Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Профилактика правонарушений у подростков относится к числу важнейших задач государства. Особую актуальность эта проблема приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, идеология социального государства способствует повышению социальных стандартов и ожиданий. При этом актуальной становится проблема предотвращения социальных нарушении индивидов, в первую очередь детей, преодоления негативных тенденций роста детской преступности и ликвидации ее последствий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…. 3
1 Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы ….5
1.1 Социальный портрет несовершеннолетнего правонарушителя………….. 5
1.2 Причины совершения правонарушений несовершеннолетних..9
2 Формы и методы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями……………………………………………………………. 16
2.1 Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями…….. 16
2.2 Социальная профилактика социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями………………...…………………………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список литературы……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Katya (1).doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе курсового исследования мы достигли поставленной цели – изучили особенности социальной профилактики как технологии социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательных учреждениях. Нами были решены поставленные задачи.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

1.Несовершеннолений правонарушитель-это  молодой человек в возрасте  до 18 лет с завышенной или заниженной самооценкой из неполной и (или) неблагополучной семьи. У таких детей отмечается узкий кругозор, отсутствие трудовых навыков, интересов и увлечений, безразличие к своей дальнейшей судьбе. Для них характерно недоразвитие духовных чувств и эмоций, недисциплинированность, грубость, агрессивность, лживость и лень. Волевые усилия у них направлены на достижение узкоэгоистичных целей, удовлетворение сиюминутных и примитивных потребностей.

2. Правонарушения несовершеннолетних  – следствие социальной дезадаптации. Основные причины социальной  дезадаптации несовершеннолетних: 1) дисфункциональность семьи; 2) личностные особенности ребенка (характерологические особенности, темперамент, психические отклонения); 3) школьная дезадаптация подростка; 4) социально ориентированное неформальное окружение сверстников; 5) социально-демографические проблемы.

К основным формам правонарушений, совершаемых несовершеннолетними относятся: распитие спиртных напитков в общественном месте, наркомания, проституция, кражи и грабежи, нанесение телесных повреждений различной тяжести, побои.

3. Социальная профилактика  как важнейшая технология социальной работы представляет собой деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

4. В системе субъектов  профилактической деятельности  особое место занимают общеобразовательные  учреждения, обязанные осуществлять  предупреждение преступлений и  иных правонарушений несовершеннолетних. Рассматривая основные направления деятельности социального работника по ранней профилактике, отметим, что в школах эти задачи решаются: а) в русле общих учебно-воспитательных задач, без специального выделения этой функции; б) путем проведения целенаправленных мер по профилактике правонарушений среди школьников.

Социально-профилактическая работа с несовершеннолетними правонарушителями в общеобразовательном учреждении должна строиться на основании трехэтапной модели: I этап - выявление и постановка на учет учащихся рассматриваемой категории; II этап - коррекционная работа; III этап - совет по профилактике.

Таким образом, профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, проводимая в общеобразовательных учреждениях является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке несовершеннолетних правонарушителей.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Актуальные проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: учебное пособие / А.С. Бланков [и др.]; М. : ВНИИ МВД РФ, 1999. – 464 с
  2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь[Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Издательство «Союз», 2007.– 479с.
  3. Гоголева А.В. Аддитивное поведение и его профилактика[Текст] / А.В. Гоголева – М.: МГУ, 2002. – 448с.
  4. Девиантность и социальный контроль в России (Х1Х - ХХ вв.): Тенденции и социологическое осмысление[Текст] / Под ред.  Л.И. Гилинский. - СПб.: Алетейя, 2000. – 384 с.
  5. Каневский Л.Л. Актуальные проблемы совершенствования ранней профилактики преступности и иных правонарушений несовершеннолетних[Текст] / Л.Л. Каневский // Известия вузов. Правоведение. –2007. – № 1. – С. 151-159.
  6. Криминогенная ситуация в Российской федерации в начале XXI века[Текст] /  ред. В.Я. Кикотя. – М. : ВНИИ МВД, 2001. – 270 с.
  7. Лебедев О.Е, Золотухина В.И. и др. Профилактика правонарушений несовершеннолетних: возможности системы образования[Текст] / О.Е. Лебедев, В.И. Золотухина и др.- М.: Интеллект-центр, 2003.– 116с.
  8. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. О предупреждении преступности несовершеннолетних[Текст] / В.А.Лелеков, Е.В.Кошелева // Социологические исследования.– 2007.– №3.– С. 87-95
  9. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник[Текст] / Л.В. Мардахаев. – М.: Гардарики, 2003. – 269 с.
  10. Павленок П.Д. Основы социальной работы: Учебник[Текст] / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА – М, 2003. – 395 с.
  11. Печенюк А.М. Теоретические основы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних[Текст] / А. М. Печенюк - Хабаровск, 2000. – 375 с.
  12. Проблемы преступности несовершеннолетних [Текст]/ Под общ. ред. Л.А. Сосовьева.–Смоленск, 2008.– 325с.
  13. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания[Текст] // Воспитание школьников. 2002. № 7. С. 43.
  14. Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений» № 120 –ФЗ от 24.06.1999 г.
  15. Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением: учеб. Пособие[Текст] / Л.Б.Филонов; - М.: Наука, 1997. – 284 с.
  16. Фирсов М.В. Антология социальной работы / М.В. Фирсов. М. : «Сварогъ-НВФ СПТ», 1995. –  544 с.
  17. Холостова Е.И. Социальная работа: учеб. пособие [Текст]/ Е.И. Холостова; - М., 2004. – 696 с.
  18. Ханипов Р.А. Диленквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики[Текст] / Р.А. Ханипов // Социологические исследования.– 2007.– №3.– С. 95-103
  19. Холостова Е.И. Инновационные методы профилактики социальной дезадптации несовершеннолетних: научно-методические. [Текст]– М., 2002. - 512 с.
  20. Шереги Ф.Э. Социология девиации: прикладные исследования[Текст] / Шереги Ф.Э. – М.: Центр социального прогнозирования, 2004.– 384с.

 

 

 

 

 


Информация о работе Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы