жизни различных молодёжных субкультур является телевидение (35,20%), печатные СМИ на 4-м месте (10,52%), интернет как источник информации по данному вопросу стоит на первом месте лишь для 4,63%. То есть при работе с субкультурами через средства массовой информации наиболее эффективной будет работа через телевидение. На 2-м и 3-м месте рейтинга источников информации стоят рассказы друзей и «наблюдение со стороны».

Главным критерием  для вычленения субкультур в исследованной  совокупности респондентов является «музыкальные пристрастия и соответствующая  мода». Среди названных респондентами  субкультур, о которых они знают группа, сформированная на основе данного критерия, была самой многочисленной. Её удельный вес составил 65,53%, тогда как удельный вес второй по массовости группы субкультур (группа, сформированная на основе признака «социальная активность, политические взгляды») составил 17,62%, что является весьма показательным. Таким образом, музыкальные пристрастия и соответствующая мода являются наиболее важными идентификационными признаками в молодёжной среде. Такое соотношение различных групп молодёжных субкультур сохраняется и в актуальной представленности субкультур в регионе. Анализ соотношения информированности и представленности по каждой из групп субкультур позволил выделить две группы субкультур, не укладывающихся в общую тенденцию (группа субкультур, выделенных по признаку социальной активности и политических взглядов и группа субкультур, выделенных на основании признака асоциальной направленности и деликвентного / криминального поведения), что может свидетельствовать о высокой активности данных групп в регионе.

Идентификация респондентов с той или иной субкультурой.

В сумме в  той или иной степени связанными с какой-либо субкультурой считают  себя 65,78% респондентов.Из них о сильной  степени идентификации говорили – 16,55% респондентов, об умеренной – 15,29% респондентов, слабой (косвенной) – 33,94%. Раньше интересовались, а на данный момент утратили связь с определённой субкультурой 5,19%, однозначно не считают себя частью какой-либо субкультуры – 33,94% респондентов.

Установки респондентов по отношению к молодёжным субкультурам.

Как видно из результатов исследования, группа мотивов участия в жизни субкультур, обусловленных проблемами в общении, отношениях со взрослыми, чувством незащищённости дома и на учёбе в сумме составляют 11,53%. То есть субкультуры в большей степени выступают как объединения по интересам (42,53%), помогающие найти единомышленников, уйти от одиночества (34,71%) и удовлетворяющим потребность в насыщенном общении (11,29%), нежели своеобразное «убежище». Это дополнение к нормальной социальной жизни, обусловленное в большей степени общностью интересов, а не альтернатива ей и способ бегства от неё. В то же время на прямой вопрос, касающийся того, как обществу нужно относиться к молодёжным субкультурам ответили « Никак не относиться, принимать как факт, спокойно и с пониманием» – 37,59%, то есть эта часть респондентов не видит никакого позитивного потенциала в молодёжных субкультурах. Более позитивно настроена другая часть респондентов, ответивших: «Поощрять их начинания, которые могут развиваться во что-то полезное для общества» –28,05% и «Считать их “датчиками” эпохи, характеризующими наше время» – 21,04% Их можно объединить в одну группу. Таким образом, доля респондентов, признающих за молодёжными субкультурами определённый социально полезный потенциал - 49, 09%. Негативно настроены 9,82% респондентов, считающих, что обществу надо подавлять молодёжные субкультуры, вовсе не дали ответа – 3,52%. В целом можно сказать, что преобладает положительный настрой по отношению к молодёжным субкультурам. Хотя разрыв между долей позитивно настроенных респондентов и пассивно настроенных составляет всего 11, 5%. 51,33% респондентов считают, что государство должно работать с молодёжными субкультурами.

Информация о работе Молодежная субкультура