Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2014 в 10:34, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Профилактика правонарушений у подростков относится к числу важнейших задач государства. Особую актуальность эта проблема приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Это обусловлено целым рядом объективных и субъективных факторов. Во-первых, идеология социального государства способствует повышению социальных стандартов и ожиданий. При этом актуальной становится проблема предотвращения социальных нарушении индивидов, в первую очередь детей, преодоления негативных тенденций роста детской преступности и ликвидации ее последствий.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….…. 3
1 Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы ….5
1.1 Социальный портрет несовершеннолетнего правонарушителя………….. 5
1.2 Причины совершения правонарушений несовершеннолетних..9
2 Формы и методы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями……………………………………………………………. 16
2.1 Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями…….. 16
2.2 Социальная профилактика социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями………………...…………………………………………. 27
Заключение……………………………………………………………………… 34
Список литературы……………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

Katya (1).doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Социально-педагогическая реабилитация – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, активной жизненной позиции ребенка, способствующих интеграции его в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.

Социально-педагогическая реабилитация подростков с девиантным поведением реализуется, как правило, в специализированных учреждениях, которые называются реабилитационными центрами. Задачами таких учреждений являются:

• профилактика безнадзорности, бродяжничества дезадаптированных детей и подростков;

• медико-психологическая помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе физического и психического насилия, опасных условий проживания и др.) в трудную жизненную ситуацию;

• формирование положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми;

• выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без попечения родителей или средств к существованию;

• психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

• содействие в возвращении в семью;

•обеспечение возможности получать образование, нормально развиваться;

• забота о дальнейшем профессиональном и бытовом устройстве.

Другими словами, основная цель деятельности таких учреждений – социальная защита и поддержка нуждающихся детей, их реабилитация и помощь в жизненном самоопределении[35].

Таким образом, суть технологии социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением, заключается в профилактической, коррекционной и реабилитационной деятельности, которая носит межведомственный характер и основывается в основном на предотвращении и раннем выявлении склонности к асоциальному поведению. Рассмотрим далее такую технологию социальной работы, как социальное проектирование.

 

2.2 Социальная профилактика  как технология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями

Понятие технологии социальной работы можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле технологии социальной работы – это особый вид социальной теории, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности. В узком смысле технологии социальной работы – это процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. Социальная профилактика является одной из важных технологий социальной работы.

Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата [10, С.221].

Профилактические мероприятия необходимы и важны во всех сферах жизнедеятельности людей. Это обусловлено тем, что любой участок социальных отношений, социальных связей и взаимодействий всегда связан со столкновением различных точек зрения и различных интересов, несовпадением мнений и позиций, стремлением к достижению различных целей и т.п.

Основными целями социальной профилактики, на достижение которых направлен этот процесс, являются:

а)  выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;

б) уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;

в) предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;

г) сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;

д) содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей [10, С.98].

Таким образом, в социально-профилактических мероприятиях при определённых условиях может нуждаться любой человек, любые социальная группа, организации или коллективы, независимо от степени их социального благополучия на данный момент.

Говоря об основных принципах социальной профилактики, необходимо выделить во-первых, принцип системности, предполагающий выявление всех возможных источников проблемы клиента, одновременное формирование условий для её последующего разрешения и использование для этого различных методов и способов деятельности. Во-вторых, принцип превентивности, предотвращение возникновения проблемы, решение «ещё не возникших проблем». Так, развитие, совершенствование и внедрение в практику эффективной системы полового просвещения и воспитания молодёжи может рассматриваться как одна из возможностей решения проблем раннего материнства, «брошенных» детей. В-третьих, принцип активизации собственных сил человека, предполагающий обучение его необходимым умениям и навыкам для самостоятельного решения собственных проблем. Например, совершенствование навыков общения, обучение основным способам поведения в определённых жизненных ситуациях (при устройстве на работу, в семье, в ситуации стресса). В-четвёртых, принцип оптимальности, позволяющий выявить степень актуальности и значимости данной проблемы для субъекта. И, наконец, в-пятых, принцип гуманизма, доверия и доверительности, являющийся универсальным принципом профессиональной деятельности социального работника.

Характер и содержание социально-профилактической работы с конкретным социальным субъектом определяется его собственными характеристиками, потребностями и возможностями. Чаще всего, и в первую очередь во внимание принимаются такие его характеристики как физический и психологический статусы, материальное положение, социальный статус, уровень образования, система потребностей и целей и т.п.

В качестве первоочередных объектов социальной профилактики выступают следующие социальные группы и объединения.

1. Лица с физическими  и психическими отклонениями  и нарушениями (инвалиды, люди тяжело или хронически больные, люди, получившие серьёзные ранения или травмы).

2. Некоторые возрастные  группы (дети, подростки, престарелые).

3. Группы «социального  риска», т.е. люди, чьё социальное  и имущественное положение по тем или иным критериям и причинам не имеет стабильности и которым практически невозможно в одиночку преодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести к потере ими социальной значимости, личностной целостности, морального облика, биологической гибели [17, С.419].

4. Лица социально неустроенные (бездомные, безработные, беженцы).

5. Лица, находящиеся по  тем или иным причинам в  зависимости от государства (пациенты  больничных стационаров, домов-интернатов, приютов, детских домов и заключённые).

6. Вновь формирующиеся  социальные группы (предприниматели  и фермеры).

Несмотря на то, что при работе с данными социальными группами могут и должны быть достигнуты те цели социальной профилактики, о которых говорилось выше, в каждом конкретном случае предполагается постановка и достижение собственных целей, обусловленных особенностями конкретного объекта деятельности.

Что касается социальных проблем, которые могут рассматриваться в качестве возможных целей социальной профилактики, то, прежде всего, надо указать на следующие: 1.Удовлетворение потребностей социально ущемлённых слоёв населения; 2. Жизнедеятельность семей и групп «социального риска»; 3.Содержание и выполнение законодательных и нормативных актов по социальной защите населения; 4.Условия содержания и жизнедеятельности в учреждениях социального обслуживания, попечительства, наказания и перевоспитания.

Рассматривая социальную профилактику как сознательную и социально организованную деятельность, можно выделить последовательный ряд её основных стадий:

1. Стадия предупреждения - основной задачей которой является  принятие мер, формирующих у человека  социально приемлемую систему  ценностей, потребностей и представлений. Это позволит ему избегать  таких форм поведения и деятельности, которые могут осложнить процесс жизнедеятельности его самого и его ближайшего окружения. Так, воспитывая ребёнка в гуманистическом направлении, родители закладывают основу для формирования у него в будущем широкого и полноценного круга общения, возможностей легко сходиться с людьми и выстраивать эффективную систему взаимодействия с ними.

2. Стадия предотвращения - направлена на принятие своевременных  и эффективных мер недопущения  возникновения ситуации, чреватой  осложнением процесса жизнедеятельности  субъекта. Так, обучая ребёнка правилам поведения на дороге, родители, школа и общество получают возможность значительно снизить риск попадания его в дорожно-транспортное происшествие.

3. Стадия пресечения - используя  социально приемлемые способы, блокировать  формы деятельности и поведения субъекта, которые могут привести к возникновению негативных последствий как для него и его ближайшего окружения, так и для общества в целом. Именно на решение этой задачи направлена существующая в любом обществе система законодательных, морально-нравственных, педагогических, административных и других санкций, карающих за совершение определённых действий или не допускающих их повторения [10, С.224].

Последовательная реализация этих стадий социальной профилактики

предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики.

1. Медико-социальные - направлены  на создание необходимых условий  для сохранения приемлемого уровня  физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.

2. Организационно-административные - создание системы социального

контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.

3. Правовые - разработка и  создание соответствующей системы  правовых норм и правил поведения  и деятельности людей во всех  областях социальной жизни и  создание эффективной и действующей  системы контроля за исполнением  этих норм и правил. К этой  группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.

4. Педагогические - формирование  у различных социальных субъектов  социально приемлемой системы  ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и  расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.

5. Экономические - направлены  на поддержание приемлемого и  достойного уровня жизни человека  и создание необходимых условий  для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.

6. Политические - создание  в обществе эффективной системы  политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

При условии комплексного использования указанных методов, т.е. при разработке и реализации системы социально-профилактических мероприятий,  социальный эффект социальной профилактики существенно выше. Можно выделить следующие разновидности таких мероприятий.

1. Нейтрализующие, направленные  на пресечение каких-либо тенденций, возможностей и т.п. (например, арест и временная изоляция).

2. Компенсирующие, целью  которых является восполнение  понесённой субъектом утраты (назначение  и выплаты пенсии по нетрудоспособности, по

потере кормильца)

3. Предупреждающие, позволяющие  не допустить возникновения обстоятельств, способствующих социальным или личностным отклонениям (изъятие ребёнка из семьи, ведущей девиантный образ жизни).

4. Устраняющие, направленные  на устранение подобных обстоятельств (помещение ребёнка в детский  дом или установление опекунства).

5. Контролирующие, способствующие последующему наблюдению за эффективностью социально-профилактических мероприятий.

Успех социально-профилактических мероприятий во многом определяется тем, на каких принципиальных основаниях строится эта деятельность.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений деятельности по социальной защите и поддержке населения. С одной стороны, это направление деятельности существенно облегчает работу ряда учреждений и организаций, специализирующихся в этой сфере. Например, эффективная работа по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних позволяет лучше защищать права и интересы детей в обществе. С другой стороны, необходимость организации и проведения социально-профилактических мероприятий ставит перед этими организациями и учреждениями новые цели и задачи, такие как организация постоянного мониторинга по ряду социальных проблем, ведение постоянной воспитательной и другой необходимой работы и предвидение возможностей появления некоторых проблем в будущем.

Таким образом, социальная профилактика – это деятельность по предупреждению социальной проблемы, социального отклонения или удержанию их на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих их причин. Профилактика направлена на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и «групп риска»; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов.

Информация о работе Несовершеннолетние правонарушители как объект социальной работы