Морально-этические нормы в профессиональной деятельности государственного служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 07:20, реферат

Описание работы

Без знания духовно-нравственных основ вряд ли можно продуктивно работать и разбираться в сложных социальных и духовных процессах в этом социально-правовом институте. Для того, чтобы быть эффективной, государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте, что обусловлено самой ее природой.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Мораль – государственная служба – общество: диалектика взаимосвязи

1.1 Сущность морали, ее специфика, основные функции
2.2 Профессиональная этика, понятие, сущность

Глава 2. Этические аспекты государственной службы

2.1 Особенности государственной службы как социально-нравственного института
2.2 Моральный конфликт на государственной службе

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат академия гос.управления.doc

— 130.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, причиной возникновения конфликтов является, противоречивое положение, которые  государственные служащие занимают между различными уровнями власти и гражданами, что предполагает расхождение между государственной службой как социальным институтом, реализующим политическую волю руководства, и народом, как исходным источником государства, и также между государственной службой и политической властью.

Во-вторых, жесткий  субординационный характер отношений  на государственной службе. Отношения  начальника и подчиненных характеризуются  различием в их нормативно-статусных  позициях.

Руководитель  в сфере государственной службы обладает значительным объемом власти и полномочий, а подчиненные не всегда имеют достаточные возможности для защиты своих прав, нравственного достоинства, и моральных идеалов.

В-третьих, противоречия процессов социально-профессионального  определения и самоопределения государственных служащих. Несоответствие идеального и реального уровня притязаний в сфере профессиональной деятельности может служить основой для возникновения морального конфликта. Поведение людей определяется не столько реальным положением дел, сколько их представлением об этом положении.

Осуществляя моральный  выбор в процессе принятия решения, государственный служащий обязан руководствоваться  общественными интересами и ценностями, согласовывая с ними свои личные потребности  и позиции. Вместе с тем, проведенные исследования выявили выдвижение многих государственных служащих на первый план личные мотивы в профессиональной деятельности, смещение на второй план общегосударственных, общественных, политических. Однако, государственная служба представляет собой осуществление полномочий, посредством которых должностное лицо реализует от имени государства его функции.

Поведенческие реакции в случае возникновения  конфликтов могут иметь как активную, открытую, так и пассивную, скрытую форму.

В активной форме моральный конфликт проявляется открытая конфронтация, резкое выражение своего несогласия, например, в форме отказа подчиняться распоряжениям руководителя, выступления в средствах массовой информации с критикой позиции своего ведомства.

В пассивной  форме проявляется как скрытое состояние моральной неудовлетворенности, подавленности, внутреннее несогласие с действиями и решениями руководства и политикой своего ведомства, молчаливое осуждение и т.д.

Относясь к  себе как к простому исполнителю, государственный служащий может не чувствовать нравственную ответственность за результаты своих действий, что ослабляет его моральный самоконтроль.

Существуют  различные подходы к определению  последствий конфликтов. Одни считают, что конфликт имеет преимущественно негативные последствия и его надо избегать. Другие подчеркивают, что любая социальная структура пронизана противоречиями, потому конфликты неизбежны и могут играть не только негативную, но и позитивную роль, выступая движущей силой развития.

Роль морального конфликта в системе государственной службе оценивается прежде всего с позиции его влияния на развитие личности государственного служащего.

К каким же негативным последствиям может привести возникновение  моральных конфликтов?

Итак, моральные конфликты неизбежно оказывают негативное воздействие на эмоциональную сферу государственного служащего, что ведет к духовной неустойчивости, тревоге, подавленности, стрессу и т.д.;

нарушают систему  личных взаимоотношений государственного служащего с коллегами, близкими людьми. Возникшие расхождения в подходах, взглядах и ценностях нередко переносятся на носителей этих взглядов, что разрушает всю систему личных взаимоотношений, также имеет тенденцию выплеснуться на окружающих в форме неадекватной эмоциональной реакции;

оказывает негативное влияние на систему ценностей государственного служащего. Разочарование в государственных и общественных ценностях и идеалах, утрату веры в справедливость и в свои собственные силы, также может иметь позитивные последствия, функция социализации и адаптации государственных служащих;

моральный конфликт имеет важное значение для процесса становления личности. В ходе его  переживаний и разрешения выкристаллизовывается собственная ценностная позиция личности, конфликт способствует самоутверждению личности, позволяет избавиться от чувства неполноценности и покорности.

При разрешении моральных конфликтов на государственной  службе необходимо ориентироваться  на ряд важных требований: определить деловую зону морального конфликта, поскольку он всегда выступает как сторона конкретных противоречий, столкновений и конфликтов; установить непосредственно повод и причины морального конфликта, которые нередко не осознаются субъектами конфликта; при разрешении того или иного конфликта важно учесть его причинно-мотивационную сторону и эмоциально-психическое состояние индивидов, уяснить субъективные мотивы вступления людей в конфликт, в процессе преодоления морального конфликта следует учесть последствия принимаемых мер.

Большое значение для предупреждения и разрешения морального конфликта имеет личностный фактор. Твердая нравственная позиция, высокий уровень личностной зрелости, способность подняться над стереотипами, адекватная самооценка, готовность брать ответственность на себя- вот те качества, которые помогут личности выйти из конфликтной ситуации.

Неустанное  внимание к проблеме нравственного  конфликта на государственной службе - основное  условие повышения  эффективности государственной  службы, формирования позитивного отношения  к ней общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Деятельность  государственных служащих обусловлена  системой социальных регуляторов, среди  которых одно из важнейших мест занимает мораль. В наиболее обобщенном виде содержание требований той или иной морали раскрывается в нормах, требованиях и принципах. Специфика морали как формы общетребований зависит от особенностей исторического времени, влияния тех или иных социальных факторов. На этой основе складывались различные моральные системы, содержащие ряд универсальных простых норм и требований, без соблюдения которых невозможно выстроить присущую и отвечающую природе человека систему взаимоотношений, человеческое общежитие становится невозможным.

Осознавая всю  ответственность перед государством, обществом и гражданами, государственный служащий призван исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственного органа.

В профессиональной деятельности государственный служащий должен быть добросовестным, честным, быть независимым, корректным, вежливым, иметь чувство профессионального долга.

В Республике Казахстан  государственный служащий обязан знать и соблюдать в процессе трудовой деятельности - Закон Республики Казахстан от 23.07.1999 N 453-1 "О государственной службе" и Кодекс чести государственных служащих РК (Правила служебной этики государственных служащих, утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 3 мая 2005 года № 1567) для того, чтобы иметь статус и достойное лицо государственного служащего.

Не менее  важное значение на государственной  службе имеет речевая этика государственного служащего.

У служащего должен присутствовать уровень культуры языка, определенное речевое поведение, и прежде всего для эффективного труда в обществе, коллективе. Недопустимо, чтобы государственный служащий применял оскорбительную или жаргонную лексики.

Неотъемлемыми атрибутами цивилизованного делового общения и высокоэффективного администрирования является культура и этика.

Поэтому изучение норм и правил культуры и этики  служебного общения должно быть включено в учебные планы образовательной  учреждений, занимающихся переподготовкой  и повышением квалификации государственных служащих.

Государственная служба как социальный институт должна представлять собой не только образцовый тип управления, но и быть примером нравственности и культуры отношений. От престижа власти в глазах общественности, от степени доверия к ней зависит успех реформирования общества.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

  1. Учебное пособие «Нравственные основы государственной службы России», Москва, Издательство РАГС, 2003г.
  2. Учебное пособие «Профессиональная этика судьи», Астана, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан,2008г.

 


Информация о работе Морально-этические нормы в профессиональной деятельности государственного служащего