Н.А.Бердяев как социолог

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: понять суть, структуру, систему, модели ГУ, попытаться разобраться в проблемах, стоящих сегодня в государственном управлении в России. Методология и методика исследования ГУ: в работе использован сравнительный метод, например, структура и система ГУ сравнивается со структурой ГУ зарубежных стран (Франции, Германии, Японии). Использован аналитический метод.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятия государства и государственного управления………..5
1.1. Государство: понятия, признаки, сущность государства……………..7
1.2. Государственное управление…………………………………………...8
1.2.1. Современное государственное управление в России……………….9
Глава 2. Система государственного управления в РФ: особенности,
модели……………………………………..........................................12
2.1. Модели управления в современной России……………………………12
2.2. Особенности государственного управления в России………………...14
2.2.1. Виды государственного управления в России……………………….14
2.2.2. Отличие государственного управления в России от государствен-
ного управления в других странах…………………………………...15
Глава 3. Проблемы реформирования системы государственного
управления в Российской Федерации………………………….17
3.1. Принципы и механизмы организации государственной службы:
трудности и проблемы…………………………………………………17
3.2. Реформирование государственного управления в России……………18
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованных источников и литературы………………………23

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

     Современная информационная  эпоха не допускает безальтернативности  представлений и, соответственно, действий. Она создает конкурентную  среду  конструирования социальной  действительности как источника  активности. В информационном обществе невозможна монополия управляющих на «правду». «Правды» оказываются многоликими, а происходящие в объективной реальности социальные изменения представляют собой результаты взаимодействия конкурирующих «правд».6

     Примером непримиримости безальтернативности служат последние итоги единого дня голосования местных и региональных выборов в октябре 2009 года.

     Итоги единого дня  голосования породили небывалый  скандал в Госдуме…Результат  прошедших по стране 6 тысяч местных  и региональных выборов обескуражил оппозицию… «Единороссы» увеличили присутствие в большинстве местных парламентов. Демарш трёх фракций напомнил и о том, что монопольное положение (315 из 450 мест) партия власти имеет прежде всего в самой Госдуме.7

         

               1.2.1.  Современное государственное управление в России

     Государственная власть в России сегодня разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. Органы каждого вида власти самостоятельны. Государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Президент  РФ является главой государства и юридически не входит в систему ни одной ветви власти.

      Аппаратом  осуществления функций главы  государства является Администрация  Президента РФ, действующая на  правах государственного органа  управления. Президент возглавляет  Совет безопасности и Совет обороны.

     Правительство  РФ состоит из Председателя  Правительства, заместителей Председателя  и федеральных министров. Систему  федеральных органов исполнительной  власти образуют министерства, государственные  комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные агентства и федеральные надзоры.

     С принятием  31 марта 1992г. Федеративного договора  значительно повысилась роль  в государственном управлении  органов государственной власти  субъектов Федерации.

    Федерацию образовали административно-территориальные и национально-территориальные единицы: республики, края, области, города федерального значения, автономные области и округа, которые стали субъектами Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа имеют свое законодательство и свой устав.

     В Конституции  РФ Федеративном договоре зафиксировано  разграничение предметов ведения  и полномочий между федеральными  и региональными органами власти.

     В современной  России изменена система местного  самоуправления. Органы местного  самоуправления выведены из системы  государственной власти и рассматриваются  как важный элемент гражданского  общества. Создана правовая база  местного самоуправления, действует совет по местному самоуправлению при Президенте РФ. Теперь уже из Москвы не указывают, что надо делать в городе или селе.

     Изменение  структуры органов государственного  управления обусловило необходимость  изменения его содержания. Государственное управление заключается  прежде всего в разработке и реализации государственной политики. Если в СССР ее определяли Политбюро и ЦК КПСС, то сегодня круг ее субъектов расширился; Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство, а на региональном уровне – администрации и представительные органы.

      Основу  государственной политики России  составляет социально-экономическая  политика, которая включает в  себя:

      - реформирование  экономики;                 - структурную политику;

      - финансовую и денежную политику;     - социальную политику;

      - аграрную  политику;                                - региональную политику.

     Разработанная  государственная политика, получившая  выражение в правовых актах  и других официальных документах, становится основой государственного управления.8

     Во многих  странах мира анализ систем  государственного управления активизировался,  и требования к их изменениям  значительно повысились. В полной  мере  это относится и к России  после распада СССР. Современная социальная, политическая, экономическая и любая иная система РФ (в том числе и система государственного управления) вот уже практически 20 лет находится в переходном состоянии. Это означает, что решение сложных проблем потребовало в нашей стране (еще в период существования СССР) перестройки структурной системы, корректировки отдельных функций, замены части элементов.9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2

 

2. Система государственного  управления в РФ: особенности,  модели.

 

2.1. Модели управления  в современной России

  

       В современном менеджменте выделяют классический и неклассический подходы к пониманию сущности и задач управления. В классическом менеджменте разработаны три основные модели управления: «механическая», «органическая» и «синтетическая».

      Первая модель (традиции идут от Ф.Тейлора) по характеру является программно-целевой, нормативистской, поскольку будущее состояние управляемого объекта конструируется как образец желаемого его устройства. Это «жесткая» модель управления, т.к. она ориентирована на подчинение тех элементов управляемой системы, которые выбиваются из общего движения к цели. Сильной стороной этой модели является широкое использование научно-технических методов разработки программ общественного развития. Слабость модели кроется в изначальной посылке, что будущее состояние общества как сложной системы может быть сконструировано, что для его реализации существует некое «оптимальное решение», которое надо только определить.

     В «органической»  модели учитываются способности  объекта управления к собственному развитию. Эта модель управления является «мягкой», поскольку для изменения нежелательного поведения элементов управляемой системы не прибегает к внешнему принуждению, а создает соответствующие внутренние условия для его корректировки в нужном направлении. Основными принципами «органической» модели является профессионализм и простота.

      Таким  образом, если «механистическая»  модель управления строится по  логике: «цель – средства – принуждение», то «органическая» модель строится по логике: «цель – человеческие Ресурсы – автономия».

     «Синтетическая»  модель управления, с одной стороны,  ориентируется на некие универсальные  образцы, которые задаются более  развитой социальной системой, а с другой, - предполагает не просто копирование этих образцов, а их приспособление к иной социокультурной среде путем мобилизации органического потенциала самого модернизируемого общества.

     Для «синтетической»  модели управления в современной России характерно разделение функций по принципу: «ученые знают – политики могут». Первые, решая проблемы на теоретическом и прикладном уровнях, разрабатывают рекомендации политикам, а те, по идее, должны реализовывать их на практике. Однако научные рекомендации зачастую остаются невостребованными, хуже того, бывает так, что следование им осложняет ситуацию. И дело здесь не только в политиках и управленцах, но и в характере этих рекомендаций, которые должны основываться не только на «чистом» знании, но и на практическом опыте.

     В настоящее  время в России складывается  «инициирующее-резонансная» модель  управления, большое влияние на  формирование которой оказывают  идеи синергетики. В определенной  мере эту модель можно рассматривать  как развитие «деятельностного» подхода в управлении.  Согласно этому подходу, обществом следует управлять, опираясь прежде всего на творческий потенциал «человеческого фактора». «Деятельностный» подход – управление «не ради цели», но «ради процесса». Это позволяет сделать политический выбор и разработать программы деятельности в соответствии с учетом общности их интересов и различий в позициях. После нескольких этапов процесс управления, таким образом, приобретает все более инновационный характер.10

2.2.  Особенности государственного управления в России

 

2.2.1.  Виды  государственного управления в  современной России

 

      Особенности  государственного управления в  современной России обусловлены  переходом от одной социально-экономической  системы, основанной на государственной собственности на средства производства, централизованном планировании и командно-административном управлении, к системе, основанной на разнообразии форм собственности, рыночной экономике, демократических механизмах управления, принципах гражданского общества.

     Переход  России от авторитарного к  демократическому стилю государственного  управления к демократическому  стилю госуправления вызвал необходимость  пересмотра федеративных отношений.  Конституция РФ, принятая в 1993 году, закрепила федеративное устройство страны. В состав Федерации вошло 89 субъектов.

   Наличие разнообразных  форм собственности в современной  России обусловило развитие различных  видов управления: федеральное, региональное, муниципальное (местное) и частное  (корпоративное).

     К другим видам государственного управления в России относятся административное и экономическое управление.

     Административное  управление связано с непосредственным  воздействием на интересы управляемых.  В основе административных методов  лежат авторитет власти, право руководителя отдавать распоряжения, требовать обязательного и точного их выполнения подчиненными, исполнителями. Экономическое управление воздействует на интересы объектов управления косвенно, т.е. через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную и кредитную государственную политику.

     Кроме названных  видов ГУ в современной России  существуют и другие виды, например, стратегическое и тактическое  управление.

      Стратегическое  управление определяет цели и  задачи развития страны в целом или отдельных территорий, объектов, отраслей и т.д. в соответствии с политическим курсом государства. Тактическое управление – это конкретные действия по реализации стратегического курса.11

 

2.2.2. Отличие  государственного управления в  России от государственного управления в других странах

 

    Особенность государственной службы в других странах заключается в различных традициях государственной бюрократии и их исторической эволюции, включая современные попытки их реформирования. Существуют основные три традиции реформирования:

     - англосаксонская  (Англия, США);

     - континентальная  (Франция, Германия);

     - латиноамериканская (страны Латинской Америки). 

     В отличие  от модели государственного управления  в России модель управления, например, в Великобритании, казалось бы, максимально отличается от нашей, во всяком случае, гораздо больше, чем традиции континентальных стран. Однако там есть много для нас поучительного в плане как положительного, так и отрицательного опыта, тем более, что в последние десятилетия и особенно годы, в британском государственном аппарате происходят изменения. В качестве приоритета действий правительства – восстановление доверия общества к правительству, а в качестве важнейшего инструмента для этого – прозрачность.

     В США государственное управление строится на принципе самоуправления «свободных людей на свободной земле» Из тринадцати небольших республик США превратилось в огромное государство с мощной правительственной машиной.

     Если говорить  о Франции, то государственную службу в этой стране можно считать эталоном. Суть государственной службы – это закрытая и подробно регламентированная система административной карьеры с присущим ей духом иерархичности, кастовости и верноподданности государству. Разумеется, время вносило в неё небольшие коррективы, но основополагающих принципов они не касались.

     Наибольшие  успехи в государственной службе  в странах Латинской Америки  отмечены в странах с наиболее  высоким уровнем управляющей  культуры – в Чили и Бразилии. Как показал опыт иных латиноамериканских государств, в системах, где господствуют коррупция, клиентелизм, менеджеризм, не может стать оптимальным решением управленческих реформ. Этим странам необходимо формировать стабильную профессиональную государственную службу.12

                                                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3

 

Проблемы реформирования системы государственного управления в Российской Федерации.

 

3.1. Принципы  и механизмы организации государственной  службы: трудности и проблемы

  

      Сегодня  во всем мире  государственное  управление переживает процесс  изменений. Большинство государств  начали реформу в этой сфере,  подвергая сомнению унаследованную  от Макса Вебера бюрократическую  модель управления, ориентированную  прежде всего на формальное применение законов, на решение проблем населения  «на основании документов», на безоговорочное выполнение распоряжений, поступающих с верхних ступеней иерархической лестницы, жестко закрепляющей распределение обязанностей и ответственности.

Информация о работе Н.А.Бердяев как социолог