Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 18:23, курсовая работа
Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в РФ”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О ветеранах”, и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций. Целью данной курсовой работы является: рассмотрение Единого социального налога, теоретические основы финансирования социальной сферы. Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы .
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность налогов………………………………………………………….5
1.1 Причины возникновения налогов и налогообложения…………………….5
1.2 Понятие налогов и сборов…………………………………............................6
1.3 Функции налогов и их взаимосвязь………………………………………….8
2. Единый социальный налог………………………………………………...9
2.1 Экономическая сущность ЕСН и его нормативная база……………………9
2.2 Плательщики, объекты налогообложения и порядок формирования налоговой базы по ЕСН…………………………………………………………11
2.3 Налоговые освобождения по ЕСН…………………………………………13
3. Инструмент финансирования социальной работы………………………15
3.1 Государственная политика в сфере финансирования социального обслуживания населения………………………………………………………..15
3.2 Источники финансирования социального обслуживания населения……18
Заключение ………………………………………………………………………23
Список используемой литературы……………………………………………..25
Введение ЕСН позволило снять проблему дублирования функций государственных внебюджетных социальных фондов и налоговых органов, повысило гарантии защищенности налогоплательщиков. Теперь в отношении налогоплательщиков ЕСН налоговые органы проводят все предусмотренные законодательством мероприятия налогового контроля, взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов, проводят в установленном порядке зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налога.
С введением ЕСН государственные внебюджетные социальные фонды (кроме фонда занятости населения) не ликвидированы. Для них установлена единая налоговая база — выплаты, начисленные в пользу работников. Введен достаточно сложный механизм исчисления этого налога, предусмотрено несколько регрессивных шкал ставок для различных категорий налогоплательщиков. Сохранено исчисление сумм налога отдельно в отношении каждого фонда10.
Особо следует отметить, что порядок расходования средств социальных фондов установлен законодательством РФ. Другими словами, за фондами остались функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию. Кроме того, сохранены особенности исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в Фонд обязательного медицинского страхования.
Порядок исчисления и уплаты ЕСН установлен в соответствии с гл. 24 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ, 29.05. 2002 г. № 57-ФЗ и от 20.07.2004 г. № 70-ФЗ)11.
С 2005 г. в рамках мер по дальнейшему ослаблению налогового бремени снижена эффективная ставка ЕСН на 20%. Одновременно со снижением применения регрессивной шкалы ставок ЕСН отменены условия, ограничивающие ее использование.
2.2. Плательщики, объекты налогообложения и порядок формирования налоговой базы по ЕСН.
В качестве налогоплательщиков ЕСН признаются (ст. 235 НК РФ, в ред. Федеральных законов от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ, от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ)12.
1) лица, производящие выплаты физическим лицам:
• организации;
• индивидуальные предприниматели;
• физические лица, не признаваемые
индивидуальными
2) индивидуальные
С января 2002 г. понятие «работодатели-работники» из ст. 235 НК РФ исключено. Вместо него введено понятие «лица, производящие выплаты физическим лицам, являющимся налогоплательщиками». Главы, члены крестьянского (фермерского) хозяйства приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
В случае, если налогоплательщик относится к нескольким категориям налогоплательщиков, он признается отдельным плательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
Объектом налогообложения по ЕСН (ст. 236 НК РФ) для налогоплательщиков — организаций и индивидуальных предпринимателей, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Объектом налогообложения для налогоплательщиков — физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые этими налогоплательщиками в пользу физических лиц. Не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав).
Объектом налогообложения для индивидуальных предпринимателей и адвокатов признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. В соответствии с Федеральным законом от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ для налогоплательщиков — членов крестьянского (фермерского) хозяйства (включая главу хозяйства) из дохода исключаются фактически произведенные указанным хозяйством расходы, связанные с его развитием13.
Перечисленные выше выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если:
• у налогоплательщиков-
• у налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей или физических лиц такие выплаты не уменьшают налоговую базу по налогу на доходы физических лиц в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Не облагаются ЕСН выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, являющимися товарами собственного производства. Для исчисления налога большое значение имеет правильное определение налоговой базы14.
2.3. Налоговые освобождения по ЕСН.
Налоговые освобождения по ЕСН носят в основном социальный характер. В ст. 238 НК РФ (в ред. Федеральных законов от 31.12.2001 г. № 198-ФЗ, от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ) перечислены виды доходов, не подлежащих обложению ЕСН15.
В ст. 239 НК РФ предусмотрен широкий
перечень льгот по данному налогу
для различных категорий
Не включаются в состав доходов, подлежащих налогообложению, в частности:
• государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
• определенные виды установленных
законодательством
• суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:
- работникам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
- членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
• стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством РФ;
• суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками, финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями в пределах размеров, установленных законодательством РФ. Организации любых организационно-правовых форм освобождены от уплаты ЕСН с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода.16. Для иных льготных категорий работодателей введен этот же критерий, но со следующей особенностью: эти работодатели освобождены от уплаты налога с сумм выплат и вознаграждений, не превышающих 100 000 руб. в течение налогового периода на каждого отдельного работника, при этом не важно, является ли он инвалидом или нет. Такой критерий установлен для:
• общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%, их региональных и местных отделений;
• организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля их заработной платы в фонде оплаты труда — не менее 25%;
• учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, научных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам.
3.1.Государственная политика в сфере финансирования социального обслуживания населения.
Государство как основной субъект социальной работы, системы социальной защиты населения осуществляет управляющее воздействие на экономику социальной сферы посредством финансовой политики. К финансовым регуляторам относятся процессы распределения и перераспределения финансовых ресурсов, денежных средств, ценового регулирования. Финансовая система социальной сферы весьма сложна и имеет разветвленную структуру.
Финансы в социальной работе – важнейшая составная часть всей финансовой системы государства. Это система предоставления, организации и расходования средств в социальной сфере17. Основные функции финансирования следующие: распределительная, стимулирующая и контролирующая. Их реализация в социальной сфере осуществляется на основе следующих принципов:
1) Принцип использования
всех финансово-экономических
2) Принцип социального
реагирования предполагает
3) Принцип дифференцированного
подхода при определении
4) Принцип самостоятельности
местных органов власти в
5) Критерий экономической
эффективности, который в
6) Учет государственных
минимальных стандартов, в пределах
которых должны выделяться
7) Преимущество социальной
сферы при распределении
Формирование системы расходов на социальные программы осуществляется в соответствии с основными направлениями социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальной защите населения осуществляется из различных источников18:
Федеральные и территориальные бюджеты являются определяющей формой финансового планирования. Без бюджетно-финансового планирования, как показывает опыт государств с развитыми рыночными отношениями, развитие рынка практически невозможно. Конструирование межбюджетных отношений для России имеет исключительно важное значение в связи с большим количеством субъектов Федерации (89) и бюджетов местных органов власти (около 30 тыс.)19.
В рыночной экономике расходы бюджета на социальные нужды имеют особое значение. Это связано, прежде всего, с тем, что в этот период происходит резкое падение уровня жизни населения вследствие инфляции, а также реальных доходов основной массы населения. Переход к рыночным отношениям требует ограничения командной роли государства в финансово-кредитной сфере, повышения роли внебюджетных фондов. Одной из принципиальных особенностей здесь является то, что внебюджетные фонды – это уже не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе20.
Информация о работе Налоги и налогообложение. Инструмент финансовой социальной работы