Накопительная пенсионная система: сущность и преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:24, реферат

Описание работы

В работе раскрыта сущность накопительной пенсионной системы, её недостатки и преимущества, рассмотрены некоторые из положений действующего Закона «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

Содержание работы

Введение.
1. Теоретические основы накопительной пенсионной
системы.
1.1. Понятие пенсионной системы Р.К.
1.2. Преимущества и недостатки сложившейся пенсионной системы.
1.3. Основные положения действующего Закона «О пенсионном обеспечении в РК».
2. Анализ деятельности пенсионных фондов.
2.1. Пенсионный фонд: назначение и функции.
2.2. Источники формирования и направления использования средств пенсионных фондов.
3. Накопительная пенсионная система: проблемы и перспективы.
3.1. Участие страховых компаний в пенсионном обеспечении населения Казахстана.
3.2. Cовершенствование механизма реализации пенсионной реформы.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Накопительная пенсионная система.docx

— 59.79 Кб (Скачать файл)

Пикантность данной модели видится  в том, что вместо «солидарности  между поколениями» внедрили «солидарность  внутри поколении», то есть сегодняшние  работники будущую пенсию накапливают  себе же вместе с работодателем и  если эта сумма окажется недостаточной, то покрывается за счет взносов высокооплачиваемых граждан. При этом солидарная пенсия накапливается для себя, а не для  другого поколения. Еще одним  принципиальным отличием солидарности «внутри поколения» является то, что  она может распространяться как  от младшего поколения к старшему, так и наоборот.

Что же касается всех льготных пенсий – за выслугу лет, за отважную работу на государственной службе, в связи с вредными условиями, при потере кормильца, при инвалидности с детства – они должны иметь  специальный источник финансирования и покрываться из страхового резерва пенсионного фонда и не должны рассматриваться в терминах «льгот». Это просто иной пенсионный план, связанный с особенностями трудовых отношений в конкретном секторе экономики. Поэтому формируют «подуровень» профессиональных пенсий, которые создаются для отдельных профессий или отраслей хозяйствования.

Таким образом, вышеописанные  уровни пенсии представляют собой национальную модель пенсионного обеспечения  населения страны. Разработанная  национальная модель пенсионного обеспечения  выгодна:

-государству. Расходы  по пенсионному обеспечению относительно  ВВП резко уменьшаются; снижается число граждан, живущих на социальные пособия. Выплата пенсий осуществляется из средств бюджета только на социальные пенсии. Из военного бюджета перечисляются пенсионные взносы военнослужащим, а из бюджета – в объеме 4% дохода за бюджетных работников, а пенсии депутатов – из её же бюджета. Таким образом, государство финансирует лишь социальные пенсии, а также, кто поступает его наемным работникам, т.е. лицам, по отношению к которым оно непосредственно выступает работодателем.

-работодателю. Снижение пенсионных  взносов с 15% до 10%, производство  становится соучастником солидарной  пенсии своих работников. Работодатели  самостоятельно определяют профессиональные  пенсии своим работникам и  финансируют согласно актуарным  расчетам. Тем самым, пенсионное  обеспечение становится благополучием  и стимулом рентабельности производства.

-человеку. Впервые на постсоветском  пространстве разработан механизм  пенсионного обеспечения малоимущих  слоев населения, снижения массовой  бедности среди пожилых. В данном варианте предлагается солидарность не только и не столько за счет долей вклада самого работника, а за счет коллективной солидарности внутри поколения, т.е. сегодняшние работники готовят себе же «коллективно-солидарную» пенсию, а не пенсионерам другого поколения.

Финансовыми источниками  «солидарно-индивидуальной» пенсии предусматриваются:

-работодатели;

-наемные работники;

-часть пенсионных взносов,  наемных работников с высокой  заработной платой;

-перераспределение средств  между доживающими наемными работниками  до пенсионного возраста и  не доживающими до него;

-финансовая поддержка  из средств негосударственных  пенсионных фондов, за счет инвестиционных  средств.

Подобное пенсионирование будет надежной защитой престарелого населения на основе вполне справедливых принципов обязательной солидарности внутри поколений и обязательного индивидуального пенсионного страхования. Именно обязательное солидарно-индивидуальное пенсионирование, которое покрывает риск лишения трудового дохода в связи с возвратом – основа реализации гражданских прав как работников, так и работодателей в рамках принципа социальной солидарности.

Предлагаемая национальная модель пенсионного обеспечения  населения страны за короткий промежуток времени резко увеличит существующий объем пенсионных активов накопительных  пенсионных фондов. С введением данной модели пенсионное обеспечение не будет  обузой общества и бюджета.

 

Заключение.

В тех странах, где уже  существуют накопительные пенсионные системы, пенсионные активы играют значительную социально – экономическую, а  порою и политическую роль в обществе. Активы пенсионных фондов имеют огромное инвестиционное значение для экономического развития своих стран, т.к. они являются важной составляющей внутренних инвестиционных ресурсов. Посредством пенсионных фондов свободные денежные ресурсы в  виде пенсионных активов трансформируются в потоки рабочего капитала, а поскольку  пенсионные активы размещаются в  различные финансовые инструменты  и инвестиционные проекты с целью  долговременного инвестирования, они  редко участвуют в спекулятивной  игре на рынках капитала.

В то же время пенсионные активы являются своеобразным стабилизатором финансовой системы страны. Достаточно вспомнить вторую половину 1998 года, когда после августовского финансового  кризиса в России многие казахстанские  банки начали поспешно избавляться  от государственных ценных бумаг, их значительная часть переместилась  в инвестиционные портфели пенсионных фондов. Таким образом, пенсионные активы сыграли позитивную роль, в какой-то степени не позволив разразиться  кризису в Казахстане, подомному  российскому.

Можно утверждать, что за 4 года пенсионной реформы в Казахстане сложилось оптимально функционирующая  накопительная пенсионная система, устойчивая техническая инфраструктура и конкурентный рынок пенсионных услуг. На рынок капитала вышли крупнейшие институциональные инвесторы –  накопительные пенсионные фонды. Объём  совокупных пенсионных активов НПФ  в конце 2001 года уже приблизился  к сумме 1,2 миллиардов долларов США.

Однако необходимо отметить, что само существование НПФ и  рост их пенсионных активов ещё не означают успешную деятельность НПФ  как состоявшегося социально-финансового  института. Успешным можно будет  назвать деятельность НПФ только тогда, когда он сможет стабильно  исполнять свои обязательства по пенсионным выплатам, которые через  несколько лет примут массовый характер в связи с выходом на пенсию по возрасту значительной части нынешних вкладчиков. Нельзя утверждать, что  за 4 года существования в Казахстане накопительной пенсионной системы  в ней произошли какие-либо позитивные качественные изменения. Скорее всего, пока идёт процесс количественного  роста как самой системы, так и отдельных его субъектов.

Качественное состояние  накопительной пенсионной системы  Казахстана зависит от наличия в  стране не оптимальной нормативно-правовой и законодательной базы, регулирующей деятельность и учитывающей интересы субъектов рынка пенсионных услуг, от наличия развитого фондового  рынка, особенно его корпоративной (негосударственной) части, от эффективной  деятельности КУПА. В настоящее время  появилось множество проблем, связанных  с инвестированием пенсионных активов, о которых было кратко упомянуто  в настоящей статье.

 

Список использованной литературы:

1.  Дробозина Л.А. «Финансы. Денежное обращение. Кредит». М: Финансы, ЮНИТИ – 1997г. Гл.-12.

2.  Мельников В.Д., Ильясов К.К. «Финансы» Алматы 2001г.

3.  Омирбаев С.М. «Финансы» Астана 2002г. Гл.-17.

4.  Родионова В.М., Вавилов Ю.Я. «Финансы» М: Финансы и статистика 1993г.

Периодические издания:

1.  Банки Казахстана № -1, 2001г. стр. 45-47.

2.  Банки Казахстана № -7, 2001г. стр. 50-51.

3.  Банки Казахстана № -8, 2001г. стр. 47-49.

4.  Банки Казахстана № -9, 2001г. стр. 23-27, 37-39.

5.  Банки Казахстана № -10, 2001г. стр. 73-75.

6.  Банки Казахстана № -11, 2001г. стр. 19-27.

7.  Банки Казахстана № -12, 2001г. стр. 54-57.

8.  Закон «О пенсионном обеспечении в РК» от 20 июня 1997г. (с изменениями от 16 июля 2001г.)

9.  Рынок ценных бумаг №-10, 2001г. стр. 8-10.

10.  Рынок ценных бумаг №-12, 2001г. стр. 27-33.


Информация о работе Накопительная пенсионная система: сущность и преимущества