Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:20, реферат
Без знания духовно-нравственных основ вряд ли можно продуктивно работать и разбираться в сложных социальных и духовных процессах в этом социально-правовом институте. Для того, чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте, что обусловлено самой ее природой.
Введение
Глава 1. Мораль – государственная служба – общество: диалектика взаимосвязи
1.1 Сущность морали, ее специфика, основные функции
2.2 Профессиональная этика, понятие, сущность
Глава 2. Этические аспекты государственной службы
2.1 Особенности государственной службы как социально-нравственного института
2.2 Моральный конфликт на государственной службе
Заключение
Список использованной литературы
АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Институт дополнительного образования
государственных служащих
Курсы для административных государственных служащих,
впервые принятых на государственную службу
Кафедра: «Социальная политика»
Реферат
на тему: «Морально-этические нормы в профессиональной деятельности государственного служащего»
Руководитель-консультант:
К.Ф.Н. профессор
Шаханов Е.А.
Выполнил: Карабаев А.К.
Главный специалист-главный контролер-ревизор
ГУ «Инспекция финансового контроля
по г.Астана» КФК МФ РК
Астана-2013
Содержание
Введение
Глава 1. Мораль – государственная служба – общество: диалектика взаимосвязи
1.1 Сущность морали, ее специфика, основные функции
2.2 Профессиональная этика, понятие, сущность
Глава 2. Этические аспекты государственной службы
2.1 Особенности государственной службы как социально-нравственного института
2.2 Моральный конфликт на государственной службе
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Возрождение института государственной службы как важнейшего механизма государственного управления сопряжено с решением многих организационных, правовых и экономических проблем.
Без знания духовно-нравственных основ вряд ли можно продуктивно работать и разбираться в сложных социальных и духовных процессах в этом социально-правовом институте. Для того, чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте, что обусловлено самой ее природой.
Цели государственной службы, ее принципы, нормы, профессиональные требования к кадрам – все содержит нравственный аспект.
Каждому роду человеческой деятельности соответствует определенные профессиональные моральный нормы, то есть руководящие начала, правила, образцы, порядок внутренней саморегуляции личности на основе этико-гуманистических идеалов, которые направлены на человека в тех или иных условиях жизни в обществе.
Трансформация
института государства
Поиски путей повышения нравственной культуры государственных служащих требует активизации исследований в области теории и практики формирования профессиональной этики персонала государственной службы.
Выявление основных тенденций и противоречий, осмысление позитивных и негативных сторон, анализ механизмов формирования этических норм государственных служащих-все это представляет познавательную и практическую значимость для создания современного, отвечающего самым высоким нравственным требованиям персонала государственной службы, призванного быть образцом моральной ответственности за исполнение возложенного на него государством и обществом служебного долга.
Главная цель всей деятельности государственных служащих - служить обществу посредством государственных институтов, отвечать его потребностям, запросам. Изменение условий различных сторон жизнедеятельности человека порождает новые общественные связи, коллизии, конфликты. Необходимость упорядочить новые отношения, разрешить вновь возникающие конфликты объективно требует развитие и обогащение нравственных качеств личности. Поступки личности, воплощающие ее моральные убеждения, являются ведущим компонентом, доминантой в общей характеристике ее нравственности. Данная активность определяет социальную сущность человека, выражает направленность и интенсивность его отношений с обществом.
Глава 1. Мораль – государственная служба – общество: диалектика взаимосвязи
Возникновение термина «этика» связано с именем Аристотеля. Термин «этика» входит в название трех основных сочинений Аристотеля: «Никомахова этика», «Эвдемова этика», «Большая этика». Понятие «этический» от которого происходит этика, образовано на основе слова «этос», что означает привычки, обычаи, нравы. Первоначально под этосом понималось привычное место совместного пребывания: дом, жилище. В последующем оно стало обозначать устойчивую природу какого-либо явления - обычай, нрав, характер, особый класс человеческих качеств.
Переводя аристотелевское понятие этического с греческого на латинский, Цицерон сформировал термин «moralis» (моральный) - латинский аналог греческого «этос», означающий характер, обычай.
По мере выделения этики в особую область знания за разными словами закрепляется различный смысл:
- этика - соответствующая ветвь знаний, наука;
- мораль-изучаемый ею предмет;
Этика – это наука о сущности, законах возникновения и историческом развитии морали, о ее специфических функциях, моральных ценностях общественной жизни.
Чтобы понять, почему и каким образом нравственные проблемы занимают столь значительное место в характеристике государственных служащих и государственной службы в целом, необходимо хотя бы краток остановиться на сущности и особенностях самого феномена «мораль».
Мораль - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.
Как форма общественного сознания мораль включает в себя понимание личностью или какой-либо человеческой общностью добра и зла, долга и совести, целей жизни и т.д. Как вид общественных отношений (моральных) - объективно существующие в связи, основанные на определенных нравственных принципах, нормах: общественное мнение, традиции, нравы, привычки и т.д.
Труд в коллективе, в сфере познания, административная общественная деятельность, семейные отношения, досуг - всюду вступает человек в сложную систему связей с другими людьми и, следовательно, вынужден сознательно или подсознательно руководствоваться в этом общении теми или иными принципами, нормами поведения. Это самое главное в понимании общественной роли морали, он обязан соотносить своими моральными убеждения с соответствующими убеждениями других людей, с господствующими моральными нормами. Если каждый человек будет поступать только так, как лично ему представляется правильным, справедливым, и не будет при этом соотносить свое поведение с другим пониманием правильного, справедливого, то человеческое общество существовать не может. Общество-это прежде всего определенная целостность, предполагающая жизнь индивидов по общим правилам.
Моральная практика возникла из объективной необходимости регулировать взаимоотношения в человеческом общежитии: между человеком и другими людьми, обществом, его структурами, установками и т.д. В этом главная функция морали. Подобное регулирование является необходимым условием для выживания людей в рамках общества.
Мораль регулирует все отношения личности во всех сферах жизнедеятельности общества. Исходя из каких побуждений, человек выбрал именно этот род деятельности, как он воспитывает своих детей, как он относится к служебному долгу, к своим коллегам, какие цели ставит перед собой, его ценностные ориентации – все подвергается общественному одобрению или порицанию.
Функция регулирования присуща и в правовой форме.
Право регулирует отношения между личностью и другой личностью, между личностью и обществом только в условиях «правового поля», когда имеются соответствующие данной ситуации законы, нормативные документы. Нет соответствующих законов - нет и правового регулирования. Право в отличие от морали действует в строго ограниченных рамках, обусловливая только сегодняшние отношения между людьми.
Мораль же опираясь прежде всего на традиции, обычаи, привычки, на силу общественного мнения. Вся история цивилизации доказывает эффективность этой опоры. Пойти против традиций, против общественного мнения, нарушить общепринятые нормы поведения сложнее для человека, чем пойти на нарушение нормативных актов, это обусловливается еще одним существенным отличием права от морали.
Если принимается тот или иной нормативный документ и «нравится» он человеку, служащему, руководителю или нет - он обязан его выполнять.
Мораль же только тогда выступает реальным регулятором поведения человека, «определителем» направленности всех его поступков, когда те или иные нравственные нормы, ценности восприняты человеком, стали его собственными личностными ценностями.
Человек непроизвольно оценивает все окружающие его явления, все события, людей, все властные учреждения, структуры и т.д. оценивает по принципиальной шкале: добро и зло. Добро для него, ценно ли, справедливо или это для него зло, принесет вред, несправедливо. Данная оценка -жизненная необходимость. Нормальный человек никогда не будет добровольно стремиться к тому, что он считает. Злом для себя, и отвергать то, что составляет по его понятием добро.
Особую важность для государственного служащего представляют те, в котором в наибольшей степени выражена сущность общественно-значимых ценностных ориентаций. Такие как, гражданственность, патриотизм, профессиональный долг, достоинство, принципиальность, бескорыстие, справедливость.
Гражданственность-качество, характеризующиеся тем, что человек ощущает себя частью государства, свою сопричастность к его делам, свою ответственность за его развитие.
Патриотизм-любовь к Отечеству, преданность, стремление своими действиями служить его интересам.
Профессиональный долг - предполагает осознание государственным служащим своей личной ответственности перед государством, обществом, коллегами и перед самим собой.
Достоинство - осознание личностью своей ценности - личностной, общественной, нравственной, профессиональной и т.д.
Принципиальность – преданность определенным нравственным принципам, мировоззренческим идеям, государственным и общественным установкам, верность в убеждениях и поступках.
Бескорыстие - нравственный запрет на использование своего должностного положения для получения какой-либо личной выгоды.
Справедливость – содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных видов жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием и т.д.
Ответственность - отношение личности к обществу, обязанность человека давать отчет в своих поступках, действиях и отвечать за их возможные последствия.
Рассматривая нравственную культуру, следует иметь в виду важное обстоятельство, что именно поступки личности, воплощающие ее моральные убеждения, являются ведущим компонентом и доминантой в общей характеристике ее нравственности. Данная активность в решающей степени определяет и социальную сущность человека, выражает направленность и интенсивность его отношений с обществом.
Таким образом, нравственная культура как неотъемлемая часть духовно-практической культуры общества, отдельных социальных групп, индивида, определяется соотношением действий личности с соответствующими моральными нормами, требованиями; единством слова и дела, мотива и поведения; и нравственной активностью.
2.2 Профессиональная этика, понятие, сущность
Профессиональная
этика относится к
Универсальная этика относится к нормам поведения, которые являются обязательными для всех людей независимо от их профессиональной принадлежности или социальных функций.
Профессиональная мораль возникла с общественным разделением труда, положившим начало профессиональному обособлению социальных групп. С образованием профессиональных групп возникает социальная потребность в регулировании отношений людей внутри них. В зависимости от конкретных исторических условий на первый план выдвигается та или иная сторона профессиональной деятельности. Чем же обусловлена нравственная оценка профессии? Во-первых, тем, что данная профессия объективно дает для общественного развития. Во-вторых, тем, что она дает человеку субъективно, в смысле нравственного воздействия.
Всякая профессия, поскольку она существует, выполняет определенную социальную функцию. Та или иная профессия определяет выбор специфической среды общения, которая накладывает свой отпечаток на людей независимо от того, хотят они этого или нет.
Внутри каждой профессиональной группы складываются определенные специфические связи и отношения людей.
Среди многообразных ситуаций в профессиональных ситуаций в профессиональных отношениях начинают выделяться наиболее типичные, которые и характеризуют относительную самостоятельность профессии, ее моральную атмосферу.