Морально-этические нормы в профессиональной деятельности государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:20, реферат

Описание работы

Без знания духовно-нравственных основ вряд ли можно продуктивно работать и разбираться в сложных социальных и духовных процессах в этом социально-правовом институте. Для того, чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте, что обусловлено самой ее природой.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Мораль – государственная служба – общество: диалектика взаимосвязи

1.1 Сущность морали, ее специфика, основные функции
2.2 Профессиональная этика, понятие, сущность

Глава 2. Этические аспекты государственной службы

2.1 Особенности государственной службы как социально-нравственного института
2.2 Моральный конфликт на государственной службе

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат академия гос.управления.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Как только профессиональные отношения приобрели качественную устойчивость, это привело к формированию особых нравственных установок, соответствующих характеру труда, т.е. к возникновению профессиональной морали. Она становится объектом осмысления, изучения, анализа, усвоения, силой, направляющей поведение представителя той или иной профессии.

Профессиональная  этика регулирует нравственные отношения людей в основной сфере общественной жизни-трудовой деятельности. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и духовных ценностей, и от того, какими по своим нравственным целям и содержанию является отношения людей в обеспечении этого процесса, во многом зависит благополучие субъектов труда и общества. Также и как совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу, а посредством его к людям, с которыми он связан в силу характера своей профессии, и в конечном итоге к обществу в целом.

Профессиональная  этика изучает:

-отношения трудовых  коллективов и каждого специалиста  в отдельности к обществу;

-нравственные  качества специалиста, обеспечивающие выполнение профессионального долга;

-специфику нравственных  отношений специалистов и людей,  являющихся непосредственным объектом  их деятельности;

-взаимоотношения  внутри профессиональных коллективов  и те специфические для данной  профессии  нравственные нормы, которые выражают эти отношения;

-профессиональную  деятельность как нравственное  качество личности.

По некоторым  видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные  требования. Уделяется особое внимание моральным качествам работников тех профессий, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, некоторые профессий из сферы услуг, здравоохранения, воспитания и т.д. Особенности труда этих профессиональных групп существенно усложняют моральные отношения, и к ним прибавляют новый элемент-взаимодействие с людьми-объектами деятельности.

Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Только на основе принципов и норм общей морали возможно обобщение нового морального опыта в сфере труда, определение новых норм и запретов в профессиональной морали, преодоление отживших нравственных правил и оценок.

Можно предложить следующие правила этического поведения  в качестве ориентиров  - общие указания, которые должны использоваться в качестве принуждения работать согласно своим моральным принципов. Выделим три категории: персональная, профессиональная и всемирная этика.

Я хотел бы остановиться на принципах персональной этики, которые включают:

-беспокойство за других;

-надежность  и честность;

-добровольное  подчинение закону;

-справедливость;

-благотворительность,  возможность приносить пользу;

-предупреждение  вредных последствий.

И также принципы профессиональной этики, включающей:

- беспристрастность,  объективность;

-конфиденциальность;

-должное старание;

-точное исполнение  профессиональных обязанностей;

Избежание потенциальных  или явных конфликтов.

Различные виды профессиональной этики имеют свои традиции, боле или менее давние, что свидетельствуют о преемственности основных этических норм, выработанных представителями той или иной профессии на протяжении веков, десятилетий.

 

Глава 2. Этические аспекты государственной  службы

2.1 Особенности  государственной службы как социально-нравственного  института.

Государственная служба рассматривается как система общественных институтов – правового, социального, организационного, нравственного, политического, экономического и т.д.. Под социальным институтом понимается совокупность формальных и неформальных принципов, норм, правил, традиций, ценностей, установок, регулирующих определенные формы человеческой деятельности и организующих их в систему статусов и ролей, образующих социальную структуру.

При этом социальные нормы подразделяют на правовые (установленные государством, законом, указом, актом) и моральные (нравственные императивы, требования определенного поведения). В раках социальных институтов воспроизводятся, повторяются, становясь устойчивыми, образцы поведения, привычки, передающиеся из поколения в поколение.

Государственная служба как социальный институт представляет собой особый вид социальной практики, нацеленной на обеспечение законных прав и свобод граждан, на создание благоприятных условий для их безопасности и достойной жизни. Он выступает и как функция особого социального слоя людей- государственных служащих, которым присущи свои корпоративные интересы и запросы, и как срез общественных отношений, складывающихся в процессе выполнения государственным аппаратом функций по обеспечению органической связи государства и гражданского общества.

Наряду с  этим государственная служба является не только правовой, но и этической системой: формируя правосознание граждан, она вместе с тем выступает носителем должной морали, моральных ценностей, ориентирует государственных служащих и граждан на соблюдение моральных норм, правил человеческого общежития.

Социальный  характер государственной службы проявляется  на трех уровнях: на уровне общества (природа  социального института, его цели, функции); на уровне социального слоя государственных служащих (ценности, традиции, нормы); на уровне отдельного государственного служащего (социальный статус, престиж, имидж, рейтинг).

На уровне общества социальный характер государственной  службы определяется прежде всего тем, что она функционирует в интересах каждого гражданина и общества в целом. Проявлению этой функции государственной службы способствует то, что социальным становится само государство, т.е. оно призвано проводить современную социальную политику: заботиться о трудовом устройстве населения, правах человека, развивать системы здравоохранения, образования, социального обеспечения, поддерживать малоимущие слои населения, бороться с преступностью, предотвращать социальные конфликты и т.д.

Государственные служащие, реализуя социальную политику государства, сталкиваются с проблемой соотношения сущего и должного: идеальных (должных) норм морали и фактических нравов служащих. Поэтому основная задача государственной службы как социального института – ориентация на защиту интересов общества, государства. Эти интересы являются высшим принципом профессиональной этики и конечной целью деятельности государственных служащих. Исходя из данного принципа, формируются конкретные нравственные нормы: приоритет общественных интересов над частным интересом индивидов и социальных групп; забота об авторитете государства при совершении тех или иных действий; лояльность по отношению к ветвям власти, государственным институтам.

Государственная служба тесно связана с другими  социальными институтами общества, реализующими социальную политику государства: семьей, системой здравоохранения, средствами массовой информации, с общественными и предпринимательскими структурами и др. Воздействие государственной службы на эти структуры гражданского общества проявляется через ее кадры, способные действовать на основе таких нравственных принципов, как справедливость, уважение человеческого достоинства и т.д.

Второе проявление государственной службы как социально-нравственного  института –уровень самой государственной службы.

Особое значение имеют нормы внутриаппаратного  поведения (законность, самоограничение  прав и свобод, коммуникабельность, умение хранить государственную  и служебную тайну, добросовестное исполнение служебных обязанностей, цивилизованность и т.д.).

В процессе институционализации  государственной службы происходит замена спонтанных, непредсказуемых действий и поведения людей упорядоченными, организованными, регулируемыми не только путем нормативного закрепления социальных статусов и ролей, организации контроля, но и расширения сферы влияния нравственных ценностей и норм. Важное место в этом процессе отводится самоорганизации и самореализации государственных служащих, которые способствуют раскрытию и обогащению их творческого потенциала. Особое значение здесь приобретают умения осваивать опыт других, поддержка предложений служащих, развитие их творчества, инициативы, самостоятельности.

Есть существенная особенность государственной службы как социального института это  требования к государственным служащим наличие категории «ограничения». Законом установлены ограничения, связанные со службой: нельзя заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной или творческой), предпринимательской (лично или через посредников), использовать материально-технические, финансовые и информационные средства в неслужебных целях и др.

Государство и  общество в состоянии решить свои основные задачи лишь при условии  целенаправленной, высокопрофессиональной и энергичной деятельности государственного аппарата. Поэтому в сферу государственной службы важно привлекать морально благонадежных людей, преданных Отечеству и народу, профессионально подготовленных и компетентных.

Третий уровень  проявления государственной службы как социально-нравственного института  – сам государственный служащий. Реализация моральных принципов и норм государственным служащим тесно связана с его пониманием своего особого социального статуса, положения в системе государственного управления и общества в целом.

Важным элементом  функционирования является  обеспечение, поддержание соответствующего социального статуса государственного служащего; ориентирует на занятие более высокого положения в обществе, продвижения по службе, достижения баланса прав, свобод, обязанностей. ограничений, ответственности. При этом возникает немало нравственных проблем, поскольку показателями социального статуса являются такие «соблазны», как власть, престиж, имидж, авторитет и т.д.

 Во второй  половине XX в. в ряде стран объективные обстоятельства, прежде всего переход к постиндустриальному, информационному обществу, потребовали коренным образом изменить отношение к государственному служащему. Он становится главным действующим лицом всей системы государственной службы. Соответственно возникли новые условия и для проявления нравственных качеств служащего.

Вот поэтому  важное значение приобретает уяснение самого понятия «служба». Служба – не просто какой-то вид работы или деятельности. Она связана с такими понятиями и ценностями, как «польза», «жизнь для других», «услуга», «полезное дело» и т.д.; служить – значит быть пригодным, годиться, быть полезным обществу, быть орудием и средством для достижения целей, готовым к делу, быть нужным, надобным.

Таким образом, под службой понимаются отношения долга, верности, преданности, готовности исполнения дела, оказания услуг, защиты интересов.

Государственная служба как социально-нравственный институт включает три крупные группы взаимодействия: государственная служба и общество; кадровый корпус государственных  служащих как социальный слой (группа) и общество; государственный служащий и его положение, роль в обществе. Эффективное функционирование государственной службы как социального института зависит от развития и взаимосвязи всех трех подсистем социального института. В рамках государственной службы как социального института возрастает значение моральных принципов и норм, что усиливает значимость этой службы как социально-нравственного института.

 

2.2 Моральный  конфликт на государственной  службе.

 

В процессе прохождения  государственной службы служащий сталкивается с различными конфликтными ситуациями. Преломляясь через личность государственного служащего, конфликты становятся неизбежным компонентом нравственной жизни как отдельного индивида, так и коллектива учреждений и социального института государственной службы в целом.

Конфликты и  противоречия могут возникать на различных этажах социальной системы: в обществе в целом, в организациях и коллективах и на внутриличностном уровне.

Для практики разрешения конфликтов важным методологическим положением является то, что в своем развитии моральный конфликт проходит ряд этапов.

На первом нравственно-психологический  мир личности находится в состоянии  целостности и гармонии. У служащего  не возникает сомнений в правильности своих действий, в обоснованности распоряжений руководителя, в справедливости общественных устоев.

На втором этапе  возникает нарушение равновесия, психологический дискомфорт. Появляются сомнения, несогласие, отрицание, критический  настрой. Это влияет на профессиональную деятельность, отношения с коллегами и т.д.

На третьем  этапе должно происходить процесс окончательного выбора собственной позиции и возвращение к нормальной жизнедеятельности. Исходя из того, что моральный конфликт разворачивается на внутриличностном уровне, можно выделить его основные свойства, которые важно учитывать в процессе преодоления конфликтных ситуаций в сфере государственной службы.

- альтернативность. Служащий должен сделать единственный выбор и на этом пути не может быть компромисса. Какой бы выбор не сделал служащий, всегда окажется, что некоторая ценность, интерес, возможность принесены в жертву.

- моральный конфликт имеет личностный характер. Он разрешается не сам по себе, а требует, чтобы индивид определил свою моральную позицию и определенным образом выстроил свое поведение. Даже если конфликт «разразился» в коллективе по поводу совместной деятельности, каждый сотрудник должен сам определить свою позицию.

- процесс выхода из ситуации морального конфликта сопровождается борьбой мотивов. То есть необходимость служащим обоснования выбора, поиска критерия для нахождения правильного решения.

Государственная служба как особый вид социальной практики, призванный обеспечить реализацию общенациональных интересов, неотделима от огромной моральной ответственности.

Переживание морального конфликта на государственной службе может быть вызвано группой специфических  факторов.

Информация о работе Морально-этические нормы в профессиональной деятельности государственного служащего