Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:42, реферат
При планировании и организации работы руководитель определяет, что конкретно должна выполнить данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность воплотить свои решения в дела, применяя на практике основные принципы мотивации.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации.
Современные теории
мотивации, основанные на результатах
психологических исследований, доказывают,
что истинные причины, побуждающие
человека отдавать работе все силы,
чрезвычайно сложны и многообразны.
Теории мотивации
бывают содержательными (Маслоу, Альдерфера,
Мак Клелланда, Герцберга) и процессуальные
(ожидания Врума, справедливости Адамса,
Портера-Лоулера).
Между тем целесообразно
объединить эти две группы теорий
мотивации, так как первая из них
принимает за основу мотивы в статике,
а вторая - в динамике. Как и
любой вопрос в теории организации,
проблему мотивации следует изучать
одновременно как структуру (субстанцию)
и как процесс. Субстанция без
движения мертва. Поэтому на стадии
планирования работ следует разрабатывать
и включать в планы показатели
мотивации, учитывающие ситуационные
альтернативные варианты достижения цели,
а при реализации планов - выбирать
наиболее эффективный вариант.
Мотивация осуществляется
через стили управления.
Макгрегор выделяет
две основные теории (концепции, стили)
управления - теории X и Y. Теория X исходит
из следующих предпосылок:
человек не любит
работать;
поэтому его следует
принуждать, контролировать и угрожать
наказанием;
человек хочет, чтобы
им руководили, он избегает ответственности
и не проявляет инициативы.
Теория Y базируется
на прямо противоположных
человек любит работу,
самостоятельность и
контроль должен
быть очень мягким и незаметным;
следует избегать команд
и приказаний.
Японский специалист
Оучи предложил стиль управления Z, основанный
на учете национальных традиций и особенностей
экономического положения Японии. Основой
мотивации в Японии является иерархия
рангов, которая применяется как на предприятиях,
так и в государственных органах. В отличие
от стилей управления, основанных на фиксированном
разделении труда (что характерно для
стран Запада и России), японские рабочие
и служащие поощряются за овладение широким
спектром знаний и навыков, творческую
активность, умение работать в коллективе,
находить компромиссные решения в интересах
фирмы. Ранг сотрудника японской фирмы
или государственного органа определяет
не только его заработную плату, но и величину
бонусов, гарантии занятости, размер выплат
при выходе на пенсию.
Теория А. Маслоу: потребности делятся на первичные (физиологические, безопасности и защищенности) и вторичные (социальные, уважение, самовыражение) (рис. 5.9.).
Существует четкое
различие между базовыми потребностями
и самореализацией: последняя не
может быть быстро и легко удовлетворена,
поскольку всегда остается стремление
достичь большего; пробужденное желание
самореализации вызывает желание дальнейшего
роста.
Рис. 5.9. Теория мотивации
А. Маслоу
Это более ранняя
теория. Ее сторонники, в том числе
и Абрахам Маслоу, считали, что предметом
психологии является поведение, а не сознание
человека. В основе же поведения лежат
потре6ности человека, которые можно разделить
на пять групп:
физиологические потребности,
необходимые для выживания
потребности в безопасности
и уверенности в будущем - защита
от физических и других опасностей
со стороны окружающего мира и
уверенность в том, что физиологические
потребности будут
социальные потребности
- необходимость в социальном окружении.
В общении с людьми, чувство
«локтя» и поддержка;
потребности в уважении,
в признании окружающих и стремлении
к личным достижениям,
потребность самовыражения,
т.е. потребность в собственном
росте и в реализации своих
потенциальных возможностей.
Первые две группы
потребностей первичные, а следующие
три вторичные. Согласно теории Маслоу,
все эти потребности можно расположить
в строгой иерархической последовательности
в виде пирамиды, в основании которой лежат
первичные потребности, а вершиной являются
вторичные.
Смысл такого иерархического
построения заключается в том, что
приоритетны для человека потребности
более низких уровней и это
сказывается на его мотивации. Другими
словами, в поведении человека более
определяющим является удовлетворение
потребностей сначала низких уровней,
а затем, по мере удовлетворения этих
потребностей, становятся стимулирующим
фактором и потребности более
высоких уровней.
Пример связи потребностей,
их проявления и средств удовлетворения
(А. Маслоу) представлены в табл. 5.1.
Таблица 5.1.
Связь потребностей
и средств удовлетворения
Группы потребностей
Форма проявления потребностей
Средства удовлетворения потребностей
Самовыражение
Стремление к достижению
результатов
Предоставление творческой работы
Признание и самоутверждение
Желание занимать определенное
положение в коллективе
Присвоение рангов или званий
Принадлежность и
причастность
Стремление к установлению
дружеских отношений
Поощрение создания неформальных групп
Безопасность
Стремление к предотвращению
опасных изменений
Создание системы страхования
Физиологические потребности
Желание регулярно
и качественно питаться
Создание легко доступных
систем питания
Теория Дэвида МакКлелланда:
структура потребностей высшего уровня
сводится к трем факторам: стремлению
к успеху, стремлению к власти, к признанию.
При таком утверждении успех расценивается
не как похвала или признание со стороны
коллег, а как личные достижения в результате
активной деятельности, как готовность
участвовать в принятии сложных решений
и нести за них персональную ответственность.
Стремление к власти должно не только
говорить о честолюбии, но и показывать
умение человека успешно работать на разных
уровнях управления в организациях, а
стремление к признанию - его способность
быть неформальным лидером, иметь свое
собственное мнение и уметь убеждать окружающих
в его правильности.
Согласно теории
МакКлелланда люди, стремящиеся к власти,
должны удовлетворить эту свою потребность
и могут это сделать при занятии определенных
должностей в организации.
Управлять такими
потребностями можно,
Теория Герцберга: потребности делятся на гигиенические факторы и мотивации. Наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой. Теория мотивации Герцберга была создана на основе данных интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах. Интервьюируемых просили описать ситуации, в которых они чувствовали полное удовлетворение или, наоборот, неудовлетворение от работы. Ответы были классифицированы по группам. Изучая собранный материал, Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызывается различными факторами (рис. 5.10.).
Рис. 5.10. Факторы теории
мотивации Герцберга
Внешние факторы, влияющие
удовлетворенность и
Мотиваторы, вызывающие
удовлетворенность работой, связывались
с содержанием работы и вызывались внутренними
потребностями личности в самовыражении.
Факторы, вызывающие неудовлетворенность
работой, связывались с недостатками работы
и внешними условиями. С этими факторами
легко связать неприятные ощущения, которых
необходимо избегать. По мнению Герцберга,
факторы, вызывающие удовлетворенность
работой, находятся как бы в собственной
шкале измерений, где одни действуют в
диапазоне от минуса до нуля, а другие
– от нуля до плюса.
Что касается факторов
контекста, то если они создают неблагоприятную
ситуацию, то работники испытывают
неудовлетворенность, но и в лучшем
случае эти факторы не приводят к
большой удовлетворенности
Удовлетворенность
работой вызывают только мотивационные
факторы, положительное развитие которых
может повысить мотивацию и удовлетворенность
от нейтрального состояния до плюса.
Теория Адельфера:
потребность роста, потребность связи,
потребность существования.
Теория мотивации
труда, известная как теория ERG (Existence
— существование, Relatedness — отношения с
другими людьми, Growth — рост), основанная
на иерархии потребностей по Маслоу, предложена
Клейтоном Альдерфером.
Потребности, связанные
с существованием, — это потребности,
от удовлетворения которых зависит выживание
индивидуума: потребности в пище, воде,
убежище и потребность в физической безопасности.
Организации способны удовлетворить
эти потребности, обеспечив работников
заработной платой, дополнительными льготами,
безопасными условиями труда и защитой
их права на труд.
Потребность в отношениях
удовлетворяется его контактами
с другими людьми в той мере,
в какой эти отношения
Потребности в росте,
например потребность в собственном совершенствовании
и развитии, это потребности, связанные
с личностью человека, с его «Я». Эти потребности
удовлетворяются за счет максимально
полного использования наших навыков
и способностей. Работа способна удовлетворить
потребность человека в росте, если она
сопряжена с поиском нестандартных решений,
автономна и требует творческого подхода.
Между потребностями,
из которых исходит теория мотивации
труда, нет иерархической зависимости,
все они способны влиять на нас
одновременно. А это значит, что
удовлетворение потребностей одного рода
не ведет автоматически к
На рис. 5.11. представлено соотношение иерархии потребностей теории Маслоу и теории Альдерфера.
Рис. 5.11. Соотношение
иерархии потребностей теории Маслоу
и теории Альдерфера
Теория мотивации
Фрейда: теория психоанализа.
Фрейд полагал, что
люди в основном не осознают тех
реальных психологических сил, которые
формируют их поведение. Человек
растет, подавляя в себе множество
влечений. Эти влечения никогда полностью
не исчезают и никогда не находятся под
полным контролем; они появляются в сновидениях,
оговорах, невротическом поведении, навязчивых
состояниях, в психозах, при которых человеческое
Эго оказывается не в состоянии сбалансировать
мощные импульсы собственного Ид с гнетом
Супер-Эго; таким образом, человек не отдает
себе полного отчета в истоках собственной
мотивации.
Процессуальные теории
мотивации.
Содержательные теории
мотивации базируются на потребностях
и связанных с ними факторах, определяющих
поведение людей. Процессуальные теории
рассматривают мотивацию в ином
плане. В них анализируется то,
как человек распределяет усилия
для достижения различных целей
и как выбирает конкретный вид
поведения. Процессуальные теории не оспаривают
существования потребностей, но считают,
что поведение людей
Имеется три основные
процессуальные теории мотивации: теория
ожиданий, теория справедливости и
модель Портера-Лоулера.
Теория ожидания
Врума: Ожидание результата (З-Р) - соотношение
между затраченными усилиями и полученными
результатами; ожидание того, что усилия
повлекут за собой вознаграждение (Р-В);
валентность – ценность вознаграждения,
это предполагаемая степень относительного
удовлетворения, возникающая вследствие
получения определенного вознаграждения.
Мотивация = З-Р х Р-В х Валентность.