Налоги и налогообложение. Инструмент финансовой социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в РФ”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О ветеранах”, и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций. Целью данной курсовой работы является: рассмотрение Единого социального налога, теоретические основы финансирования социальной сферы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы .

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность налогов………………………………………………………….5
1.1 Причины возникновения налогов и налогообложения…………………….5
1.2 Понятие налогов и сборов…………………………………............................6
1.3 Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………….8
2. Единый социальный налог………………………………………………...9
2.1 Экономическая сущность ЕСН и его нормативная база……………………9
2.2 Плательщики, объекты налогообложения и порядок формирования налоговой базы по ЕСН…………………………………………………………11
2.3 Налоговые освобождения по ЕСН…………………………………………13
3. Инструмент финансирования социальной работы………………………15
3.1 Государственная политика в сфере финансирования социального обслуживания населения………………………………………………………..15
3.2 Источники финансирования социального обслуживания населения……18
Заключение ………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

Курсовая Катюшке.docx

— 61.06 Кб (Скачать файл)

   Введение  ЕСН позволило  снять проблему дублирования  функций государственных внебюджетных социальных фондов и налоговых органов, повысило гарантии защищенности налогоплательщиков. Теперь в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.

   С введением ЕСН государственные внебюджетные социальные фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидированы. Для них установлена единая налоговая база — выплаты, начисленные в пользу работников. Введен достаточно сложный механизм исчисления этого налога, предусмотрено несколько регрессивных шкал ставок для различных категорий налогоплательщиков. Сохранено исчисление сумм налога отдельно в отношении каждого фонда10.

Особо следует отметить, что порядок расходования средств  социальных фондов установлен законодательством РФ. Другими словами, за фондами остались функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. Кроме того, сохранены особенности исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Фонд обязательного медицинского страхования.

Порядок исчисления и уплаты ЕСН установлен в соответствии с гл. 24 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ, 29.05. 2002 г. № 57-ФЗ и от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ)11.

С 2005 г. в рамках мер по дальнейшему ослаблению налогового бремени снижена эффективная ставка ЕСН на 20%. Одновременно со снижением применения регрессивной шкалы ставок ЕСН отменены условия, ограничивающие ее использование.

2.2. Плательщики, объекты налогообложения и порядок формирования налоговой базы по ЕСН.

В качестве налогоплательщиков ЕСН признаются (ст. 235 НК РФ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ, от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ)12.

1) лица, производящие выплаты  физическим лицам:

• организации;

• индивидуальные предприниматели;

• физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;

2)  индивидуальные предприниматели,  адвокаты.

С января 2002 г. понятие «работодатели-работники» из ст. 235 НК РФ исключено. Вместо него введено понятие «лица, производящие выплаты физическим лицам, являющимся налогоплательщиками». Главы, члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

В случае, если налогоплательщик относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается отдельным плательщиком по каждому отдельно взятому основанию.

Объектом налогообложения  по ЕСН (ст. 236 НК РФ) для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Объектом налогообложения  для налогоплательщиков — физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые этими налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).

Объектом налогообложения  для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. В соответствии с Федеральным законом от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ для налогоплательщиков — членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с его развитием13.

Перечисленные выше выплаты  и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:

• у налогоплательщиков-организаций  такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде;

• у налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Не облагаются ЕСН выплаты  в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, являющимися товарами собственного производства. Для исчисления налога большое значение имеет правильное определение налоговой базы14.

2.3. Налоговые освобождения по ЕСН.

Налоговые освобождения по ЕСН носят в основном социальный характер. В ст. 238 НК РФ (в ред. Федеральных  законов от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ, от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) перечислены виды доходов, не подлежащих обложению ЕСН15.

В ст. 239 НК РФ предусмотрен широкий  перечень льгот по данному налогу для различных категорий налогоплательщиков. Здесь предусмотрены как меры ужесточающего характера, так и  предоставление дополнительных льгот  по уплате ЕСН в отношении сумм, не подлежащих налогообложению.

Не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, в частности:

• государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с  законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;

• определенные виды установленных  законодательством компенсационных выплат, выплачиваемых в пределах норм (например, связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, бесплатным предоставлением жилых помещений и коммунальных услуг, питания и продуктов, топлива и соответствующего денежного довольствия и т. д.);

• суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

- работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;

- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;

• стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ;

• суммы оплаты труда  и другие суммы в иностранной  валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками, финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями в пределах размеров, установленных законодательством РФ. Организации любых организационно-правовых форм освобождены от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода.16. Для иных льготных категорий работодателей введен этот же критерий, но со следующей особенностью: эти работодатели освобождены от уплаты налога с сумм выплат и вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, при этом не важно, является ли он инвалидом или нет. Такой критерий установлен для:

• общественных организаций  инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%, их региональных и местных отделений;

• организаций, уставный капитал  которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их заработной платы в фонде оплаты труда — не менее 25%;

• учреждений, созданных  для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, научных и  иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам.

    1. Инструмент финансирования социальной работы

3.1.Государственная политика в сфере финансирования социального обслуживания населения.

Государство как основной субъект социальной работы, системы  социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику  социальной сферы посредством финансовой политики. К финансовым регуляторам  относятся процессы распределения  и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования. Финансовая система  социальной сферы весьма сложна и  имеет разветвленную структуру.

Финансы в социальной работе – важнейшая составная часть  всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации  и расходования средств в социальной сфере17. Основные функции финансирования следующие: распределительная, стимулирующая и контролирующая. Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе следующих принципов:

1) Принцип использования  всех финансово-экономических факторов  для повышения уровня социальной  защиты и формирования социальных  фондов означает максимально  возможную степень использования  основных мероприятий экономической  реформы (приватизация, совершенствование  налоговой системы, кредитование  и др.) в социальных целях.

2) Принцип социального  реагирования предполагает пересмотр  социальных нормативов в выделении  денежных средств в связи с инфляцией, ростом стоимости жизни, повышением стоимости бюджета прожиточного минимума, изменением уровня занятости трудоспособного населения и увеличением материальных ресурсов социальной защиты.

3) Принцип дифференцированного  подхода при определении размеров  ассигнований и социальной помощи  в зависимости от специфики  региона и местных условий.

4) Принцип самостоятельности  местных органов власти в накоплении  и использовании средств в соответствии с законодательством.

5) Критерий экономической  эффективности, который в значительной  мере определяется объемом социальных  расходов и размерами отчислений  на их финансирование, соотносящимися  со всеми макроэкономическими  показателями (валовой внутренний  продукт, фонд оплаты труда,  доходы населения).

6) Учет государственных  минимальных стандартов, в пределах  которых должны выделяться средства  по основным социальным позициям (уровень жизни, наука, культура, образование, медицина, экология).

7) Преимущество социальной  сферы при распределении дополнительных  бюджетных доходов и курс на  опережающий рост социальных  расходов по сравнению с другими  видами бюджетных затрат.

Формирование системы  расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями  социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальной защите населения  осуществляется из различных источников18:

  1. Государственный бюджет, в том числе: – федеральный бюджет; – бюджеты субъектов федерации (республик, краев, автономных областей и др.); – муниципальные бюджеты.
  2. Государственные внебюджетные фонды, в том числе: – пенсионный фонд; – фонд социального страхования; – фонд обязательного медицинского страхования; – фонд занятости; – республиканский (федеральный) и территориальные фонды социальной поддержки населения.
  3. Негосударственные источники финансирования (частные и общественные благотворительные фонды и др.).

Федеральные и территориальные  бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового  планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно. Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 тыс.)19.

В рыночной экономике расходы  бюджета на социальные нужды имеют  особое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни  населения вследствие инфляции, а  также реальных доходов основной массы населения. Переход к рыночным отношениям требует ограничения  командной роли государства в  финансово-кредитной сфере, повышения  роли внебюджетных фондов. Одной из принципиальных особенностей здесь  является то, что внебюджетные фонды  – это уже не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части  средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе20.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Источники финансирования социального обслуживания населения.

Информация о работе Налоги и налогообложение. Инструмент финансовой социальной работы