Первая,
традиционна для силовых ведомств – задача
психологического сопровождения деятельности
личного состава МЧС России: спасателей,
пожарных, врачей, летчиков и других категорий.
Это профессиональный отбор, психологическая
подготовка, коррекция и восстановление
психического здоровья, решение проблем,
возникающих в связи с выполнением профессиональных
обязанностей.
Вторая
задача уникальна – оказание первой
психологической помощи при чрезвычайных
ситуациях.
Оказание
экстренной психологической помощи
населению, пострадавшему в чрезвычайных
ситуациях, является функцией МЧС России,
утвержденной Указом Президента Российской
Федерации. Это направление работы во
многом предопределило формирование и
развитие психологической службы министерства.
В
своей работе психологи МЧС России
опираются на опыт, накопленный в
области экстремальной психологии,
и активно развивают современные
походы в психофизиологической диагностике,
психологической подготовке и психологической
реабилитации специалистов экстремального
профиля.
Значимость
вклада психологической службы в
деятельность системы МЧС России
и профессионализм психологов отмечены
ведомственными и государственными
наградами.
Центр
в соответствии с целями создания
осуществляет на основе заданий МЧС
России за счет средств федерального бюджета
следующие виды деятельности (функции)17:
- периодическое
мониторинговое наблюдение за психоэмоциональным
состоянием военнослужащих войск гражданской
обороны, военнослужащих и сотрудников
федеральной противопожарной службы,
федеральных государственных гражданских
служащих, работников МЧС России (далее
-работников МЧС России), постэкспедиционные
психологические обследования;
- научно-методическое
обеспечение работников подразделений
системы МЧС России по психологическому
направлению;
- профессиональный
психологический отбор претендентов для
службы или работы в подразделениях системы
МЧС России, абитуриентов (слушателей)
для обучения в образовательных учреждениях
МЧС России;
- участие
в работе по аттестации, переаттестации
и медико-психологической экспертизе
профессиональной пригодности работников
МЧС России;
- психологическая
подготовка работников МЧС России в системе
общей подготовки и обучения, направленная
на выполнение задач профессиональной
деятельности в экстремальных условиях
и в повседневной трудовой деятельности;
- обучение
населения в рамках единой системы обучения
населения в области гражданской обороны
и защиты от чрезвычайных ситуаций в части,
касающейся психологической подготовки;
- мероприятия
по медико-психологической реабилитации
работников МЧС России, проводящихся экстренно
в постэкспедиционный период;
- оказание
экстренной психологической и медико-психологической
помощи в зонах чрезвычайных ситуаций
пострадавшим, персоналу, работающему
в условиях ликвидации последствий стихийных
бедствий и катастроф, работникам МЧС
России;
- оказание
первой помощи пострадавшим, персоналу,
работающему в условиях ликвидации последствий
стихийных бедствий и катастроф, работникам
МЧС России;
- оказание
медицинских услуг работникам МЧС России
в рамках мероприятий по медико-психологической
реабилитации, в том числе в плановом порядке
в амбулаторно-поликлинических, стационарных
и санаторно-курортных условиях;
- прогнозирование
рисков возникновения неблагоприятных
социально-психологических последствий
чрезвычайных ситуаций и планирование
мероприятий по их снижению;
- оказание
методической, экстренной психологической
помощи работникам МЧС России, гражданскому
населению, пострадавшему в чрезвычайных
ситуациях, с использованием современных
дистанционных методов и технологий;
- осуществление
научно-исследовательских работ, научно-практической
деятельности в направлении психологического
обеспечения в области защиты населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций,
гражданской обороны, пожарной безопасности,
безопасности людей на водных объектах
в соответствии с государственным заказом,
на основе планов, заданий МЧС России,
утвержденных в установленном порядке;
- разработка
и внедрение новых методов и технологий
для проведения мероприятий по психологической,
психофизиологической диагностике, психологической
подготовке, медико-психологической реабилитации,
экстренной психологической и медико-психологической
помощи пострадавшим в результате стихийных
бедствий и катастроф;
- участие
в установленном порядке в работе международных
и национальных органов в направлении
психологического обеспечения в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций, гражданской обороны, пожарной
безопасности, безопасности людей на водных
объектах;
- организация,
проведение и участие в международных,
всероссийских и региональных конференциях,
совещаниях, симпозиумах, выставках в
направлении психологического обеспечения
в области защиты населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций, гражданской
обороны, пожарной безопасности, безопасности
людей на водных объектах.
2. 2.
Программы связанные
с социальным обеспечением
сотрудников в
МЧС
Социальная
защита граждан – деятельность государства
по реализации совокупности законодательно
закрепленных экономических гарантий
по отношению к гражданам и
особенно к наименее защищенной их части.
Данная деятельность (система мер) включает
в себя социальное обеспечение и социальное
обслуживание граждан в старости, при
полной или частичной потере трудоспособности,
потере кормильца, в случае болезни, в
т.ч. и возникновения указанных случаев
от вредных факторов в экстремальных ситуациях18.
Социальное
обеспечение в РФ, носящее материальный
характер, осуществляется на основе ст.
7 Конституции РФ19, провозглашающей
РФ социальным государством. В развитие
этого положения ст. 39 Конституции гарантирует
каждому гражданину социально обеспечение
по возрасту, в случае болезни, инвалидности,
потере кормильца, для воспитания детей
и в иных случаях, установленных законом.
Законодательство РФ, которое предусматривает
государственные пенсии, социальные пособия,
поощряет добровольное социальное страхование,
создание дополнительных форм социального
обеспечение, а также благотворительность.
Установленные Конституцией РФ гарантии
социального обеспечения соответствуют
основным международным правым актам:
Всеобщей декларации прав человека20;
Международному пакту об экономических,
социальных и культурных правах21;
другим документам международного права.
Базовыми
принципами социального обеспечения
являются22: всеобщность; доступность;
всесторонность; многообразие видов, в
размерах, соответствующих уровню экономики
государства; осуществление обеспечения
за счет средств специальных фондов. К
основным видам социального обеспечения
относятся различные виды пособий по временной
нетрудоспособности (в случае болезни
или увечья, ухода за больным членом семьи,
санаторно-курортном лечении и т.п.), женщинам
по беременности и родам; государственное
пенсионное обеспечение; содержание и
обслуживание пожилых и нетрудоспособных
граждан в домах-интернатах; обеспечение
инвалидов протезно- ортопедическими
изделиями и средствами (коляски, автомобили);
социальная и трудовая реабилитация инвалидов;
лекарственное обеспечение населения
и др.
Содействие
со стороны государства также
проявляется в реализации различных
государственных программ. Например, реализация
ведомственной программы «Обеспечение
жильем военнослужащих войск гражданской
обороны, сотрудников федеральной противопожарной
службы, спасателей и федеральных государственных
гражданских служащих МЧС России на 2008-2010
года»23. Социальные
последствия реализации Программы заключаются
в обеспечении жилыми помещениями
военнослужащих войск ГО, спасателей и
сотрудников ФПС, нуждающихся в жилых
помещениях. Косвенно это позволит обеспечить
приток новых квалифицированных кадров
на службу в МЧС России, уменьшение текучести
кадров, а также повышение качества выполнения
военнослужащими войск ГО, спасателей,
и федеральных государственных гражданских
служащих МЧС России и сотрудников ФПС
возложенных на них задач. Это в свою очередь
приведет к повышению эффективности деятельности
МЧС России в целом, в том числе в части
минимизации последствий военных действий,
крупномасштабных чрезвычайных ситуаций
и террористических акций, защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера,
обеспечению пожаротушения и спасения
людей при пожарах.
Экономические
последствия Программы заключаются
в повышении эффективности бюджетных
расходов на подготовку, переподготовку
и повышение квалификации военнослужащих
войск ГО, спасателей МЧС России и сотрудников
ФПС, так как эффективность этих расходов
напрямую связана с уменьшением текучести
кадров. Кроме того, это будет способствовать
повышению общей профессиональной подготовки
сотрудников МЧС России.
Также
немаловажную роль сыграла реализация
подпрограммы «Государственные жилищные
сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в
состав федеральной целевой программы
«Жилище» на 2002-2010 годы24.
В
результате реализации подпрограммы предполагается
за счет средств федерального бюджета
обеспечить благоустроенным жильем не
менее 3400 семей участников ликвидации
последствий радиационных аварий и катастроф,
граждан, эвакуированных (переселенных)
и добровольно выехавших из населенных
пунктов, подвергшихся радиоактивному
загрязнению вследствие радиационных
аварий и катастроф, и граждан из подразделений
особого риска, нуждающихся в улучшении
жилищных условий.
Ожидаемые
результаты обеспечения жильем участников
подпрограммы за счет средств федерального
бюджета представлены в приложении.
(См. приложение)
Кроме
того, приказом «О денежном содержании
федеральных государственных гражданских
служащих МЧС России»25 был утвержден
порядок выплат ежемесячной надбавки
к должностному окладу за особые условия
гражданской службы федеральным гражданским
служащим МЧС России, порядок выплаты
премии за выполнение особо важных и сложных
заданий и также положение об оказании
материальной помощи федеральным государственным
гражданским служащим МЧС России.
Заключение
Исследование
нормативно-правовых вопросов социальной
защиты сотрудников Министерства Чрезвычайных
Ситуаций позволяет сделать следующие
выводы:
- социальная
защита сотрудников МЧС – это система
правовых отношений, которые возникают
между сотрудниками МЧС и государством,
другими субъектами права по поводу предоставления
сотрудника и (или) членам их семей на основе
нормативных правовых актов и из средств
федерального бюджета, а также других
источников денежных выплат, натурального
обеспечения и услуг при наступлении социальных
случаев, влекущих необходимость их социальной
защиты, с целью обеспечения нормальных
условий профессиональной деятельности,
а также компенсации повышенных психологических
и физических нагрузок.
- Социальное
обеспечение является частью социальной
защиты. Оно предоставляется преимущественно
тогда, когда сотрудники МЧС временно
( по причине болезни, травмы, уходу за
больным членом семьи, отпуску по беременности
и родам, по уходу за ребенком и т.п.) не
могут исполнять служебные обязанности
или прекратили служебные отношения по
выслуге лет, инвалидности, в связи со
смертью. В то же время в социальное обеспечение
не входят такие меры социальной защиты
как денежное довольствие, вещевое и продовольственное
обеспечение,возмещение вреда, причиненного
жизни или здоровью сотрудников, обеспечение
их жилыми помещениями и т.д.
- Социально
обеспечение сотрудников МЧС закреплено
и подтверждается радом государственных
программ, федеральных законов и других
нормативно-правовых актов.
- Социальные гарантии можно
считать мерами (видами) социальной защиты граждан,
в том числе и государственных служащих.
Так как социальное обеспечение представляет
собой часть социальной защиты населения,
социальные гарантии могут выступать
как виды социального обеспечения.
Список
литературы:
- Акинышш А.
В. Медицинская помощь участникам аварийно-спасательных
и восстановительных работ при чрезвычайной
ситуации / А. В. Акиныпин, Б. П. Кудрявцев,
И. А. Смирнов // Воен.-мед. журн. 2002. - № 12.
- С. 11-14.
- Бакуменко
В.П., Бублик С.А. Особенности профессиональной
деятельности сотрудников и требования
к нравственно-эстетической культур сотрудников
силовых структур . - М , 1991. - 220 с.
- Балодис С.
ЧС в нашей жизни / С. Балодис // Гражд. защита.
2002. — № 4. — С. 32.
- Костров А.В.,
Савченков С.Н., ВНИИ по проблемам гражданской
обороны и чрезвычайных ситуаций" МЧС
России // Право и безопасность.-2010.-№2(35).-С.
45-62.
- Коханов В.
П. Организация и содержание психолого-психиатрической
помощи пострадавшему при ЧС населению
и членам аварийно-спасательных формирований
/ В. П. Коханов // Психиатрия чрезвычайных
ситуаций : сб. ст. -М., 2003.-С. 57-73.
- Коханов
В.П.,
Краснов В.Н. Психиатрия
катастроф и чрезвычайных ситуаций. Теория
и практика: руководство. М.: Практическая медицина, 2008. 447 c.
- Краснов
В.Н.,
Резник А.М.,
Коханов В.П. Психически
и психосоматические расстройства у участников
ликвидации последствий катастрофы на
Чернобыльской атомной электростанции: монография. Москва: ВЦМК "Защита",2003. 108 c.
- Кудрявцев Б.
П. Организация и содержание хирургической
помощи в чрезвычайных ситуациях / Б. П.
Кудрявцев, И. А. Смирнов // Мед. катастроф.
1998. -№ 1-2.-С. 6-8.
- Сокова З.К.
Профессиональная этика. - М.: ЦИ и НМО КП
МВД РФ, 2000. - 204 с.
- Социология.
Краткий тематический словарь. / Под общ.
ред. Ю.Г. Волкова. - Ростов-на-Дону: Феникс,
2001. - 320 с.
- Фирсов М.В.,
Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы:
содержание и методы психосоциальной
практики. - М.: Изд. центр "Академия",
2002. - 192 с.
Список
источников:
- Ведомственная
программа «Обеспечение жильем военнослужащих
войск гражданской обороны, сотрудников
федеральной противопожарной службы
и федеральных государственных
служащих МЧС России на 2008-2010 годы».
[Электронный ресурс]. Режим доступа:URL:http://www.mchs.gov.ru/activities/?SECTION_ID=538
- Всеобщая
декларация прав человека. [Электронный
ресурс ]. Режим доступа:URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml
- Государственное
учреждение «Центр экстренной психологической
помощи МЧС России» [Электронный ресурс].
Режим доступа:URL: http:// psi.mchs.gov.ru.
- Конституция
Российской Федерации [Электронный ресурс].
Режим доступа:URL: http://www.constitution.ru/
- Международный
пакт об экономических, социальных и культурных
правах. [Электронный ресурс]. Режим доступа:URL:
.http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml
- Министерство
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий. [Электронный
ресурс]. Режим доступа:URL: http:// mchs.gov.ru
- Подпрограмма
«Государственные жилищные сертификаты»
на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной
целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы [Электронный ресурс
]. Режим доступа:URL: http://www.mchs.gov.ru/activities/?ID=3980
- Приказ «Об
утверждении кодекса этики и служебного
поведения государственных служащих Министерства
Российской Федерации по делам гражданской
обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации
последствий стихийных бедствий» Федерации
[Электронный ресурс]. Режим доступа:URL: http://www.mchs.gov.ru/law/index.php?ID=613141
- Приказ «О
денежном содержании федеральных государственных
гражданских служащих МЧС России» [Электронный
ресурс]. Режим доступа:URL: http://www.mchs.gov.ru/infosystem/detail.php?ELEMENT_ID=613291
- УСТАВ Государственного
учреждения «Центр экстренной психологической
помощи Министерства Российской Федерации
по делам гражданской обороны, чрезвычайным
ситуациям и ликвидации последствий стихийных
бедствий» » [Электронный
ресурс]. Режим доступа:URL: http://www.mchs.gov.ru/ministry/?SECTION_ID=3011
- Федеральный
Закон «Об аварийно – спасательных службах
и статусе спасателей» [Электронный
ресурс]. Режим доступа:URL: http:// base.garant.ru/10104543/
Приложение
Приложение
к подпрограмме "Обеспечение жильем
участников ликвидации последствий
радиационных аварий и катастроф",
входящей в состав федеральной
целевой программы "Жилище"
на 2002 - 2010 годы
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
СРЕДСТВ, ВЫДЕЛЯЕМЫХ ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО
БЮДЖЕТА
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ПОДПРОГРАММЫ
(млн. рублей)
-------------------------T-------T------------------------------------¬
¦
¦2002 - ¦
В том числе
¦
¦
¦ 2010 +------T------T------T-------T-------+
¦
¦годы - ¦ 2002 ¦ 2003 ¦ 2004 ¦2005 - ¦
в том ¦
¦
¦ всего ¦ год ¦ год
¦ год ¦ 2010 ¦ числе
¦
¦
¦ ¦
¦ ¦ ¦годы -
¦ 2010 ¦
¦
¦ ¦
¦ ¦ ¦
всего ¦ год ¦
L------------------------+-------+------+------+------+-------+--------
Государственные
1236,5 66,5 76 87
1007 215
капитальные
вложения -
всего
в том числе:
Республика
Алтай
1,35 0,15 0,15 0,15
0,9 0,15
Республика
Хакасия
1,7 0,15 0,15 0,15
1,25 0,27
Алтайский
край
13,27 0,71 0,81 0,93
10,82 2,31
Красноярский
край 14,58
0,78 0,89 1,02 11,89
2,54
Новосибирская
область 17,2
1,13 1,25 1,45 13,37
2,86