Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:28, курсовая работа
Сегодня, несмотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представления о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности. Субкультуры меняются настолько быстро и настолько разнообразны в один отдельно взятый промежуток времени в пределах одного большого пространства, что иногда нет возможности их даже назвать.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1.Теоретические аспекты изучения молодежных субкультур в современном обществе 5
1.1.Понятие субкультура 5
1.2.Подходы к изучению молодежных субкультур 8
1.3.Особенности и виды молодежных субкультур в России 11
ГЛАВА 2.Исследование молодежных субкультур. 13
2.1. Социологическое исследование «Молодёжные субкультуры Ярославского региона» (вторичный анализ) 13
2.2. Результаты исследования 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
В ходе исследования респондентам был предложен вопрос: «Перечислите, пожалуйста, представителей каких молодёжных субкультур Вы замечали в своём городе / районе проживания?», раскрывающий актуальную представленность тех или иных субкультур.
Ответы на этот вопрос распределились следующим образом:
Соотношение известных и актуально представленных субкультур подчиняется следующей тенденции: доля определённой группы актуально представленных в регионе молодёжных субкультур меньше, чем доля этой же группы в распределении ответов на вопрос, касающийся информированности молодёжи о различных субкультурах. То есть количество респондентов, знающих о существовании тех или иных субкультур, выше, чем количество людей, замечавших представителей каких-либо субкультур или их действия в своём городе / районе проживания. Не укладываются в эту тенденцию только группа субкультур, выделенных по признаку социальной активности и политических взглядов и группа субкультур, выделенных на основании признака асоциальной направленности и деликвентного / криминального поведения. То есть количество респондентов, так или иначе сталкивавшихся с представителями данных групп субкультур и их действиями больше, чем тех, кто ранее выделил их как отдельную субкультуру при ответе на вопрос об известных им субкультурах. То есть эти группы довольно-таки активны в настоящее время в регионе. Что касается группы субкультур, выделенных на основании признака социальной активности и политических взглядов (а в неё, исходя из ответов респондентов, входят и молодёжные организации политических партий), то её повышенную активность можно связать с выборами в Госдуму РФ и соответственно периодом предвыборной агитации.
Распределение ответов по каждой из групп выглядит следующим образом:
Основными источниками информации о жизни различных субкультур, согласно результатам исследования являются следующие:
Степень идентификации респондентов с какой-либо субкультурой
Для того, чтобы исследовать степень идентификации с какой-либо субкультурой, нами было рассмотрено распределение ответов на вопрос «В какой степени Вы являетесь частью какой-либо из субкультур?»
Ответы распределились следующим образом:
То есть доля респондентов, считающих себя актуально в той или иной степени связанными с какой-либо субкультурой, составила 65,78% респондентов. Доля непосредственно участников субкультур составила 31,84%.
Установки молодёжи региона по отношению к различным молодёжным субкультурам.
Мотивы, по которым молодые люди, так или иначе, становятся участниками определённой субкультуры, согласно результатам исследования, распределились следующим образом:
Как видно, группа мотивов, обусловленных проблемами в общении и отношениях со взрослыми, чувством незащищённости дома и на учёбе в сумме составляют 11,53%. То есть субкультуры в большей степени выступают как объединения по интересам, помогающие уйти от одиночества и удовлетворяющие потребность в насыщенном общении. Что касается установок интолерантности по отношению к каким-либо субкультурам, то ситуация, согласно результатам исследования, следующая:
Далее приведены данные по каждой из групп:
Социальный аспект взаимоотношений субкультур с обществом в целом и государством
Как обществу стоит относиться к различным молодёжным субкультурам?
Как Вы думаете, нужно или нет, чтобы государство работало с молодёжными субкультурами?
Установки в отношении радикальных и экстремистских молодёжных субкультур
Насколько остро стоит, на Ваш взгляд, проблема радикальных и экстремистских молодёжных субкультур для вашего населённого пункта?
Как лично Вы относитесь к действиям радикально настроенных молодёжных субкультур?
2.2. Результаты исследования
Уровень информированности и источники информации о жизни различных субкультур
Согласно результатам исследования, основным источником информации о жизни различных молодёжных субкультур является телевидение (35,20%), печатные СМИ на 4-м месте (10,52%), интернет как источник информации по данному вопросу стоит на первом месте лишь для 4,63%. То есть при работе с субкультурами через средства массовой информации наиболее эффективной будет работа через телевидение. На 2-м и 3-м месте рейтинга источников информации стоят рассказы друзей и «наблюдение со стороны».
Главным критерием для вычленения субкультур в исследованной совокупности респондентов является «музыкальные пристрастия и соответствующая мода». Среди названных респондентами субкультур, о которых они знают группа, сформированная на основе данного критерия, была самой многочисленной. Её удельный вес составил 65,53%, тогда как удельный вес второй по массовости группы субкультур (группа, сформированная на основе признака «социальная активность, политические взгляды») составил 17,62%, что является весьма показательным. Таким образом, музыкальные пристрастия и соответствующая мода являются наиболее важными идентификационными признаками в молодёжной среде. Такое соотношение различных групп молодёжных субкультур сохраняется и в актуальной представленности субкультур в регионе. Анализ соотношения информированности и представленности по каждой из групп субкультур позволил выделить две группы субкультур, не укладывающихся в общую тенденцию (группа субкультур, выделенных по признаку социальной активности и политических взглядов и группа субкультур, выделенных на основании признака асоциальной направленности и деликвентного / криминального поведения), что может свидетельствовать о высокой активности данных групп в регионе.
Идентификация респондентов с той или иной субкультурой.
В сумме в той или иной степени связанными с какой-либо субкультурой считают себя 65,78% респондентов.Из них о сильной степени идентификации говорили – 16,55% респондентов, об умеренной – 15,29% респондентов, слабой (косвенной) – 33,94%. Раньше интересовались, а на данный момент утратили связь с определённой субкультурой 5,19%, однозначно не считают себя частью какой-либо субкультуры – 33,94% респондентов.
Установки респондентов по отношению к молодёжным субкультурам.
Как видно из результатов исследования, группа мотивов участия в жизни субкультур, обусловленных проблемами в общении, отношениях со взрослыми, чувством незащищённости дома и на учёбе в сумме составляют 11,53%. То есть субкультуры в большей степени выступают как объединения по интересам (42,53%), помогающие найти единомышленников, уйти от одиночества (34,71%) и удовлетворяющим потребность в насыщенном общении (11,29%), нежели своеобразное «убежище». Это дополнение к нормальной социальной жизни, обусловленное в большей степени общностью интересов, а не альтернатива ей и способ бегства от неё. В то же время на прямой вопрос, касающийся того, как обществу нужно относиться к молодёжным субкультурам ответили « Никак не относиться, принимать как факт, спокойно и с пониманием» – 37,59%, то есть эта часть респондентов не видит никакого позитивного потенциала в молодёжных субкультурах. Более позитивно настроена другая часть респондентов, ответивших: «Поощрять их начинания, которые могут развиваться во что-то полезное для общества» –28,05% и «Считать их “датчиками” эпохи, характеризующими наше время» – 21,04% Их можно объединить в одну группу. Таким образом, доля респондентов, признающих за молодёжными субкультурами определённый социально полезный потенциал - 49, 09%. Негативно настроены 9,82% респондентов, считающих, что обществу надо подавлять молодёжные субкультуры, вовсе не дали ответа – 3,52%. В целом можно сказать, что преобладает положительный настрой по отношению к молодёжным субкультурам. Хотя разрыв между долей позитивно настроенных респондентов и пассивно настроенных составляет всего 11, 5%. 51,33% респондентов считают, что государство должно работать с молодёжными субкультурами.