Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 18:35, курсовая работа
Среди мигрантов становится все больше женщин. Феминизация миграционных потоков – характерная черта современного этапа развития миграции в мире. Эта тенденция характерна и для миграции в регионе СНГ. Однако женщины-мигранты в значительной степени остаются, так называемыми, «невидимыми работниками», занятыми в неформальном секторе экономики и в частных домохозяйствах. Согласно официальным данным ФМС России в 2010 г. женщины составляли 14% потока трудовой миграции. Показатель этот оставался стабильным на протяжении многих лет. В то же время эксперты оценивают их реальную долю среди трудовых мигрантов в среднем в 25-30%. 2
Введение. 2
ГЛАВА I. Мигранты как социальная общность. 4
1.1 Причины и типы миграции. 4
1.2 Принципы социальной работы с мигрантами. 8
ГЛАВА 2. Направления социальной работы с женщинами – мигрантами. 12
2.1 Гендерный аспект социальной работы с мигрантами. 12
2.2 Международный опыт интеграции женщин-мигрантов. 16
Заключение. 21
Список литературы: 22
Языковая подготовка
и адаптация системы
Незнание или недостаточное
знание языка страны проживания ограничивает
возможности мигрантов по части
трудоустройства и социального
взаимодействия с коренным населением.
При этом женщины-мигранты с детьми
испытывают наибольшие трудности в
процессе языковой адаптации. Как правило,
они живут изолированно от общества,
занимаются воспитанием своих детей,
у них нет времени и
Поэтому некоторые западные
страны, осознавая необходимость
внедрения гендерно-
Так, например, в Афинах (Греция) в 2009 г. действовала специальная программа по изучению греческого языка, предназначенная для матерей- мигрантов. В первую очередь данная программа способствовала повышению уровня знания языка у матерей-мигрантов, а во-вторых, способствовала развитию взаимоотношений между мамой и ребенком, поскольку мать уже могла помогать ребенку со школьными уроками, в общении со сверстниками и т.д., тем самым повышался и внутрисемейный уровень интеграции12.
Примечателен и опыт Канады, где в городе Квебеке существует сеть специальных учреждений по уходу за детьми (в возрасте от новорожденных до 12 лет), в которых можно оставить ребенка на воспитание на несколько часов для того, чтобы женщина, в т.ч. женщина-мигрант могла посвятить время своему саморазвитию и изучению местного языка.
Политические события последних десяти лет явились причиной возникновения на территории бывшего СССР конфликтных зон, что привело к возникновению массовой миграции. Масштабы и условия, в которых происходит миграция, порождают целый комплекс проблем, возможность решения которых уменьшается вследствие сложной социально-экономической ситуации в стране.
Приток мигрантов
Современная миграционная ситуация
в Российской Федерации, являясь
следствием сложной социально-
Процессы миграции населения всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с мигрантами в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Миграция может стать и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.
Социальным службам нужно учиться управлять миграцией, готовить кадры, накапливать информацию о формах и методах работы, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом. Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования, а недостаток материальных средств явно мешает действительно эффективной работе миграционной службы.
Но все же сам факт того, что общество и государство обратили внимание на эту проблему, внушает сдержанный оптимизм относительно ее решения.
1 http://www.gks.ru/
2 Оценка нужд и потребностей женщин – трудящихся мигрантов. Центральная Азия и Россия. ЮНИФЕМ-МОТ. 2009, стр. 23
3 Акмалова, А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 220с. – с.135.
4 Акмалова, А.А. Социальная работа с мигрантами и беженцами: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2008. – 220с. – с.151.
5 Блинова, М.С. Современные социологические теории миграции населения: монография. - М.: КДУ, 2009. – 160с. – с.74.
6 Технология социальной работы.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 273с. – с.56.
7 Технология социальной работы.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений /под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 273с. – с.59
8 Ярская-Смирнова Е.Р. Профессионализация социальной работы в России // Социол. исслед. 2001. № 5.
9 Тюрюканова Е. В. Гендерные аспекты реализации права на свободное передвижение // Права женщин в России: исследование реальной практики их соблюдения и массового сознания (по результатам исследования в г. Рыбинске Ярославской области на основе глубинных интервью) / МЦГИ, Ин-т социально-экономических проблем народонаселения РАН. Т. 2. М., 2008. С. 112-142
10
http://demoscope.ru/weekly/
11
http://esa.un.org/migration/
12
http://www.cic.gc.ca/english/
Информация о работе Направления социальной работы с женщинами – мигрантами