Накопительная пенсионная система: сущность и преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:24, реферат

Описание работы

В работе раскрыта сущность накопительной пенсионной системы, её недостатки и преимущества, рассмотрены некоторые из положений действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

Содержание работы

Введение.
1. Теоретические основы накопительной пенсионной
системы.
1.1. Понятие пенсионной системы Р.К.
1.2. Преимущества и недостатки сложившейся пенсионной системы.
1.3. Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в РК».
2. Анализ деятельности пенсионных фондов.
2.1. Пенсионный фонд: назначение и функции.
2.2. Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов.
3. Накопительная пенсионная система: проблемы и перспективы.
3.1. Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана.
3.2. Cовершенствование механизма реализации пенсионной реформы.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Накопительная пенсионная система.docx

— 59.79 Кб (Скачать файл)

Исчисление пенсионных выплат в полном объёме производится из Государственного центра по выплате пенсий из расчета 60% среднемесячного дохода за любые 3 года работы подряд независимо от перерывов  в работе с 1 января 1995 года; в расчет дохода включаются все виды оплаты труда и иные доходы по перечню, устанавливаемому Правительством Республики Казахстан. Доход для исчисления пенсионных выплат из Государственного центра не может превышать 15-кратного месячного расчетного показателя, устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий год. Размер пенсионных выплат за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсии. Пенсионные выплаты из Государственного центра назначаются и выплачиваются и выплачиваются пожизненно.

Источник финансирования пенсионных выплат этих категорий, в  конечном счете единый – средства республиканского и местных бюджетов.

Сейчас, когда такие специфические  преграды пенсионной реформы как  недоверие населения к финансовым структурам, низкий уровень доходов  населения и другие изживают себя, когда экономика идет в гору, а  занятость населения растет, появились  новые возможности повышения  эффективности работы накопительной  системы. Система будет оптимизироваться с учетом практических результатов  реформы. То есть, её законодательная  база будет усовершенствована, технологии отточены и отработаны до автоматизма, качество услуг достигнет мировых  стандартов. Но реализация по-прежнему в большей мере будет зависеть от самих вкладчиков.

 

2. Анализ деятельности  накопительных пенсионных фондов.

2.1. Пенсионный фонд, назначение  и функции.

Поскольку накопительные  пенсионные фонды являются главным  звеном системы пенсионного обеспечения, в этой главе речь пойдет именно о них.

Пенсионный фонд создан как  самостоятельная финансово-банковская система, и его средства не входят в состав государственного бюджета. Пенсионный фонд не подменяет, не дублирует  органы социального обеспечения: за ними остается задача назначения и  выплата пенсий, пособий. Пенсионный фонд создает резервы, чтобы можно  было перечислять средства на территорию, по той или иной причине оказавшуюся  в трудном финансовом положении  – при нехватке средств на выплату  пенсий и пособий. Пенсионному фонду  разрешено помещать резервы в  краткосрочные и долгосрочные государственные  ценные бумаги, заниматься коммерческой деятельностью, что позволит наращивать средства фонда. Накопительные пенсионные фонды вправе также открывать  филиалы и представительства  по согласованию с уполномоченным органом, но накопительный фонд не может выступать  в качестве учредителя другого накопительного пенсионного фонда.

Руководящий орган Пенсионного  фонда – правление во главе  с председателем.

В Казахстане существуют два  вида накопительных пенсионных фондов Государственный, самый крупный, но единственный и Негосударственные. Государственный накопительный  пенсионный фонд создается в форме  закрытого акционерного общества, учредителем  которого является Правительство Республики Казахстан.

Государственный пенсионный фонд финансирует:

1)государственные пенсии  состоявшимся пенсионерам и получателям  пенсионных выплат, в пользу которых  производились пенсионные взносы  в указанный фонд;

2)социальные пособия в  виде доплат, если размер пенсии ниже минимально установленного законодательством уровня.

Данный фонд осуществляет инвестиционную деятельность путем  размещения пенсионных активов в  государственные ценные бумаги, депозиты банков, ценные бумаги международных  финансовых организаций в порядке, определяемом уполномоченным органом  по регулированию рынка ценных бумаг.

Негосударственные накопительные  пенсионные фонды создаются в  форме закрытого акционерного общества. Его учредителями могут быть юридические  и физические лица, являющиеся резидентами  Республики Казахстан. Учредителями и  акционерами корпоративного накопительного пенсионного фонда являются юридические  лица РК. Но государственное предприятие  и предприятие с пакетом акций  или долей государства не могут  быть учредителями и акционерами  негосударственных накопительных  пенсионных фондов. ННПФ подразделяются:

1)открытыми;

2)корпоративными.

Открытые накопительные  пенсионные фонды осуществляют прием  пенсионных взносов от вкладчиков независимо от места работы и жительства получателя.

Корпоративные накопительные  пенсионные фонды создаются для  получателей – работников одного или нескольких юридических лиц, являющихся учредителями и акционерами  данного фонда.1

В соответствии со статьей 36 Закона «О пенсионном обеспечении в  РК», в период учреждения и действия открытого накопительного пенсионного  фонда ни одно лицо не вправе прямо  или косвенно владеть, распоряжаться  или управлять более чем 25 процентами акций с правом голоса такого накопительного пенсионного фонда. Но данные ограничения  не распространяются на корпоративный  накопительный пенсионный фонд.

Важно заметить и то, что  в случае уменьшения реальной стоимости  пенсионных накоплений акционеры корпоративных  накопительных пенсионных фондов несут  солидарную ответственность и возмещают  потерю инвестиционного дохода в  порядке, установленном Правительством РК.

Таким образом, демонополизация  государственной пенсионной системы  создала условия для формирования рыночной среды в пенсионной сфере. Активы пенсионных фондов являются важной составляющей инвестиционных ресурсов и уже являются своеобразным стабилизатором финансовой системы страны.

Помимо этого накопительные  пенсионные фонды выполняют одну из наиболее важных функций – инвестиционная деятельность. С момента реформирования пенсионной системы, предполагалось, что  активы пенсионных фондов будут одной  из составляющих процессов реформы  рынков капитала РК. Двумя другими  неотъемлемыми процессами стратегии  экономического развития Казахстана должно стать развитие рынка ценных бумаг  и приватизация. Также планировалось, что активы частных пенсионных фондов будут стимулировать развитие рынка  ценных корпоративных бумаг. Однако по результатам первого года пенсионной реформы 99,3% активов были вложены  в те или иные государственные  ценные бумаги: еврооблигации – 15,53%, в краткосрочные, среднесрочные  и долгосрочные ценные бумаги Минфина  – 81, 78%, ноты Нацбанка – 2%.

Таким образом, вся пенсионная деятельность государственного и негосударственных  фондов на сегодняшний день сводится к тому, что по указанию Правительства  граждане перечисляют 10% от дохода в  накопительные пенсионные фонды. Эти  деньги инвестируются, 90% инвестиционного  дохода поступает на индивидуальный пенсионный счет вкладчика, а 10% - на нужды  фонда.

 

2.2. Источники формирования  и направления использования  средств пенсионных фондов.

Накопительный пенсионный фонд является самостоятельной банковской системой, что подразумевает собой  независимость от государственного бюджета, т.е. его средства не входят в состав бюджета. Источниками же формирования средств данного фонда  являются:

1)ежемесячные перечисления  в форме обязательных пенсионных  взносов 10% от оплаты труда;

2)добровольные пенсионные  взносы граждан, а также пенсионные  взносы в пользу третьего лица;

3)инвестиционный доход,  получаемый при размещении средств вкладчиков пенсионного фонда.

Что касается направлений  использования средств пенсионных фондов, то можно отметить то обстоятельство, что за 3,5 года пенсионная реформа  зашла в своеобразный тупик. На начальном  этапе пенсионной реформы фонды  дружно инвестировали собранные  накопления в государственные ценные бумаги. Сегодня экономическая ситуация в стране складывается так, что новые  заимствования на внутреннем рынке  правительство особо не интересуют. В итоге финансовая система Казахстана с конца 2000 года и, особенно на протяжении 2001 года столкнулась с проблемой  избыточной ликвидности: реальный сектор экономики не успевает использовать привлеченные в неё деньги, в том числе в силу недостатка качественных финансовых инструментов.

Накопительные пенсионные фонды  сконцентрировали более одного миллиарда  долларов США, которому в нашей стране практически нет применения. Между тем цель-то реформы была ведь не только в механическом накоплении вкладов, но и в их разумном инвестировании, что на долгие годы гарантировало бы будущим пенсионерам дивиденды. Суть накопительной пенсионной системы – это инвестиции в реальное производство. Не в ценные бумаги Министерства Финансов Республики Казахстан и даже не в банковские депозиты, а именно в те материальные объекты, которые сами не только не потеряют стоимость, но и могут создать новую стоимость. Например, взяли сегодня отчисления от зарплаты вкладчиков пенсионных фондов и вложили их в строительство газопровода или нефтепромысел, которые и через 20 лет будут рентабельными. Пока же почти 67% накоплений вложены в государственные ценные бумаги. То есть вложены в государственный долг, и, по существу, само государство препятствует инвестиционной доходности накопительных пенсионных фондов, т.е. выполнению пенсионных обязательств. Такие накопления рано или поздно обрушатся.

Для того, чтобы восстановить пошатнувшуюся систему «сдержек и противовесов», в течение 2001 года принимается ряд мер по изменению нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность институциональных инвесторов с целью создания более выгодных условий их функционирования. Теперь к продаже на КАSE в качестве почина с 03 февраля 2001 года допущены евроноты Международного банка реконструкции и развития. А накопительные пенсионные фонды могут с полным основанием считать себя глобальными инвесторами – ведь упомянутые организации ведут свои операции по всему миру. Казахстан отныне – экспортер не только сырья, но и капиталов, причем не теневых, а вполне легальных – пенсионных. Ежегодно будущим пенсионерам вполне по силам скупать иностранные ценные бумаги примерно на 250 млн долларов США.

Следует отметить и то, что  с 10 июля 2001 года введено в действие постановление НКЦБ «О внесении изменений  и дополнений в постановление  НКЦБ «О нормативных актах по вопросам компаний по управлению пенсионными  активами» от 13 августа 1998 года № 11, которым изменены нормы, регулирующие инвестирование пенсионных активов. Нормативный  акт устанавливает следующее:

1)разрешить КУПА инвестировать  пенсионные активы негосударственных  накопительных пенсионных фондов  в ипотечные облигации, установив  минимальный лимит такого инвестирования  на уровне 5% при условии, что  эти облигации включены в официальный  список КASE вне зависимости от категорий листинга;

2)увеличить для КУПА максимальный лимит на приобретение негосударственных ценных бумаг организаций РК за счет пенсионных активов ННПФ с 40% до 45%;

3)увеличить для КУПА максимальный лимит на приобретение негосударственных ценных бумаг иностранных организаций за счет пенсионных активов ННПФ с 10% до 15%.1

Но все же, несмотря на все принимаемые меры по решению  проблемы дефицита финансовых инструментов пенсионные фонды, накопившие уже более  одного миллиарда долларов, не имеют ни высокодоходных объектов для вложения средств, ни адекватного разнообразия финансовых инструментов.

Приведем некоторые данные по сумме активов накопительных  пенсионных фондов. По состоянию на 01 ноября 2001 года совокупные чистые пенсионные активы НПФ по данным Департамента по регулированию рынка ценных бумаг  Национального Банка РК составили 168,135 млрд тенге, в том числе совокупный инвестиционный доход – 43,8 млрд тенге (26% в совокупных пенсионных активах).

 

Таблица 1.

 

сумма чистых пенсионных

доля на рынке

дохоность по

пенсионным активам

 

наименование НПФ

активов по состоянию

по состоянию

с нарастаю

щим итогом

 
 

на 01.11.01г, в млн тг.

на 01.11.01г.

с начала 2001г.

В % годовых

 
     

1 квартал

2 квартал

3 квартал

 

ЗАО "ГНПФ"

55714,55

33,10%

15,55

 

13,79

 

13,76

ЗАО "НПФ "Народного  Банка К,"

35715,15

21,20%

21,74

 

16,45

 

14,98

ЗАО "НПФ "УларУмiт"

28583,69

17,00%

17,7

 

16,58

 

14,2

ЗАО "АБН АМРО-КаспийМунайГаз НПФ"

11045,09

6,60%

14,06

 

14,8

 

14,2

ЗАО "НПФ "Сенiм"

8370,95

5,00%

16,42

 

15,2

 

15,96

ЗАО "ННПФ "Казахмыс"

6081,96

3,60%

15,98

 

15,25

 

15,23

ЗАО "НОНПФ "Курмет"

5900,33

3,50%

20,03

 

17,7

 

16,6

ЗАО "ННПФ "Казахстан"

4263,37

2,50%

20,12

 

18,28

 

16,8

ЗАО "ОННПФ "НефтеГаз-Дем"

3607,21

2,10%

23,88

 

17,76

 

16,04

ЗАО "ННП "Валют-транзит Фонд"

3527,24

2,10%

12,59

 

13,92

 

13,22

АОЗТ "Народный пенсионный фонд"

2541,06

1,50%

13,62

 

16,62

 

15,36

ЗАО "НПФ "Коргау"

1939,34

1,20%

17,6

 

15,26

 

16,02

ЗАО "ННПФ имени  Д.А. Кунаева"

477,66

0,30%

14,65

 

15,1

 

14,71

ЗАО "КНПФ "Филип Моррис Казахстан"

367,39

0,20%

-

-

 

-

Итого по НПФ:

168134,99

100,00%

17,48

 

15,37

 

14,21


По данным, приведенным  в таблице 1, можно увидеть, что  средне-взвешенная рыночная доходность и доходность по всем НПФ в течение 2001 года постоянно снижалась за редким исключением некоторых НПФ, которые имеют прирост доходности в 3 квартале по сравнению с предыдущим кварталом. Но в целом разрыв в доходности по пенсионным активам среди НПФ постепенно сокращается и выравнивается, т.к. инвестиционные портфели НПФ практически состоят из одинакового набора финансовых инструментов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Официальная информация о  накопительных пенсионных фондах на 1.09.01.

наименование НПФ

кол-во

оплач.

соб-й

кол-во

пенсионные

накопления

пенсион.

 

филиалов

устав.

капитал

вкладчиков

   

выплаты

 

и пред-в

капитал

млн.тг

чел.

всего

в т.ч. инв.доход

млн.тг

ЗАО "ГНПФ"

1

180 

847,2

2018399 

51794,4

21600,6 

2964,8 

ЗАО "НПФ "Народного  Банка К,"

17

183 

249,2

722291 

32627,6 

7858,3

1380,8 

ЗАО "НПФ "Улар"

3

222 

207,0 

310069 

12723,4 

2829,1 

347,3 

ЗАО "АБН АМРО-КаспийМунайГаз НПФ"

2

180 

210,5 

83336 

9888,5 

1242,0 

219,8 

ЗАО "НПФ "Сенiм"

 

187

198,8 

100974 

7796,4 

1299,3 

353,4 

ЗАО "ННПФ "Казахмыс"

 

50 

 

80489

5757,6 

1904,5

227,3 

ЗАО "НОНПФ "Курмет"

 

180 

98,0 

168929 

5391,4 

739,1 

131,7 

ЗАО "ННПФ "Казахстан"

4

220

233,6 

57631 

3912,6

999,2 

166,3 

ЗАО "ОННПФ "НефтеГаз-Дем"

3

180 

179,2 

78753

3342,7 

771,9

166,6

ЗАО "ННП "Валют-транзит Фонд"

8

200 

227,9 

146235 

3170,4 

676,9

154,7 

АОЗТ "Народный пенсионный фонд"

14

180 

144,0 

106248 

2298,3 

628,0 

120,4 

ЗАО "НПФ "Коргау"

 

180

171,1 

38306 

1716,5 

156,1

13,8

ЗАО "ННПФ имени  Д.А. Кунаева"

 

180 

169,8 

25200 

450,9 

146,4 

23,8 

ЗАО "КНПФ "Филип Моррис Казахстан"

 

50 

44,9

885 

314,5 

5,1 

1,1 

Итого по НПФ:

61

   

4293291 

154891,0

43753,7 

6743,2 

Информация о работе Накопительная пенсионная система: сущность и преимущества