Направления социальной работы с женщинами – мигрантами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Среди мигрантов становится все больше женщин. Феминизация миграционных потоков – характерная черта современного этапа развития миграции в мире. Эта тенденция характерна и для миграции в регионе СНГ. Однако женщины-мигранты в значительной степени остаются, так называемыми, «невидимыми работниками», занятыми в неформальном секторе экономики и в частных домохозяйствах. Согласно официальным данным ФМС России в 2010 г. женщины составляли 14% потока трудовой миграции. Показатель этот оставался стабильным на протяжении многих лет. В то же время эксперты оценивают их реальную долю среди трудовых мигрантов в среднем в 25-30%. 2

Содержание работы

Введение. 2
ГЛАВА I. Мигранты как социальная общность. 4
1.1 Причины и типы миграции. 4
1.2 Принципы социальной работы с мигрантами. 8
ГЛАВА 2. Направления социальной работы с женщинами – мигрантами. 12
2.1 Гендерный аспект социальной работы с мигрантами. 12
2.2 Международный опыт интеграции женщин-мигрантов. 16
Заключение. 21
Список литературы: 22

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 61.02 Кб (Скачать файл)

Языковая подготовка и адаптация системы образования.

Незнание или недостаточное  знание языка страны проживания ограничивает возможности мигрантов по части  трудоустройства и социального  взаимодействия с коренным населением. При этом женщины-мигранты с детьми испытывают наибольшие трудности  в  процессе языковой адаптации. Как правило, они живут изолированно от общества, занимаются воспитанием своих детей, у них нет времени и возможностей для саморазвития. Отсутствие специальных  курсов для матерей-мигрантов, специализированных учреждений, где можно оставить детей  под присмотром на несколько часов  значительно затрудняет доступ женщин-мигрантов  к изучению местного языка. Необходимо добавить, что и у ребенка в  такой ситуации имеется меньше шансов на успешную интеграцию в  местное  сообщество.

Поэтому некоторые западные страны, осознавая необходимость  внедрения гендерно-чувствительных аспектов в интеграционную политику, разработали специальные программы, дающие возможность женщинам-мигрантам  и их детям изучить местный  язык и тем самым содействовать  их наиболее успешной интеграции в  принимающее общество.

Так, например, в Афинах (Греция) в 2009 г. действовала специальная  программа по изучению греческого языка, предназначенная для матерей- мигрантов. В первую очередь данная программа способствовала повышению уровня знания языка у матерей-мигрантов, а во-вторых, способствовала развитию взаимоотношений между мамой и ребенком, поскольку мать уже могла помогать ребенку со школьными уроками, в общении со сверстниками и т.д., тем самым повышался и внутрисемейный уровень интеграции12.

Примечателен и опыт Канады, где в городе Квебеке существует сеть специальных учреждений по уходу  за детьми (в возрасте от новорожденных  до 12 лет), в которых можно оставить ребенка  на воспитание на несколько  часов для того, чтобы женщина, в т.ч. женщина-мигрант могла посвятить время своему саморазвитию и изучению местного языка.

Заключение.

Политические события  последних десяти лет явились  причиной возникновения на территории бывшего СССР конфликтных зон, что привело к возникновению массовой миграции. Масштабы и условия, в которых происходит миграция, порождают целый комплекс проблем, возможность решения которых уменьшается вследствие сложной социально-экономической ситуации в стране.

Приток мигрантов способствовал  росту цен на недвижимость, обострению конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению других социальных проблем, прежде всего  в области образования и здравоохранения, криминализации обстановки в России. Усиление националистических и сепаратистских настроений в ряде случаев привели  к столкновениям на межнациональной  и межконфессиональной основе. Во всей совокупности миграционных проблем  ключевыми являются проблемы интеграции мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества к новым условиям, прежде всего к изменению этнического  состава населения и следствиям этого процесса.

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь  следствием сложной социально-экономической  обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального  процветания и экономического прогресса  требуются твердая воля государства  и внимание всего российского  общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области  регулирования миграционных процессов.

Процессы миграции населения  всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с мигрантами в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Миграция может стать и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.

Социальным службам нужно  учиться управлять миграцией, готовить кадры, накапливать информацию о  формах и методах работы, овладевать средствами, с помощью которых  можно осуществлять управление этим процессом. Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования, а недостаток материальных средств  явно мешает действительно эффективной  работе миграционной службы.

Но все же сам факт того, что общество и государство обратили внимание на эту проблему, внушает  сдержанный оптимизм относительно ее решения.

Список литературы:

  1. Авакьян, С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. - СПб.: Юринформцентр, 2003.- 214 с.
  2. Акмалова, А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 220 с.
  3. Бадыштова И.М. Отношение местного населения к мигрантам (на примере Приволжского федерального округа)// Социс. - №6. - 2003. - С. 38-46.
  4. Блинова, М.С. Современные социологические теории миграции населения: монография. - М.: КДУ, 2009. – 160 с.
  5. Бондырева, С.К. Миграция (сущность и явление). - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 296 с.
  6. Дмитриев, А.В. Миграция: конфликтное измерение. - Изд. 2-е, испр. и перераб. - М.: Альфа-М, 2007. – 416 с.
  7. Модели в социальной работе: из разных истоков к одному полю деятельности: Сб. /Под ред. Р.И.Данилевской. Архангельск, 1999.
  8. Солдатова, Г.У. Толерантность и интолерантность - две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантности: научно-публицистический вестник. - М., МГУ, 2001.
  9. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 427с.
  10. Степанов, П. Толерантный человек: как его воспитать // Народное образование. - 2001. - №6.
  11. Теория социальной работы: Учебник / Под ред. Е.И.Холостовой. М., 2006. – 334 с.
  12. Технологии социальной работы: учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2006. – 400 с.
  13. Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социол. исслед. 2001. № 5.

1 http://www.gks.ru/

2 Оценка нужд и потребностей женщин – трудящихся мигрантов. Центральная Азия и Россия. ЮНИФЕМ-МОТ. 2009, стр. 23

3 Акмалова, А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 220с. – с.135.

4 Акмалова, А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 220с. – с.151.

5 Блинова, М.С. Современные социологические теории миграции населения: монография. - М.: КДУ, 2009. – 160с. – с.74.

6 Технология социальной работы.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 273с. – с.56.

7 Технология социальной работы.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 273с. – с.59

8 Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социол. исслед. 2001. № 5.

9 Тюрюканова Е. В. Гендерные аспекты реализации права на свободное передвижение // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания (по результатам исследования в г. Рыбинске Ярославской области на основе глубинных интервью) / МЦГИ, Ин-т социально-экономических проблем народонаселения РАН. Т. 2. М., 2008. С. 112-142

10 http://demoscope.ru/weekly/2011/0467/analit06.php

11 http://esa.un.org/migration/index.asp?panel=2

12 http://www.cic.gc.ca/english/work/caregiver/index.asp

 


Информация о работе Направления социальной работы с женщинами – мигрантами