Налоги и налогообложение. Инструмент финансовой социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в РФ”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О ветеранах”, и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций. Целью данной курсовой работы является: рассмотрение Единого социального налога, теоретические основы финансирования социальной сферы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы .

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность налогов………………………………………………………….5
1.1 Причины возникновения налогов и налогообложения…………………….5
1.2 Понятие налогов и сборов…………………………………............................6
1.3 Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………….8
2. Единый социальный налог………………………………………………...9
2.1 Экономическая сущность ЕСН и его нормативная база……………………9
2.2 Плательщики, объекты налогообложения и порядок формирования налоговой базы по ЕСН…………………………………………………………11
2.3 Налоговые освобождения по ЕСН…………………………………………13
3. Инструмент финансирования социальной работы………………………15
3.1 Государственная политика в сфере финансирования социального обслуживания населения………………………………………………………..15
3.2 Источники финансирования социального обслуживания населения……18
Заключение ………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Курсовая Катюшке.docx

— 61.06 Кб (Скачать файл)

Правовой основой социальной работы является закон «Об основах  социального обслуживания населения». В соответствии с этим законом  социальные службы финансируются из:

- нормативных отчислений  из бюджета соответствующего  уровня в размере не менее  2% расходной части бюджета;

- поступлений из фонда  социальной поддержки населения  за счет выделения части средств  на цели социальной поддержки  семей с детьми;

- средств федерального  бюджета на выполнение уставных  задач;

- финансов в результате  перераспределения средств между  комитетами и отделами служб  различного уровня на реализацию  областных, городских и районных  программ;

- дополнительных средств  из областного и местного бюджетов  на обеспечение целевых мероприятий  по соответствию доходов росту  стоимости жизни;

- доходов от платных  услуг и от хозяйственной деятельности  учреждений и предприятий службы.

- благотворительных пожертвований  и взносов предприятий, общественных  организаций и частных лиц,  поступлений от благотворительных  акций21.

Финансовые средства, необходимые  для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с  направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных  источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных  бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных  источников (благотворительные, частные  фонды).

Государственная система  социальной защиты населения в значительной мере подкрепляется местными ресурсами. Основным источником формирования бюджетов всех уровней, особенно местных бюджетов, являются налоги.

Существует определенное разграничение полномочий между  федеральными и региональными органами власти в финансировании системы  социальной защиты населения и в  целом социальной сферы. Так, федеральные  органы власти:

- устанавливают единую  систему гарантий в области  пенсионного обеспечения, пособий,  оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

- формируют внебюджетные  государственные фонды: пенсионный  фонд; фонд занятости населения;  фонд обязательного медицинского  страхования; фонд социальной  поддержки населения;

- финансируют объекты  социальной инфраструктуры, находящиеся  в федеральном ведении;

- определяют условия и  порядок компенсации денежных  доходов населения в связи  с инфляцией.

В полномочия региональных и местных органов власти входят:

- с учетом местных условий  разработка и реализация региональных  социальных программ, изыскание  возможностей для повышения минимальных  гарантий, установленных на федеральном  уровне;

- определение и реализация  порядка обеспечения социальной  поддержки слабозащищенных слоев  населения;

- создание условий для  деятельности благотворительных  организаций и общественных фондов;

- обеспечение функционирования  учреждений социальной инфраструктуры, находящихся в ведении местных  органов власти22.

Следует отметить, что с  помощью государственного механизма  распределения финансов более сильные  регионы помогают более слабым. В 1994 г. в составе федерального бюджета был создан Фонд финансовой поддержки регионов. Перечисления из этого фонда могут идти по двум каналам: – в виде трансфертов (денежной помощи, оказываемой из федерального бюджета), определяемых по единым принципам. Их назначение – оказание текущей финансовой помощи, покрытие путем дотаций минимально обоснованных расходов; – в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации формируется за счет 15% всех налоговых поступлений в бюджет, исключая ввозные таможенные пошлины23.

Трансферты не имеют целевого назначения. Они передаются администрации  соответствующего субъекта, которая  тратит выделенные средства по своему усмотрению. Определены основные направления  расходования средств, перечисляемых  из федерального бюджета в бюджеты  субъектов Федерации, и внедрен  нормативно-расчетный метод распределения  финансовой помощи по регионам (трансфертов). При формировании трансфертов используется формула «выравнивания», предполагающая подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов Федерации до 95%, среднедушевых доходов по РФ и корректировку их на поправочный коэффициент (отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому по всем регионам).

 

Б1 / Кв = Б2 * 100%,

 

где: Кв – коэффициент выравнивания;

Б1 − бюджетные расходы по экономическому району в расчете на 1 человека;

Б2 − среднедушевые бюджетные расходы в среднем на 1 человека.

Проводимая бюджетная  политика еще не привела к выравниванию реального положения субъектов  Федерации в бюджетной системе  страны. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. При распределении  финансовых потоков между уровнями бюджетной системы часто нарушаются принципы нормативно-расчетного регулирования, сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.

За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.

Не малую роль играет Федеральный  фонд социальной поддержки населения, действующий с 1992 года. Основная функция  фонда – обеспечение дополнительного  финансирования федеральных и республиканских  целевых программ по социальной поддержке  населения24.

Средства фонда расходуются  на:

  1. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;
  2. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;
  3. оплату коммунальных услуг;
  4. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
  5. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
  6. создание дополнительных рабочих мест.
  7. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.

Существует два основных способа финансирования социальной работы.

Первый способ – прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).

Второй способ – косвенное  финансирование путем уменьшения изъятия  денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально  значимые товары и услуги).

Прямое финансирование позволяет  направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются  приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая  эффективность вкладываемых средств.

Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых  социальных фондов, доходы от хозяйственной  деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг25.

Из всего вышесказанного можно выделить следующие недостатки финансирования социальной сферы:

  1. финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств;
  2. не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств;
  3. не достаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней;
  4. статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.

 

 

Заключение.

Налог — это многоаспектное явление (экономическое, хозяйственное, политическое). Многие из современных определений налога делают акцент на принудительном характере налогообложения; налогом считается безвозмездный платеж, взимаемый с лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Понимание термина «налог»  необходимо для правильного применения норм законодательства и определения объема полномочий субъектов налоговых отношений. Без точного определения этого термина невозможно правильно очертить финансовую или иные виды ответственности налогоплательщика26.

Единый социальный налог  относится к федеральным налогам. ЕСН был введен в целях повышения эффективности использования средств государственных социальных внебюджетных фондов, применения более обоснованных тарифов поступлений в фонды и методики их исчисления, проведения политики большей прозрачности средств и ответственности за их целевое использование.

Наиболее известной формой организации финансовых ресурсов в  общегосударственном масштабе в  сфере социального обслуживания населения выступает государственный  бюджет. Бюджет, согласно ст. 6 Бюджетного кодекса, является формой образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового  обеспечения задач и функций  государственного и местного самоуправления27.

Но ряд факторов обуславливает  целесообразность использования другой формы аккумулирования финансовых ресурсов – внебюджетных фондов, обслуживающих  социальные и экономические потребности  отдельных групп населения или  общества в целом. Необходимость  создания социальных фондов, предназначенных для естественных потребностей, была научно обоснована К. Марксом. Возникновение и рост таких фондов является объективной закономерностью существования и развития системы социального обслуживания населения28.

Также следует отметить, что существующая концепция внедрения  различных целевых программ является гарантом обеспечения стабильного  финансирования отраслей социальной сферы  и социальных программ, доступности  и качества медицинской помощи, образовательных  услуг и социального обслуживания населения.

 

 

Список используемой литературы.

  1. Конституция РФ
  2. Налоговый кодекс РФ
  3. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учеб.пособие.-М.:Инфра-М, 2005.
  4. Косолопов А.И. Налоги и налогообложение :Учеб.пособие.-М.:Дашков и Ко, 2005.
  5. Налоги:Учеб.пособие/ Под ред.Д.Г.Черника.-М.:Финансы и статистика, 2004.
  6. Толкушкин А.В.Налоги и налогообложение.-М.:Юристъ, 2000.
  7. Фокин В.М. Налоговое регулирование: Учеб.пособие / Под ред.М.Пепеляева. – М.:Статус, 2004.
  1. Проект Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" // Российская газета. – 5 сентября 2011 г.

  1. Постановление Правительства РФ от 19.02.1992 №121 «Об утверждении Положения о Республиканском (федеральном) и территориальных фондах социальной поддержки населения и мерах по обеспечению деятельности этих фондов».

  1. Заяц О.В. Экономические основы социальной работы. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003.

  1. Колесов Б.Г. Все ли мы знаем о наших правах на социальную защиту 17.02.2011.

  1. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: ВЛАДОС, 1999.

  1. Хижный Н. Государственная система социальной защиты граждан в странах Западной Европы. − ИНИОН РАН, 2006.

 

1 Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права: Учеб.пособие.-М.:Инфра-М, 2005.

2Косолопов А.И. Налоги и налогообложение :Учеб.пособие.-М.:Дашков и Ко, 2005.

3Толкушкин А.В.Налоги и налогообложение.-М.:Юристъ, 2000.

4Косолопов А.И. Налоги и налогообложение :Учеб.пособие.-М.:Дашков и Ко, 2005.

5Налоговый кодекс РФ

6Налоги:Учеб.пособие/ Под ред.Д.Г.Черника.-М.:Финансы и статистика, 2004.

7 Косолопов А.И. Налоги и налогообложение :Учеб.пособие.-М.:Дашков и Ко, 2005.

8 Фокин В.М. Налоговое регулирование: Учеб.пособие / Под ред.М.Пепеляева. – М.:Статус, 2004.

9Заяц О.В. Экономические основы социальной работы. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003.

10 Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: ВЛАДОС, 1999.

11Проект Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

12Налоговый кодекс РФ

13 Толкушкин А.В.Налоги и налогообложение.-М.:Юристъ, 2000.

14 Колесов Б.Г. Все ли мы знаем о наших правах на социальную защиту  17.02.2011.

15 Налоговый кодекс РФ

16 Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. – М.: ВЛАДОС, 1999.

5Налоги:Учеб.пособие/ Под ред.Д.Г.Черника.-М.:Финансы и статистика, 2004.17

18 Заяц О.В. Экономические основы социальной работы. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003.

Информация о работе Налоги и налогообложение. Инструмент финансовой социальной работы