Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Профилактика правонарушений у подростков относится к числу важнейших задач государства. Особую актуальность эта проблема приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, идеология социального государства способствует повышению социальных стандартов и ожиданий. При этом актуальной становится проблема предотвращения социальных нарушении индивидов, в первую очередь детей, преодоления негативных тенденций роста детской преступности и ликвидации ее последствий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…. 3
1 Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы ….5
1.1 Социальный портрет несовершеннолетнего правонарушителя………….. 5
1.2 Причины совершения правонарушений несовершеннолетних..9
2 Формы и методы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями……………………………………………………………. 16
2.1 Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями…….. 16
2.2 Социальная профилактика социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями………………...…………………………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список литературы……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Katya (1).doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение   высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

(Горно-Алтайский государственный  университет, ГАГУ)

Факультет социального управления

Кафедра социальной работы

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По курсу «Введение в профессию»

 

ТЕМА: Несовершеннолетние  правонарушители как объект социальной

работы

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнена студенткой ФСУ

1 курса 1212 группы

Чернышковой Екатериной Александровной

Научный руководитель:

Ассистент Хабарова Елена Викторовна

Курсовая работа защищена

«___» _____________2013 года

                                                          _____________________

(подпись руководителя)

оценка_______________

 

 

 

 

 

 

Горно-Алтайск

2013

СОДЕРЖАНИЕ.

 

Введение……………………………………………………………………….…. 3

1 Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы ….5

1.1 Социальный портрет несовершеннолетнего правонарушителя………….. 5

1.2 Причины  совершения правонарушений несовершеннолетних..9

2 Формы и методы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями……………………………………………………………. 16

2.1 Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями…….. 16

2.2 Социальная профилактика  социальной работы с несовершеннолетними  правонарушителями………………...…………………………………………. 27

Заключение……………………………………………………………………… 34

Список литературы……………………………………………………………... 36

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Профилактика правонарушений у подростков относится к числу важнейших задач государства. Особую актуальность эта проблема приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, идеология социального государства способствует повышению социальных стандартов и ожиданий. При этом актуальной становится проблема предотвращения социальных нарушении индивидов, в первую очередь детей, преодоления негативных тенденций роста детской преступности и ликвидации ее последствий.

Во-вторых, процессы отклонении у детей и подростков проходят на фоне сложной социально-экономической и морально-психологической ситуации в нашей стране, характеризующейся, в том числе ростом безнадзорности, беспризорности и антиобщественных проявлений среди несовершеннолетних. В-третьих, формирование системы профилактики нарушений несовершеннолетних требует четкого разграничения функций и тесного взаимодействия между органами власти разных уровней.

Объектом исследования выступают несовершеннолетние правонарушители.

Предметом — социальная профилактика социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Цель исследования – изучение социальной профилактики социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.

Задачи:

1) изучить социально –  психологический портрет несовершеннолетнего  правонарушителя;

2) выявить причины и  факторы противоправного поведения  несовершеннолетних, выделить формы  правонарушений несовершеннолетних;

3) рассмотреть сущность  и содержание социальной профилактики  как технологии социальной работы;

4) выявить особенности  социально – профилактической  работы с несовершеннолетними  правонарушителями в общеобразовательных  учреждениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРАВОНАРУШИТЕЛИ КАК

ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

1.1 Социальный портрет несовершеннолетнего

правонарушителя.

 

Профессиональный интерес социальных работников к различным видам и уровням изменений личности несовершеннолетних и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы.

Несовершеннолетние правонарушители, при всём различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, узость и неустойчивость интересов. У этих детей, как правило, низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких детей наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение. Вместе с тем среди них встречаются и дети хорошо интеллектуально и социально развитые. У них агрессивность выступает средством поднятия престижа, демонстрация своей самостоятельности, взрослости [15. С 68]

Раскрытие личностных характеристик несовершеннолетних правонарушителей требует проведения определённой классификации.

В отечественной психологии существует несколько типов классификаций. Некоторые исследователи отклоняющегося поведения считают необходимым в качестве основы считать психофизиологические различия детей, другие – психосоциальное развитие.

Обширные материалы, добытые Л.М.Семенюк на основе анализа  позволили ей выделить четыре группы:

1. Подростки с устойчивым  комплексом аномальных, аморальных, примитивных потребностей, имеющие  деформацию ценностей и отношений, стремящиеся к потребительскому  времяпровождению. Им свойственны эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов, цинизм, озлобленность, грубость, вспыльчивость, дерзость, драчливость. В их поведении преобладает физическая агрессивность.

2. Подростки с деформированными  потребностями и ценностями, обладающие более или менее широким кругом интересов, отличающиеся обострённым индивидуализмом, желающие занять привилегированное положение за счёт притеснения слабых и младших. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее.

3. Подростки, у которых  конфликт между деформированными  и позитивными потребностями, отличающиеся  односторонностью интересов, приспособленчеством, притворством, лживостью. В их поведении  преобладают косвенная и вербальная агрессия.

4. Подростки, отличающиеся  слабо деформированными потребностями  при отсутствии определённых  интересов и весьма ограниченным  кругом общения, отличающиеся безволием, мнительностью, трусливостью и мстительностью. Для них характерно заискивающее  поведение перед старшими и более сильными товарищами. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм.

Приведённые классификации детей правонарушителей основываются на комплексе свойств личности, типичных для определённой группы подростков. [15, С.58-90].

В целях составления социально-психологического портрета несовершеннолетнего правонарушителя, также, необходимо отметить деформацию правосознания у несовершеннолетних преступников. Среди них является допустимым нарушение уголовно-правового или иного правового запрета. Негативное отношение к нормативно-правовым запретам коррелирует у несовершеннолетних с установкой на их нарушение.

Проведение досуга несовершеннолетними правонарушителями связано с употреблением алкогольных напитков, наркотиков, вступлением в сексуальные связи и т.п.

У несовершеннолетних правонарушителей значительно деформирована эмоциональная сфера, наблюдается эмоциональная “тупость”, нечувствительность к страданиям других, агрессивность. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, эффективность, склонность к неадекватным ситуации реакциям. Часто отмечаются также отрицательные изменения воли и волевых качеств.

Среди несовершеннолетних преступников в последнее время наблюдается проявление психопатических черт, которые не связаны с наследственностью и в основном приобретены вследствие неблагоприятных условий жизни и воспитания [3, С.102].

Как показывают исследования, в абсолютном большинстве несовершеннолетние преступники – это лица, обладающие привычками, склонностями и устойчивыми стереотипами антиобщественного поведения. Для них характерны: постоянная демонстрация пренебрежения к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде, приставание к гражданам, порча общественного имущества, хулиганство и т.д.); следование отрицательным питейным обычаям и традициям, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам, азартным играм; бродяжничество, систематические побеги из дома, учебно-воспитательных и иных учреждений; ранние половые связи, половая распущенность; частое проявление, в том числе и в бесконфликтных ситуациях, злобности, мстительности, жестокости, насилия; умышленное создание конфликтных ситуаций, постоянные конфликты в семье, терроризирование родителей и других членов семьи; культивирование вражды к иным группам несовершеннолетних, отличающихся социально приемлемым поведением, дисциплинированностью, успехами в учебе; привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека [3, С.105].

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что правонарушения несовершеннолетних имеют сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. От знания и понимания этих факторов во многом зависит эффективность работы по социально работе с несовершеннолетними правонарушителями.

Следовательно, мы выяснили, что несовершеннолетний правонарушитель – это молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи, узким кругозором, отсутствием трудовых навыков, интересов и увлечений, для которого характерно недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость и лень. Правонарушения совершаемые несовершеннолетними являются следствием социальной дезадаптации, которая, в свою очередь, вызывается совокупностью факторов социального, психологического, психосоматического характера, и приводит к деформации основных потребностей несовершеннолетнего, потребностей в полноценном развитии и самореализации. При этом выделяются различные формы преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

1.2 Понятие,   формы   и   причины   правонарушений

несовершеннолетних

Для выделения форм правонарушений несовершеннолетних, необходимо дать определение понятия правонарушение. Правонарушение – это виновное поведение дееспособного лица, которое противоречит нормам права и влечет за собой юридическую ответственность. Они разделяются на проступки (гражданские, дисциплинарные, административные) и преступления. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие или бездействие), запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Правонарушающее поведение индивидов и групп иногда обозначается термином «делинквентное поведение». 

Таким образом, правонарушениями не могут быть мысли, чувства, помыслы, т.к. они не регулируются правом, пока не выразились в определенном акте поведения человека. Действие – акт активного поведения (кража, драка, взятка, пьянство в рабочее время и т.д.) Оно может состоять в произнесении определенных слов (оскорбление, клевета, призыв к насильственным антиобщественным деяниям, пропаганда национальной вражды и  розни  и  т.п.). Бездействие является правонарушением в том случае, если человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но  не совершил их (прогул, бесхозяйственность руководителя госпредприятия, халатность должностного лица, проезд без билета в общественном транспорте, оставление человека в опасном состоянии без помощи и т.д.)

К основным формам правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, относятся: распитие спиртных напитков в общественном месте, наркомания, проституция, кражи и грабежи, нанесение телесных повреждений различной тяжести, побои.

Распитие спиртных напитков в общественном месте относится к административному правонарушению. Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний. Именно это и обуславливает множественность и многочисленность применяющихся различными субъектами право применения административно-правовых средств воздействия.

Под пьянством понимается злоупотребление алкоголем, алкоголизм (синдром алкогольной зависимости) – это заболевание, которое развивается в результате пьянства, проявляется в виде психической и физической зависимости от алкоголя и приводит к деградации личности, патологии обмена веществ, внутренних органов и нервной системы. Развитию алкоголизма у подростков способствуют раннее приобщение к спиртному и формирование «алкогольного мышления». Для подростков алкоголь является универсальным средством раскрепощения и преодоления застенчивости, от которой страдают многие подростки.

Информация о работе Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы