Нормативно-правовое обеспечение и регулирование социальной защиты сотрудников МЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 02:06, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - представить закрепленную в законодательстве систему социальной защиты сотрудников МЧС, дать развернутый правовой анализ содержания отдельных мер социальной защиты. В связи с обозначенной целью поставлены следующие задачи:
 дать понятие социальной защиты граждан и определить ее конституционные основы;
 выявить специфику системы социальной защиты сотрудников МЧС;
 рассмотреть вопросы предоставления отдельных мер социальной защиты сотрудников МЧС;

Содержание работы

Введение. 2
Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение и регулирование социальной защиты сотрудников МЧС. 4
Глава 2. Меры социальной защиты сотрудников в МЧС в 2000-е годы. 10
Заключение. 25
Список литературы: 27
Список источников: 28
Приложение. 30

Файлы: 1 файл

готовая!.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

     Федеральное агентство по образованию 

     Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники

     (ТУСУР) 

     Кафедра Истории и социальной работы 
 
 

     Курсовая  работа

Нормативно-правовое обеспечение и регулирование  социальной защиты сотрудников в  МЧС  в 2000 – е годы. 
 

     Научный руководитель:

     Казакевич Л.И.

     Выполнила:

     Студент гр. 617

     Фрошгайзер  А.И. 
 
 
 
 

     Томск 2012

     Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Конституция Российской Федерации провозглашает  Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Воплощение в жизнь данного конституционного принципа - основная конституционная обязанность государства. Однако ни для кого не секрет, что социальная государственность в России - это тот «конституционный идеал», который пока не может быть в полной мере реализован на практике. 

   Формирование  в Российской Федерации правового  и социально ориентированного государства  предполагает создание условий не только для беспрепятственного осуществления  прав и личных свобод граждан, но и обеспечения их всесторонней социальной защиты. Это особенно актуально для сотрудников силовых структур, в частности МЧС, подвергающихся в процессе своей профессиональной деятельности повышенному риску. 

   Правовое  регулирование социальной защиты сотрудников МЧС осуществляется на основе достаточно большого массива специальных правовых норм, содержащихся в нормативно-правовых актах различной юридической силы: Конституции РФ, федеральных законах и законах РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, ведомственных нормативно-правовых актах Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Стоит отметить также, что вопросы социальной защиты сотрудников МЧС достаточно мало освещены в правовой литературе. Все это обуславливает актуальность темы исследования.

   В литературе данная тема освещена недостаточно широко. Основными источниками информации являются нормативно-правовое акты, федеральное законодательство. Также использовались материалы информационных порталов, освещающих деятельность МЧС1.  

   Вопросы, поднимаемы в данной курсовой, стали объектом исследований следующих теоретиков: В.П. Коханов, И.А. Смирнов, В.Н. Краснов. В.Н. Краснов и В.П. Коханов2 особое внимание уделяют анализу психологических аспектов в работе сотрудников Министерства Чрезвычайных Ситуаций. Другими авторами (Балодис С.3) поднимается основные моменты влияния чрезвычайных ситуаций на людей ( в том числе и на сотрудников МЧС). Реже, но всё же упоминается о необходимости медицинской реабилитации4, медицинской реадаптации и медицинской помощи5 в общем.

   Объектом  исследования выступают правоотношения в сфере социальной защиты сотрудников МЧС. Предметом – нормативно-правовые акты и судебная практика по вопросам социального обеспечения, гарантий и льгот сотрудников МЧС. 

   Цель работы  - представить закрепленную в законодательстве систему социальной защиты сотрудников МЧС, дать развернутый правовой анализ содержания отдельных мер социальной защиты. В связи с обозначенной целью поставлены следующие задачи: 

    • дать понятие социальной защиты граждан и определить ее конституционные основы; 
    • выявить специфику системы социальной защиты сотрудников МЧС; 
    • рассмотреть вопросы предоставления отдельных мер социальной защиты сотрудников МЧС; 

Глава 1. Нормативно-правовое обеспечение и регулирование социальной защиты сотрудников МЧС

     Согласно федеральному закону об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей6 от 14 июля 1995 года: Аварийно - спасательная служба - это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно - спасательные формирования.

     Среди многих факторов, определяющих эффективность  деятельности сотрудников МЧС по обеспечению безопасности личности, общественной безопасности, а также  в реализации других функций, возложенных  на сотрудников МЧС, одно из ведущих  мест занимает качество нормативно-правового регулирования деятельности сотрудников МЧС.

     Сотрудникам МЧС доверяются такие ценности, как  жизнь и безопасность человека. Поэтому  цели и задачи спасателей являются глубоко нравственными и очень  важны для общества. Будучи определены в статье  27 Федерального Закона "Об Аварийно – Спасательных службах и статусе спасателей", они предусматривают:

    • быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
    • совершенствовать навыки действий в составе аварийно - спасательных формирований;
    • неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно - спасательных работ;
    • активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую медицинскую и другие виды помощи;
    • неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно - спасательных служб, аварийно - спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ;
    • разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.

     Можно говорить о том, что цели и задачи деятельности сотрудников МЧС не определяются каждым сотрудником произвольно, а устанавливаются правовыми актами и носят нормативный характер. Они представляют собой определенную программу, которая должна быть выполнена обязательно в процессе профессиональной деятельности.

     Необходимо различать основополагающие, общепризнанные международно-правовые документы и внутригосударственные, российские правовые акты, регламентирующие содержание и характер деятельности сотрудников правоохранительных органов. Законодательство Российской Федерации придает нормам международного права приоритетное значение.

     Более действенны в этом отношении нормы  отечественного, российского права, закрепленные в Конституции РФ, федеральных  законах, Указах и распоряжениях  Президента, Правительства, соответствующих министерств и ведомств, законах и подзаконных актах субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также внутренних локальных документах конкретных органов охраны правопорядка.

     В этих нормативно-правовых документах не только регламентируются различные аспекты деятельности органов внутренних дел, но и предусматриваются карательные меры за несоблюдение или нарушение правовых норм.

     Основные  положения, лежащие в основе деятельности правоохранительных органов, получили закрепление в Конституции РФ7, принятой всенародным голосованием 12.12.1993 г.

     Для профессиональной деятельности сотрудников  МЧС наибольшую значимость имеют  те положения Кодекса этики и  служебного поведения государственных  служащих министерства Российской Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных действий8, которые провозглашают ценность и неприкосновенность человеческой жизни, ее права и свободы. Каждый сотрудник МЧС в процессе выполнения своих служебных обязанностей должен помнить, что:

а) исполнять  должностные обязанности добросовестно  и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной  работы государственных органов;

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как государственных органов, так и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий Министерства Российской Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России);

г) не оказывать  предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных  граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать  действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и  иных интересов, препятствующих добросовестному  исполнению ими должностных обязанностей;

е) соблюдать  беспристрастность, исключающую возможность  влияния на их служебную деятельность решений политических партий и общественных объединений;

ж) соблюдать  нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

з) проявлять  корректность и внимательность в  обращении с гражданами и должностными лицами;

и) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

к) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении государственным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету МЧС России;

л) принимать  предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникших случаев конфликта интересов;

м) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных  органов, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

н) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности МЧС России, Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

о) соблюдать  установленные в МЧС России правила  публичных выступлений и предоставления служебной информации;

п) уважительно  относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации в установленном порядке;

р) воздерживаться в публичных выступлениях, в том  числе в средствах массовой информации, от обозначения стоимости в иностранной  валюте (условных денежных единицах) на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота;

с) постоянно  стремиться к обеспечению как  можно более эффективного распоряжения ресурсами, находящимися в сфере его ответственности.

     Одним из основных законодательных актов, регулирующих деятельность правоохранительных органов, является Закон Российской Федерации " ОБ АВАРИЙНО - СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБАХ И СТАТУСЕ СПАСАТЕЛЕЙ"9. В нем раскрываются общие организационно - правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно - спасательных служб и права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации.

Информация о работе Нормативно-правовое обеспечение и регулирование социальной защиты сотрудников МЧС