Направления социальной работы с женщинами – мигрантами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Среди мигрантов становится все больше женщин. Феминизация миграционных потоков – характерная черта современного этапа развития миграции в мире. Эта тенденция характерна и для миграции в регионе СНГ. Однако женщины-мигранты в значительной степени остаются, так называемыми, «невидимыми работниками», занятыми в неформальном секторе экономики и в частных домохозяйствах. Согласно официальным данным ФМС России в 2010 г. женщины составляли 14% потока трудовой миграции. Показатель этот оставался стабильным на протяжении многих лет. В то же время эксперты оценивают их реальную долю среди трудовых мигрантов в среднем в 25-30%. 2

Содержание работы

Введение. 2
ГЛАВА I. Мигранты как социальная общность. 4
1.1 Причины и типы миграции. 4
1.2 Принципы социальной работы с мигрантами. 8
ГЛАВА 2. Направления социальной работы с женщинами – мигрантами. 12
2.1 Гендерный аспект социальной работы с мигрантами. 12
2.2 Международный опыт интеграции женщин-мигрантов. 16
Заключение. 21
Список литературы: 22

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 61.02 Кб (Скачать файл)

Уровень образования женщин-мигрантов, как и во всем населении, значительно  выше, чем у мужчин. Около 60% мигранток имеют профессиональное (высшее и среднее специальное) образование и 7% - незаконченное высшее.

Семейное положение. Около  половины мигранток состоят в зарегистрированном браке, еще 8% - находятся в незарегистрированном (гражданском) браке. Остальные - холостые (никогда не состояли в браке) (21%), разведены (14%), или вдовы (6%).

Этнический состав мигрантов  существенно различается по регионам России в зависимости от близости стран происхождения и сложившихся  маршрутов миграции и социальных сетей. Так, на юге и западе европейской  России больше мигрантов из Украины, Молдовы и Белоруссии, а также  из стран Кавказа; в Поволжье и  на Урале - из стран Центральной Азии. Однако из-за недостаточности статистики сегодня вряд ли можно сделать  вывод о наличии, либо отсутствии гендерной специфики распределения  мигрантов по территории стран.

Доля мигрантов, имеющих  проблемы с русским языком, сильно зависит от страны происхождения. Очевидно, что выходцы из славянских стран  не испытывают языкового барьера, в отличие от жителей среднеазиатских и закавказских республик.

Необходимо признать, что  Россия пока все же находится в  лучшем положении, чем большинство  принимающих стран мира, поскольку  основная масса мигрантов, так или  иначе, знает русский язык. Но ситуация стремительно меняется, и языковой барьер становится с каждым годом  все серьезнее. И если десять лет  назад Россия не нуждалась в серьезных  программах по интеграции инокультурных мигрантов, то сегодня они нужны. Если учесть, что под воздействием многих факторов миграция из стран СНГ в Россию будет сохраняться и в дальнейшем, то трудно переоценить инициативы, направленные на сохранение некогда единой языковой и культурной среды, существующей сегодня в сильно сокращенном виде и во многом благодаря миграции.

Если трудовые мигранты - мужчины задействованы, в первую очередь, в строительстве, промышленности и на транспорте, то основной контингент женщин-мигрантов занят в сфере  услуг и в торговле. Занятость  в различных секторах сферы обслуживания, включая общественный сервис, уборку помещений и офисов, услуги ЖКХ, оказание частных услуг на дому, аккумулирует более 40% всех мигранток. Во второй важнейшей отрасли - торговле - занята еще 1/3 их часть. В остальных отраслях (промышленность, строительство и ремонт, сельское хозяйство, здравоохранение, образование и пр.) занято чуть более 1/4 женщин-мигрантов.

Разнообразие моделей: миграция «независимо» или «за мужем».

Первая модель, условно  обозначаемая как «самостоятельная»  или «активная» независимая миграция, представлена женщинами, приехавшими  на заработки в роли самостоятельных (или активных, независимых) мигрантов. В этом случае женщина является, как правило, инициатором и активным участников миграции.

Вторая модель, условно  обозначаемая как «зависимая» миграция или миграция «за мужем», представлена женщинами, приехавшими на заработки  в составе семьи и не играющими  активной экономической роли, а, скорее, сопровождающими на заработках другого  члена семьи, как правило, мужа, играющего  роль активного мигранта. В этом случае мужчина является движущей силой  и активным участником миграции, а  женщина (как правило, жена) едет на заработки вместе с ним или  вслед за ним и является «ведомым»  участником миграционного процесса.

Как правило, женщина, выезжающая на заработки, получает более высокую  зарплату, чем муж, остающийся дома. Это ускоряет трансформацию гендерных  режимов, стимулирует распространение  современных установок и ценностей  и отход от традиционных укладов. Эта роль миграции пока не получила детального анализа в приложении к постсоветскому пространству. Однако влияние миграции на модификацию  гендерных режимов, особенно в странах  Центральной Азии, становится очевидным.

2.2 Международный опыт интеграции женщин-мигрантов10.

Статистика свидетельствует  о том, что на сегодняшний день доля участия женщин в миграционных процессах практически сравнялась с долей участия мужчин. По данным ООН, в 2010 году  процентное соотношение  женщин в общей численности мигрантов  составило около 49%11.

Самая высокая доля женщин – мигрантов в 2010 году по данным ООН зафиксирована в странах  Европы (52,3%), а самая низкая –  в Азии (44,6%). Наибольшая доля мигрантов-женщин в 2010 году зафиксирована в Японии (55%), Великобритании (53,5%) и Италии (53,1%).

При этом значительная часть  женской трудовой миграции идет в  обход официальных институтов учета  занятости, так как женщины-мигранты заняты преимущественно в неформальных и теневых секторах экономики  – частных домохозяйствах, торговле, сфере услуг и развлечений. Часто работодателями  женщин-мигрантов являются не юридические, а физические лица, которые не оформляют юридически свои отношения с наемными работниками.  Меньшая профессиональная подготовленность женщин-мигрантов к работе на зарубежных рынках труда, чем мужчин, также обуславливает занятость значительной доли женщин-мигрантов в неформальных секторах экономики.

Во всем мире женская миграция является зоной повышенного риска  и массовых нарушений прав человека. 

Наиболее частыми нарушениями  прав женщин-мигрантов являются:

  1. Плохие условия труда
  2. Угроза здоровью
  3. Домогательства
  4. Запугивание, шантаж, угрозы по отношению, как к самим женщинам-мигрантам, так и членам их семьи
  5. Расовая дискриминация и ксенофобия
  6. Трудовая и сексуальная эксплуатация
  7. Вовлечение в долговую зависимость
  8. Принуждение к рабскому труду

Все вышеперечисленные риски  и нарушения прав женщин, связанные  с миграцией, свидетельствует о  необходимости совершенствования  проводимой государствами интеграционной политики.  В большинстве развитых стран интеграционную политику стали  рассматривать комплексно. Формирование политико-правового поля в отношении женщин-мигрантов.

В решении проблемы улучшения  правового положения мигрантов  важным моментом стало приятие 25 ноября 2003 г. директивы Совета Европы 2003/109/EC6, согласно которой иностранцы, легально проживающие на территории Европейского Союза не менее 5 лет и имеющие  вид на длительное жительство, получают равные права с гражданами ЕС в  ряде областей (доступ к рабочим  местам на едином рынке, условия труда  и его оплаты, образование и профессиональная подготовка, включая предоставление грантов и признание дипломов; социальное страхование; предоставление налоговых льгот, свобода передвижения). Эти правила в значительной мере расширили права мигрантов, прибывающих в ЕС из третьих стран.

С правовым положением женщин-мигрантов  тесно связан вопрос воссоединения  семей. Значительная доля женщин мигрируют  вслед за основным мигрантом, и зачастую у них нет доступа к рынку  труда, к социальному и медицинскому обеспечению. В решении данного  вопроса огромный шаг сделала  Швеция,  миграционное законодательство которой в 2008 году претерпело значительные изменения. Правительство Швеции разрешило воссоединение семей временных трудовых мигрантов. В результате принятых нововведений супруги основных мигрантов получают такой же доступ на шведский рынок труда. Что в свою очередь помогает расширить права и возможности мигрантов, в особенности это относится к женщинам, которые составляют большинство среди сопровождающих основных мигрантов. Если разрешение на работу и проживание  предоставляется на срок более одного года, мигрант и члены его семьи включаются в систему социального обеспечения и в полной мере пользуются социальными правами и детскими дошкольными учреждениями. Кроме того временные трудовые мигранты с детьми до восьмилетнего возраста имеют право работать неполный рабочий день, поскольку данная правовая норма распространяется и на них.

Полноценная интеграция в  принимающее общество во многом обусловлена  гражданством. Содействие натурализации  иностранцев выдвигается в число основных компонентов современной интеграционной политики западных государств.

В европейском законодательстве о гражданстве все большее  применение находит принцип "права  почвы".

Сокращаются минимальные  сроки проживания в стране приема, дающие право на получение гражданства. Так, в Германии с 2001 г. этот период уменьшен с 15 до 8 лет. Минимальный, трехлетний срок в Канаде. Он варьируется в других развитых странах от 5 лет (Франция, Италия, Нидерланды, Чехия) до 10 (Бельгия, Венгрия, Греция). Однако в растущем числе стран, в частности Великобритании, Франции, Германии для получения гражданства необходимо подтвердить интеграцию в новое общество, в особенности знание языка принимающей страны.

Развитие антидискриминационного законодательства в отношении женщин-мигрантов.

Равное отношение к  иммигрантам - предпосылка их участия  во всех областях жизни общества наравне  с другими его членами. Антидискриминационное  законодательство призвано защищать мигрантов, в особенности женщин,  являющихся наиболее уязвимыми группами лиц, от социальной и экономической изолированности, которая  в свою очередь ограничивает доступ к рынку труда  и получению  дохода, необходимого для экономического  и социального развития.   

В отношении вопроса борьбы с дискриминацией женщин-мигрантов, важно отметить необходимость ратификации  государствами,  в первую очередь,  Конвенции о ликвидации  всех форм дискриминации в отношении  женщин от 18 декабря 1979 года.  Соблюдение принципов и выполнение обязательств Общей рекомендации № 26 по вопросу  о трудящихся мигрантах-женщинах от 5 декабря 2008 года, а также заключение дву- и многосторонних соглашений, учитывающих положение женщин и гендерные факторы.

Содействие социально- экономической интеграции. Улучшение  положения женщин-мигрантов на рынке  труда.

В большинстве развитых стран  содействие интеграции мигрантов в  сферу занятости осуществляется главным образом в рамках общенациональных программ. Они адресованы всем слоям  населения, занимающим слабые позиции  на рынке труда. Сложности с трудоустройством  в частности женщин-мигрантов  во многом объясняются недостатком  их квалификации. Поэтому наряду с  общенациональными программами  занятости в некоторых странах  осуществляются и специальные мероприятия  по повышению квалификации и обеспечению  женщин-мигрантов рабочими местами.

В качестве примера, можно  привести опыт Международной организации по миграции, которая в 2005 году в сотрудничестве c Правительством Италии осуществляла пилотную программу повышения квалификации граждан Шри-Ланки, работающих по уходу за детьми и пожилыми людьми в Тоскане, где отмечалась острая нехватка кадров. В ходе реализации данной программы семьи – работодатели отобрали 60 соискателей. В г. Коломбо (Шри-Ланка) для них был организован 60-часовой курс итальянского языка, а в Тоскане (Италия) проведен 25-часовой курс обучения навыкам ухода. По его итогам участникам была присвоена квалификация «помощник по уходу», что в большинстве случаев привело к увеличению заработной платы мигрантов и женщин-мигрантов в частности. Также в программе предусматривалось участие посредника по культурным вопросам, к которому могли обратиться и иностранные граждане и работодатели в случае возникновения проблем, связанных с языковым барьером, что в значительной мере способствовало успешной интеграции иностранных работников10.

Помимо недостатка квалификации, у женщин-мигрантов есть и другие проблемы, связанные с доступом к  рынку труда (незнание языка, правовая неграмотность, сложные бюрократические  процедуры получения разрешительных документов и трудоустройства, недобросовестность посредников и работодателей),  которые  зачастую приводят к тому, что женщины-мигранты вынуждены работать в нелегальных секторах экономики, подвергаясь дискриминации, трудовой, сексуальной эксплуатации. Поэтому с целью уменьшения возможности возникновения  такого рода рисков, необходимо расширять условия для легальной занятости  в тех секторах рынка труда, где востребован женский труд, в частности в сфере домашнего труда, развлечений, оказания персональных услуг по уходу и т.д.

Так, например, в Канаде с 1992 года действует специальная «Программа для работников по уходу с проживанием  по месту работы»12. Программа позволяет мигрантам, в основном женщинам, на законных основаниях въезжать в страну для выполнения работы по уходу в частных домохозяйствах, предусматривает заключение стандартного трудового договора, допускает замену работодателя, а также предоставляет участникам программы определенные преференции при получении вида на жительства, а впоследствии гражданства. Также работа и проживание в канадской семье способствует быстрой адаптации и совершенствованию английского языка.

Хотя некоторые эксперты отмечают, что работники, вынужденные  проживать в одном доме с работодателем, более  подвержены трудовой и сексуальной  эксплуатации. Тем не менее, опыт Канады признан наиболее успешным, а именно в части заключения стандартного трудового договора, который является определенной гарантией  в защите прав работников в случае трудоустройства  к недобросовестному работодателю.

Информация о работе Направления социальной работы с женщинами – мигрантами