Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 02:06, курсовая работа
Цель работы - представить закрепленную в законодательстве систему социальной защиты сотрудников МЧС, дать развернутый правовой анализ содержания отдельных мер социальной защиты. В связи с обозначенной целью поставлены следующие задачи:
дать понятие социальной защиты граждан и определить ее конституционные основы;
выявить специфику системы социальной защиты сотрудников МЧС;
рассмотреть вопросы предоставления отдельных мер социальной защиты сотрудников МЧС;
Введение. 2
Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение и регулирование социальной защиты сотрудников МЧС. 4
Глава 2. Меры социальной защиты сотрудников в МЧС в 2000-е годы. 10
Заключение. 25
Список литературы: 27
Список источников: 28
Приложение. 30
Федеральное агентство по образованию
Томский
государственный университет
(ТУСУР)
Кафедра
Истории и социальной работы
Курсовая работа
Нормативно-правовое
обеспечение и регулирование
социальной защиты сотрудников в
МЧС в 2000 – е годы.
Научный руководитель:
Казакевич Л.И.
Выполнила:
Студент гр. 617
Фрошгайзер
А.И.
Томск 2012
Содержание
Конституция Российской Федерации провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Воплощение в жизнь данного конституционного принципа - основная конституционная обязанность государства. Однако ни для кого не секрет, что социальная государственность в России - это тот «конституционный идеал», который пока не может быть в полной мере реализован на практике.
Формирование в Российской Федерации правового и социально ориентированного государства предполагает создание условий не только для беспрепятственного осуществления прав и личных свобод граждан, но и обеспечения их всесторонней социальной защиты. Это особенно актуально для сотрудников силовых структур, в частности МЧС, подвергающихся в процессе своей профессиональной деятельности повышенному риску.
Правовое регулирование социальной защиты сотрудников МЧС осуществляется на основе достаточно большого массива специальных правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах различной юридической силы: Конституции РФ, федеральных законах и законах РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативно-правовых актах Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Стоит отметить также, что вопросы социальной защиты сотрудников МЧС достаточно мало освещены в правовой литературе. Все это обуславливает актуальность темы исследования.
В литературе данная тема освещена недостаточно широко. Основными источниками информации являются нормативно-правовое акты, федеральное законодательство. Также использовались материалы информационных порталов, освещающих деятельность МЧС1.
Вопросы, поднимаемы в данной курсовой, стали объектом исследований следующих теоретиков: В.П. Коханов, И.А. Смирнов, В.Н. Краснов. В.Н. Краснов и В.П. Коханов2 особое внимание уделяют анализу психологических аспектов в работе сотрудников Министерства Чрезвычайных Ситуаций. Другими авторами (Балодис С.3) поднимается основные моменты влияния чрезвычайных ситуаций на людей ( в том числе и на сотрудников МЧС). Реже, но всё же упоминается о необходимости медицинской реабилитации4, медицинской реадаптации и медицинской помощи5 в общем.
Объектом исследования выступают правоотношения в сфере социальной защиты сотрудников МЧС. Предметом – нормативно-правовые акты и судебная практика по вопросам социального обеспечения, гарантий и льгот сотрудников МЧС.
Цель работы - представить закрепленную в законодательстве систему социальной защиты сотрудников МЧС, дать развернутый правовой анализ содержания отдельных мер социальной защиты. В связи с обозначенной целью поставлены следующие задачи:
Согласно федеральному закону об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей6 от 14 июля 1995 года: Аварийно - спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно - спасательные формирования.
Среди многих факторов, определяющих эффективность деятельности сотрудников МЧС по обеспечению безопасности личности, общественной безопасности, а также в реализации других функций, возложенных на сотрудников МЧС, одно из ведущих мест занимает качество нормативно-правового регулирования деятельности сотрудников МЧС.
Сотрудникам МЧС доверяются такие ценности, как жизнь и безопасность человека. Поэтому цели и задачи спасателей являются глубоко нравственными и очень важны для общества. Будучи определены в статье 27 Федерального Закона "Об Аварийно – Спасательных службах и статусе спасателей", они предусматривают:
Можно говорить о том, что цели и задачи деятельности сотрудников МЧС не определяются каждым сотрудником произвольно, а устанавливаются правовыми актами и носят нормативный характер. Они представляют собой определенную программу, которая должна быть выполнена обязательно в процессе профессиональной деятельности.
Необходимо различать основополагающие, общепризнанные международно-правовые документы и внутригосударственные, российские правовые акты, регламентирующие содержание и характер деятельности сотрудников правоохранительных органов. Законодательство Российской Федерации придает нормам международного права приоритетное значение.
Более действенны в этом отношении нормы отечественного, российского права, закрепленные в Конституции РФ, федеральных законах, Указах и распоряжениях Президента, Правительства, соответствующих министерств и ведомств, законах и подзаконных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также внутренних локальных документах конкретных органов охраны правопорядка.
В этих нормативно-правовых документах не только регламентируются различные аспекты деятельности органов внутренних дел, но и предусматриваются карательные меры за несоблюдение или нарушение правовых норм.
Основные положения, лежащие в основе деятельности правоохранительных органов, получили закрепление в Конституции РФ7, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г.
Для профессиональной деятельности сотрудников МЧС наибольшую значимость имеют те положения Кодекса этики и служебного поведения государственных служащих министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий8, которые провозглашают ценность и неприкосновенность человеческой жизни, ее права и свободы. Каждый сотрудник МЧС в процессе выполнения своих служебных обязанностей должен помнить, что:
а) исполнять
должностные обязанности
б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих;
в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России);
г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;
д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению ими должностных обязанностей;
е) соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;
ж) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;
з) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;
и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;
к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету МЧС России;
л) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;
м) не использовать
служебное положение для
н) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МЧС России, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;
о) соблюдать установленные в МЧС России правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;
п) уважительно
относиться к деятельности представителей
средств массовой информации по информированию
общества о работе государственного
органа, а также оказывать содействие
в получении достоверной
р) воздерживаться
в публичных выступлениях, в том
числе в средствах массовой информации,
от обозначения стоимости в
с) постоянно стремиться к обеспечению как можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.
Одним из основных законодательных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов, является Закон Российской Федерации " ОБ АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ"9. В нем раскрываются общие организационно - правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно - спасательных служб и права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации.