Налоги и налогообложение. Инструмент финансовой социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в РФ”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О ветеранах”, и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций. Целью данной курсовой работы является: рассмотрение Единого социального налога, теоретические основы финансирования социальной сферы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы .

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность налогов………………………………………………………….5
1.1 Причины возникновения налогов и налогообложения…………………….5
1.2 Понятие налогов и сборов…………………………………............................6
1.3 Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………….8
2. Единый социальный налог………………………………………………...9
2.1 Экономическая сущность ЕСН и его нормативная база……………………9
2.2 Плательщики, объекты налогообложения и порядок формирования налоговой базы по ЕСН…………………………………………………………11
2.3 Налоговые освобождения по ЕСН…………………………………………13
3. Инструмент финансирования социальной работы………………………15
3.1 Государственная политика в сфере финансирования социального обслуживания населения………………………………………………………..15
3.2 Источники финансирования социального обслуживания населения……18
Заключение ………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Курсовая Катюшке.docx

— 61.06 Кб (Скачать файл)

 

Курсовая работа на тему:

Налоги и налогообложение. Инструмент финансовой социальной работы.

Вариант 9

Выполнила:  Колбина Е.Л.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Сущность налогов………………………………………………………….5
    1. Причины возникновения налогов и налогообложения…………………….5
    2. Понятие налогов и сборов…………………………………............................6
    3. Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………….8
  2. Единый социальный налог………………………………………………...9

2.1 Экономическая сущность  ЕСН и его нормативная база……………………9

2.2  Плательщики, объекты  налогообложения и порядок формирования  налоговой базы по ЕСН…………………………………………………………11

2.3  Налоговые освобождения  по ЕСН…………………………………………13

     3. Инструмент  финансирования социальной работы………………………15

3.1  Государственная политика  в сфере финансирования социального  обслуживания населения………………………………………………………..15

3.2  Источники финансирования  социального обслуживания населения……18

Заключение ………………………………………………………………………23

Список используемой литературы……………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

   Налоги - необходимое звено экономических отношений любого общества. Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. Налогообложение, являясь элементом экономической культуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа существования. Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства. Следовательно, налоги - важнейшая форма аккумуляции бюждетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы - непременное условие сбалансированности государственной казны1.

Классификация налогов —  разделение их на группы и подгруппы  в соответствии с теми или иными  признаками (основаниями) — обусловлена особыми условиями обложения и взимания, а также мерами финансового наказания. Налоги могут различаться: по способу взимания в зависимости от органа, который их устанавливает (федеральные, региональные, местные); по уровню бюджета (закрепленные, регулирующие) и другим основаниям.

Поскольку налоги затрагивают  материальные интересы налогоплательщиков, каждый закон о налоге должен содержать исчерпывающий набор сведений об обязанном лице, размере обязательства, порядке и сроках его исполнения, границах требований государства в отношении плательщика и др. Российское законодательство в качестве обязательных предусматривает следующие элементы: налогоплательщики; объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок уплаты налога; сроки уплаты налога. Только при наличии в законе полной совокупности этих элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального  обслуживания, возникают их новые  виды, что позволяет охватывать все  более широкий спектр социальных проблем различных слоев и  групп населения. Система социального  обслуживания еще находится в  стадии формирования.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Финансирование и ресурсное обеспечение  системы социальной защиты имеет  трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:

  • дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;
  • предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;
  • негосударственные, профессиональные системы – размер выплат зависит от страхового вклада граждан.

Основой финансирования системы  социальной защиты является действующее  законодательство: федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в РФ”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О ветеранах”, и  др. Источниками финансирования государственных  учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов  РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций2.

Целью данной курсовой  работы является:  рассмотрение  Единого  социального налога, теоретические основы финансирования социальной сферы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы .

 

1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ

    1. Причины возникновения налогов и налогообложения

Прообраз современной  системы налогов и налогообложения возник уже на ранних стадиях развития человечества.

Возникновение системы налогообложения  связано, скорее, не с процессом появления  прибавочного продукта и классовым  расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благодаря системе  общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выполнением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях - служители религиозного культа и та часть воинов, которая относил ась к «регулярной» армии указанной общественной группы3.

Первоначальное формирование налоговой системы происходило в каждой общине самостоятельно, и сама система отличалась локальным, «местным» уровнем фискального охвата. На этом этапе наиболее важной (а иногда и единственной) задачей системы налогообложения являлось обеспечение благоприятных материально-экономических условий для разделения функциональных обязанностей в общественных группах. Налогообложение позволило создать систему материального обеспечения общественных групп, напрямую не задействованных в добывании или создании ценностей материального характера4. В дальнейшем, с появлением государственных образований, характер задач, решаемых с помощью системы налогообложения, значительно расширился.

 

1.2. Понятие налогов  и сборов.

В современной России налоговая  система нормативно определена в НК РФ. Налоговым (фискальным) платежом является денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемая, в том числе, на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающая в специальные бюджетные или внебюджетные фонды5.

Налоговая система, установленная  НК, предусматривает два вида налоговых  платежей:

    • налог;  
    • сбор.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Признаками налоговых  платежей, являются:

    • обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;
    • безвозмездность передачи материальных ценностей;
    • отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

Налог - необходимое условие  существования государства, поэтому  обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

Взыскание налога не может  расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности.

Признаками сборов, являются:

обязательность осуществления  в случае денежных выплат или материального изъятия при наступлении объективно определенных условий;

наличие субъективно предполагаемой взаимосвязи между проведением процедуры уплаты сбора и наступлением предполагаемых заранее определенных последствий6.

Сборы носят индивидуально-возмездный, компенсационный характер. Понятие сбора следует отличать от платы за услуги, оказываемые государственными органами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Функции налогов и их взаимосвязь

Основная функция налогов - фискальная - состоит в обеспечении государства  и органов местного самоуправления финансовыми ресурсами, необходимыми для решения возложенных на них задач осуществления общественно значимой деятельности. В настоящее время фискальными отношениями нередко называют всю совокупность бюджетных перераспределительных отношений, представленных органичной совокупностью приходных и расходных бюджетных операций. Фискальная функция налогов касается только одной стороны этих отношений, а именно операций по формированию бюджета безотносительно к дальнейшему расходованию бюджетных средств7.

В числе дополнительных (косвенных) функций налогов следует назвать:

- регулирующую;

- социальную;

- контрольную. 

Регулирующая функция налогов  означает использование государством возможностей налогообложения, в том числе налоговых льгот и преференций:

- для общей корректировки производственной  и социальной активности;

- защиты национальной экономики  от недобросовестной конкуренции  и внешнеэкономической товарной  экспансии;

Грамотное использование указанной  функции позволяет создать сбалансированную систему налоговых режимов для  различных субъектов экономической  деятельности и повысить эффективность  и инвестиционную привлекательность  национального рынка товаров и услуг. Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Применение налоговых механизмов для решения задач социального характера имеет целью обеспечение стабильных  условий существования и развития общества и государства, их защиту от социальных потрясений и революции.

2. Единый социальный налог

2.1. Экономическая сущность ЕСН и его нормативная база

Единый социальный налог  (далее ЕСН) — это новый налог, который заменил уплачиваемые до 1 января 2001 г. страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ). Экономическая сущность данного налога заключается в том, что он предназначен для мобилизации средств с целью реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь8.

Переход к взиманию ЕСН  стал результатом работы по совершенствованию  сбора страховых взносов и  контроля за их поступлением. ЕСН был введен в целях повышения эффективности использования средств государственных социальных внебюджетных фондов, применения более обоснованных тарифов поступлений в фонды и методики их исчисления, проведения политики большей прозрачности средств и ответственности за их целевое использование.

   Отсутствие опыта в организации функционирования государственных внебюджетных фондов и сложная экономическая ситуация в стране стали причиной существенных недостатков в их деятельности (недостаточно эффективный сбор страховых взносов, отсутствие прозрачности в использовании средств) и изъятия платежей (сложность процедуры уплаты и высокая налоговая нагрузка на ФОТ). Многочисленные нормативные акты, вводимые социальными фондами, создавали различные условия обложения предприятий, порядок предоставления отсрочки по недоимкам9.

Информация о работе Налоги и налогообложение. Инструмент финансовой социальной работы